Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В современном мире профессия дизайнер – это обобщенное название профессии человека, способного гармонично преобразовывать окружающий мир, совершенствовать представления о красоте предметов. Это одна из самых престижных и высокооплачиваемых профессий на сегодняшний день, а также она очень интересная и творческая. Именно поэтому большинство абитуриентов поступают на эту специальность.
Потребность общества в профессиональных дизайнерах обусловлена рядом противоречий современной жизни: нехватка творчески активных людей с целостным художественно-техническим мышлением; организация многих процессов жизнедеятельности несовершенна они нарушают психологическое и физиологическое состояние человека; организация производства осуществляется без учета последствий его влияния на биосферу; низкий социальный и экономический уровни существования не позволяют человеку полностью реализовать себя.
В современных условиях модернизации системы образования на одно из первых мест выдвигается проблема качественного изменения уровня профессиональной подготовки будущих специалистов в направлении дизайна. Немаловажную роль в решении этой проблемы играет учебная изобразительная деятельность, направленная на развитие художественно-графических навыков, обоснованное и активное использование полученных знаний для формирования графических умений и навыков в процессе эскизирования [3, c. 3].
Однако существующая профессиональная подготовка в области художественной вышивки создаёт ситуацию, когда выпускники среднего профессионального учебного заведения, владея исполнительским мастерством, не способны на создание (проектирование) собственных высокопрофессиональных художественно-творческих работ; поступившие в вуз после общеобразовательной школы и окончившие обучение по образовательным программам высшего образования (бакалавры), напротив, владея вопросами проектирования художественной вышивки, недостаточно подготовлены для материализации собственного художественного проекта в высокохудожественное произведение [10, c. 5].
В условиях реализации компетентностного подхода особое внимание уделяется не только усвоению определенной суммы знаний и отработке умений, но и навыкам, развитие которых может происходить через различные средства и методы обучения. Поэтому одним из методов развития художественно-графических навыков будущих дизайнеров является обучение их навыкам декоративно-прикладного искусства.
Таким образом, возникает противоречие между отсутствием общераспространенных методик практико-ориентированного подхода к обучению, потребностью общества в квалифицированных специалистах, способных к практическому применению, полученных знаний и умений, и необходимостью разработки и внедрения этих самых практико- ориентированных технологий.
С учетом этого противоречия был сделан выбор темы исследования: «Разработать методику обучения будущих дизайнеров вышивке лентами».
Объект исследования – процесс обучения будущих дизайнеров вышивке лентами.
Предмет исследования – разработка методики обучения будущих дизайнеров вышивке лентами в рамках курса методики профессионального образования.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что если строить подготовку будущего дизайнера, опираясь на специально разработанное и апробированное календарно-тематическое пособие, то можно обеспечить более основательное развитие художественно-графических навыков у студентов.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Разработать организационно-методическое обеспечение изучения темы включающее место, роль и значение темы «Обучение будущих дизайнеров вышивке лентами» в программе профессионального образования;
2. Разработать тематическое и календарно-тематическое планирование по обучению будущих дизайнеров вышивки лентами;
3. Разработать план занятия по календарно-тематическому планированию;
4. Изучить учебно-дидактическое обеспечение занятий;
5. Разработать объект труда по выбранной теме.
6. Провести анализ материальной базы профессионального обучения.
Методами данного исследования являются: сбор и анализ литературы по теме исследования, её обобщение в виде глав и параграфов работы.
Практическая значимость работы обусловлена ее направленностью на создание календарно-тематического плана по обучению вышивки лентами для формирования профессиональных качеств будущих дизайнеров как особого рода. Разработанное календарно-тематическое планирование может быть включено в учебную практику дисциплины «Дизайн-проектирование» в системе профессионального образования.
Структура работы состоит из введения, 3 глав, 10 параграфов, заключения, списка используемой литературы.
1 Организационно-методическое обеспечение изучения темы «Обучение будущих дизайнеров вышивке лентами»
1.1 Место, роль и значение темы «Обучение будущих дизайнеров вышивке лентами» в программе
Согласно ФГОС по специальности 29.02.04 «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий» выпускнику присваивается квалификация «Технолог-конструктор». Данная квалификация подразумевает приобретение следующих компетенций [27, c. 14]:
Моделирование швейных изделий.
― ПК 1.1. Создавать эскизы новых видов и стилей швейных изделий по описанию или с применением творческого источника.
― ПК 1.2. Осуществлять подбор тканей и прикладных материалов по эскизу модели.
― ПК 1.3. Выполнять технический рисунок модели по эскизу.
― ПК 1.4. Выполнять наколку деталей на фигуре или манекене.
― ПК 1.5. Осуществлять авторский надзор за реализацией художественного решения модели на каждом этапе производства швейного изделия.
Декоративно-прикладное искусство является собирательным термином, который объединяет два различных рода искусства: декоративное и прикладное. Декоративное выступает в качестве украшательского свойства, которое направлено на художественно-эстетическое восприятие. Прикладное свойство определяет функциональную принадлежность изделия. Искусство выступает в качестве воплощение творческого процесса [16, c. 25].
Изучения теоретических и методических особенностей формирования художественно-эстетической компетенции студентов дизайнеров, позволили обозначить этапы осуществления развития художественно-эстетической компетенции студентов дизайнеров на занятиях по декоративно-прикладному искусству, которые состоят из мотивационно-ценностного, информационно-познавательного, личностно-развивающем.
На мотивационно-ценностном этапе происходит формирование мотивационно-ценностного компонента художественно-эстетической компетентности студента. Этот процесс эффективен при условиях [6, c. 113]:
- формирования у студентов интереса к произведениям народного искусства;
- раскрытия эстетических и духовных ценностей человечества;
- создание эмоциональной насыщенности, эстетической образности изложения материала;
- создание нескольких вариантов программ деятельности, которые обеспечат предпосылки сознательного выбора.
Информационно-познавательный этап происходит приобщение студентов к самостоятельной работе, к сбору информации, где происходит выбор и систематизация видов декоративно-прикладного искусства относительно определенной темы [14, c. 54].
Таким образом, наряду с изучением швейной технологии будущим дизайнерам необходимо ознакомление со способами и видами декоративно-прикладного искусства, чему и посвящена тема.
Целью изучения темы является создание условий для формирования и развития творческих способностей будущих дизайнеров при обучении вышивке лентами, углубления знаний, полученных на уроках, приобретения новых полезных умений и навыков, а также приближение к профессиональной деятельности.
Вышивка лентами интересное и увлекательное занятие, требующее проявления творчества и фантазии. Пределу совершенства в этом виде рукоделия нет. Оно может перейти в настоящее искусство. Данный вид рукоделия доступен для восприятия и актуален, его красота пробуждает интерес к истории возникновения этого вида искусства.
При реализации программы используются знания обучающихся, полученные ранее на уроках профессионального обучения. В содержание программы включены материалы, развивающие профессионально-познавательный интерес будущих дизайнеров к данному виду рукоделия и профессиональной деятельности, чувство красоты и гармонии, эстетического и художественного вкуса, способствующие трудовому и эстетическому воспитанию, расширяющие кругозор обучающихся, совершенствующие умения и навыки вышивания [11, c. 34].
1.2 Методический анализ темы
Все занятия должны проходить согласно календарно-тематического планированию, представленному в п. 1.3, это обеспечивает усвоение данной программы всеми обучающимися.
Программа учебной практики расписана по темам, где проставлено количество часов.
Изучение календарно - тематического плана отражает преемственность знаний, умений, навыков в каждой теме. Изучение материала построено от простого к сложному.
Формой контроля знаний студентов является выполнение ленточных панно (практическая работа).
Содержание программы:
Тема 1. Вводное занятие. Виды швов, используемые в вышивке лентами. Технология их выполнения (6 часов).
Цели: познакомить обучающихся с курсом профессиональной образовательной программы, объяснение предстоящей на уроке работы, порядка выполнения упражнений самостоятельной работы, разбор чертежей, схем, технических требований, демонстрация образцов предстоящих учебных работ. Знакомство обучающихся с способами закрепления ленты на игле, выполнением простых стежков.
Объекты труда: Выполнение образцов простых швов
Реализуемые компетенции [27, c. 9]:
ПК 4. 4. Разрабатывать технологическую карту изготовления изделия.
ПК 4.5. Соблюдать правила безопасного труда.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
Оборудование: конспект, инструкционная карта, образцы швов, настенные картины, панно, схемы, картинки, материалы, нитки, иголки, линейка, ткань, ножницы, наперсток.
Тема 2. Технология выполнения свободных швов (6 часов).
Цель: ознакомить учащихся со способами выполнения свободных швов: шов «вперед иголку», шов «строчка», шов «за иголку».
Объект труда: Выполнение свободных швов (шов «вперед иголку», шов «строчка», шов «за иголку).
Реализуемые компетенции [27, c. 9]:
ПК 4.2 Обеспечивать рациональное использование трудовых ресурсов, материалов.
ПК 4.5. Соблюдать правила безопасного труда.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
Оборудование: схемы, картинки, материалы, нитки, иголки, линейка, ткань, ножницы, наперсток.
Тема 3. Технология выполнения счетных швов (6 часов).
Цель: ознакомить учащихся со способами выполнения счетных швов: шов «косичка», счетная гладь, кресты в наклонном ряду, двойной крест.
Объекты труда: Выполнение счетных швов (шов «косичка» счетная гладь, кресты в наклонном ряду, двойной крест)
Реализуемые компетенции [27, c. 9]:
ПК 4. 4. Разрабатывать технологическую карту изготовления изделия.
ПК 4.5. Соблюдать правила безопасного труда.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
Оборудование: схемы, картинки, материалы, нитки, иголки, линейка, ткань, ножницы, наперсток.
Тема 4. Изготовление ленточных панно: «Объемная розочка», «Подсолнухи» (6 часов).
Цель: познакомить учащихся с элементами работы по вышивке ленточных панно: подбор и подготовка ткани, зарисовка композиции, закрепление ленты на игле, выполнение различных швов необходимых для изделия.
Объекты труда: Изготовление вышитых работ « Объемная розочка» и « Подсолнухи»
Реализуемые компетенции [27, c. 9]:
ПК 1.1 Создавать эскизы новых видов и стилей швейных изделий по описанию или с применением творческого источника.
ПК 3.4 Осуществлять технический контроль выпускаемой продукции.
ПК 4.4. Разрабатывать технологическую карту изготовления изделия.
Оборудование: различные техники, схемы, материалы нитки, иголки, линейка, ткань, ножницы, наперсток.
Тема 5. Изготовление ленточного панно «Полевые цветы» (6 часов).
Цель: познакомить учащихся с элементами работы по вышивке ленточных панно: подбор и подготовка ткани, зарисовка композиции, закрепление ленты на игле, выполнение различных швов необходимых для изделия.
Объекты труда: Изготовление вышитых работ «Полевые цветы»
Реализуемые компетенции [27, c. 9]:
ПК 1.1 Создавать эскизы новых видов и стилей швейных изделий по описанию или с применением творческого источника.
ПК 3.4 Осуществлять технический контроль выпускаемой продукции.
ПК 4.4. Разрабатывать технологическую карту изготовления изделия.
Оборудование: схемы, картинки, материалы, нитки, иголки, линейка, ткань, ножницы, наперсток.
Формы педагогического контроля [2, c. 68]:
– выполнение контрольных заданий (практическая работа), выставочных работ, образцов пособий. Контроль практических умений осуществляется педагогом в процессе наблюдений за трудовой деятельностью обучающихся, при просмотре изделий в целом, отборе готовых изделий для выставки (демонстрации моделей).
– оценка педагога исходя из индивидуальных особенностей и достижений обучающихся. Педагог оценивает знание теоретического материала, правильность последовательность выполнения приемов и процессов, умение организовать рабочее место, соблюдение техники безопасности, а также учитывать степень самостоятельности, инициативы и творчества обучающихся.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Анищенко Е. В. Научная организация труда учащихся как отражение профессиональной компетентности педагога // Отечественная и зарубежная педагогика. 2012. - №2 (5). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nauchnaya-organizatsiya-truda-uchaschihsya-kak-otrazhenie-professionalnoy-kompetentnosti-pedagoga (дата обращения: 04.11.2021);
2. Бабина Н. Технология: методика обучения и воспитания. – М.: Издательство: Директ-Медиа, 2015. – 360 с.;
3. Благова Т. Ю. Теория и методология дизайна: Учебное пособие. – Благовещенск: Амурский гос. ун-т, 2008. – 90 с.;
4. Борисова Т. С. Гигиенические требования к организации трудового и производственного обучения детей и подростков: учеб.-метод. пособие. - Минск: БГМУ, 2018. – 58 с.;
5. Зайцева А. Шелковые ленты. М.: Эксмо, 2010. - 96 с.;
6. Зайцев С. А. Эргономика : учеб.-метод. пособие. – Тольятти : ТГУ, 2008. – 48 с.;
7. Зеер Э. Ф. Становление личностно-ориентированного образования / / Образование и наука. - 1999. - №1(1). - С. 112-122;
8. Искусство вышивки лентами / А. Г. Чернова, Е. В. Чернова. Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 212 с.;
9. Климов В. П. Научное обеспечение дизайн-образования // Образование и наука. Известия УрО РАО. 2005. - № 21(32). - C. 135-148;
10. Кокс Э. Вышивка шёлковыми лентами. М.: Кристина – Новый век, 2008. - 324 с.;
11. Кругликов Г. И. Методика профессионального обучения с практикумом: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — 2-е изд., стер. — М.: Академия, 2007. — 288 с.;
12. Кругликов Г. И. Методика преподавания технологии с практикумом.- М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 480с.;
13. Кожуховская С. М. Организация дизайн-образования в колледже // Профессиональное образование. 1997. - № 6. - С. 14-15;
14. Литова З. А. Курсовая работа по дисциплине «Методика профессионального обучения»: методическое пособие. 3-е издание, переработанное и дополненное. - Курск: Изд-во Курск. гос. ун-та, 2019;
15. Макарова Л. Н., Шаршов И. А. Технологии профессионально-творческого саморазвития учащихся. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 96;
16. Макиенко Н. И. Педагогический процесс в училищах профессионально-технического образования. - М: Высшая школа, 1983. - С. 204-210;
17. Молотова В. Н. Декоративно-прикладное искусство: учебное пособие.– М.: Форум, 2013. - 288 с.;
18. Николаева А. А. Современное обучение мастерству художественной вышивки в профессиональном образовании. Диссертация … кандидата педагогических наук. Санкт-Петербург, 2017. – 101 с.;
19. Организация труда персонала: Учебное пособие / Е.В. Дерябина, Н.Н. Олимских, Н.Ф. Ревенко. – Ижевск: Изд-во УдГУ, 2020. – 198 с.;
20. Основы эргономики и безопасность труда: учеб. пособие / Н.И. Чепелев, С.Н. Орловский, А.Ю. Щекин. – Красноярск, 2018. – 253 с.;
21. Печеркина А. А., Сыманюк Э. Э, Умникова Е. Л. Развитие профессиональной компетентности педагога: теория и практика: монография. Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург : [б.и.], 2011. – 233 с.;
22. Павлов А. В. Гигиеническая оценка показателей вентиляции : метод. рекомендации. – Минск : БГМУ, 2007. – 15 с.№
23. Рекомендации по проектированию учреждений начального и среднего профессионального образования. Выпуск 2. – 2008. – 74 с. URL: https://files.stroyinf.ru/Data2/1/4293832/4293832611.pdf (Дата обращения 4.11.2021);
24. СП 12.13130.2009 «Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности» URL: https://docs.cntd.ru/document/1200071156 (Дата обращения 05.11.02021);
25. СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (Covid-19)» URL: https://docs.cntd.ru/document/565231806 (Дата обращения 15.10.2021);
26. СП 2.4.31186-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации учебно-производственного процесса в образовательных учреждениях начального профессионального образования». URL: https://files.stroyinf.ru/Data1/41/41461/index.htm (Дата обращения 15.10.2021);
27. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 29.02.04 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий (утвержден приказ Министерства образования и науки РФ от 15 мая 2014 г. N 534). URL: https://base.garant.ru/70687464/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения 20.10.2021);
28. Цветкова О. В. Вышивка лентами. М.: Ниола-Пресс, 2008. - 234 с.;
29. Чернова О. В., Шендрик И. Г. Проектирование образовательной среды: учеб. пособие. - Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2006. 93 с.;
30. Чотти Д. Вышивка шелковыми лентами: Техника, приемы, изделия. изд. Аст-Пресс Книга, 2005. - 251 с.;
31. Эрикссон Элен. Шелковые фантазии. Искусство вышивки ленточками. М.: Альбом, 2008. - 144 с.