Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы выбранного исследования определяется тем, что современная педагогика существенно изменила отношение взрослых к детям. Уровень развития ребенка становится мерой качества работы педагога и всей образовательной системы в целом. Педагоги образовательных организаций ориентируются не только на обучение, а в первую очередь на сохранение полноценного детства в соответствии с психофизическими особенностями развивающейся личности. Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования.
Проектирование – это комплексная деятельность, участники которой автоматически, без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов, осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни. Проект в образовательной организации – метод педагогически организованного освоения учащимися окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.
Метод проектов возник в 1920-х годах в Соединенных Штатах Америки и связан с развитием гуманистического направления в философии и образовании, начало которому положил американский философ, психолог и педагог Джордж Дьюи, который предлагал строить обучение на основе целесообразной деятельности ученика, сообразуясь с его личным интересом. Развитие метод получил в работах Ульима Килпатрика и Эдуарда Коллингса.
Определяя программу школы, работающей по методу проектов, Ульим Килпатрик писал: «Программа есть ряд опытов, связанных между собой таким образом, что сведения, приобретенные от одного опыта, служат развитию и обогащению целого потока других опытов» [9]. Он считал, что только деятельность, связанная с окружающей ребенка реальностью, соответствует детским интересам, и предлагал строить обучение на основе расширения и обогащения индивидуального жизненного опыта учащихся.
В России метод проектов приобрел широкую популярность с конца девяностых годов прошлого века и постепенно стал одним из ведущих видов деятельности в образовательном учреждении. Однако советская школа познакомилась с ним еще в первые годы советской власти – одновременно с разработками американских педагогов, педагогов привлекала возможность воспитывать активную самостоятельную личность, способную принимать решения, ставить цели, планировать свою деятельность и предвидеть ее результат. Однако потом этот метод был осужден и забыт. В настоящее время проектная деятельность органически входит в новые стандарты образования.
Об актуальности использования метода проектов свидетельствует и то, что он упоминается в контексте с гуманизацией образования, проблемным и развивающим обучением, педагогикой сотрудничества, личностно-ориентированным и деятельностным подходами. Уважение к ребенку, принятие его целей, интересов, создание условий для развития –непременные условия гуманистического подхода.
Метод проектов нашел свое отражение в идеях отечественных ученых 1920-годов: Б.В. Игнатьева, В.Н. Шульгина, Н.К. Крупской, Е.Г. Кагарова, М.В. Крупениной. В последнее время теоретические основы проектирования отдельных образовательных систем и технологий активно разрабатываются в научно-педагогической литературе (В.С. Безруков, В.П. Беспалько, В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, М.М. Поташник, И.С. Якиманская и других.). Как вариант интегрированного метода обучения дошкольников рассматривают проектную деятельность ряд ученых, таких как Т. А. Данилина, М. Б. Зуйкова, Л. С. Киселева, Т. С. Лагода и других.
Объект курсовой работы: проектная деятельность в образовательном процессе.
Предмет: проекты по разработке и применению оценочных материалов.
Цель: выявление специфики реализации метода проектов в образовательном процессе при разработке и применению оценочных материалов.
Задачи:
- изучить понятие и историю возникновения метода проектов;
- описать метод проектов как средство педагогической оценки в образовательной организации;
- исследовать классификацию проектов, используемых в работе с детьми дошкольного возраста;
- проанализировать реализацию метода проектов в образовательном процессе при разработке и применению оценочных материалов в дошкольной образовательной организации.
В процессе выполнения работы использовались следующие методы исследования: изучение и обобщение; абстрагирование; формализация; анализ и синтез.
Практическая значимость курсовой работы состоит в том, что полученные итоги могут быть полезны студентам педагогических специальностей для применения на практике.
Курсовая работа стоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, глоссария и приложений.
1.Теоретические основы проблемы использования проектного метода в деятельности образовательной организации
1.1 Из истории возникновения метода проектов
Метод проектов возник в двадцатые годы XX века в Соединенных Штатах Америки. Его авторами принято считать ученых представителей гуманистической педагогики и философии: Джордж Дьюи и Ульим Килпатрик. Идея проектного обучения появилась в связи с критикой традиционных мер обучения, где было принято просто заучивать материал. При этом учащиеся часто не понимали то, что они конкретно учили, а знания не имели практики и были далеки от реальности детей, их актуальных интересов, отсюда было отсутствие интереса к учению.
В России метод проектов внедрялся в педагогическую практику с 1905 по 1931 года его прародителем является российский педагог Шацкий. Цель проектной деятельности данный педагог видел в стимулировании учащихся к самостоятельной творческой поисковой работе и соединении теоретических знаний с практикой. В тридцатые годы XX века в связи с переходом на предметное обучение проектную деятельность подвергли критике со стороны правительства и партии Советского Союза, и интерес к ней появился только с середины девяностых годов XX века [3, с.45].
В настоящее время происходит модернизация структуры и содержания среднего общего образования, а также начального образования, где отмечена важная роль проектной деятельности. В некоторых образовательных моделях проектирование начинается уже с начальной школы, например, в программе «Сообщество». интерес к проектной деятельности вызван тем, что на сегодня проект – это основной метод решения многих проблем и задач во всех странах мира.
Рядом педагогических теорий в частности теми, где изучают сложности мотивации учения и активизации познавательной работы, развитие личности человека, а также возможности учащихся в процессе изучения выделено то, что для эффективной реализации приведенных критериев на сегодня применяют метод проектного обучения, так как оно вдохновляет обучающихся демонстрировать способность к целеполаганию и осмыслению.
Таким образом технологии проектного преподавания для дошкольного образования направлены на многоцелевые функциональные тенденции, их интеграцию в целостный образовательный процесс. основная цель проектного обучения – это поэтапное ознакомление с сутью проектной обучающей технологии, а также проработка умений применять проектные технологии в образовательной практике. Проект является формой, либо единицей организации масштабных сравнительных самостоятельных начинаний. Проект дошкольного образования – это особым методом оформленное детальное исследование конкретной отрасли, которая предусматривает поиск приемов и критериев получения практического результата (рисунок 1.1).
Рис. 1.1. Упрощенная схема проектной технологии в образовании [5, с.94]
Проект представляет из себя особым образом санкционированный педагогом обучающий способ, направленный на определенную тему и содержащий программу поэтапных действий, направленных на достижение запланированного результата. В базе способа проектов лежит становление познавательных умений обучающихся, способности без помощи других конструировать собственные познания, ориентироваться в информационном поле, становление критического и креативного мышления - это достигается через детализированную разработку (технологию), которая направлена на достижение осязаемого практического итога. Для того, чтобы достигнуть этот итог нужно выстроить индивидуальную траекторию обучения учащихся, подготовиться к решению возможных трудностей, привлекая для данной цели познания из различных областей. В процессе воплощения проекта требуется умение предсказывать последствия и вероятные результаты при различных разновидностях решения, способность устанавливать причинно-следственные связи [7, с.43].
В наше время образовательному процессу уделяется много времени, так как одной из важных характеристик уровня развития национальной экономики является качество образовательного потенциала страны. Для его поддержания на рынке образовательных услуг появляются новые участники с предложением различных программ, что создает условия жесткой конкуренции, борьбу за финансирование из различных источников. Данная ситуация в совокупности с деятельностью государственного регулятора в лице Министерства образования России вынуждает образовательные учреждения максимально эффективно распоряжаться собственными ресурсами, одновременно соответствуя как требованиям, предъявляемым федеральными государственными образовательными стандартами к содержанию образовательных программ, так и к качеству и количеству образовательных услуг, востребованных рынком.
Одним их эффективных методов управления образовательной услугой, с учетом временного горизонта и особенностей жизненного цикла ее оказания, является проектный подход. Существуют различные трактовки понятия «образовательный проект» (таблица1).
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 02.07.2021 № 351-ФЗ) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
2. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования // Приказ Министерства образования и науки № 1155 от 17.10.2013 (ред. от 21.01.2019) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/
3. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М., 2014 г. – 115 с.
4. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2010. - 112 с.
5. Виноградова Н.А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие / Н.А. Виноградова, Е.П. Панкова. - М.: Айрис-Пресс, 2008. – 208 с.
6. Деркунская В.А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. Издательство: Центр педагогического образования, 2013 г. – 156 с.
7. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в дошкольной образовательной организации / Е.С. Евдокимова. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 64 с.
8. Журавлева В.Н. Проектная деятельность старших дошкольников. Пособие / В.Н. Журавлева. - Волгоград: Учитель, 2011. – 302 с.
9. Касьянова, А. Н. Метод проектов в дошкольной образовательной организации как инновационная педагогическая технология / А. Н. Касьянова. — Текст: непосредственный // Инновационные педагогические технологии: материалы IV Междунар. науч. конф. [Электронный ресурс] // URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/190/10387/
10. Колесникова И.А. Педагогическое проектирование: Учебное пособие для высших учебных заведений / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская; Под ред. И.А. Колесниковой. – М.: ИЦ Академия, 2005. – 288с.
11. Кудрявцева А.И. Педагогическое проектирование как метод управления инновационным процессом в дошкольной образовательной организации / А.И. Кудрявцева; Под общ. ред. Г.Д. Ахметовой // Проблемы и перспективы развития образования. - Пермь: Меркурий, 2011. - С. 80-84.
12. Кочкина Н.А. Метод проектов в дошкольном образовании: Методическое пособие. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 72 с.
13. Кузнецова А.А. В помощь специалистам Центра «Проект шаг за шагом». Методическое пособие / А.А. Кузнецова, И.В. Матвеева. – Ярославль: Методическое отделение Центра «Наставник», 2009. - 40 с.
14. Майер А.А. Управление инновационными процессами в дошкольной образовательной организации: Методическое пособие / А.А. Майер. – М.: ТЦ «СФЕРА», 2008. – 128 с
15. Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в дошкольной образовательной организации: от теории к практике. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – с. 6-8
16. Патранова И. Проектный метод //Дошкольное воспитание. – 2007. - № 3. – с. 81.
17. Солодянкина О.В. Система проектирования в дошкольном учреждении// методическое пособие. - М.: АРКТИ, 2010. – 80 с
18. Сыпченко Е.А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в дошкольной образовательной организации. // СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2012. – 96с.
19. Тимофеева Л.Л. Проектный метод в детском саду / Л.Л. Тимофеева. - СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс». - 2011. - 80с.
20. Циценко, В. С., Красноперова, Т. Н. Организация проектной деятельности в дошкольной образовательной организации [Электронный ресурс] // Молодой ученый. - 2016. - №16- с. 384-387. – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/120/33144 /.