Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования темы выбранной курсовой работы обусловлена высоким значением таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности, организации таможенных операций, таможенного контроля товаров и транспортных средств. Процессы декларирования товаров, контроль за их перемещением приобрели дополнительную значимость в связи с масштабированием туристических и миграционных потоков через таможенную границу Евразийского экономического союза.
Незнание операций таможенного контроля, который предполагает применение таких форм, как получение объяснений, проверка таможенных, иных документов и (или) сведений, личный таможенный досмотр, а также декларирования перемещаемых ими товаров для личного пользования, может вызвать серьезные проблемы и нарушение принятых стандартов. Соответственно, выбранная тема курсовой работы является актуальной и значимой для дальнейшего изучения.
Объект курсовой работы – таможенный контроль.
Предмет – изучение особенностей таможенного контроля при предварительном таможенном декларировании.
Цель курсовой работы – осуществить анализ особенностей таможенного контроля при предварительном таможенном декларировании.
Предмет, объект и цель курсовой работы определили необходимость выполнения следующих задач:
- изучить понятие таможенного контроля;
- исследовать методологию осуществления таможенного контроля в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС, органы, уполномоченные на проведение таможенного контроля;
- проанализировать понятие, содержание и условие применения данного вида декларирования товаров на этапе предварительного таможенного декларирования;
- описать особенности таможенного контроля таможенными органами при применении декларантами предварительного таможенного декларирования товаров.
Для достижения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ; классификация и синтез; сравнение и обобщение.
Теоретические и методологические основы исследования заимствованы из трудов следующих авторов: И.В. Гавриков, С.А. Новикова, А.В. Мартынов, А.Ф. Ноздрачев, Е.И. Павловская и др.
Практическая значимость работы заключается в выявлении особенностей таможенного контроля при предварительном таможенном декларировании. В дальнейшем информация из данной работы может быть использована студентами по направлению таможенного контроля.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
1. Понятие таможенного контроля, его место в системе таможенного регулирования, методология и правовая основа осуществления
1.1 Таможенный контроль: понятие, место в системе таможенного регулирования, правовая основа проведения
С 2021 года абсолютно все пропускные точки, расположенные на демаркационных линиях Российской Федерации, оборудованы качественными инспекционно-досмотровыми комплексами. В рамках таких учреждений работают сотрудники ФТС, отвечающие за реализацию надзорных процессов в момент транспортировки различных грузов через страну.
Специалисты проводят мероприятия по исчислению и взиманию государственных адвалорных, специфических и комбинированных пошлин. Каждая подобная зона оборудована в соответствии с современным прогрессом. На территории точек присутствует ряд технических средств (ТС ТК). Правила использования таких устройств также регламентируются законодательством. К их числу относятся, например, комплекты досмотровых зеркал, автоматические детекторы валют, наборы инструментов, щупы, штампы для проставления дат и пр.
Таможенный контроль представляет совокупность мер, которые осуществляются ответственными органами власти, чтобы предупредить и пресечь нарушения норм международного, союзного и национального законодательства [21]. В России за реализацию подобных процедур отвечают структурные подразделения Центрального аппарата ФТС. Под управлением ведомства находятся различные посты, расположенные в пунктах пропуска, а также на участках Государственной границы Российской Федерации. Инспекционно-досмотровые комплексы решают ряд проблем, касающихся защиты национальных и экономических интересов страны, а также ее непосредственных союзников.
Понятия, цели, сроки проведения, стадии и технологии таможенного контроля – это вопросы, разбираться с которыми придется, наверное, каждому участнику внешнеэкономической деятельности. Однако любой предприниматель, работающий на экспорт, знает, что до проблем, связанных с инспекцией, еще нужно дойти. До процессов непосредственного пересечения границы товар проходит через множество стадий, в плане производства, маркировки, учета, складского размещения и пр.
Современная экономика – это масштабная сфера, в рамках которой задействуются сотни тысяч различных процедур. Даже самые небольшие компании, функционирующие во внешнеэкономическом формате, транспортируют через границу огромное количество всевозможных товаров. Проверить каждый из них нереально – уполномоченные органы попросту не справятся с таким объемом работ, реализация которых к тому же должна выполняться с определенным уровнем скорости.
Принимаемые таможенными специалистами решения строятся на основании множества факторов, рекомендованных, в том числе и профильным законодательством. Однако общая суть принципа выборочности заключается в том, что сотрудники каждого отдельно взятого управления уполномочены определять, какие именно грузы и транспортные средства будут подвержены качественной проверке. Контроль в Таможенном союзе проводится именно по этому нормативу.
Правило предоставляется в формате официально зафиксированного регламента, прописанного в п. 6.2 Киотской конвенции [1]. В соответствии с произведенными статистическими исследованиями средний инспекционно-досмотровый пункт может досмотреть только 5% от всех проходящих через ответственную зону изделий. Поэтому пограничники должны избирать форму и схему профильных операций, исходя как из экономических интересов страны и желания предотвращения правонарушений, так и с учетом параметров оптимальности.
Человек, посмотревший большую часть законодательных норм, касающихся инспекционных мероприятий, реализуемых на пропускных постах, сможет сделать как минимум одно, чрезвычайно важное заключение. Оно состоит в том, что исследованию может быть подвергнуто буквально все: любой товар, продукт, изделие, автомобиль и пр. В рамках международных перевозок специалисты проверяют разнообразные формации транспортируемых объектов, руководствуясь, например, уже представленным принципом выборочности. Присутствуют исключения, которые выступают в роли подтверждения общеустановленных нормативов и правил. Так, по закону, досмотровым операциям не может подвергаться личный багаж глав государств, а также членов их семей [16].
Обозначенный в России в 2021 году четырехуровневый сервис администрирования, создает все условия, необходимые для правильной и грамотной работы головного ведомства. Основная цель системы управления рисками (СУР) заключается в оптимальном распределении возможностей и ресурсов сотрудников поста по наиболее важным и приоритетным направлениям. Положительный опыт использования СУР подтверждается, в том числе и благодаря эффективности аналогичных построений, присутствующих на территории иностранных государств.
Еще один чрезвычайно важный, и, несомненно, главный аспект во всей сфере пограничной инспекции – принцип международного сотрудничества при проведении таможенного контроля. Область деятельности органов, отвечающих за реализацию рассматриваемых операций, попросту неотделимы от вопросов, касающихся отношений между державами. Качество взаимодействия профильных ведомств различных стран напрямую влияет на показатели успешности и эффективности всей ревизии. Проще говоря, сотрудничество выступает в роли буквально необходимого фактора, препятствующего случаям нарушения правовых норм.
Сущность организации таможенного контроля товаров и транспортных средств во многом прописана именно в международных документах и нормативных актах. Таможенный контроль является одним из важнейших институтов таможенного права. Правовая основа таможенного контроля включает совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации о таможенном деле, а также законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы [5].
Принцип сотрудничества с участниками внешнеэкономической деятельности представлен во многих правовых свидетельствах, однако центральным местом его размещения считается пункт 6.8 уже упомянутой Киотской конвенции [1]. В стандартизированной рекомендации присутствует информативный блок, в рамках которого указано, что каждая профильная структура должна наладить партнерские отношения с любыми относящимися к ней субъектами внешней торговли. К числу прямых обязанностей таможни, например, относится задача по составлению и заключению меморандумов о взаимопонимании с обозреваемыми категориями лиц.
Участниками в процессе таможенного контроля всегда являются две стороны: непосредственно, сотрудники правительственных служб и люди, занимающиеся перевозкой товара через границу. В качестве таких граждан могут выступать физические и юридические лица, государственные и иностранные организации, действующие на территории или за пределами державы. Главное условие, позволяющее, скажем, частной компании выполнить требования к соблюдению такого статуса, заключается в наличии регистрации в качестве участника внешнеэкономических торговых связей.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что таможенный контроль – это совокупность мер, которые осуществляются ответственными органами власти, чтобы предупредить и пресечь нарушения норм международного, союзного и национального законодательства.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (совершено в Киото 18.05.1973) (в ред. Протокола от 26.06.1999) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_106124/
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215315/
3. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ред. от ред. от 29.05.2019) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215315/
4. Договор о Евразийском экономическом союзе (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2021) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163855/
5. Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 03.08.2018 № 289-ФЗ (ред. от 11.06.2021 № 173-ФЗ) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_304093/
6. Закон РФ «О Государственной границе Российской Федерации» от 01.04.1993 № 4730-1 (последняя редакция) (ред. от 02.07.2021 № 343-ФЗ) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_3140/
7. Приказ ФТС России от 01.11.2013 № 2081 (ред. от 09.10.2015) «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при совершении таможенных операций при таможенном декларировании в электронной форме товаров, находящихся в регионе деятельности таможенного органа, отличного от места их декларирования» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154078/
8. Постановление Правительства РФ от 26.07.2006 № 459 (ред. от 09.06.2020) «О Федеральной таможенной службе»[Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61861/
9. Гавриков И.В. Таможенная служба как вид государственной службы: Учеб. пособие / И.В. Гавриков. – Самара, 2018. – 311 с.
10. Новикова С.А. Таможенное дело: Учеб. пособие. – М: Издательство Юрайт, 2018. – 302 с.
11. Мартынов А.В. Применение риск-ориентированного подхода при осуществлении государственного контроля и надзора как необходимое условие снижения давления на бизнес / А.В. Мартынов // Юрист. – 2016. – №18. – С. 22-27.
12. Ноздрачев А.Ф. Реформа государственного контроля (надзора) и муниципального контроля / А.Ф. Ноздрачев, С.М. Зырянов, А.В. Калмыкова // Журнал российского права. – 2017. – №9. – С. 34-46.
13. Павловская Е.И. Применение предварительного декларирования в таможенных органах РФ // Актуальные проблемы таможенного дела в условиях ЕАЭС: сборник материалов VIII Международной молодежной научно-практической конференции Российской таможенной академии. М: РИО Российской таможенной академии, 2016. С. 135-139.
14. Смирнов В.В. Возвращаясь домой, помнить о правилах // Таможенные новости. 2018. № 1-2. С. 26-27.
15. Щепина Н.П., Хваталова Ю.С., Ермолина П.В. Предварительное таможенное декларирование // Проблемы и перспективы развития науки в россии и мире: сборник статей международной научно- практической конференции: в 7 частях: часть 3. Уфа: Аэтерна, 2016. С. 111-114.
16. Бобков О. Таможенный контроль: что это такое и для чего нужен – понятие, порядок и сроки проведения, этапы и стадии [Электронный ресурс]. URL: https://clck.ru/YHfek
17. Витюк В. В. Методы таможенного регулирования // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2016. №2 (75). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metody-tamozhennogo-regulirovaniya
18. Вопросы от участников ВЭД, поступившие на заседании 31.05.2017 // Приволжское таможенное управление [Электронный ресурс]. URL: http://ptu.customs.ru/index.phpoption=com_content&view=article&id=12511:2017-05-24- 10-21-20&catid=260:2017-04-25-09-25-23&Itemid=304
19. Декларирование товаров для личного пользования доступно в электронном формате // Таможенно- логистический портал «Виртуальная таможня» [Электронный ресурс]. URL: http://vch.ru/event/view.htmlalias=deklarirovanie_tovarov_dlya_lichnogo_polzovaniya_dostupno_v_elektronno m_formate
20. Знаменский В.В. Анализ экономики как неравновесной, саморазвивающейся, открытой системы // Управление экономическими системами. Электронный научный журнал [Электронный ресурс]. URL: http://uecs.ru/makroekonomika/item/3949-2016-05-23-09-20-15
21. Новикова С. А. Таможенное дело и таможенное регулирование в ЕАЭС [Электронный ресурс]. URL: https://urait.ru/bcode/465852
22. Понамарев М.А. Нормативные аспекты таможенного контроля после выпуска товаров и практические особенности его проведения [Электронный ресурс]. URL: https://www.alta.ru/expert_opinion/72627/
23. Предварительное декларирование товаров при их помещении под таможенную процедуру таможенного транзита // Транспортно-логистическая компания Customs cargo clearance [Электронный ресурс]. URL: http://cc- customs.ru/novosti/predvaritelnoe-deklarirovanie-tovarov-pri-procedure-tamozhennogo-tranzita/
24. Сибирякова Т.А. Роль таможенных процедур в системе таможенно-тарифного регулирования // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2019. №. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-tamozhennyh-protsedur-v-sisteme-tamozhenno-tarifnogo-regulirovaniya
25. Статистика таможенных проверок [Электронный ресурс]. URL: https://www.alta.ru/ufo_news/72719/
26. Сумина Н.В., Малышкина А.Ю. Совершенствование деятельности таможенных органов по организации таможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС // Вестник СМУС74. 2018. №4 (23). [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovershenstvovanie-deyatelnosti-tamozhennyh-organov-po-organizatsii-tamozhennogo-kontrolya-tovarov-peremeschaemyh-cherez
27. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/
28. Шаповалова И. М. Эволюция технологий таможенной логистики на евразийском экономическом пространстве // Вестник АГТУ. Серия: Экономика. 2021. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/evolyutsiya-tehnologiy-tamozhennoy-logistiki-na-evraziyskom-ekonomicheskom-prostranstve
29. Шаповалова М.А., Андорская А.В., Эглит Я.Я. Особенности применения предварительного таможенного декларирования товаров // Глобус: экономика и юриспруденция. 2019. №6 (36). [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-primeneniya-predvaritelnogo-tamozhennogo-deklarirovaniya-tovarov
30. Щепина Н.П., Хваталова Ю.С., Ермолина П.В. Предварительное таможенное декларирование // Проблемы и перспективы развития науки в россии и мире: сборник статей международной научно- практической конференции: в 7 частях: часть 3. Уфа: Аэтерна, 2016. С. 111-114.
31. Ягубов Ш. Р. Проблемные аспекты при таможенном декларировании, препятствующие развитию таможенного дела // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2019. №3 (77). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemnye-aspekty-pri-tamozhennom-deklarirovanii-prepyatstvuyuschie-razvitiyu-tamozhennogo-dela