Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ КРЕАТИВНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
2.1. Характеристика методов диагностики креативности у детей дошкольного возраста с нарушениями речи
Савенков А.И., характеризуя методы диагностики креативности у детей, рассматривает ее на трех уровнях:
1) Теоретический уровень предполагает определение критериев для оценки феномена креативности;
2) Методический уровень предполагает разработку диагностических процедур, способных измерить выделенные критерии;
3) Организационно-педагогический уровень связан с правильной организацией обследования, поскольку, известно, что один и тот же ребенок может показывать разные результаты при разных условиях тестирования. Данный фактор становится очевиднее при наличии у ребенка речевых нарушений.
Дьяченко И.И. выделяет два варианта проведения диагностики:
1) экспресс-диагностика;
2) многомерная оценка.
Экспресс-диагностика – довольно популярный инструмент определения креативности, при этом ее нельзя назвать объективной и достаточной. Автор склоняется к точке зрения, что диагностика креативности – это долговременный процесс, включающий длительное наблюдение за ребенком. Сегодня самой популярной экспресс методикой оценки креативного мышления у дошкольников, которые могут применяться к детям с нарушением речи, является тест Э. Торренса.
Миннесотские тесты творческого мышления, разработанные Э. Торренсом (МТТМ) могут быть использованы для тестирования детей с 5 лет при условии индивидуального проведения эксперимента. Тесты включают в себя четыре батареи: вербальную, вербально-звуковую, образную, а также тесты действия и движения. Исследуются такие показатели, как: восприятие недостающих элементов, проверка и перепроверка гипотез и др. Методический материал к диагностике Э. Торренса может быть взят из русскоязычного пособия К. М. Гуревича и Е. М. Борисовой.
Туник Е.Е. предлагает модифицированные креативные тесты Вильямса, для детей дошкольного возраста (с пяти лет) с ОНР III уровня подойдет батарея тестов «Творческое мышление». Данная методика позволяет измерить факторы креативности: беглость, гибкость и оригинальность по семи субтестам. Беглость творческого мышления определяется общим количеством данных ответов, соответствующих условиям задания. Гибкость - фактор, позволяющий оценить способность быстро переключаться; определяется числом категорий (классов) данных испытуемым ответов. Оригинальность характеризует необычность идей и подхода к проблеме, своеобразие творческого мышления и выражается числом редких ответов. Задания тестов похожи на веселые занятия, проводятся в игровой форме, и с удовольствием выполняются дошкольниками в индивидуальной форме.
Существует экспресс тест С. Медника – тест отдаленных ассоциаций (РАТ), который предполагает предъявление стимульного материала в виде слов из максимально удаленных ассоциативных областей. Задача испытуемого заключается в нахождении такого слова, которое способно связать по смыслу предложенные слова. При этом каждый набор таких слов в количестве трех имеет в наличии одно слово-стереотип. Таким образом, оригинальным будет считаться ответ, отклоняющийся от этого стереотипа. Но данный тест не следует применять к детям, имеющим ОНР.
К вариантам многомерной диагностики креативности относится большее количество методик. К. Урбан и Х. Джеллен при оценке креативного мышления опираются на идеи гештальтпсихологии и измеряют, насколько в рисунках были нарушены границы и в какой пропорции были использованы новые элементы.
Отечественный исследователь Д.Б. Богоявленская сформулировала метод «Креативного поля». Это валидный, но достаточно трудоемкий метод диагностики: тест состоит из пяти серий длительностью 20-40 минут. Здесь прослежен принцип долговременности и многократности наблюдения, что позволяет дать максимально объективную оценку творческим способностям испытуемого, которые, по мнению автора методики, можно определить как способность к действию, не стимулированному извне. Для диагностики младших дошкольников используется тест «Звери в цирке», для детей чуть постарше – «Кошки-мышки». Сложность и длительность процедуры диагностики не позволяет внедрить ее в массовое использование.
Учеными Гетзелс и Джаксон была создана батарея тестов, которая помогала определять высококреативных (творческимыслящих) и высокоинтеллектуальных детей. В своих работах авторы сделали вывод, что воспитатели предпочитают не детей с высокой креативностью, а детей с высоким интеллектом, так как они более ориентированы на достижения, стараются соблюдать установленные нормы и стандарты. Высококреативные дети, наоборот, проявляют интерес ко всему, не вписывающемуся в рамки нормы, их можно назвать «бунтовщиками», протестующими против правил. Они проявляют юмор в ответах, любят предлагать новые идеи и решения, что не устраивает педагогов традиционной системы образования.
Для ребенка дошкольного возраста с нарушением речи подошла бы методика «Эстетическая шкала Баррона и Уэлша». Испытуемым предъявляются карточки с рисунками (одни - симметричны и статичны, другие - асимметричны и динамичны), из которых нужно выбрать более привлекательную. Так, исследования показали, что креативные личности предпочитают асимметрию, динамику и сложность в рисунках. Методика представлена в пособии Яголковского С. Р.
Эббингауз Г. предлагает тестировать креативность, предъявляя испытуемым сказку с пропущенными словами. Время выполнения теста фиксируется. Ответы оцениваются по критериям соответствия тексту, степени их изобразительности и эмоциональности. Также методом наблюдения дается оценка отношению участников к заданию, а также беглость его выполнения.
Для диагностики креативности дошкольников с ОНР можно использовать модифицированный вариант набора тестов Ф. Вильямса, при этом следует взять два теста из всей методики:
1) тест дивергентного мышления;
2) опросник для родителей и педагогов «Шкала Вильямса».
Тест дивергентного мышления предполагает завершение двенадцати предложенных рисунков, изображенных в стимульном материале (рисунок 1). Время выполнения рисунков для детей дошкольного возраста составляет 25 минут, тест проводится в групповой форме.
Рисунок 1 – Тест дивергентного мышления
Входящий в состав данного набора тестов опросник «Шкала Вильямса» для родителей и педагогов позволяет сопоставить их мнения о креативных способностях ребенка, так как креативное поведение в домашней и образовательной среде может отличаться.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
Савенков А. И. Детская одаренность: развитие средствам» искусства / А. И. Савенков — М.: Педагогическое общество России, 1999. — 220 с.
Дьяченко И. И. Педагогическая теория Марии Монтессори в общественном дошкольном воспитании России первой половины XX века: Автореф. дисс. канд. пед. наук. / И. И. Дьяченко. - Мурманск, 2000, - 24 с
Психологическая диагностика: Учебное пособие / Под ред. К. М. Гуревича и Е. М. Борисовой. — М.: Изд-во УРАО, 1997. - 304 с.
Gomes J. J. M. Using a Creativity-Focused Science Program to Foster General Creativity in Young. Children: A Teacher Action Research Study/ J. J. M. Gomes; Fielding Graduate University. - 2005. - 197 p.
Богоявленская Д. Б., Богоявленская М. Е. Психология одаренности: понятие, виды, проблемы / Д. Б. Богоявленская, М.Е. Богоявленская - М.: МИОО, 2005. - 176 с.
Яголковский С. Р. Психология креативности и инноваций / С. Р. Яголковский - М.: Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2007. - 157 с.
Туник Е. Е. Модифицированные креативные тесты Вильямса / Е. Е. Туник — СПб: Речь, 2003. - 96 с.
Марцинковская Т. Д. Диагностика психического развития детей. Пособие по практической психологии / Т. Д. Марцинковская— М.: ЛИНКА—ПРЕСС, 1997. - 176 с. ил.