Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования обусловлена тем, что современные требования образовательных стандартов требуют поиска и разработки новых методов работы педагога. Нам представляется, что межпредметные связи обладают некоторым потенциалом для повышения качества образования школьников сегодня. Роль и значение межпредметных связей были отмечены философами, педагогами, психологами уже давно. Но сегодня необходимость использования межпредметных связей не просто возобновляется, но и растет. В связи с этим, меняется представление о мире и месте человека в нем, о выпускнике, о школьнике.
Одной из сложностей изучения обществознания в школе является то, что зачастую теоретический материал представляет собой сухую теорию, и требует серьезных навыков абстрактно-понятийного мышления. Опыт педагогической работы с обучающимися и опыт проверки экзаменационных работ позволяет сделать вывод о том, что далеко не все одинаково хорошо владеют такими навыками. Например, некоторым выпускникам 9 и даже 11 класса бывает очень трудно понять и тем более запомнить, а затем воспроизвести и объяснить некоторые понятия. В таких случаях на помощь может прийти интеграция различных областей знаний.
В рамках данного исследования будут рассмотрены возможности установления межпредметных связей русского языка и географии.
Цель урока: использование межпредметных связей на уроках русского языка.
Задачи:
1. Охарактеризовать понятие межпредметного обучения
2. Рассмотреть актуальные особенности русского языка
3. Определить возможности реализации межпредметных связей на уроках русского языка
4. Представить разработку интегрированного урока русского языка и географии.
Объект исследования: межпредметные связи
Предмет исследования: реализация межпредметных связей на уроках русского языка.
Методы исследования: анализ источников научной и методической литературы, анализ педагогического опыта.
Структура работы. Данная работа содержит в себе введение, две главы основной части, заключение, список использованных источников.
Глава 1. Теоретические основы использования межпредметных связей на уроках русского языка
1.1. Понятие о межпредметных связях
К проблеме межпредметных (метапредметных) связей в образовании обращались многие зарубежные (Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Дж. Локк, А. Дистерверг) и отечественные (К.Д. Ушинский, В.И. Водовозов, В.П. Острогорский, И.Ф. Анненский, В.Н. Максимова, А.Я. Данилюк и др.) педагоги и ученые различных эпох. Исторически данная проблема в образовании рассматривалась последовательно: от установления метапредметных связей в учебном процессе до постепенного перехода к процессу интеграции. Подчеркивая необходимость связи знаний между учебными предметами для формирования знаний учащихся и обеспечения целостности процесса обучения, Я.А. Коменский писал: «Как в природе все сцепляется одно с другим, так и в обучении нужно связывать все одно с другим так, а не иначе».
В отечественной науке наиболее полное, с точки зрения педагогики и психологии, обоснование значимости метапредметных связей дал К.Д. Ушинский. В книге «Человек как предмет воспитания» он выводит идею о связи между предметами на основе ведущих понятий, общей гуманной (христианской) идеи. Актуальными явились мысли Ушинского о мировоззренческой роли метапредметных связей, способствующих формированию целостных представлений об окружающем мире [17].
История педагогики знает отдельные попытки комплексного использования искусства в образовательных и воспитательных целях уже в XVIII веке (Ж.-Ж. Руссо, А. Дистерверг), но наиболее последовательное теоретическое и практическое обоснование эта проблема получает лишь в конце Х1Х - начале XX века (И.Ф. Аненнский, Ц.П. Балталон, В.П. Острогорский, К.Д. Ушинский и др.).
Теория метапредметных связей является начальным уровнем интеграции. Интеграция вошла в педагогику в качестве полноправного научного понятия в самом начале 80-х гг. XX века. Единственное педагогическое определение интеграции, которое удалось найти в работах 80-90-х гг., принадлежит И.Д. Звереву и В.Н. Максимовой: «Интеграция есть процесс и результат создания неразрывно связного, единого. В обучении она осуществляется путем слияния в одном синтезированном курсе элементов разных учебных предметов, слияния научных понятий и методов разных дисциплин в общенаучные понятия и методы познания». Однако часть авторов и в настоящее время чаще употребляют термин «межпредметные связи», подразумевая интеграцию предметов (И.В. Кошмина, Е.С. Бутакова, Е.А. Глинская и др.). Т.Г. Браже пишет: «Однако ныне наступил новый этап подхода к единству школьных предметов, когда от стадии реализации межпредметных связей, допускавшей рядоположенность явлений из разных предметов, их независимое, как бы параллельное существование и лишь координацию, надо перейти к интеграции этих явлений, к рождению новых целостностей, то есть подлинной интеграции».
Таким образом, именно 1960-80-е годы стали этапом широких исследований проблемы метапредметных связей, которые начали рассматриваться как фундамент целостного подхода к формированию мировоззрения и к развитию учащихся, к систематизации знаний и способов познавательной деятельности [24].
Опыт исследования межпредметных связей в образовании конца 1990-х гг. свидетельствует, что эти процессы никогда не ограничивались пределами отдельных учебных курсов и проблем. Они значительно шире и охватывают весь процесс обучения и, вероятно, имеют широкое распространение на сущностных уровнях воспитания. Понятие межпредметных связей не может быть сведено к понятию интегрированного курса. Оно должно быть понятием интеграции образования как такового. Специфика межпредметных связей рассмотрена Г.И. Беленьким, Т.Г. Браже, В.Г. Маранцманом, М.Н. Берулава, Л.В. Тарасовым, A.О. Усовой, Ю.М. Колягиным, Н.Н. Светловской, С.А. Леоновым, К.Ю. Колесиной и др. В поле нашего зрения находились труды И.Д. Зверева и В.Н. Максимовой, И.В. Кошминой, С.А. Леонова. Проблеме интеграции и межпредметным связям были посвящены и диссертационные исследования B.Ю. Колесиной, В.Н. Максимовой, Е.Е. Сафоновой, Е.Н. Калуцкой, М.С. Емельянова и др.
По мнению Ю.М. Колягина и О.Л. Алексеенко, «введение интегрированной системы обучения, не отвергающей дифференциацию, а дополняющей ее, может в большей степени, чем традиционное предметное обучение, способствовать воспитанию широко эрудированного человека, обладающего целостным мировоззрением, способностью самостоятельно систематизировать имеющиеся у него знания и нетрадиционно подходить к решению различных проблем».
Л.Н. Бахарева трактует понятие «интеграция» как «процесс сближения и связи наук, происходящий наряду с процессами дифференциации. Этот процесс представляет собой высокую форму воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени обучения, способствующей созданию нового целого «монолита знаний».
1.2. Актуальные особенности уроков русского языка
Основной актуального ФГОС являются требования к результатам освоения программы по русскому языку, в которых отражены конкретные знания и умения учащихся. При этом основное значение получает личностное развитие учащихся.
Согласно ФГОС, предметные результаты освоения основной образовательной программы по русскому языку должны быть направлены на формирование у школьников гражданственности и патриотизма, а также на уважение к российскому историческому наследию. Также учащиеся должны понимать закономерности развития человеческого общества [4].
В связи с актуальными требованиями ФГОС большое внимание уделяется структуре учебных занятий, формам и методам обучения.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Ананьев, Б.Г. Познавательные потребности и интересы / Б.Г. Ананьев. - Л.: Нева, 2009. - 157 с.
2. Андреев, В.И. Педагогика. - Казань, 2017. - 608 с.
3. Бедулина, Г.Ф. Социально-педагогическое проектирование: учеб-метод. пособие / Г.Ф. Бедулина. - Мн.:АПО, 2009.- 153 с.
4. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности. - СПб.: Питер, 2017. - 400 с.
5. Божович, Л.И. Формирование отношения к учению и развитие познавательных интересов / Л.И. Божович // Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 2012. - С. 247-253.
6. Бондаревский, В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. - М.: Просвещение, 2015. - 513 с.
7. Выготский, Л.С. Педагогическая психология: учебное пособие для студентов средних учебных заведений. – М., 2013. - 486с.
8. География. Население и хозяйство России. 9 класс. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И., Клюев Н.Н., 2019 г.
9. Гордон, Л.А. Психология и педагогика интереса. – М., 2013. – 282 с.
10. Гребенникова, О.А. Педагогические возможности проектной деятельности как средства развития познавательных интересов учащихся // Вестник НовГУ, 2015. - №5 (88). - С.30-33
11. Дворяткина С.Н., Розанова С.А. Разработка интегративных курсов на основе синергетического подхода при решении профессиональных и прикладных задач. - Ярославль, Вестник ЯГПУ, серия «Психолого-педагогические науки» №6, 2016,С.128-133.
12. Дейкина, А.Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения / А.Ю. Дейкина. - М.: Просвещение, 2012. - 235 с.
13. Додонов, Б.И. О сущности интересов и подходе к их исследованию / Б.И. Додонов // Педагогика. - 2011. - № 9. - С. 72 – 81
14. Есипов, Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроке / Б.П. Есипов. - М.: Просвещение, 2009. - 285 с.
15. Жесткова, Е.А. Инновационная деятельность современной образовательного учреждения. – Ханты-мансийск, 2014. С. 49-57
16. Зеер Э. Ф., Павлова А. М., Сыманюк Э. Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход. М., 2005. 216 с.
17. Зотов, Ю.Б. Организация современного урока. - М.: Просвещение, 2017. - 144 с.
18. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб: Питер, 2009. — 434 с.
19. Казарина, И.В. Эффективные приёмы формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка // Научное отражение. 2019. № 2 (16). С. 15-18.
20. Каратаева, Е. Типы учебной активности: педагогическая тактика и стратегия / Е. Каратаева // Директор школы. - 2016. - №9. - С.75- 80.
21. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспирова. - М.: Академия, 2017. - 176 с.
22. Коротаева, Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников / Е.В. Коротаева. - М.: Просвещение, 2008. - 237 с.
23. Крючкова, И. В. Инновационная практика достижения результатов образования школьников в условиях реализации новых ФГОС. - М, 2015. - 388 c.
24. Кузьмина, В.Г. Активизация познавательной деятельности / В.Г. Кузьмина // Начальная школа. - 2016. - №4. - С. 181-183.
25. Куликов Л.В. Психологические исследования: Методические рекомендации по проведению.- СПб.: Речь, 2001,-184 с.
26. Курышева, И.В. Классификация интерактивных методов обучения в контексте самореализации личности учащихся / И.В. Курышева // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2009. №112. С.160-164.
27. Матюшкин, A.M. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности / А.М. Матюшкин // Вопросы психологии. - 2012. - №4. -
28. Педагогика /Под ред. П.И. Пидкасистого. -М.: Педагогическое общество России, 2015. - 640 с.
29. Педагогика / Под ред. В.А. Сластёнина. - М.: Школьная Пресса, 2012. - 336 с.
30. Рабочая тетрадь по географии. 9 класс. К учебнику Домогацких Е.М., Алексеевского Н.И. и др.
31. Русский язык 9 класс Учебник для общеобразовательных организаций Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации Москва « Просвещение » 2017 Авторы: Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина, О. М. Александрова
32. Салимбаева, Е.Ф. Нетрадиционные уроки русского языка в средней школе в рамках развивающего обучения // Система непрерывного образования: школа – педколледж – вуз. Материалы XIX Межрегиональной научно-практической конференции . 2019. С. 120-124.
33. Савельева, О.П. Активизация познавательной деятельности школьников в процессе изучения / О.П. Савельева. - М.: Просвещение 2007. - 133с.
34. Сидорова, И.В. Развитие мотивация учащихся к самореализации на уроках и во внеурочной деятельности: пособие для учителей/ И.В. Сидорова, К.С. Ананьева. - Спб.: Питер, 2011
35. Собкин, В. С. Современный российский педагог. Эскиз к социологическому портрету: моногр. / В.С. Собкин, Д.В. Адамчук. - М.: Авторский Клуб, 2015. - 857 c.
36. Талызина, Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся / Н.Ф. Талызина. - М.: Просвещение, 2003. - 93 с.