Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Оцифровка мировой экономики вступила в активную фазу. Понятия «Третья промышленная революция», «Индустрия 4.0» и другие разработки как на уровне государства, так и на уровне компаний быстро нашли свое отражение в государственных программах и бизнес-стратегиях. Разрыв между теоретическими разработками и их практической реализацией стремительно сокращается.
В настоящее время приняты основные программные и стратегические документы, определяющие направления развития цифровой экономики и развития информационного общества в Российской Федерации, в том числе Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы. , утверждена Указом Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 203, Программа «Цифровая экономика в Российской Федерации» утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632- р.
Цифровая экономика оказывает влияние на такие отрасли, как банковское дело, розничная торговля, транспорт, энергетика, образование, здравоохранение и многие другие. Цифровые технологии, такие как Интернет вещей, большие данные и использование мобильных устройств и устройств, меняют способы использования социального взаимодействия, экономических отношений и институтов.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что роль влияния цифровых технологий на трансформацию социально-экономических систем очевидна, многие вопросы остаются малоизученными. Слишком мало внимания уделяется развитию цифрового потенциала для достижения инновационного роста отдельных компаний и отраслей, игнорируются институциональные аспекты цифровой экономики, проблемы и перспективы развития бизнеса в формировании цифровой экономики занимают позиции Цифровая экономика в общей системе современных экономических отношений практически не охвачена.
Цель данной работы изучение сущности и содержания цифровой экономики, проведение аналитического исследования различных аспектов цифровизации российской экономики и разработка обоснованных предложений по повышению эффективности развития цифровой экономики по основным направлениям развития цифровой экономики России.
В соответствии с поставлено целью выявлены следующие задчи исследования:
Раскрыть понятие и сущность цифровой экономики;
Изучить стратегические вызовы для России в эпоху цифровой экономики;
Провести анализ распространения цифровых технологий в экономике России;
Разработать методы по устранению рисков и созданию условий развития цифровой экономики.
Объектом исследования выступает цифровая экономика.
Предмет исследования понятие и перспективы развития цифровой экономики в России.
В ходе исследования использовались следующие методы: аналитический метод, метод систематизации, графический метод, метод сравнительного анализа, метод сбора фактов.
Информационной базой послужили данные, опубликованные в научной и периодической печати, данные официальной статистики, исследовательские разработки зарубежных и российских специалистов.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1. Актуализация цифровой экономики на современном этапе
1.1 Понятие и сущность цифровой экономики
Цифровая экономика - это всемирная сеть экономической деятельности, коммерческих операций и профессиональных взаимодействий, которые поддерживаются информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ).
Ее можно кратко охарактеризовать как экономику, основанную на цифровых технологиях.
В первые дни своего существования цифровая экономика иногда называлась интернет-экономикой, новой экономикой или веб-экономикой из-за ее зависимости от подключения к интернету. Однако экономисты и бизнес-лидеры утверждают, что цифровая экономика является более развитой и сложной, чем интернет-экономика, которая, согласно одному определению, просто означает экономическую ценность, полученную из интернета.
В международном смысле цифровая экономика - это сетевая, системно-организованная пространственная структура взаимоотношений между хозяйствующими субъектами. Она включает в себя сектор создания и использования новой информации, технологии и продукты, телекоммуникационные услуги, электронный бизнес, электронную торговлю, электронные рынки, дистанционное обслуживание и другие компоненты [7, с.140].
Цифровая экономика отражает переход от третьей промышленной революции к четвертой промышленной революции. Третья промышленная революция, иногда называемая цифровой революцией, относится к изменениям, произошедшим в конце XX века с переходом от аналоговых электронных и механических устройств к цифровым технологиям. Четвертая Индустриальная революция базируется на цифровой революции.
Хотя некоторые лица используют сегодня технологии для простого выполнения существующих задач на компьютере, цифровая экономика более развита. Это не просто использование компьютера для выполнения задач, традиционно выполняемых вручную или на аналоговых устройствах. Цифровая экономика подчеркивает возможность и необходимость для организаций и частных лиц использовать технологии для выполнения поставленных задач лучше, быстрее и часто иначе, чем раньше.
Кроме того, этот термин отражает способность использовать технологии для выполнения задач и участия в деятельности, которая не была возможна в прошлом. Такие возможности для того, чтобы существующие организации могли делать лучше, делать больше, делать что-то по-другому и делать что-то новое, включены в соответствующую концепцию цифровой трансформации. Как и интернет, роботы способны изменить образовательный процесс, помогая в записи лекций и непосредственном обучении. В медицине технологии позволят создавать персонализированные решения с учетом особенностей каждого пациента. Большое будущее у роботов теле присутствия, а также роботов в сфере безопасности, автоматизации дома. Еще один тренд в слиянии рынков робототехники и интернета [9, с.57].
Цифровая экономика выходит далеко за рамки оцифровки и автоматизации. Вместо этого, эта новая инновация способствует множественные передовые технологии и платформы новой технологии. Эти технологии и платформы включают, но не ограничиваются гиперкоммуникабельностью, расширенной аналитикой, беспроводными сетями, мобильными устройствами и социальными медиа. Цифровая экономика использует эти технологии, как индивидуально, так и согласованно, для переработки традиционных обменов и создания новых.
Чтобы конкурировать, организациям - будь то коммерческие предприятия, предприятия, ориентированные на обслуживание, такие как системы здравоохранения, или некоммерческие и государственные учреждения - всем потребуются сотрудники, способные к инновациям и использованию цифровых технологий. Цифровая экономика - это жизненно важный сектор, дающий довольно существенный рост. Кроме того, воздействие цифровой экономики выходит за рамки информационных товаров и услуг на другие сферы экономики, а также образ жизни в целом. Разработка мобильных устройств, в частности, значительно расширила охват интернета в обществе. Следовательно, вопросы конкуренции, возникающие в цифровой экономике, становятся все более значимыми в вопросах конкуренции. Конкуренция на цифровых рынках имеет определенные отличительные особенности и часто в цифровых рынках часто принимает довольно характерную форму. Во-первых, конкуренция между бизнес-моделями или платформами, как правило, более важна, чем конкуренция в бизнес-модели. Другими словами, доминирование или даже монополия интернет-платформ практически всегда несет бизнесу успех. Во-вторых, цифровые рынки часто характеризуются сильным сетевым эффектом и эффектом масштаба, которые усиливают эту особенность конкуренции за счет доминирующего положения. В-третьих, многие цифровые рынки двусторонние, поэтому минимум две группы пользователей получают выгоду от использования цифровой платформы. Например, поисковые системы используя в интернете и так и рекламодателями для доступа к зрителям. В-четвертых, цифровые рынки характеризуются высокими темпами инвестиций и инноваций, которые приводят к быстрому технологическому прогрессу в отрасли [18, с.173].
Конкуренция на цифровых рынках исторически часто носит циклический характер. Успешная фирма может приобрести значительную рыночную власть, но это доминирование может оказаться уязвимым для следующего цикла инноваций.
Цифровая экономика пронизывает все аспекты общества, включая то, как взаимодействуют люди, экономический ландшафт, навыки, необходимые для получения хорошей работы, и даже принятие политических решений. Развивающаяся цифровая экономика обладает потенциалом генерировать новые научные исследования и прорывы, подпитывая рабочие места, экономический рост.
На сегодняшний день в мире не существует единого понимания такого явления, как «цифровая» экономика, зато существует множество определений.
Так, в соответствии с указом Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы» цифровая экономика - это хозяйственная деятельность, в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде, обработка больших объемов и использование результатов анализа которых по сравнению с традиционными формами хозяйствования позволяют существенно повысить эффективность различных видов производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг [2].
Есть и научные определения указанному понятию. Так, некоторые ученые определяют цифровую (электронную) экономику как экономику, характерной особенностью которой является максимальное удовлетворение потребностей всех ее участников за счет использования информации, в том числе персональной. Это становится возможным благодаря развитию информационно-коммуникационных и финансовых технологий, а также доступности инфраструктуры, вместе обеспечивающих возможность полноценного взаимодействия в гибридном мире всех участников экономической деятельности: субъектов и объектов процесса создания, распределения, обмена и потребления товаров и услуг [13, с.70].
По определению Всемирного банка цифровая экономика - система экономических, социальных и культурных отношений, основанных на использовании цифровых информационно-коммуникационных технологий .
Некоторые ученые выделяют три базовые составляющие цифровой экономики: инфраструктура, включающая аппаратные средства, программное обеспечение, телекоммуникации и т.д.; электронные деловые операции, охватывающие бизнес-процесс, реализуемые через компьютерные сети в рамках виртуальных взаимодействий между субъектами виртуального рынка;