Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В учебной и научной литературе достаточно распространена теория, основанная на типологии государственной социально-экономической политики в зависимости от целевой установки государственных органов власти.
В первую очередь стоит уделить внимание патерналистской государственной политике. Отличительной чертой данной политической системы является повышение однородности социально-экономического пространства страны (или снижение дифференциации социально- экономического развития пространства) путем определения мер государственной поддержки менее развитым регионам.
Объект и предмет исследования. Объектом данной работы является роль и особенностей государственного регулирования в различных экономических системах. Предметом работы является исследование аспекты роли и особенностей государственного регулирования в различных экономических системах.
Цель и задачи исследования. Целью курсовой работы является исследование аспекты роли и особенностей государственного регулирования в различных экономических системах.
В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:
1) изучить теоретические основы аспекты роли и особенностей государственного регулирования в различных экономических системах;
2) провести анализ практики государственного регулирования в экономических системах;
Хронологические границы исследования. Хронологические границы исследования соответствуют периодом с 2018 – по 2020 годы.
Методы исследования. Общенаучные, аналитические.
Структура исследования. Структура данного исследования состоит из введения, основной части, заключения, списка литературы.
Глава 1 Теоретические аспекты роли и особенностей государственного регулирования в различных экономических системах
1.1 Понятие и сущность государственного регулирования в экономических системах
Политическое развитие Российского государства на протяжении нескольких последних десятилетий испытывало влияние ряда важнейших факторов, которые сформировали противоречивый характер политического процесса в нашей стране. Государственное устройства современной России формировалось как результат заимствования западных моделей, при этом обеспечение жизненно важных потребностей многонационального российского народа не использовалось в качестве приоритетной задачи политических преобразований [12].
В связи с тем, что предметной областью настоящего исследования является инструмент государственной политики, целесообразно уточнить смысловое наполнение понятий: политика, государственная политика, инструмент государственной политики. Необходимо отметить, что понятие «политика» можно соотнести с широким разнообразием видов деятельности.
Формирование научных знаний в области политики началось с древних времен. Многие античные и средневековые философские движения большое внимание уделяли этому направлению (Гегель Г. Гоббс Т., Кант И., Локк Дж. Макиавелли Н., Милль Дж. С. Монтескье Ш.-Л., и др.). Идеи политической философии нашло свое дальнейшее развитие в XIX — начале XX в. у таких мыслителей, как Вебер М., Дюги Л., Маркс К., Мишель А., Моски Г., Парето В., Спенсер Г., Токвиль А., и др. [10]
В исследованиях XVI — начала XIX в. в качестве предмета философского анализа выступили проблемы государственного управления, права, социальная и экономическая политика и др. Российские ученые тоже внесли весомый вклад в общую теорию государственного управления (Вышеславцев Б.П., Гессен С.И., Ильин И.А., Ковалевский М.М., Новгородцев П.И., Петражицкий Л.И., Редкин П.Г., Соловьев В.С., Франк С.Л.,Чичерин Б.Н., и др.)
В рамках философских научных изысканий «политика» является сложным понятием. Это связано, прежде всего, со спецификой данного феномена, в частности с социальной составляющей политических явлений. По причине многих научных дискуссий существует множество определений понятия «политика», отличающихся друг от друга по смыслу и объект- предметной интерпретации [19]:
Политика — это:
государственная система управления;
структурированная деятельность институтов власти;
отношения между различными национальными общественными группами и объединениями
вид социальных взаимоотношений, основанный на определенной системе правил;
свод правил социального регулирования;
деятельность, направленная на становление отношений между социально-экономическими системами на международном уровне;
форма общественного сознания, выражающая корпоративные интересы определенных социальных групп
искусство управления социальными и государственными структурами;
алгоритм действий, направленный на достижение социального и экономического значимого результата.
Приведенные выше определения по своему содержанию имеют четыре взаимосвязанные составляющие – государство, власть, отношения, общество. Система и комбинация этих элементов позволит разъяснить научные представления об исторической эволюции понятия «политика» и о процессе ее реализации [22].
В английском языке для описания феномена политики используется три слова — «polity», «policy», «politics», которые в русском языке не имеют точных аналогов. В этих словах отражается многовековая практика развитых (прежде всего, англоязычных) государств. Первым (polity) обозначается политическая практика конституционных государств (парламент, суды, правительство и т.д.), второе (policy) связано с политическими интересами, ценностями и целями (нормативный аспект) и третье (politics) отражает процесс политического волеизъявления и его социально-психологические формы.
Сочнева Е.Н. предлагает определение политики с двух позиций:
1. Политика – это совокупность (система) конкретных мер и мероприятий, направленных на жизнеобеспечение населения.
2. Политика – это система взаимоотношений и взаимодействий между субъектами экономики, в центре которых главная и конечная цель – человек, его благосостояние, социальная защита и развитие, жизнеобеспечение и безопасность населения в целом [13].
Государственную политику можно рассматривать в трех аспектах: как политический процесс, общественную науку, учебную дисциплину. Это отражает ее сложный социальный характер, а самое главное то, что она связана с регулированием и управлением различных общественных отношений. Значимость теоретических аспектов этой темы отражалась в исследованиях Белоусовой Л.С., Вертаковой Ю.В., Курбанова А.Х., Плотникова В.А., Егоровой Т.Н., Шманева С.В.
Государственная политика как процесс — это целенаправленная деятельность органов публичной власти по решению общественных проблем, достижению социально значимых целей развития общества в целом и отдельных его сфер.
Государственная политика — это система научных концепций, методик, инструментов, которые включают себя:
анализ текущих процессов и явлений;
выявление причин социально-экономических явлений, ключевых
моментов;
прогноз развития событий;
разработка стратегии развития государства по решению актуальных проблем.
По функциям государственную политику делят на внешнюю и внутреннюю. По структуре и объему воздействия политика может быть отраслевой, структурной, территориальной. По характеру субъект-объектных отношений и уровню конфликтности различают распределительную, перераспределительную, регулирующую (протекционистская и конкурентная), административно-правовую, стратегическую, антикризисную политику. Классификация по сферам общественной жизни – экономическая, социальная, национальная, государственно-административная политика. При этом каждый из видов политики подразделяется на направления в зависимости от объектов воздействия (например, аграрная политика включает сельскохозяйственную, внешнюю аграрную, агропромышленную, продовольственную). Содержание государственной политики составляет совокупность целей, задач, приоритетов развития, программ и проектов, которые разрабатывают и реализуют органы публичной власти с привлечением институтов гражданского общества [1].
К примеру, по уровням реализации выделяют муниципальную (местный уровень), региональную (субъект РФ), общегосударственную (федеральный уровень), международную (уровень нескольких государств) и мировую политику.
В рамках основных направлений деятельности Правительство РФ разрабатывает и обеспечивает реализацию комплекса мер по следующим направлениям.
1. Поддержка бизнеса и улучшение условий предпринимательской деятельности.
2. Развитие институтов социальной сферы.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Афанасьев К. С., Казеннов А. С., Попов М. В. Государственное регулирование экономики как средство экономической политики: моногр. Издательство Ленинградского университета Издательство ЛГУ им. А. С. Пушкина — М., 2021. — 148 c.
2. Белоусова Н. И. Вопросы теории государственного регулирования и идентификации естественных монополий: моногр. / Н.И. Белоусова, Е.М. Васильева. — М.: КомКнига, 2021. — 320 c.
3. Биншток Ф. И. Государственное регулирование предпринимательской деятельности. Учебное пособие: моногр. / Ф.И. Биншток. — М.: ИНФРА-М, 2021. — 208 c.
4. Бирюкова О. В. Регулирование международной торговли услугами. Учебное пособие. — М.: Высшая Школа Экономики (Государственный Университет), 2021. — 208 c.
5. Буров М. П. Государственное регулирование национальной экономики. Современные парадигмы и механизмы развития российских регионов. Монография. 4-е изд. — М.: Дашков и К, 2020. — 343 c.
6. Васильев В. П. Государственное регулирование экономики. — М.: Юрайт, 2020. — 179 c.
7. Генри Хазлитт. Основы государственного регулирования экономики. — М.: Вильямс, 2020. — 256 c.
8. Государственное регулирование экономики и социальные проблемы модернизации (комплект из 2 книг); УРСС — М., 2018. — 356 c.
9. Государственное регулирование экономики. Учебное пособие / Рисин И. — М.: КноРус, 2021.
10. Губин Е. П. Государственное регулирование рыночной экономики и предпринимательства. Правовые проблемы; ЮРИСТЪ — М., 2018. — 320 c.
11. Доценко И.Д. Основные направления государственного регулирования международных экономических отношений // Предпринимательское право. Приложение "Право и Бизнес". 2018. N 4. С. 21 — 26.
12. Доценко И.Д. Регулирование экономики // Предпринимательское право. Приложение "Право и Бизнес". 2021. № 5. С. 110 — 120.
13. Капканщиков С. Г. Государственное регулирование экономики; КноРус — М., 2018. — 528 c.
14. Кашаев А.Н., Цвейбах Я.И., Островский О.М. и др. Бухгалтерский учет в условиях перестройки управления экономикой; Финансы и статистика — М., 2021. — 176 c.
15. Кирпичев А.Е. Предпринимательские обязательства (business-to-business contracts) и государственное регулирование экономики // Журнал предпринимательского и корпоративного права. 2018. N 4. С. 26 — 30.
16. Мельников В. В. Государственное регулирование национальной экономики. Учебное пособие — Омега-Л — М., 2021. — 352 c.
17. Мельников В. В. Государственное регулирование экономики. Основные тезисы. Учебное пособие — Омега-Л — М., 2019. — 220 c.
18. Право и экономическое развитие: проблемы государственного регулирования экономики: монография / В.К. Андреев, Л.В. Андреева, К.М. Арсланов и др.; отв. ред. В.А. Вайпан, М.А. Егорова. М.: Юстицинформ, 2021. 432 с.
19. Право и экономическое развитие. Проблемы государственного регулирования экономики. — М.: Юстицинформ, 2021. — 432 c.
20. Соловьева О. А. Формирование предпринимательской общности в условиях трансформации государственного регулирования экономики. — М.: Инфра-М, 2018. — 182 c.
21. Стиглер Джордж Ст. Гражданин и государство. Эссе о регулировании. — М.: Издательство Института Гайдара, 2021. — 336 c.
22. Тамбовцев В. Л. Теории государственного регулирования экономики. — М.: Проспект, 2021. — 160 c.
23. Тамбовцев В. Л. Государственное регулирование экономики. — М.: Проспект, 2021. — 540 c.
24. Трофимов С. Е. Государственное регулирование нефтегазового комплекса. Состояние, проблемы и перспективы. — М.: Инфра-М, 2018. — 156 c.
25. Харченко Е. В. Государственное регулирование национальной экономики / Е.В. Харченко, Ю.В. Вертакова. — М.: КноРус, 2021. — 328 c.
26. Ходов Л. Г. Государственное регулирование национальной экономики / Л.Г. Ходов. — М.: Экономистъ, 2021. — 624 c.
27. Ходов Л. Г. Национальная экономика / Л.Г. Ходов. — М.: Экономистъ, 2020. — 225 c.
28. Щербак Е. Н. Высшее образование как объект государственного регулирования в условиях глобализации. Административно-правовой аспект / Е.Н. Щербак. — М.: Юркомпани, 2021. — 256 c.