Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы определяется современным состоянием рынка труда и занятости и безработицы населения, которое требует выработки по существу новой политики регулирования занятости, адекватной выбранному государством курсу реформ. Это обусловлено тем, что сфера занятости и безработицы населения претерпела существенные изменения с начала девяностых годов и более ранние исследования состояния занятости в определенной степени утратили свою актуальность.
Также является необходимым рассмотрение системы государственного регулирования занятости в связи с тем, что в настоящее время происходит определенное смещение центра тяжести управленческой деятельности и ответственности в области решения социально-трудовых отношений на уровень регионов.
Сложившаяся ситуация требует системного рассмотрения государственного механизма регулирования занятости с определением принципов его формирования, результатом которого станет выработка новых рекомендаций по совершенствованию системы государственного регулирования занятости и безработицы населения.
Теоретической и методологической основой исследования явились труды современных отечественных и зарубежных ученых посвященных управленческим проблемам в сфере занятости и безработицы населения.
Например, исследование состояния рынка труда Российской Федерации, как одного из важнейших элементов экономической системы государства и анализ основных данных Федеральной службой государственной статистики рассмотрены в работах Гребенюка Т.А., Бусоедова И.А., Гришиной А.С., Овчинниковой А.Ю.
В связи с вышесказанным цель работы состоит в анализе отраслевой безработицы в России.
Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:
– охарактеризовать занятость и безработицы населения как инструмент регулирования рынка труда;
– проанализировать основные направления государственного регулирования занятости в современных условиях;
– дать комплексную характеристику современного состояния занятости и безработицы населения;
– выявить основные проблемы в сфере занятости в период формирования рынка труда;
– разработать рекомендации, направленные на совершенствование системы занятости и безработицы населения.
Объект и предмет исследования: объект – безработица; предмет – направления снижения безработицы в ряде отраслей в России.
В процессе работы над работой применялись системный, институциональный и структурно-функциональный подходы, на основе которых проведен комплексный анализ системы занятости и безработицы населения и рынка труда.
Методологическую основу работы также составили такие методы научного познания как: метод формализации, метод сравнения, методы аналогии, метод наблюдения, прогнозирования, дедукции, статистический метод изучения массовых явлений и другие.
При изучении поставленной проблемы были использованы законодательные и другие нормативно-правовые акты Российской Федерации.
Работа соответствует всем требованиям, предъявляемым к его оформлению, и состоит из введения, 3 глав, заключения, списка использованных источников.
1. Отраслевая безработица: понятие, сущность, виды, измерение (показатели),
значение
На современном этапе развития экономики рынок труда представляет собой интегральный элемент народного хозяйства, экономическую среду, в рамках которой, в результате конкуренции между экономическими агентами посредством механизма спроса и предложения формируется объем занятости, уровень оплаты труда, происходит создание трудовых отношений и взаимодействий.
Безработица — это социально-экономическое явление, при котором часть трудоспособного населения не может найти себе работу.
Занятость — это деятельность людей, связанная с удовлетворением их личных потребностей и, как правило, приносящая им трудовой доход.
Положительные изменения данных показателей позволяют достичь удовлетворительного уровня жизни экономически активных людей для обеспечения их профессиональных и жизненных потребностей.
Регулирование рынка труда видится необходимым также по причине того, что он обеспечивает пропорциональность распределения рабочей силы в соответствии со структурой общественных потребностей, создает стимулы для их эффективного использования, содействует формированию конкурентной среды, способствует формированию резерва трудовых ресурсов для обеспечения нормального процесса общественного воспроизводства .
Следует отметить, что особое влияние на эффективное функционирование современного рынка труда оказывает государство. Государственное регулирование рынка труда необходимо рассматривать как совокупность средств, методов и функций управления, которые осуществляют государственные органы власти, направленных на совершенствование механизма рынка труда. Объектами такого регулирования могут выступать перечисленные выше трудовые отношения, распределение и перераспределение рабочей силы, подготовка и повышение квалификации работников и так далее.
Таким образом, можно с достаточной определенностью сказать, что государство в процессе регулирования рынка труда ставит перед собой следующие цели:
– стабилизация рыночных отношений;
– обеспечение рационального уровня занятости, который зависит от конкретных социально-экономических условий;
– смягчение последствий безработицы;
– достижение наибольшего соответствия профессиональной структуры занятых профессиональной структуре занимаемых рабочих мест;
– создание адаптивного рынка труда, способного быстро приспосабливаться к изменениям внутренних и внешних условий развития экономики.
Наиболее важным представляется рассмотрение понятия «занятость» закрепленное на федеральном уровне, который учитывает все вышеуказанные требования. В соответствии с действующим в Российской Федерации законодательством под занятостью понимается деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход .
Согласно данному определению к занятым гражданам можно отнести людей, работающих в организациях и предприятиях с любыми формами собственности. Также определение содержит указание на то, что занятость не обязательно должна приносить доход («как правило»), что позволяет отнести к занятым лицам тех, кто, например, обучается с отрывом, от производства. И что немаловажно определение, данное в законе, исключает из числа занятых, людей, деятельность которых противоречит закону (браконьерство, воровство и так далее).
Поэтому к занятому населению в Российской Федерации относят часть экономически активного населения, в том числе граждан:
– работающих по трудовому договору, в том числе выполняющих работу за
– по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, авторским договорам, а также вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющих оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ;
– зарегистрированных в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, а также нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, и иных лиц, чья профессиональная деятельность в соответствии с законодательством подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию;
– занятых в подсобных промыслах и реализующих продукцию по договорам;
– выполняющих работы являющихся членами производственных кооперативов (артелей);
– избранных, назначенных или утвержденных на оплачиваемую должность;
– проходящих военную службу, альтернативную гражданскую службу, а также службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;
– обучающихся по очной форме обучения в организациях, которые осуществляют образовательную деятельность, включая обучение по направлению государственной службы занятости и безработицы населения;
– временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы или иными уважительными причинами;
– являющихся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц, которые не имеют имущественных прав в отношении этих организаций (члены товарищества собственников жилья, члены жилищных, дачных, гаражных кооперативов, которые не получают доход от их деятельности).
Потребность в учёте трудовых ресурсов вызывает необходимость выделения различных видов занятости. В экономической литературе выделяют такие виды занятости как: полная, продуктивная, социально-полезная, рациональная, эффективная и прочие.
Наиболее важное практическое значение имеет подробное рассмотрение понятий эффективной и полной занятости, так как их обеспечение является одним из основополагающих направлений политики государства, либо административно-территориального образования в сфере занятости.
Понятие «полная занятость» отражает количественную сторону занятости и безработицы населения, то есть подразумевает такое состояние общества, при котором оплачиваемой работой обеспечены все желающие.
Необходимо отметить и тот факт, что так называемая концепция «полной занятости» не представляется осуществимой, исходя из основополагающих принципов функционирования рыночного хозяйства, и не означает отсутствия безработицы. Поэтому представляется наиболее верным понятие полной занятости определять как любой уровень вовлечённости населения в общественное производство, если он соответствует удовлетворению потребностей работника в экономически целесообразном рабочем месте.
Понятие «эффективной занятости» подразумевает согласование интересов работников, трудового коллектива, региона, общества в воспроизводстве системы рабочих мест. Главным условием данного вида занятости является рост производительности труда.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.
2. О занятости и безработицы населения в Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 11.12.2018) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. – 1991. – № 18. – Ст. 566.
3. Андреева, А.А. Социальные гарантии при безработице / А.А. Андреева // Бюджетный учет. – 2018. – № 6. – С. 54-78.
4. Буланов, В.С. Рынок труда: Учебник / В.С. Буланов, Н.А. Волгин, В.Н. Бобков, С.А. Карташов. – М.: Экзамен, 2017. – 479 с.
5. Бурлака, Н.П. Управление занятостью лиц пенсионного возраста / Н.П. Бурлака // Российское предпринимательство. – 2019. – № 3. Вып. 1 (179). – С. 104-108.
6. Василенко, Н.А. Государственное и муниципальное управление: учебник / Н. А. Василенко. – М.: Юрайт, 2019. – 415 с.
7. Глазунова, Н.И. Система государственного и муниципального управления: учебник для вузов / Н.И. Глазунова. – М.: Проспект, 2019. – 630 с.
8. Ершов, В.А. Государственное и муниципальное управление: учебное пособие / В.А. Ершов. – М.: ГроссМедиаـ, 2018. – 255 с.
9. Жарова, Е.Ю. Реализация работодателем обязанности информировать службу занятости о вакантных рабочих местах в организации / Е. Ю. Жарова // Отдел кадров коммерческой организации. – 2019. – № 11. – С. 21-34.
10. Кайль, Я.Я. Система государственного и муниципального управления: учебное пособие / Я.Я. Кайль. – Ростов н/Д.: Феникс, 2018. – 364 с.
11. Мухаев, Р.Т. Система государственного и муниципального управления: учебник / Р.Т. Мухаев. – М.: Юнити-Дана, 2019. – 684 с.
12. Наумов, С.Ю. Государственное и муниципальное управление: учебное пособие / С.Ю. Наумов, Н.С. Гегедюш, М.М. Мокеев. – М.: Дашков и К, 2017. – 556 с.
13. Наумов, С.Ю. Система государственного управления: учебное пособие / С.Ю. Наумов. – М.: Инфра-М, 2019. – 304 с.
14. Орешин, В.П. Система государственного и муниципального управления: учебное пособие / В.П. Орешин. – М.: Инфра-М, 2019. – 320 с.
15. Орловский, Ю.П. Актуальные проблемы трудового законодательства в условиях модернизации экономики: монография / Ю.П. Орловский. – М.: Юстицинформ, 2019. – 247 с.
16. Петров, А.Я. Занятость: гарантии прав граждан / А.Я. Петров // Кадровик. – 2018. – № 12. – С. 52-68.
17. Рой, О.М. Система государственного и муниципального управления: учебное пособие / О.М. Рой. – СПб.: Питер, 2018. – 368 с.
18. Серегина, Л.В. Социальные гарантии в сфере занятости и безработицы населения: понятие, признаки и классификация / Л.В. Серегина // Кадровик. – 2018. – № 2. – С. 15-29.
19. Соболева, Е.А. Взаимодействие учреждений и службы занятости и безработицы населения / Е.А. Соболева // Управление персоналом. – 2017. – № 8. – С. 91-115.
20. Сойфер, В. Категория рабочего места в законодательстве о занятости и труде / В. Сойфер // Кадровик. Трудовое право для кадровика. – 2018. – № 9. – С.12-46.
21. Халиков, М.И. Система государственного и муниципального управления: учебное пособие / М.И. Халиков. – М.: Флинтаـ, 2018. – 480 с.
22. Чиркин, В.Е. Система государственного и муниципального управления: учебник / В.Е. Чиркин. – М.: Норма, 2019. – 432 с.
23. Шедько, Ю.Н. Система государственного и муниципального управления:учебник / Ю.Н. Шедько. – М.: Юрайт, 2020. – 570 с.
24. Яновский, В.В. Государственное и муниципальное управление. Введение в специальность / В.В. Яновский, С.А. Кирсанов. – М.: КноРус, 2020. – 200 с.
25. Федеральная служба по труду и занятости. Официальный сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://rostrud.ru.