Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы данной работы обусловлена необходимостью знаний об особенностях психического развития детей с нарушениями речи для эффективной коррекционно-педагогической и психокоррекционной работе с детьми. Также данная тематика обусловлена тем, что многие исследования указывают на тесную связь внимания с речью. Проблема актуальна в отечественной логопедии и специальной психологии, её исследованием занимались такие учёные, как О.Н. Усанова, Ю.Ф. Гаркуша, Л.С. Выготский, Н.Ф. Добрынин, С.Я. Рубинштейн, П.Я. Гальперин и др. Было выявлено, что внимание у детей с нарушениями речи проявляется в неустойчивости, в трудностях при планировании своих действий и в низком уровне произвольного внимания.
Дети с трудом сосредоточивают внимание на анализе условий, поиске различных способов и средств в решении задач. Внимание – это направленность сознания на какой-либо объект или явление. По своему происхождению выделяют два типа внимания: произвольное и непроизвольное Отмечают пять основных свойств внимания: устойчивость внимания, сосредоточенность внимания, переключаемость внимания, распределение внимания, объем внимания. Определяется количеством информации, одновременно способной сохраняться в сфере повышенного внимания человека. Нарушение каждого из перечисленных свойств приводит к отклонениям в поведении и деятельности ребенка.
Актуальность рассматриваемой темы обусловлена тем, что внимание у детей с тяжелым недоразвитием речи характеризуется непостоянством, сниженным уровнем показателей произвольности, проблемами в планировании. Автор выделяет противоречие между необходимостью коррекции у детей с тяжелым недоразвитием речи произвольного внимания и недостаточной разработанностью психолого-педагогических условий для эффективного осуществления данного процесса.
Цель: Изучить характеристики внимания дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
Задачи:
1.Рассмотреть психологические особенности детей с ТНР;
2.Проанализировать особенности внимания у детей дошкольного возраста с ТНР;
3.Экспериментально изучить особенности внимания у детей дошкольного возраста с ТНР;
4.Проанализировать методические подходы к формированию внимания у дошкольников с ТНР.
Объект: Особенности детей дошкольного возраста с ТНР.
Предмет: Внимание дошкольников с ТНР.
ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДУЕМОЙ ТЕМЫ
1.1. Внимание, свойства, функции и виды
Внимание - направленность психики на определенные объекты, сосредоточенность на них. Внимание - психофизиологический процесс, состояние, характеризующее динамические особенности познавательной деятельности, которые выражаются в ее сосредоточенности на сравнительно узком участке внешней или внутренней действительности, которые на данный момент времени становятся осознаваемыми и концентрируют на себе психические и физические силы человека в течение определенного периода времени. Внимание — это процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой.
Пять основных свойств внимания:
1. устойчивость
2. сосредоточенность
3. переключаемость
4. распределение
5. объем. [7]
Устойчивость внимания - способность в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимание. Сосредоточенность внимания (противоположное качество - рассеянность) - проявляется в различиях, в степени концентрированности внимания на одних объектах и его отвлечении от других. Переключаемость внимания – перевод внимания с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной. Проявляется в скорости, с которой он может переводить свое внимание с одного объекта на другой, причем такой перевод может быть, как непроизвольным, так и произвольным.
Распределение внимания — способность рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деятельности или совершать несколько различных действий. Объем внимания — количество информации, одновременно способной сохраняться в сфере повышенного внимания (сознания) человека. Численная характеристика среднего объема внимания людей — 5—7 единиц информации.
Функции внимания:
• активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы,
• способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями,
• обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.
• определяет точность и детализацию восприятия,
• определяет прочность, и избирательность памяти,
• определяет направленность и продуктивность мыслительной деятельности.
• является своеобразным усилителем для перцептивных процессов, позволяющим различать детали изображений.
• выступает для человеческой памяти как фактор, способный удерживать нужную информацию в кратковременной и оперативной памяти, как обязательное условие перевода запоминаемого материала в хранилища долговременной памяти.
• для мышления выступает как обязательный фактор правильного понимания и решения задачи.
• в системе межчеловеческих отношений способствует лучшему взаимопониманию, адаптации людей друг к другу, предупреждению и своевременному разрешению межличностных конфликтов.
• о внимательном человеке говорят как о приятном собеседнике, тактичном и деликатном партнере по общению.
• внимательный человек лучше и успешнее обучается, большего достигает в жизни, чем недостаточно внимательный. [12]
Основные виды внимания:
1. природное и социально обусловленное внимание,
2. непосредственное и опосредствованное внимание,
3. непроизвольное и произвольное внимание,
4. чувственное и интеллектуальное внимание.
1.2. Психологические особенности детей с ТНР
К.Д.Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Своевременное и правильное овладение ребенком речью является важнейшим условием полноценного психического развития и одним из направлений в педагогической работе дошкольного учреждения. Без хорошо развитой речи нет настоящего общения, нет подлинных успехов в учении.
Дети с ТНР - это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых первично не нарушен интеллект, сохранен слух, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление психики.
Дефекты могут затрагивать различные компоненты речи, например снижение внятности речи, другие – затрагивают фонематическую сторону языка и выражаются в дефектах звукопроизношения, недостаточном овладении звуковым составом слова, который влечет за собой нарушение чтения и письма. Другие дефекты представляют коммуникативные нарушения, которые сказываются на обучении ребенка в массовой школе.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ананьев, Б.Г. Воспитание внимания дошкольника [Текст] / Б.Г. Ананьев. СПб. : Питер, 2014. – 86 с.
2. Ахутина, Т. В. Диагностика речевых нарушений школьников : практ. пособие / Т. В. Ахутина, Т. А. Фотекова. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 157 с
3. Бильчугов, Л.Ф. Формирование внимания у детей [Текст] / Л.Ф. Бильчугов. –СПб. : Питер, 2012. – 125с.
4. Венгер, Л.А. Развитие внимания, памяти и воображения в дошкольном возрасте [Текст] / Л. Венгер, В. Мухина // Дошкольное воспитание. – 2013. – №12. – С. 24-30
5. Ворошнина, Л. В. Коррекционная педагогика. Творческое и речевое развитие гиперактивных детей в доу : учеб. пособие для бакалавриата и специалитета / Л. В. Ворошнина. — 2-е изд. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 291 с.
6. Гоноболин, Ф.Н. Внимание и его воспитание [Текст] / Ф.Н. Гоноблин. – М. : АСТ, 2012. – 158 с.
7. Истомина, З.М. Развитие внимания у дошкольников с ОНР / З.М. Истомина // хрестоматия по психологии / сост. Е.В.Буртовая, – М. : РГИУ, 2012.– 458 с.
8. Маланка, Т.Г. Развитие внимания, памяти, речи / Т.Г. Маланка. - М.: Эксмо, 2018. - 192 c.
9. Нищева, Н. В. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи с 3 до 7 лет / Н.В. Нищева. - М.: Детство-Пресс, 2015. - 240 c.
10. Путляева, Л. Воспитание внимания [Текст] / Л. Путляева // Дошкольное воспитание. – 2011. – № 8. – С. 58-60.
11. Развитие внимания у детей с ОНР [Текст] : Психологопедагогический аспект / Под ред. Н.Н. Поддъякова, Н.Я. Михайленко. – М. : АСТ, 2011. – 392 с.
12. Соловьева, Л. Г. Логопедия : учебник и практикум для СПО / Л. Г. Соловьева, Г. Н. Градова. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 191 с.
13. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология [Текст] : Учеб. пособие для уч-ся СПУЗ / Г.А. Урунтаева. – М. : Академия, 2013. – 336 с.
14. Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Избранные психологические труды [Текст] / Д.Б. Эльконин. – М. :Институт практической психологии, Воронеж : НПО МОДЭК, 2013. – 416 с.
15. Якобсон, С.Г. Внутренние действия, обеспечивающие распределение внимания у дошкольников [Текст] / С.Г. Якобсон // Вопросы психологии. –2010. –№ 6.– С.19-25.