Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Данная курсовая работа посвящена изучению особенностей публицистического стиля в книге Д. Гранина «Интелегенды». Выбор автора и его произведения обусловлен рядом причин: публицистическая составляющая прозы писателя давно находится в фокусе внимания исследователей литературы; возросла значимость влияния публицистики на современного читателя; высок лингвистический потенциал публицистики Д. Гранина.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что публицистика в настоящее время является одним из наиболее активно развивающихся направлений современной литературы, однако категориальный состав этой области знания еще недостаточно разработан и вызывает полемику в работах исследователей. До последнего времени действия персонажей писателя Д. Гранина рассматриваются в аспекте оппозиции личности и общества. Причем не только литературоведы советского времени, но и современные учёные предполагают, что истинный путь человека должен непосредственным образом соотноситься с потребностями общества и государства. В анализе публицистического стиля книги «Интелегенды» предлагается вычленить глубинный подтекст, скрытый за фабульными перипетиями, переориентировать анализ творчества Д. Гранина на процесс обретения его героями смысла собственного существования.
Данная тема актуальна и потому, что исследователи творчества писателя обращают внимание, как правило, на отношения персонажей со средой, предполагая, что главное в жизни человека – долг перед обществом. Публицистический стиль позволил Д. Гранину в книге «Интелегенды» высказать свои размышления о судьбах мира, отечественной истории, войне, блокаде, человеческих взаимоотношениях, нравственности, творчестве, которые проникнуты философией и этикой гуманизма.
Объектом исследования является текст книги Д. Гранина «Интелегенды».
Предметом исследования выступают особенности публицистического стиля в книге Д. Гранина «Интелегенды».
Цель работы заключается в рассмотрении особенностей публицистического стиля в книге Д. Гранина «Интелегенды».
Для достижения поставленной цели ставятся следующие конкретные задачи:
1.Определить публицистический стиль как литературоведческую категорию;
2.Выявить особенности художественной публицистики;
3.Проследить, какие особенности публицистического стиля использует Д. Гранин в книге «Интелегенды».
Метод исследования: анализ текста художественной публицистики для определения особенностей публицистического стиля.
Научная новизна исследования определяется тем, что на материале текста книги «Интелегенды» Д. Гранина производится анализ особенностей публицистического стиля.
Материалом для исследования послужили данные культурологических, толковых, энциклопедических, лексических словарей, а также авторитетные источники лексикографического материала.
Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении понятийной базы публицистического стиля и в выявлении его особенностей в книге Д. Гранина «Интелегенды».
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования в школе предложенного анализа особенностей публицистического стиля в художественной публицистике.
Структура исследования: исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.
Глава 1 Теоретические аспекты публицистического стиля
1.1 Понятие публицистического стиля
В данном параграфе дадим понятие публицистического стиля.
В «Словаре лингвистических терминов» Т.В. Жеребило дано такое трактование публицистического стиля: «публицистический стиль - это один из функциональных стилей, обслуживающих сферу общественных отношений: политических, экономических, культурных, спортивных и т.д. Публицистический стиль используется в политической литературе, его представляют средства массовой информации (СМИ): газеты, журналы, радио, телевидение, документальное кино» [7, с. 293].
Публицистический стиль имеет своею целью воздействовать на слушателей и читателей для агитационно-пропагандистской работы с общественно-политической идеей в газетах и журналах, по радио и телевидению, на собраниях и митингах.
В публицистическом стиле используется следующие языковые средства: торжественная лексика, фразеологизмы, слова с переносным значением, экспрессивная лексика, прямые обращения, инверсия.
Публицистический стиль отличается большим количеством жанров:
- жанры газет: очерк, репортаж, статья, фельетон;
- жанры телевидения: аналитическая программа, информационное сообщение, интервью, диалог в прямом эфире;
- жанры ораторского искусства: выступление на митинге, публичные выступления политиков, лозунги, тосты, дебаты;
- жанры коммуникации: пресс-конференция, саммит, встреча «без галстука»;
- жанры рекламы: рекламный очерк, рекламное объявление [6].
Таким образом, публицистический стиль влияет на людей через средства массовой информации (газеты, журналы, телевидение, плакаты, брошюры). Он характеризуется наличием социально-политической лексики, логики, эмоций, оценки и мотивации. В нем используется узко, кроме нейтральной, высокая, торжественная лексика и фразеология, эмоционально окрашенные слова, короткие предложения, риторические вопросы, восклицательные предложения, повторы и т.д.
1.2 Особенности публицистического стиля
Рассмотрим в краткой форме особенности публицистического стиля.
Особенности данного стиля представлены в пособии Т.В. Кортава «Русский язык и культура речи»:
- Общедоступность является главным критерием отбора средств языка. В публицистическом стиле не присутствуют узкоспециальные термины, диалектные, жаргонные слова, иноязычные вкрапления, просторечия.
- Лексика данного стиля разнообразна, характеризуется широтой образности, соединением контрастных по стилевому окрасу слов, наличием устойчивых речевых оборотов (клише). Использование речевых стандартов создает предсказуемость публицистическим текстам в определенной степени [9, с.31].
- В предложениях отсутствуют сказуемые [5, с.190].
В публицистических произведениях уделяется внимание вопросам очень широкой тематики - актуальные вопросы современности, которые представляют общественный интерес: вопросы политики, экономики, нравственности, философии, вопросы культуры, воспитания, повседневного быта.
Публицистические стиль чаще используется в общественно-политической литературе, периодической печати. В рамках публицистического стиля широкое распространение получила его газетно-журнальная разновидность [18, с.43].
Выступления в СМИ характеризуются образностью, стремлением к оригинальности и созданием ассоциаций у читающей аудитории, которые определяют появление слов в газетных текстах, а их значение зависит от контекста. Контекстуальные условные слова в газетных текстах в основном относятся к часто используемым областям и обычно ассоциируются с известными цитатами и высказываниями, которые могут легко вызывать ассоциации и становиться источником образов.
В настоящее время СМИ «оказывает огромное влияние на состояние общественного сознания» [24, с. 4] и, следовательно, «на развитие и функционирование языка, на формирование языковой культуры» [18, с.3]. Именно поэтому некоторые специалисты полагают, что язык СМИ в современном мире начинает приобретать значение основного «репрезентанта литературного языка» [3, с.419].
Язык публицистики очень подвижен и требует постоянного изучения [16, с.611]. Прохоров Е.П. отмечает: «Проблемы поэтики публицистики и поныне не привлекают достаточного внимания» [22, с.287]. Язык, на котором проводится наибольшее количество исследований в области СМИ, - это язык газет, который составляет основу речевого стиля массовой коммуникации, поскольку газеты являются старейшей формой СМИ и системы пропаганды.
Основная и исторически сложившаяся функция публицистического стиля – информационная. Еще Г.О. Винокур отметил, что главной специфической особенностью газетной речи выступает преимущественно установка на «голое сообщение», на информацию как таковую. Именно поэтому некоторые специалисты слова называют публицистический стиль «информационным стилем» [18, с.136].
Одной из важнейших особенностей информации, которая передается через СМИ, является ее подлинность, документальность [19, с.18]. «Документализм публицистики – это опора на реальные факты, на безусловно бывшее, на то, что зафиксировано в различных документах, официальных бумагах, дипломатических актах, статистических сводках и протоколах, социологических анкетах и личных дневниках, письмах, в магнитофонных записях, киноматериалах, фотографиях», - пишет Е.П. Прохоров [22, с.262].
Речь публицистики фактографична. Это качество является стилевой доминантой, что означает обязательность источников информации, обширные цитаты и использование фотографий. Так отражается мощная тенденция стиля журналистики к изображению. Качество публицистического стиля проявляется также в наиболее активном использовании приемов словесного изображения [20, с.240]. Цель публицистики - привлечь внимание читателей. Поэтому средства достижения выразительности, экспрессивности в публицистическом стиле важнее, чем в других стилях. Выражение газетной речи может осуществляться не только с помощью готовых неконтекстуальных языковых выражений.
Еще одной особенностью журналистики выступает стандарт. Газеты создаются за короткий промежуток времени, и иногда не удается довести обработку языковых материалов до идеального состояния. В то же время они были созданы не одним человеком, а многими журналистами. Вот это и наложило свой отпечаток на стилистические особенности языка газет. В результате, конечно, появляются стандарты речи. Они возникают и по другим причинам: из-за повторяемости тем, объем тематики ограничен в силу периодичности публикаций.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Абдукаримова, А.А. Публицистический стиль, его основные признаки и функции / А. А. Абдукаримова // Наука и технологии: шаг в будущее: Межвуз. сб. науч. ст. -Международный Казахско-Турецкий университет им. Ясави, Казахстан, 2008. -http://www.rusnauka.com/
2.Балыхина, Т. М. Русский язык и культура речи: учебник для вузов / Т. М. Балыхина, М. В. Лысякова, М. А. Рыбаков. – М.: Дрофа, 2011. - 479 с. - http://web-local.rudn.ru/
3.Винокур Г.О. Культура языка. – М., 1982.
4.«Вечера с Петром Великим»: нравственные уроки истории: Материалы читат. конф., 14 нояб. 2000 г. / [Сост. и науч. ред. Ю.В. Зобнин]. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. гуманитар. ун-та профсоюзов, 2001. – 52 с.
5.Голуб, И.Б. Русский язык и культура речи / И.Б. Голуб; М.: Логос, 2002. 432 с.
6.Григорьева, О. Н. Публицистический стиль в системе функциональных разновидностей языка / О. Н. Григорьева // Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования / отв. ред. М. Н. Володина. М., 2003. с. 167–180. - http://evartist.narod.ru
7.Жеребило, Т.В. Словарь лингвистических терминов / Т.В. Жеребило. Назрань: ООО «Пилигрим», 2010. 486 с.
8.Калугина Ю.В. Медиа-текст экономического кризиса как разновидность публицистического стиля / Ю.В. Калугина // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 4 (часть 2). – с. 507-510 - http://www.rae.ru/
9.Каменская, О.Г. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для студентов / О.Г. Каменская, Р.А. Канн и др. Тольятти: Тольяттинский Государственный Университет, 2005. 99 с.
10.Кожина, М. Н. Стилистика русского языка: Учебник / М.Н. Кожина, Л.Р. Дускаева, В.А. Салимовский. – М.: Флинта: Наука, 2008. – 464 с.
11. Кортава, Т.В. Русский язык и культура речи / Т.В, Кортава. М.: МАКС Пресс, 2012. 276 с.
12. Костомаров В.Г. Языковой вкус эпохи. Из наблюдений над речевой практикой современных масс-медиа. – Москва: Дрофа, 1994
13. Кузнецова О.Н. Категория жизнеустроительного пафоса в потоке интеллектуально-деловой и «деревенской» прозы 2-ой половины XX столетия. ‒ Краснодар: КСЭИ, 2015. ‒ 134 с.
14. Лазутина Г.В., Распопова С.С. Жанры журналистского творчества. – М.: Аспект пресс, 2011.
15. Лобин А. М. Концепция гениальности в творчестве Д. А. Гранина (на материале романа «Вечера с Петром Великим») // Филологический класс. 2015. №1 (39). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-genialnosti-v-tvorchestve-d-a-granina-na-materiale-romana-vechera-s-petrom-velikim (дата обращения: 16.10.2021).
16. Москвин В.П. Стилистика русского языка. Теоретический курс. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. - 630 с.
17. Старков А.Н. Нравственный поиск героев Даниила Гранина. ‒ М.: Худож. лит., 1981. ‒ 200 с.
18. Современная газетная публицистика. Проблемы стиля // Ответственный редактор И.П. Лысакова, К.А. Рогова. – Л., 1987.
19.Солганик Г.Я. Общие особенности языка газеты // Язык и стиль средств массовой информации и пропаганды. - М., 1980.
20.Платонова О.В., Виноградов С.И. Средства массовой информации и культура речи // Культура речи. - М., 1998.
21.Плоткин Л.А. Даниил Гранин: очерк творчества. ‒ М.: Сов. писатель, 1975. ‒ 248 с.
22.Прохоров Е.П. Искусство публицистики: Размышления и разборы. - М., 1984.
23.Тепляшина А.Н. Методологические основы жанрообразования в масс медиа // Логос, общество, знак (к исследованию проблемы феноменологии дискурса). – СПб., 1997
24.Толковый словарь современного русского языка. Языковые изменения конца XX столетия // под редакцией Скляревской Г.Н. - М.: АСТ, Астрель, Транзиткнига, 2005. – 894 с
25.Финк Л.А. Необходимость Дон Кихота: Книга о Данииле Гранине. ‒ М.: Сов. писатель, 1988. ‒ 320 с.
26.Франкл В. Человек в поисках смысла: Сб. ‒ М.: Прогресс, 1990. ‒ 368 с.
27.Щелкунова, Е.С. Публицистический текст в системе массовой коммуникации: учеб. пособие / Е.С. Щелкунова. Воронеж: Родная речь, 2004. – 194 с.
28. Даниил Гранин. Интелегенды: статьи, выступления, эссе https://fantlab.ru/edition97988