Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Экономические интересы государства во многом определяются эффективностью его фискальной политики. Таможенные платежи и сборы являются важнейшим регулятором участия государства в системе внешнеэкономических связей, обеспечивают значительную часть доходов государства и во многом определяют место страны в международном разделении труда.
Практика применения импортных таможенных платежей в нашей стране показывает, что из-за несоответствия потребностей экономического развития и несовершенства механизма их администрирования Россия не только несет значительные финансовые потери, но и наносит дополнительный ущерб внутреннему законодательству. Послушные производители, товары которых становятся неконкурентоспособными, а уклонение от уплаты таможенных пошлин приводит к снижению эффективности таможенно-тарифного регулирования в целом.
Поскольку необходимо пересмотреть современную систему импортных таможенных платежей и контроля за их поступлением в бюджет страны, необходимо разработать меры по предотвращению уклонения от уплаты таможенных пошлин.
Объектом исследования являются ввозные таможенные платежи как инструменты государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.
Предмет исследования - особенности действующих ввозных таможенных платежей.
Целью данного исследования является разработка мер по совершенствованию порядка уплаты ввозных таможенных пошлин и контроля за их поступлением в бюджет страны.
Для достижения этой цели в работе были поставлены и решены следующие исследовательские задачи:
-изучить систему таможенных платежей в Российской Федерации как инструмент формирования бюджета страны;
-описать правовые основы взимания и начисления ввозных таможенных пошлин;
- исследовать недостатки, возникающие при сборе ввозных платежей;
- предложить меры по совершенствованию уплаты ввозных таможенных пошлин и контроля за их поступлением в бюджет.
Теоретической основой исследования послужили труды отечественных ученых по исследуемым вопросам, публикации в периодической печати по вопросам таможенного дела, таможенного права и таможенно-тарифного регулирования.
Методологической основой исследования явился комплексный анализ и системный подход к изучению различных аспектов взимания таможенных пошлин.
Информационной основой исследования послужили: Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Налоговый и Бюджетный кодексы Российской Федерации, Таможенный кодекс Таможенного союза, Федеральные законы Российской Федерации, Законы Российской Федерации. Российской Федерации, Постановлениями Правительства, а также международных Соглашений и Решений Совета Евразийской экономической комиссии по вопросам таможенно-тарифного регулирования.
Научная новизна исследования направлена на совершенствование таможенного законодательства и практики его применения.
Структура и содержание работы определяются логикой, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Общий объем работы 25 страниц.
1. ТЕОРЕТИЧЕКИЕ АСПЕКТЫ ВВОЗНЫХ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ
1.1 Экономическая сущность понятия «Ввозная таможенная пошлина»
как одного из видов таможенных платежей
Таможенные платежи являются не только традиционным и активно используемым инструментом государственного регулирования внешней торговли, но и одной из основных составляющих доходов бюджета нашей страны.
В целом понятие «таможенные платежи» можно определить как обязательные платежи, относящиеся к налоговым и неналоговым доходам федерального бюджета, которые являются инструментом налогообложения внешней торговли, взимаемых с организаций и физических лиц в форме отчуждения средства в доход бюджета при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу [1].
Таможенные платежи, наряду с другими обязательными платежами, таможенные платежи являются необходимой экономической основой существования и деятельности государства и на современном этапе составляют около 50% доходов федерального бюджета Российской Федерации.
Таким образом, таможенные платежи выполняют важнейшую функцию - фискальную, т.е. являются постоянным источником пополнения доходной части федерального бюджета.
Таможенные платежи играют важную роль в защите экономических интересов государства. Они выплачиваются при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации и в случаях, установленных таможенным законодательством (например, ввозные таможенные пошлины взимаются с предметов личного потребления, полученных в международной почте лицам, проживающим на территории Российской Федерации, а также на аналогичные товары, ввозимые физическими лицами, прибывающими в нашу страну).
Таможенные платежи защищают отечественную экономику. Поскольку таможенная пошлина является косвенным налогом, она влияет на цену товара. Чем выше уровень таможенных платежей, тем надежнее они защищают отечественные компании.
Благодаря таможенным платежам, выполняющим контролирующую функцию, по их валовой сумме можно отслеживать объем и структуру экспорта и импорта товаров, оценивать внешнеторговый баланс и на основе данных исследований стимулировать экспорт в определенной промышленности, либо создать благоприятные условия для развития отстающих производств [1].
Высокие пошлины в некоторых сферах экономики стимулируют активность иностранных инвесторов. Если ставка пошлины низкая, иностранному производителю выгодно импортировать готовую продукцию, а если она высокая, то выгоднее инвестировать в развитие производства в стране.
Фискальная функция таможенных платежей отличается от протекционистской (защитной) функции таможенных платежей тем, что влечет за собой поступления в бюджет и влияет на расходы тех покупателей, которые не могут обойтись без импортных товаров. Тем не менее, во многих случаях таможенные платежи, которые изначально носили чисто фискальный характер, в конечном итоге становятся протекционистскими, и между этими функциями нет четкого разделения.
Субъектами обложения таможенными платежами являются декларанты (налогоплательщики), как физические, так и юридические лица, в роли которых может выступать как собственник товара, его перевозчик или таможенный брокер, так и иное заинтересованное лицо, уплачивающее таможенные платежи до или одновременно с прием таможенной декларации в валюте Российской Федерации или в иностранной валюте, за исключением случаев, когда такой платеж может быть оплачен только в иностранной валюте.
Объектами обложения таможенными платежами могут быть: таможенная стоимость, количество товаров, перемещаемых через таможенную границу, или и то, и другое одновременно.
В зависимости от того, какие товары ввозятся, различается и размер взимаемых таможенных пошлин. Их ставки дифференцированы в соответствии с Единым таможенным тарифом Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (ЕТТ), который представляет собой набор ставок ввозных таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на единую таможню. Территория Таможенного союза третьих стран, систематизированная в соответствии с Единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД) 1. Ставка пошлины устанавливается Товарной номенклатурой для большинства наименований товаров.
Сбор таможенных платежей обеспечивается таможенными органами благодаря эффективно организованному администрированию внешнеэкономической деятельности.
1.2 Дифференциация и классификация ввозных таможенных пошлин
Пункт 1 статьи 70 Таможенного кодекса Таможенного союза Евразийского экономического сообщества включает таможенные платежи [2]:
- импортная таможенная пошлина;
- экспортная таможенная пошлина;
- налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза (НДС);
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативно-правовые акты
1. Конституция РФ от 12.12.1993 с изменениями от 10.07.2021. Режим доступа http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202007040001. Дата обращения 28.10.2021DO
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) от 30.11.1994 г. №51-ФЗ (с изм. и доп. от 02.03.2015 г.) с изменениями и дополнениями от 01.07.2021 № 295-ФЗ Режим доступа http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102039276. Дата обращения 28.10.2021DO
3. Таможенный кодекс Таможенного союза от 27.11.2009 г. в ред. от 08.05.2015 Режим доступа http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_94890/ Дата обращения 28.10.2021D
4. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2013 г. № 54 (ред. от 17.03.2015 г.)"Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза".
5. Соглашение о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам (Заключено в г. Москве 25.01.2008 г.) Режим доступа http://www.kremlin.ru/acts/news/2568 Дата обращения 28.10.2021DO
6. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ с изменениями и дополнениями 02.07.2021 Режим доступа http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/. Дата обращения 28.10.2021DO
7. Закон РФ от 21.05.1993 г. № 5003-1: "О таможенном тарифе" (ред. от 22.12.2020 г.).
8. О таможенном регулировании в Российской Федерации: федеральный закон от 27.11.2010 г. №311-ФЗ (ред. от 02.07.2021 г.). Режим доступа http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_304093/. Дата обращения 28.10.2021DO
9. Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 г. (ред. от 10.10.2015 г.) "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском " (вместе с порядком определения момента выпуска и объема двигателя авто-, мототранспортного средства "). Режим доступа http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_102086/4dd248e0f29bd2ec7f9da1f647c3f7e4f88af9ff/. Дата обращения 28.10.2021DO
Учебные пособия
10. Бакаева, О. Ю. Таможенное право / О.Ю. Бакаева, Г.В. Матвиенко. - М.: ЮРИСТЪ, 2018. - 428 c.
11. Баландина, Г. В. Таможенно-тарифная политика и стимулирование инноваций в России / Г.В. Баландина, Н.П. Воловик, С.В. Приходько. - М.: Издательский дом "Дело" РАНХиГС, 2012. – 228
12. Единый таможенный тариф Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (ЕТТ ТС).. - Москва: Машиностроение, 2019. - 659 c.
13. Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза.-М.:Проспект,2016.. - М.: Проспект, 2016. - 848 c.
14. Косаренко, Н. Н. Таможенное право России. Курс лекций / Н.Н. Косаренко. - М.: Флинта, МПСИ, 2019. - 216 c.
15. Миляков, Н. В. Таможенная пошлина / Н.В. Миляков. - М.: Финансы и статистика, 2018. - 256 c.
16. Попович, О. М. Таможенное право / О.М. Попович, Ю.С. Тихомирова. - М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2019. - 160 c.
17. Руденко, Л.Г. Экономика таможенного дела. Учебник / Л.Г. Руденко. - М.: Дело и сервис (ДиС), 2015. - 671 c.
18. Таможенное право. Учебник. - М.: Юнити-Дана, 2019. - 304 c.
19. Таможенные классификаторы. Нормативно-справочная информация для заполнения таможенных документов: моногр. . - Москва: Гостехиздат, 2019. - 184 c.
20. Тимошенко, И. В. Таможенное право. Конспект лекций / И.В. Тимошенко. - М.: Феникс, 2019. - 320 c.
Статьи и монографии
21. Значение и роль таможенных платежей в формировании федерального бюджета М. В. Непарко, Е. М. Короткова, Е. С. Печерская, В. Н. Мишукова 2020 / Вестник Академии знаний
22. ТАМОЖЕННЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ СТАБИЛЬНОСТИ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ Комарова Вера Владимировна 2020 / Креативная экономика
23. ОСОБЕННОСТИ И ДИНАМИКА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ВВОЗНЫХ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В БЮДЖЕТ ГОСУДАРСТВ-ЧЛЕНОВ ЕАЭС Шафиева А.Р., Мустафина К.И. 2020 /
24. ОЦЕНКА ОТДЕЛЬНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ И ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РАМКАХ ЕАЭС Гомон И.В., Красильников Д.В., Миначев С.М. 2021 / Международный журнал гуманитарных и естественных наук
25. Лазарев Д.Ю. «Экономическая сущность таможенных платежей», Экономика и бизнес», 2020;
26. МЕТОДОЛОГИЯ РАСЧЕТА ВВОЗНОЙ ТАМОЖЕННОЙ ПОШЛИНЫ Тарасов Никита Александрович 2020 / Вестник Российской таможенной академии; Роль таможенных платежей в доходах федерального бюджета, Арланова О. И. Львова М. В. 2019 / Oeconomia et Jus и др
27. Роль таможенных платежей в доходах федерального бюджета Арланова Ольга Ивановна, Львова Марина Вячеславовна, 2019 / Oeconomia et Jus
28. Налоговое регулирование внешнеэкономической деятельности в РоссииМальцев Андрей Александрович, Чичилимов Сергей Валерьевич 2021 / Российский внешнеэкономический вестник
29. ОСОБЕННОСТИ ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ЕАЭС Падалко К.С. 2021 / Форум молодёжной наукиАдминистрирование таможенных платежей: международные стандарты взаимодействия налоговых и таможенных органовРыльская Марина Александровна, Шохин Сергей Олегович, Боброва Ольга Геннадьевна, Кожанков Антон Юрьевич, Еремеева Наталия Валерьевна 2019 / Финансы: теория и практика
30. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ В УСЛОВИЯХ МАСШТАБНОЙ ЦИФРОВИЗАЦИИ Коварда Владимир Васильевич, Лаптев Роман Алексеевич, Болычева Елена Александровна, Бобырева Елена Валерьевна 2021 / Вестник евразийской науки