Фрагмент для ознакомления
1
1 Теоретические основы разработки электронного приложения по формированию и оценке умений организовывать
1.1 Педагогические программные средства
1.2 Среды, языки программирование, системы
Вывод
Фрагмент для ознакомления
2
1 Теоретические основы разработки электронного приложения по формированию и оценке умений организовывать
1.1 Педагогические программные средства
Информационные технологии проникают во все сферы жизни современного человека. Люди всё больше времени уделяют компьютерам и смартфонам, а интернет превратился в важнейший источник информации. В такой ситуации развитие электронного образования просто неизбежно. Любое образование на основе ЭВМ базируется на педагогических программных средствах.
Педагогическое программное средство (ППС) – это прикладная программа, назначение которой заключается в организации и поддержке учебного диалога пользователя с компьютером. С помощью программного средства можно представлять на экране в различной форме учебную информацию; инициировать процессы усвоения знаний, приобретения умений и (или) навыков учебной или практической деятельности; эффективно осуществлять контроль результатов обучения, тренинг, повторение; активизировать познавательную деятельность обучаемых; формировать и развивать определенные виды мышления.
Данный вид программного обеспечения берёт на себя ряд функция живого преподавателя. Как правило такие системы доносят до учащегося информацию посредством видео или текста. Проверяют его знания тестовыми или практическими заданиями, а также позволяют проводить экспериментальное моделирование. В общем случаи ППС обладают следующим рядом преимуществ:
• Свобода доступа — учащийся может заниматься практически в любом месте. Взрослый учащийся может обучаться без отрыва от основной работы.
• Снижение затрат на обучение — учащийся не несет затраты на методическую литературу. Кроме того, экономия растет за счёт зарплат, которые не нужно платить педагогам, содержание учебных заведений и так далее.
• Гибкость обучения — процесс обучения можно подстроить под возможности и потребности педагогов и слушателей.
• Возможность развиваться в ногу со временем — пользователи электронных курсов: и преподаватели, и студенты развивают свои навыки и знания в соответствии с новейшими современными технологиями и стандартами. Электронные курсы также позволяют своевременно и оперативно обновлять учебные материалы.
• Потенциально равные возможности обучения — обучение становится независимым от качества преподавания в конкретном учебном заведении.
• Возможность определять объективные критерии оценки усвоения знаний — в электронном обучении имеется возможность выставлять четкие критерии, по которым оцениваются знания, полученные студентом в процессе обучения.
Однако существует и ряд недостатков повсеместного использования педагогических программных средств. Среди них можно выделить следующие проблемы:
• Отсутствие непосредственного общения ученика и учителя затрудняет контроль процесса обучения и оценку его результатов.
• Внедрение ППС требует хорошо выстроенной технологической инфраструктуры.
• При переходе на электронный формат обучения необходима адаптация учебного курса.
• Роль индивидуального мастерства учителя при данном подходе стремиться к минимуму.
Рассмотрим классификацию педагогических программных средств.
1. Обучающие программные средства, чьим методическим назначением является сообщение суммы знаний и навыков учебной и практической деятельности с тем, чтобы обеспечить нужный уровень знаний учащегося. Реальный уровень как правило оценивается задачами, встроенными в самой системе. Именно этот тип программных средств максимально приближен к роли “преподавателя” в классическом понимании. Системы такого типа содержат как лекционный материал, так и практический. При этом имеют чёткие критерии оценки актуального уровня знаний конкретного пользователя.
2. Программные системы. Представлены в виде тренажеров, которые направлены на отработку умений и навыков учебной деятельности и проведения мероприятий по самоподготовке. Преимущественно востребованы для повторения или закрепления пройденного материала. Программы данного типа содержат минимум теоретических знаний, но при этом обладают высокой интерактивностью практических примеров. Основная идея данного направления, позволить пользователю получить большой опыт решения типовых, практических задач.
3. Программы, предназначенные для самоконтроля и контроля уровня овладения учебным материалом. На основе данных систем строиться контрольные работы или экзамены. Данные системы не содержат информации “Как надо” а преследуют конкретную цель, оценить уровень знаний.
4. Информационно-справочные и информационно-поисковые программные средства, которые дают возможность выбрать и вывести нужную для пользователя информацию. Методическое назначение заключается в формировании умений и навыков по систематизации данных. Этот вид программ помогает учащемуся обрабатывать большие объёмы данных. Выделять ключевые аспекты, а также быстро находить информацию для конкретных задач.
5. Имитационные программные средства. Они представляют конкретный аспект реальности для того, чтобы изучить основные структурные либо функциональные свойства посредством определенного и ограниченного количества параметров. Подобные программы позволяют изучит сложные процессы без дорогостоящего оборудования.
6. Моделирующие программные средства произвольной композиции, благодаря которым в распоряжении обучаемых предоставляются основные элементы и типы функций для того, чтобы смоделировать определенную реальность. С их помощью создают виртуальные и реальные модели явлений, объектов, ситуаций и процессов с последующим их изучением и исследованием.
7. Демонстрационные программные средства, с помощью которых обеспечивается наглядное представление учебного материала с визуализацией изучаемых явлений, процессов и взаимосвязей между объектами.
8. Учебно-игровые программные средства, которые направлены на «проигрывание» учебных ситуаций, в том числе для формирования навыком по принятию оптимальных решений или выработки оптимальной стратегии действий.
9. Досуговые программные средства, которые применяются для того, чтобы организовать деятельность обучающихся во внешкольной и внеклассной работе с целью развития памяти, реакции, внимания и пр.