Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Понятие «правовой статус личности» не имеет легального определения в российском законодательстве, однако, является наиважнейшим социальным явлением в правовом государстве. Его значимость в российской системе права подчеркивается тем, что данному социальному явлению посвящена целая глава в основном законе государства под названием «Права и свободы человека и гражданина». Опираясь на научные труды ученых, рассматривающих развитие прав человека как социальное явление, параллельно укрепляющееся наряду с другими наднациональными (глобальными) и национальными (внутригосударственными) процессами, мы осознаем важность необходимость исследования данного вопроса, выраженную в определении не только теоретических основ правового статуса личности, но и изучении исторических тенденций становления, их расширения, сохранения. Поэтому, важным для современной правовой системы является не просто рассмотрение вопроса, суждение о природе, механизме и структуре правового статуса личности, но и выделение его особенности, в 2021 г., связанными с произошедшим в 2020 г. внесенными в Конституцию Российской Федерации (далее – Конституция России) поправками.
Основы конституционного строя России закреплены в номах в гл. 2 Конституции России «Права и свободы человека и гражданина»: «Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства». Этим объясняется существование целого ряда нормативных правовых актов, в которых уточняется содержание конституционных основ правового статуса личности в России.
Правовой статус личности как особый институт, многокомпонентное и цельное понятие определяет положение человека в обществе и государстве, регламентирует правила их взаимодействия. Сформулированные и утвержденные нормы закрепляют основы правового статуса личности, которые распространяются на всех граждан, носят общий характер.
Правовой статус наперед показывает как достоинства, так и недостатки действующей в настоящее время политико-юридической системы, принципов демократии, государственных основ данного общества. Поэтому его невозможно однозначно понять и раскрыть, не затрагивая сущность того социального уклада, в котором он создается и существует. Правовой статус, по своей сути, является частью, элементом общества.
История развития прав и свобод человека, и гражданина дает основание на признание прав человека и гражданина нескольких поколений. Содержание основных прав и свобод личности определяется конституцией различно, что дает основание для их классификации на несколько групп. Особенности реализации конституционных прав и свобод личности обусловлены их спецификой по сравнению с правами, закрепленными в текущем (отраслевом) законодательстве. Познание правового статуса личности как структурированной системы ее прав, свобод, обязанностей и законных интересов через различные их классификации позволяет глубже и полнее понять социальное содержание правового статуса.
Объект исследования – правовой статус личности как один из самостоятельных научных направлений в теории государства и права.
Предмет исследования – правовой статус личности и его виды в условиях формирования правового государства в российском обществе, направленной на обеспечение механизма реализации основных прав и свобод человека и гражданина в обновляющейся правовой системе России.
Целью исследования является изучение понятия и видов правового статуса личности.
Для достижения цели определены следующие задачи работы:
– рассмотреть подходы к определению и конституционные основы правового статуса личности;
– определить признаки и принципы правового статуса личности;
– рассмотреть элементы правового статуса личности: права, свободы и обязанности;
– изучить видоизменение правового статуса личности в зависимости от той или иной исторической эпохи или государства;
– проанализировать классификацию видов правового статуса личности на современном этапе.
Методология исследования определена стоящими перед данной работой целью и задачами. За основу в исследовании принят диалектический метод познания, предполагающий всесторонность, объективность и взаимосвязь исследуемых явлений. Использован также метод системного анализа.
В процессе работы использовались различные теоретические разработки ученых, прежде всего, в области теории государства и права. Также были использованы научные статьи из периодической печати.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Во вводной части обоснована актуальность работы, выделены предмет и объект исследования, установлены цели и задачи, охарактеризованы используемые методы.
В первой главе рассмотрена сущность понятия «правовой статус личности».
Во второй главе рассмотрены виды правового статуса личности.
В заключительной части курсовой работы дано краткое изложение содержания исследования, сформулированы основные выводы, в которых были даны ответы на поставленные во вводной части задачи.
Список использованной литературы содержит перечень публикаций, на которые в курсовой работе делаются ссылки.
1. Сущность понятия «правовой статус личности»
1.1. Подходы к определению и конституционные основы правового статуса личности
В переводе с латинского слово «статус» означает положение, состояние кого или чего-либо. В данной курсовой работе речь идет о положении, состоянии личности, человека, гражданина.
Юридически оформленные связи личности и общества, гражданина и государства, отдельного индивида с окружающими, наиболее полно отражены в понятии правового статуса личности. В нем выражаются законные границы свободы личности, объем его прав, обязанностей, других правовых возможностей и ответственности .
Существует точка зрения, что правовой статус личности следует выводить из ее прав, свобод и обязанностей, т.е. налицо достаточно определенный подход. В противовес такому взгляду, другими авторами содержание этого статуса расширяется (размывается) за счет других компонентов (среди них упоминаются правовые нормы и принципы, правосубъектность и юридическая ответственность, законные интересы, гарантии и гражданство и т.п.) .
Так, А.В. Юрковский, определяя конституционно-правовой статус личности в идее некоей теоретической конструкции юридического характера, вообще, по сути, отказывает ей в сколько-нибудь общих чертах, определяя этот статус как конструкцию, имеющую «объективно обусловленные спецификой развития различающихся государств современного мира и субъективно формируемые отдельными исследователями системы плюралистических оценок, закрепленных в национальных системах права категорий, характеризующих существенные взаимосвязи, свойства субъектов и их взаимоотношения» .
Разумеется, предложения обогатить понятие статуса личности подобными составляющими небезосновательны. Если придерживаться идеи расширить конституционный статус личности рядом компонентов, то присутствие их даст возможность оценить, придерживается ли то или иное государство принципа равенства, достаточно ли активно государство по вопросу соблюдения и охраны прав и свобод человека и гражданина, наконец, располагает ли индивид законными механизмами для защиты своих прав и свобод.
Тем не менее, при определении конституционно-правового статуса личности и выяснении публично-правовой сущности этого статуса было бы целесообразным придерживаться возможно лаконичной дефиниции.
Констатируется, что при любом понимании правового статуса индивида основу его представляют нормативно закрепленные права и обязанности субъекта.
Соответственно конституционный статус (именуемый еще общим) представляет собой единый и равный для всех индивидов статус в виде определенной конституционными нормами системы прав, свобод и обязанностей человека и гражданина. В качестве важнейшего компонента такой системы выступают права и свободы, поскольку именно они предоставляют индивиду обоснованную с правовой точки зрения возможность пользоваться жизненными благами.
В качестве носителей конституционно-правового статуса указывается не только человек и гражданин; очевидно, что наряду с ним такой статус в той или иной мере признается за народом и его составляющими (этническими и социальными группами), государством в целом и его компонентами, будь то Россия и ее субъекты, государственные органы и должностные лица, наконец, функциональные и территориальные объединения и общности.
Таким образом, в качестве научных выводов следует констатировать, что публично-правовая сущность правового статуса личности проявляется в том, что индивид выступает в качестве мельчайшего элемента указанных носителей конституционного статуса, деятельность которых без того, чтобы она осуществлялась в результате конкретных действий того или иного человека и гражданина, невозможна (поскольку правоотношения существуют не иначе как между людьми – субъектами права, выступающими – во всяком случае, в либеральной концепции статуса личности – на первый план, со своей жизнью, собственностью и свободой, в государстве и обществе).
Разумеется, конституционный статус как положение личности в обществе и государстве, устанавливаемое совокупностью всех конституционно-правовых норм, есть понятие абстрактное и декларативное. Тем не менее, его следует считать основой для иных (специальных) статусов личности, что вполне согласуется с классической позицией Н.В. Витрука , четко разграничивавшего специальные статусы и конституционный статус личности в виде охраняемых федеральной конституцией прав (интересов) и обязанностей личности.
Что касается предложений по соответствующим изменениям законодательства, то коль скоро, по мнению Н.В. Витрука, конституционные права, свободы и обязанности являются определяющими для всех видов прав и обязанностей, закрепленных в текущем законодательстве, то задачей последнего следует считать наиболее точное следование конституционным предписаниям.
Правовой статус в широком смысле, исходя из изученных нами самых популярных определений, найденных на просторах научных электронных библиотек (https://cyberleninka.ru, https://elibrary.ru) – это юридически закрепленное положение личности в обществе и государстве.
Несмотря на разнообразие подходов к определению изучаемого института, его основа, элементы остаются неизменными и к ним относятся следующие:
– правовые нормы, которые определяют данный правовой статус;
– правосубъектность лица;
– отношение к гражданству;
– правовые принципы;
– основные субъективные права личности;
– юридические обязанности лица;
– законные интересы личности;
– юридическая ответственность;
– правовые отношения общего (статусного) типа.
Говоря о правовом статусе, также необходимо отметить, что он является неотъемлемой частью гражданского общества, которое, в свою очередь, возможно только в правовом демократическом государстве. С.Ю. Наумов пишет о том, что формирование гражданского общества и построение правового государства в конечном счете являются лишь средством обеспечения правовой свободы личности в современном обществе .
В свою очередь Н.И. Матузов говорит о том, что правовой статус личности находит отражение в Конституции государства и иных нормативно-правовых актах. Это главным образом и определяет правовое положение личности в обществе, ее роль, возможности, участие в государственных делах .
Мы полагаем, что правовой статус личности служит отражением эффективности политической системы, ведь от уровня защиты прав и свобод человека и гражданина напрямую зависит развитие и эффективность функционирования основных демократических институтов в целом.
Основы правового статуса личности относятся к предмету конституционного права, провозглашаются в Конституции и защищаются государством. Причем нормы данного конституционно-правового института Е.И. Козлова и О.Е. Кутафин классифицируют на три группы, и они тесно взаимосвязаны с нормами других конституционно-правовых институтов.
В первой группе они объединяют нормы, закрепляющие общие принципы правового статуса личности (равноправие, гарантированность, неотъемлемость прав и свобод и др.).
Ко второй группе они относят нормы, «определяющие такой важнейший фактор статуса лица, как принадлежность его к гражданству России, основания приобретения и прекращения гражданства. Нормы данной группы определяют и особенности статуса иностранных граждан, лиц без гражданства, беженцев, лиц получивших политическое убежище и др.».
К третьей группе они относят нормы, устанавливающие конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина (неотчуждаемы от личности), принадлежащие любому лицу как субъекту права независимо от реализации им своей правоспособности, составляющие «ядро, сердцевину правового статуса личности, определяемого совокупностью норм всех без исключения отраслей российского права».
В.Д. Перевалов утверждает, что правовой статус личности – это «положение человека, отражающее его фактическое состояние во взаимоотношениях с обществом и государством» – при этом эта категория имеет собирательный универсальный характер, отражает индивидуальные особенности человека и реальное положение его в системе многообразных общественных отношений. В.Д. Перевалов различает: общий (международный), конституционный (базовый), отраслевой, родовой (специальный) и индивидуальный правовые статусы личности.
Нельзя правильно понять и раскрыть истинную сущность правового статуса, не рассмотрев каждый слой социального уклада, в котором он выполняет свои функции. Правовой статус имеет как недостатки, так и достоинства, которые сложились ещё в древности. Они перетекали из догосударственного строя в новое правовое. Абсолютно в разные эпохи истории правовой статус граждан был неодинаков. Достаточно сравнить существовавшие тогда, например, рабовладельчество, феодализм. Но прямиком их статус не был зависим, значительную роль играла и правовая система государства, так называемое государственное устройство .
Для того, чтобы найти подтверждение тому, что правовой статус имел две стороны значимости, обратимся к историческим справкам, а именно затронем варно-кастовую систему Древней Индии. Насколько нам известно, формирование сословий начиналось с прихода новых племён, называвших себя ариями, которые в последствие развития и становления своего статуса сыграли большую роль.
Брахманы - жрецы, священные, сподвижники высших сил и знати. Считались самыми важными и значимыми среди остальных. Соответственно их статус был велик среди других.
Кшатрии – воины-правители; защитники, основоположники своего дела. Дальше определённых рамок выход был под запретом.
Вайшьи – скотоводы, ремесленники. Занимались домашним хозяйством. О внедрении в вышестоящие варны даже и не думали.
Шудры – рабы. Самые низкие люди. Выполняли самую унизительную работу.
Первоначально, наделением статусов занимались брахманы, но и после появления государства, то есть при формировании уже правового статуса, некоторые из данных положений исторически сохранились.
Очень яркое отражение недостатков и достоинств выражается в данном примере. Соответственно, кому то это было на руку, а кому и вовсе не нужно.
Стабильность и значимость правового статуса подрывается и межнациональными и религиозными конфликтами. Во времена СССР «этнические зачистки».
Резкое появление беженцев, мигрантов, «неоффициалов», массовые накопления российских граждан в вышеперечисленных категориях.
Правовой статус значительно дестабилизируется, можно сказать, что он приводит только к левым позициям и отрицательным результатам.
Так, например, с этим можно связать кризисы социально-экономического, политического и духовного характеров, которые в начале двухтысячных годов преобладали в России, а в современности же без них не обошлось, но уже в значительно малой доле. Иметь в своём владении довольно так и большую частную собственность тоже подчерк того, что человек по отношению к другим занимает высокое положение, что приводит к неравенству и долгим спорам по данному поводу. Но по отношению к минусам непосредственно существуют и плюсы, которые покрывают весь этот хаос.
Во-первых, правовой статус обладает защитой и штудирует права и обязанности Конституции России, Декларации прав и свобод человека и др. При чём все нормативные закрепления не утрачивают своё значение ни в одной области их применения.
Во-вторых, создаются новые понимания и отношения в обществе, которые закладывают современное понимание и необходимость включения в жизнь правового статуса, посредством чего идёт укрепление государства изнутри.
В-третьих, правовой статус побуждает многих людей мыслить против излишних оппозиционных направлений со сторон различных идеологий.
В-четвертых, происходит переход от запретительных методов к разрешительным (дозволительным), идей бюрократического централизма к разумной автономии и самостоятельности. В-пятых, становление на передний план прав и свобод человека. В-шестых, многие ограничения свободы были сняты .
Все эти положения абсолютно перекрывают существующие недостатки.
Говоря о современности, значение правового статуса затрагивает интересы людей соответственно и их судьбы. Уточним: при изменении каких-либо положений в государстве, по отношению к обществу, проведении реформ и прочих действий, непосредственно создаются новые связи и отношения, путём которых правовой статус личности может без затруднений изменяться.
Таким образом, хотелось бы резюмировать все выше сказанное. Правовой статус личности – это одна из важнейших политико-правовых категорий, которая отражает совокупность прав и обязанностей человека, которые санкционируются государством. Правовой статус личности неразрывно связан с уровнем развития демократии в государстве.
1.2. Признаки и принципы правового статуса личности
Правовой статус личности – это юридически закрепленное положение личности в обществе. Это определение является самым широким и общим. Все то, что гарантируется законодательством, юридически закрепляет в нем положение человека, составляет правовой статус граждан.
Признаки правового статуса личности:
1) Юридическое закрепление в нормативно-правовых актах. Правовой статус личности находит свое отражение в российском законодательстве. В Конституции России, в международно-правовых актах закрепляются права, свободы и обязанности личности.
2) Выражает легальные пределы свободы личности, объем его прав, обязанностей, других правовых возможностей и ответственности.
3) Наличие правового статуса влечет юридические последствия.
При характеристике правового статуса личности, кроме фактического объема прав и свобод, очень важное значение имеют и те основные исходные начала, на основе которые осуществляется реализация рассматриваемого статуса. Это принципы правового статуса личности в современной России.
Закрепление правового статуса личности возлагается на конституционное право через целый ряд принципов. Под конституционными принципами правового статуса личности понимаются определенные и охраняемые государством руководящие идеи, основополагающие начала, лежащие в основе осуществления прав, свобод и обязанностей человека и гражданина .
В рамках данного исследования будет дана характеристика данным принципам для более глубокого их изучения.
Принципу равноправия (ст. 19) занимает особое положение в перечне рассматриваемых принципов. Принцип равноправия состоит в том, что государство требует от граждан выполнения равных обязанностей, гарантирует каждому члену общества равные права и свободы, создавая все условия для закрепленных законодателем прав и свобод. Принцип равноправия уточняется в следующих положениях:
1) правовой статус человека и правовой статус гражданина с точки зрения равноправия. Как член государства человек равноправен с теми, кто, как он, является гражданином России;
2) фактические различия, под которыми подразумеваются различия в материальной обеспеченности, занимаемом положении в обществе, разные национальность и происхождение, владение языком, религиозная и половая принадлежность, не являются условиями ограничения прав и свобод. Закон жестко предписывает не допускать предвзятость в правах и свободах;
3) равноправие мужчины и женщины. В 1980 г. СССР была ратифицирована Конвенция ООН от 18 декабря 1979 г. «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин» . В ч. 3 ст. 19 Конституции России равноправие мужчины и женщины закреплено в виде отдельной правовой нормы;
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета. – 1995. – № 67.
2. Декларация прав человека и гражданина (Конституция Франции) (принята 26.08.1789) // Конституции зарубежных государств: Великобритания, Франция, Германия, Италия, Европейский Союз, Соединенные Штаты Америки, Япония: учеб. пособие. – М.: Инфотропик Медиа, 2012. – С. 117-119.
3. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (заключена 18.12.1979) // Сборник международных договоров СССР. – Вып. XXXVII. – М., 1983. – С. 26-36.
4. Конституция Соединенных Штатов Америки от 17.09.1787 // Конституции зарубежных государств: Великобритания, Франция, Германия, Италия, Европейский Союз, Соединенные Штаты Америки, Япония: учеб. пособие. – М.: Инфотропик Медиа, 2012. – С. 549-562.
5. Международный пакт о гражданских и политических правах (принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Ведомости Верховного Совета СССР. – 1976. – № 17. – Ст. 291.
6. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Ведомости Верховного Совета СССР. – 1976. – № 17. – Ст. 291.
7. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 14.03.2020 № 1-ФКЗ) // Российская газета. – 2020. – № 144.
8. Закон РФ от 26.06.1992 № 3132-1 (ред. от 05.04.2021) «О статусе судей в Российской Федерации» // Российская юстиция. – 1995. – № 11.
9. Конституция (Основной закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики / (принята V Всероссийским Съездом Советов в заседании от 10 июля 1918 г.) (утратила юридическую силу) // СУ РСФСР. – 1918. – № 51. – Ст. 582.
10. Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик (утверждена постановлением Чрезвычайного VIII Съезда Советов Союза Советских Социалистических Республик от 5 декабря 1936 г.) (утратила юридическую силу) // Известия ЦИК СССР и ВЦИК. – 1936. – № 283.
11. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик (принята ВС СССР 07.10.1977) (утратила юридическую силу) // Ведомости ВС СССР. – 1977. – № 41. – Ст. 617.
12. Аброкова О.А., Гукепшоков М.Х. Правовой статус личности // Научные Известия. – 2020. – № 19. – С. 47-50.
13. Антонов К.А. Правовой статус личности // Аллея науки. – 2018. – Т. 5. – № 6 (22). – С. 144-149.
14. Аргимбаева Д.А., Магденко А.Д. Понятие, элементы, конституционные основы правового статуса личности // Moder№ Scie№ce. – 2020. – № 10-2. – С. 190-193.
15. Витрук Н.В. Общая теория правового положения личности. – М.: Норма, 2018. – 448 с.
16. Гаджиакаева А.Я. Правовой статус личности // Инновации. Наука. Образование. – 2021. – № 33. – С. 170-181.
17. Завьялов С.О. Особенности правового статуса личности в правовом государстве // Студенческий вестник. – 2020. – № 4-2 (102). – С. 12-15.
18. Землянов А.А., Кузнецов И.А. Личные права и свободы человека и гражданина // Столица науки. – 2020. – № 6 (23). – С. 194-199.
19. Игнатьев А.Ю. Конституционные принципы правового статуса личности // Правовестник. – 2019. – № 4 (15). – С. 102-105.
20. Игнатьев А.Ю. Понятие конституционно-правового статуса личности в российской Федерации // Правовестник. – 2018. – № 1 (3). – С. 67-69.
21. Ионас С.А. Моделирование конституционно-правового статуса личности в основном законе (на примере Российской Федерации и ФРГ) // Актуальные проблемы права, экономики и управления: сборник материалов студенческой конференции. – Саратов, 2020. – С. 169-172.
22. Кирюшин А.А. Правовой статус личности как основа демократического государства // Новый юридический вестник. – 2020. – № 7 (21). – С. 1-3.
23. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учебник. – М.: Проспект, 2021. – 592 с.
24. Мамишева З.А., Удычак Ф.Н., Чеботарева И.Ю. Критерии дифференциации правового статуса личности и ее виды // The Scientific Heritage. – 2019. – № 39-3 (39). – С. 52-54.
25. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: учебник. – М.: Дело, 2020. – 528 c.
26. Наумов С.Ю., Мордовец А.С., Касаева Т.В. Общая теория государства и права. – Саратов: Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г. В. Плеханова, 2018. – 392 c.
27. Ондар Т.Э. Принцип возможности ограничения прав и свобод как принцип конституционно-правового статуса личности // Наука и образование: проблемы, идеи, инновации. – 2019. – № 3 (15). – С. 50-53.
28. Перевалов В. Д. Теория государства и права: учебник и практикум. – М.: Юрайт, 2020. – 341 с.
29. Романюк А.В. Виды личных прав и свобод человека и гражданина // Аллея науки. – 2021. – Т. 1. – № 1 (52). – С. 488-492.
30. Хрущ Э.А. Понятие правового статуса личности // Сборник статей VI Международной научно-практической конференции. – 2020. – С. 82-84.
31. Эбзеев Б.С. Личность и государство в России: взаимная ответственность и конституционные обязанности. – М.: Норма, 2018. – 384 с.
32. Юрковский А.В. Сравнительная характеристика конституционно-правового статуса личности в государствах современного мира // Сибирский юридический вестник. – 2015. – №4. – С. 132-138.