Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы состоит в том, что цена является экономической категорией исторического характера. Она возникла тысячи лет назад, когда при обмене товаров стали применяться деньги в качестве меры стоимости и средства обращения. Оставаясь категорией товарного производства, цена имеет свое социально-экономическое содержание вместе с изменением характера товарного производства. Цена представляет собой денежное выражение стоимости товара. Однако в любом товарном производстве цены отклоняются от стоимости.
Международная торговля – это конкретный торговый контракт, который осуществляется в момент экспорта и импорта товара. Основным вопросом при осуществлении экспорта является уровень цен. Это означает, что контрактные цены должны основываться на уровне мировых цен. На мировом рынке, как правило, существуют различные цены на один и тот же товар или услугу одинакового качества в пределах одной и той же сферы обращения (импорт, оптовая и розничная торговля), а также в пределах одной и той же транспортной базы. Эти операции, известные как импортно-экспортные операции, осуществляются на основе взаимоприемлемых цен. Без установления цен на сырьевые товары трудно осуществлять операции по импорту и экспорту товаров между странами.
В данной работе эволюцию ценообразования в международной торговле рассмотрим на примере рынка нефти.
Данный выбор обусловлен тем, что нефть занимает важное место в современном мире. Будучи на сегодняшний день самым важным энергетическим ресурсом наряду с газом и электричеством, нефть является важнейшим предметом международной торговли и политического влияния. Именно нефть является ключевым источником энергии на рынке. Минеральное сырье бывает разных видов и разновидностей, из нефти методами дистилляции получают различные полезные продукты, в результате чего цена на нефть – крайне нестабильное понятие, характеризующее уровень мирового экономического развития.
Развитие мировых энергетических рынков представляет значительный практический интерес для всех стран мира, поэтому практически не остается страны, которая не участвовала бы в мировой торговле ими. Нефть – важный энергетический ресурс, но в то же время ограниченный. Естественно, идет длительная борьба за его контроль. Нефтяная промышленность оказывает значительное влияние на экономику и политику как в отдельных странах, так и на мировом рынке в целом.
Степень изученности темы. Основу общеметодологического инструментария исследования ценовых отношений составляют работы классиков – Аристотеля, В. Петти, А. Смита, Д. Рикардо, М. Вебера, Дж. Милля, А. Маршалла, К. Менгера, К. Маркса и др. Классиками сформулированы основы теорий рыночной цены и ценообразования.
Представители российской науки продолжают вносить свой вклад в изучение проблем ценообразования работами: Е.В. Моргунов, И.В. Липсиц, В.Б. Мантусов, Т.Г. Марцева, Г.В. Хлопяникова и др.
Объект исследования – ценообразование в международной торговле нефтью.
Предмет исследования – процесс ценообразования в международной торговле.
Основная цель курсовой работы, которая определяет область исследования – изучение эволюции ценообразования в международной торговле.
Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих логически взаимосвязанных задач:
– охарактеризовать понятие и определить факторы ценообразования в международной торговле;
– изучить теории ценообразования в международной торговле;
– определить специфику и стратегию ценообразования в международной торговле на современном этапе;
– проанализировать эволюцию ценообразования в международной торговле нефтью;
– изучить особенности ценообразования в международной торговле нефтью на современном этапе.
Методология исследования определена стоящими перед данной работой целью и задачами. За основу в исследовании принят диалектический метод познания, предполагающий всесторонность, объективность и взаимосвязь исследуемых явлений. Использован также метод системного анализа.
В процессе работы использовались различные теоретические разработки ученых, прежде всего, в области мировой экономики и международных экономических отношений. Также были использованы научные статьи из периодической печати. Эмпирической базой исследования послужили официальные данные, представленные в сети Интернет.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Во вводной части обоснована актуальность работы, выделены предмет и объект исследования, установлены цели и задачи, охарактеризованы используемые методы.
В первой главе рассмотрено развитие теорий ценообразования в международной торговле. Во второй главе проведен анализ эволюции ценообразования в международной торговле нефтью.
В заключительной части курсовой работы дано краткое изложение содержания исследования, сформулированы основные выводы, в которых были даны ответы на поставленные во вводной части задачи.
Список использованной литературы содержит перечень публикаций, на которые в курсовой работе делаются ссылки.
1. Развитие теорий ценообразования в международной торговле
1.1. Понятие и факторы ценообразования в международной торговле
На мировом рынке происходит хозяйственное взаимодействие государств в связи с реализацией товаров и услуг, представляющее собой совокупность внешнеторговых операций стран мира в сфере товарного обмена. Такое взаимодействие базируется изначально на мировых ценах.
Мировые цены в международной торговле – это цены крупных, систематических и устойчивых экспортных или импортных сделок, совершаемых на обычных коммерческих условиях в основных центрах международной торговли известными фирмами-экспортерами и импортерами соответствующей продукции [14].
В качестве мировых можно рассматривать только цены обычных торговых операций. К обычным торговым операциям относятся сделки, характеризующиеся следующими признаками: раздельность; взаимная несвязанность экспортных и импортных поставок; регулярность их осуществления; платеж в свободно конвертируемой валюте; осуществление в условиях свободного торгово-политического режима.
При наличии отмеченных условий цена формируется при сравнительно высокой конкуренции на низшем уровне, и выравнивание цен осуществляется в большей степени, чем по операциям, которые носят специальный характер. Особой разновидностью обычных торговых операций являются поставки на основе долгосрочных соглашений, а также в рамках международных товарных соглашений. На практике в качестве мировых цен используются экспортные или импортные цены основных поставщиков и покупателей соответствующих товаров [1].
Итак, мировая цена – это многофакторная категория. По характеру, уровню и сфере действия, ценообразующие факторы могут быть классифицированы следующим образом, представленным в приложении 1 [14]. При анализе механизма ценообразования на мировом рынке следует учитывать ряд ценообразующих факторов.
1) Спрос и предложение. Наличие большего числа конкурирующих фирм на мировом рынке приводит к более сильной зависимости участников внешней торговли от взаимодействия спроса и предложения, чем на поставщиков продукции на внутреннем рынке. Так как им приходится постоянно сравнивать свои издержки производства не только с внутренними рыночными ценами, но и с мировыми. В рамках мирового рынка факторы производства менее мобильны и свобода передвижения товаров, капитала, услуг и рабочей силы значительно ниже, чем в рамках одного конкретного государства. Их перемещение сдерживается национальными границами, отношениями в валютной сфере, что противодействует выравниванию затрат и прибыли и влияет на мировые цены.
Практически на цену предлагаемого товара влияет:
– платежеспособный спрос покупателя данного товара;
– объем спроса – количество товара, которое способен приобрести покупатель;
– полезность товара и его потребительские свойства;
– количество товара, предлагаемого продавцом на рынке;
– издержки производства и обращения при реализации товара на рынке;
– цены на ресурсы или на средства производства, используемые в производстве соответствующего товара [11].
Общим фактором является замещаемость предлагаемого к реализации товара другим, удовлетворяющим покупателя. На уровень мировых цен воздействуют валюта платежа, условия расчета и некоторые другие, как экономические, так и неэкономические факторы [17].
В случае высокого спроса на товар на рынке может появиться товар, произведенный в наихудших условиях по национальной цене, которая будет какое-то время определять мировую цену. И, наоборот, при значительном превышении предложения над спросом основную выручку получают те субъекты международной торговли, условия производства которых лучше, а цены ниже. При этом не всегда размер поставщика определяют его лидирующие позиции на мировом рынке – зачастую большую часть товаров реализуют страны, не являющиеся с экономической точки зрения крупными и мощными державами.
Помимо спроса, мировые цены могут основываться на двух основных принципах.
1. Цена должна быть доступна любому покупателю или продавцу.
2. Мировая цена должна быть значительной для мирового сообщества товарных знаков [6].
2) Важную роль в ценообразовании на товары в мировой торговле, занимают сопутствующие услуги, оказываемые производителем и поставщиком какого-либо товара импортеру или конечному потребителю: техническое обслуживание, гарантийный ремонт, другие специфические виды услуг, связанные с продвижением, реализацией и использованием товара.
3) Научно-технический прогресс, также воздействуя на качество товаров, воздействует на мировые цены. Внедрение новых технологий повышает производительность труда, эффективность производства, снижает затраты труда. И, несмотря на то, что в абсолютном выражении цена растет практически на все группы товаров, за счет роста их полезного эффекта (скорости, надежности и т.д.) относительная стоимость товара, а значит, и его цена для потребителя снижается.
4) При анализе цен следует учитывать и движение экономического цикла, что в сфере международных экономических отношений имеет определенную специфику. Так, в стадии депрессии, цены, как правило, не повышаются и, наоборот, в стадии подъема в связи с превышением спроса над предложением цены возрастают. Необходимо отметить, что в зависимости от вида товаров и товарных групп динамика изменения цен отличается – при изменении конъюнктуры наиболее быстро меняются цены на сырье, медленнее – у производителей и поставщиков полуфабрикатов и незначительно на продукцию машиностроительного комплекса.
Различия в характере сделок ведут к формированию в сфере международного товарообмена следующих уровней цен на одну и ту же продукцию: цены по обычным торговым сделкам (разового характера и долгосрочных соглашений) с платежом в свободно конвертируемой валюте; цены по клиринговым соглашениям; цены по сделкам с платежом в несвободно конвертируемой валюте и др. специальным операциям.
Помимо вышеперечисленных факторов, государство также играет важную роль и в мировом ценообразовании [8].
Это является результатом государственного регулирования цен, которое осуществляется главным образом путем лицензирования котировок.
Экспортные и импортные субсидии и т. д. Правительство также может контролировать мировые цены по разным причинам.
1. Административный контроль. Это связано с запретами и ограничениями на импорт и экспорт товаров.
2. Экономические причины и регулирование внешней торговли.
3. Технические барьеры в торговле, например, правила и нормы безопасности
На мировые цены также сильно влияет инфляция. В экономической теории принято считать, что в стране с более высокой инфляцией будет наблюдаться обесценивание валюты по сравнению со страной с более низким уровнем инфляции или дефляции. Основной принцип заключается в том, что, когда страна испытывает или подвергается более высокой инфляции, стоимость или цены на продукцию этой страны идут вверх на мировом рынке, тем самым уменьшая спрос на товары на внешнем рынке.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
Учебная и научная литература, статистические источники, справочные и информационные издания
1. Анализ и прогноз мирового ценообразования на нефть [Текст] / Е.В. Моргунов, В.С. Чернявский, Д.А. Александров, Р.Г. Баранчиков // Проблемы рыночной экономики. – 2020. – № 2. – С. 23-31.
2. Голованова А.Е., Карчевская Е.Е. Рынок нефти: эволюция механизмов ценообразования [Текст] // Сборник научных трудов вузов России «Проблемы экономики, финансов и управления производством». – 2017. – № 41. – С. 67-71.
3. Дрига А.В. Мировой рынок нефти: динамика и ценообразование [Текст] // Национальные экономические системы в контексте формирования глобального экономического пространства: сборник научных трудов, Симферополь, 02 апреля 2021 года / Под общей редакцией З.О. Адамановой. – Симферополь: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство Типография «Ариал», 2021. – С. 288-291.
4. Злотникова Л.М. Некоторые аспекты теории и практики формирования стоимости [Текст] // Экономико-правовые перспективы развития общества, государства и потребительской кооперации : сборник научных статей II международной научно-практической интернет-конференции, посвященной 55-летию университета, Гомель, 29 марта 2019 года / Под научной редакцией Ж. Ч. Коноваловой и Т. С. Алексеенко. – Гомель: Учреждение образования «Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации», 2019. – С. 117-121.
5. Карапетова Ж.А., Матрос М.А. Особенности ценообразования во внешней торговле [Текст] // Гуманитарные. естественно-научные и технические аспекты современности : Материалы XXXIII Всероссийской научно-практической конференции. В 2-х частях, Ростов-на-Дону, 30 июня 2021 года. – Ростов-на-Дону: ООО "Издательство ВВМ", 2021. – С. 395-397.
6. Липсиц И. В. Ценообразование [Текст]: учебник и практикум для вузов . – М.: Юрайт, 2020. – 368 с.
7. Макушева Е.В., Макарова Е.С., Кравченко Е.А. Классическая теория стоимости и теория ценообразования А. Маршалла [Текст] // Наука без границ. – 2021. – № 2(54). – С. 90-95.
8. Маламбо Н. Ценообразование на мировом товарном рынке [Текст] // Прогрессивные технологии развития. – 2018. – № 12. – С. 109-112.
9. Мантусов В.Б. Ценообразование во внешней торговле [Текст]: учебник. – М.: Юнити-Дана, 2018. – 247 c.
10. Марцева Т.Г. Ценообразование во внешней торговле. Теория и практика [Текст]: учебное пособие. – Новороссийск: Новороссийский институт (филиал) АНО ВО МГЭУ – Ставрополь: Логос, 2017. – 91 с.
11. Маховикова Г.А., Лизовская В.В. Ценообразование в торговом деле [Текст]: учебник для бакалавров. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – С. 90.
12. Литвиненко Е.В. Исследование факторов, влияющих на изменение цены нефти [Текст] // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2020. – № 7(65). – С. 132-135.
13. Сулейманов Ф.И. Особенности ценообразования на мировом рынке нефти [Текст] // Самоуправление. – 2021. – № 1(123). – С. 466-469.
14. Хлопяникова Г.В. Ценообразование во внешней торговле [Текст]: учебное пособие. – Брянск: ООО «Новый проект», 2017. – 116 с.
Источники на электронных носителях удаленного доступа
15. Нефть и нефтепродукты [Электронный ресурс]. – URL:https://svspb.net/norge/neft.php (дата обращения: 22.10.2021).
16. Нефть BRENT график [Электронный ресурс]. – URL:https://investfunds.ru/indexes/624/ (дата обращения: 22.10.2021).
17. Особенности ценообразования на мировом рынке [Электронный ресурс]. http://pricinginfo.ru/publ/ praktika_cenoobrazovanija /mezhdunarodnyj_opyt /osobennosti_cenoobrazovanija_na _mirovom_rynke/23-1-0-32 (дата обращения: 22.10.2021).
18. Прогнозы ОПЕК [Электронный ресурс]. – URL: http://www.ngv.ru/upload/medialibrary/3cf/3cf30e34727db4317c3373397d3204ba.pdf (дата обращения: 22.10.2021).
19. Соглашение ОПЕК+: как продление соглашения повлияет на цены на нефть? [Электронный ресурс]. – URL: https://fortrader.org/fundamental/cena-neft-prognoz/soglashenieopek-budet-prodleno-3-prichiny-pochemu-cena-na-neft-ne-vyra-stet.html (дата обращения: 22.10.2021).
20. Ценообразование на мировом товарном рынке. Сущность цен мирового товарного рынка [Электронный ресурс]. – URL: http://distribut.net/article/a-79-6.html (дата обращения: 22.10.2021).