Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность рассматриваемой темы обусловлена постоянно происходящими изменениями в нормативном регулировании социального страхования граждан России. На сегодняшний день социальный фактор имеет особую важность, государство стремиться оптимизировать пенсионную систему, проводит разнообразные реформы, направленные на повышение эффективности начисления и сборов платежей. Этот факт сопряжен с серьезными поправками к разработанному законодательству и создает массу проблем организациям и предпринимателям, уплачивающим социальные взносы за своих сотрудников. Социальное страхование в России можно считать молодой отраслью экономики, поэтому так мало методического обеспечения в области нормативного регулирования отчислений.
Непрерывно происходящие изменения социального страхования вызваны особой его социальной значимостью, что приводит к возникновению проблем в бухгалтерском учете и требует особого контроля за начислением взносов, их уплатой и формированием отчетности в этой области. Неустойчивое законодательство и отсутствие методического инструментария требуют регулярного проведения аудиторской проверки учета расчетов организаций по социальному страхованию своих работников.
Вопросы теории и методологии в области учета расчетов по социальному страхованию на разных этапах совершенствования российской законодательной системы изучались множеством именитых ученых- экономистов, стоит отметить таких авторов как Л.А. Ермак, Е.В. Козлова, В.Г. Павлюченко.
Целью курсовой работы состоит в изучении учёт расчётов с органами социального страхование и обеспечения.
Достижение поставленной цели возможно через решение следующих задач:
- рассмотреть теоретические основы учета расчетов с органами социального страхования и обеспечения;
- изучить организацию учета расчетов с органами социального страхования и обеспечения (на примере ООО «Батыревская машинно-технологическая станция»
- предложить пути совершенствования учета расчетов по социальному страхованию и обеспечению работников в ООО «Батыревская МТС».
Предметом исследования выступают вопросы организации учёт расчётов с органами социального страхование и обеспечения. Объект исследования - ООО «Батыревская машинно-технологическая станция».
В настоящей работе использованы следующие методы исследования: анализ, синтез, дедукция, индукция, метод группировки и обобщения, метод сравнения и прочие.
1. Теоретические основы учета расчетов с органами социального страхования и обеспечения
1.1. Экономическая сущность и особенности расчетов социального страхования и обеспечения, их виды
Социальная политика в Российской Федерации основана на конституционном определении России как социального государства, политика которого направлена на повышение благосостояния граждан, а также обеспечение условий достойной жизни и формирования личности.
Социальное страхование и обеспечение - это система социальной защиты, обеспечивающая соблюдение гражданских прав, закрепленных в конституции, на материальное обеспечение при отсутствии трудоспособности (в старости, в период болезни, потери кормильца или безработицы). Социальное страхование позволяет государству выполнить возложенные на него социальные функции [15, с. 310].
Финансовый словарь рассматривает социальное страхование как «одну из форм социального обеспечения, государственную систему материального обеспечения граждан в старости в случае временной или постоянной потери трудоспособности, а также охраны их здоровья» [12].
Российская нормативная система в части Федеральном законе № 165- ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» содержит следующее определение обязательному социальному страхованию, определяющее его как «систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, ... иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет..
С позиции Л.А Ермака, социальное страхование «это, прежде всего, страхование социального слоя лиц, живущих результатами своего труда, а уж в составе этого слоя отдельных его представителей. В ином случае не было бы нужды во внестраховом перераспределении, и оно не было бы фактором, определяющим природу социального страхования» [23, с. 11].
Е.В. Козлова отмечает, что «социальное страхование - это система компенсации населению последствий социальных рисков, основывающихся на отчислениях работодателей за работающих по найму, а также частичного привлечения государственных средств» [23, с. 35].
С позиции В.Г. Павлюченко, «как особого экономического явления составляет принцип участия в распределении материального и финансового ущерба, возникающего при наступлении страхового случая, на всех участников страхового процесса» [23, с. 52].
Социальное страхование в России осуществляется в том числе через систему внебюджетных фондов, которые представляю собой форму перераспределения и использования поступивших финансов для удовлетворения общественных потребностей. Смысл социального страхования сводится к созданию целевых фондов денежных средств, используемых в целях социальной защиты населения.
Внебюджетные фонды являются крайне динамичным элементом финансовой системы. Это связано с тем, что они подчиняются особому государственному органу, в отличие от государственного бюджета. По сравнению с бюджетом перераспределения в пределах бюджетных средств и их использование осуществляются быстрее. Кроме того, внебюджетные фонды создаются для конкретных социальных целей. Потребность в бюджетах объясняется существованием необходимости развития общества, и в первую очередь это связано с потребностью в перераспределении финансовых ресурсов для решения наиболее важных областей, не охваченных бюджетом.
На сегодняшний день в России действует множество внебюджетных фондов. Социальным страхованием граждан занимаются следующие фонды, представленные на рисунке 1:
Рисунок 1 - Внебюджетные фонды социального страхования [15, c. 55]
Фонд социального страхования (далее - ФСС) отвечает за обеспечение населению государственных гарантий в области пенсионных и социальных прав (инвалидность, болезнь, период вынашивания и роды и т.д.). Пенсионный фонд России (далее - ПФР) начисляет пенсию по старости и в связи с выслугой лет на основании отчислений с заработной платы гражданина. Медицинское страхование осуществляется фондом медицинского страхования (далее - ФОМС). В России социальное страхование реализуется через выплату государственных пенсий и пособий.
Социальное обеспечение осуществляется в соответствии с принципами: универсальности, гибкости, самоуправления, равенства граждан в получении прав на социальное обеспечение, выплаты пенсий, пособий и др.
Система социального страхования предназначается для помощи трудоспособным гражданам в период болезни или беременности, а также для материального обеспечения населения, не способного к выполнению труду. Основной функцией страхования считается защитная. Заинтересованность страхователя в страховании объясняется получении гарантий материальных выплат в свой адрес. Страховщик на возмездных условиях оказывает услугу застрахованному лицу в форме страховой защиты, цель которой состоит в обеспечении условий существования населения.
Социальное страхование считается одновременно и отдельным элементом социальной защиты населения страны, и специальной финансовой системой. В целом, страхование является частью бюджета, в частности, страхование представляет из себя системы перераспределения национального дохода, используемую для компенсации вероятных социальных рисков.
На современном этапе финансовое состояние Пенсионного фонда РФ характеризуется постоянно увеличивающимся дефицитом государственного бюджета. Эта проблема наносит урон постоянству пенсионной системы и социального обеспечения населения страны. Решением указанной проблемы пенсионный фонд занимается на протяжении ни одного десятка лет. Доходность пенсионных накоплений очень низкая, что, в конечном итоге, сказывается на привлекательности «официальной» заработной платы и отчислений с нее.
Существует огромная разница между зарплатами граждан и пенсиями, которые начисленными им же после завершения трудового стажа. Первостепенная задача государства сводится к устранению этого разрыва и предоставлению каждому гражданину России при выходе на пенсию возможности жить достойно и оплачивать свои потребности [12, с. 67-71].
Итак, на сегодняшний день социальное страхование реализует функцию защиты прав граждан, беря на себя обязательства по обеспечению нетрудоспособного населения. Выполнение функций социального страхования производится посредством выплаты пенсий (социальных, по старости) и различных пособий, перечисление которых производятся за счет внебюджетных фондов. На протяжении долгого периода времени существует проблема низких пенсий граждан, которая решается посредством внесения изменений в нормативное законодательство социальной сферы.
1.2. Нормативно-правовое регулирование расчетов с фондами социального страхования и обеспечения в Российской Федерации
Среди федеральных законов в сфере труда основополагающее место отводится Трудовому кодексу Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ. Он регулирует вопросы трудового права в отношении прав и обязанностей во взаимоотношениях работника и работодателя, закрепляет правила по оплате труда, нормированию и охраны труда, трудоустройству, профподготовке и переподготовке, обязательному социальному страхованию, а также в части разрешения трудовых споров.
Существенное значение в регулировании бухгалтерского учета имеет Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». В нем определены правовые основы бухгалтерской деятельности и составления отчетности, а применительно к оплате труда - регулирование правил отражения операций по оплате труда в бухгалтерском учете предприятий.
Еще одним законодательным актом, касающимся оплаты труда, является Налоговый Кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ. На данный документ опираются при списании затрат на оплату труда для целей налогообложения.
На территории России для регулирования оплаты труда, а также для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности применяется минимальный размер оплаты труда. Согласно Федеральному закону «О минимальном размере оплаты труда» от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ минимальный размер оплаты труда на очередной год устанавливается федеральным законом в текущем году и исчисляется исходя из величины медианной заработной платы, рассчитанной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, за предыдущий год.
Проект федерального закона об установлении минимального размера оплаты труда на очередной год подлежит обсуждению с Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений в порядке, предусмотренном трудовым законодательством.
С 2021 года соотношение минимального размера оплаты труда и медианной заработной платы устанавливается в размере 42 процентов.
Фрагмент для ознакомления
3
Список источников литературы
1. Приказ Минфина России от 06.10.2008 № 106н «Об утверждении положений по бухгалтерскому учету» (вместе с «Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008)», «Положением по бухгалтерскому учету «Изменения оценочных значений» (ПБУ 21/2008)») [Электронный ресурс] // Сайт (с) ООО «НПП «Гарант–Сервис», 2020. – Режим доступа: (http://www.garant.ru/hotlaw). (Дата обращения: 16.02.2021г.)
2. Приказ Минфина РФ от 06.07.1999 № 43н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99)» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс, 2020, – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_107971/. (Дата обращения: 16.02.2021 г.)
3. Приказ Минфина России от 06.05.1999 № 33н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс, 2020. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_131604/. (Дата обращения: 16.02.2021 г.)
4. Федеральный закон от 26.07.2019 № 247-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О бухгалтерском учете» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования бухгалтерского учета организаций бюджетной сферы»
5. Федеральный закон от 15.04.2019 № 63-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 9 Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах»
6. Алексеев, И. Л. Бухгалтерский учет / И. Л. Алексеев. – М. : Инфра – М. – 2021.– 325 с.
7. Астахов, В. П. Бухгалтерский финансовый учет / В. П. Астахов, Ильинский П. В. – М.: Март, 2019. – 925 с.
8. Богатая, И. Н. Бухгалтерский учет. / И. Н. Богатая. – Ростов н/Д : Феникс, 2018. – 608 с.
9. Бакалов, П.Р. Основные показатели комплексной деятельности предприятия / П.Р. Бакалов // Экономика и право, 2018. – № 6. – С. 12–15.
10. Башарина, А.В. Бухгалтерский и налоговый учёт на малых предприятиях : учеб. пособие / А.В. Башарина, А.Ф. Черненко. – Ростов н/Д: Феникс, 2021. – 317 с.
11. Вахрушева О.Б. Бухгалтерский управленческий учет [Электронный ресурс]: учебное пособие / О.Б. Вахрушева. — Электрон.текстовые данные. — М.: Дашков и К, Ай Пи Эр Медиа, 2020. — 252 c. — 978-5-394-01303-4. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/57112.html
12. Вахрушина, М.А. Бухгалтерский управленческий учет: Учебник для вузов. 2–е изд., доп и пер./М.А. Вахрушина. – М.: ИКФ Омега–Л; Высш. шк., 2021. – 528 с.
13. Вещунова, Н. Л. Основы бухгалтерского учета: учебное пособие / Н. Л. Вещунова, И. К. Новичков – М. : Финансы и статистика, 2021. – 416 с.
14. Волошин, Д.А. Налоговый учет расходов / Д.А. Волошин // Главный бухгалтер. – 2013. – № 8. – С.3–5.
15. Гарифуллин, К.М. Бухгалтерский финансовый учет: Учебное пособие. / К.М. Гарифуллин, В.Б. Ивашкевич. – Казань: Изд–во КФЭИ, 2018. – 51 с.
16. Глазунов, В.Н. Анализ финансового состояния фирмы. / В.Н. Глазунов. – М.: Издательство ПРИОР, 2019. – 248 с.
17. Козлова, Е. П., Бухгалтерский и управленческий учет / Козлова Е. П., Парашутин Н. В. – М.: Финансы и статистика. – 2021. – 345 с.
18. Кондраков, Н.П. Бухгалтерский учет: учебник / Н.П. Кондраков. – М.: ИНФРА–М, 2021. – 486 с.
19. Крылов, Э. И. Анализ финансового состояния и инвестиционной привлекательности предприятия / Э.И. Крылов. – М.: Финансы и статистика, 2014. – 185 с.
20. Лукасевич, И. Я. Финансовый менеджмент / И. Я. Лукасевич. – М: Эксмо, 2018. – 296 с.
21. Николаева С.А. Управленческий учет: Учебное пособие / С.А. Николаева. – М.: Институт профессиональных бухгалтеров России: Информационное агенство «ИПБ – БИНФА», 2018. – 176 с.
22. Нитецкий, В.В. Практикум аудита в организациях: Учеб. – Практич. пособие. / В.В. Нитецкий, Ф.В. Зайнетдинов, А.Е. Суглобов. – М.: Дело, 2018. – 286 с.
23. Новиков, Д.Ю. Расходы организации: бухгалтерский и налоговый учет. / Д.Ю. Новиков. – М: Бератор–Пресс, 2019. – 187 с.
24. Савицкая, Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. 4–е издание / Г. В. Савицкая. – Минск, 2014. – 299 с.
25. Терехов, А. А. Управленческий учет: учебное пособие / А. А. Терехов. – М.: Финансы и статистика. – 2018. – 324 с.
26. Управленческий учет: Учеб. пособие / Под ред. А.Д. Шеремета. 2-е изд. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2019. – 455 с.
27. Управление затратами на предприятии: Учебник / В.Г. Лебедев, Т.Г. Дроздова, В.П. Кустарев и др.; Под общ. ред. Г.А. Краюхина. – СПб.: «Издательский дом «Бизнесс-пресса», 2021. – 277 с.
28. Щегловский, П. Р. Бухгалтерский учет: учебное пособие для вузов / П. Р. Щегловский. – М.: Инфра – М, 2018. – 389 с.
29. Шеремет, А. Д. Методика финансового анализа деятельности коммерческих организаций / А. Д. Шеремет и др. – М.: «Инфра–М», 2019. – 207 с.
30. Шохин, Е. И. Финансовый менеджмент / Е. И. Шохин. – М.: КноРус, 2021. – 480с.