Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. Согласно статистическим данным, в настоящее время в России 35% детей рождаются с различными отклонениями в здоровье. Число детей-аутистов в нашей стране увеличивается с каждым годом. Так, в 2015 году в России было зафиксировано 17700 рождённых детей с аутизмом, а в 2016 году – уже 22000 детей-аутистов [13, с. 124]. В быстро меняющихся условиях необходимо искать новые подходы для развития детей с РАС для их адаптации и социализации. Вот почему тема данного исследования является актуальной.
Исследование особенностей детей с РАС является затруднительным вследствие их психолого-педагогических особенностей. Так, проблематичным является выбор экспериментальных методик, поскольку дошкольники-аутисты могут испытывать серьёзный стресс при проведении различных этапов исследовательской работы.
На сегодняшний день установлено, что коррекционная деятельность детей с РАС имеет благоприятные возможности для развития их личностных, коммуникативных качеств, а также эмоциональной сферы. К настоящему времени работы в области исследования развития и поведения детей с РАС связаны с именами таких исследователей как В. В. Лебединский, К.С. Лебединская, О. С. Никольская, R. Hobson. Однако работ, посвящённых влиянию игровой деятельности на развитие дошкольников с РАС, недостаточно, поэтому необходимо проведение новых исследований в данном направлении.
В рамках данного исследования рассмотрим, какое влияние оказывает технология ТЕАССН на развитие детей с РАС в процессе коррекционной работы.
Цель: определить особенности коррекционной деятельности детей дошкольного возраста с РАС с использованием программы ТЕАСН.
Задачи:
1. Рассмотреть психофизиологические особенности детей дошкольного возраста с РАС
2. Выявить основные проблемы развития детей с РАС
3. Определить коррекционно-развивающее значение концепции ТЕАССН для развития детей дошкольного возраста с РАС.
4. Охарактеризовать организационно-педагогические условия при использовании технологии ТЕАССН при работе с дошкольниками с РАС
5. Разработать рекомендации по использованию технологии ТЕАССН в коррекционной работе с детьми с РАС.
Объект исследования: дети дошкольного возраста с РАС
Предмет исследования: особенности коррекционной деятельности дошкольников с РАС с использованием технологии ТЕАССН.
Методы исследования: изучение психолого-педагогической литературы и нормативной документации по исследуемой проблеме, наблюдение, анализ педагогических процессов, психологические методики.
Структура работы. Данная курсовая работа содержит в себе введение, две главы основной части, заключение, список используемых источников.
Глава 1. Теоретические основы использования технологии ТЕАССН в коррекционной работе с детьми с РАС
1.1. Психофизиологические особенности дошкольников-аутистов
Аутизм — психическое расстройство, характеризующееся выраженным дефицитом личностных, социальных, речевых и других сторон развития и навыков общения. Для детей-аутистов характерны склонность к самоизоляции, отгороженность от реального мира и утрата связей с ним, погружение в мир личных переживаний, отсутствие или утрата социальных навыков, полное или частичное отсутствие языковых навыков, повторяющиеся или стереотипные действия и интересы, направленные в первую очередь на неодушевлённые объекты. Следует отметить, что всё это является серьёзным затруднением как для процесса обучения, так и для взаимодействия с окружающими. Педагогическим работникам необходимо проводить коррекцию эмоционально-волевой сферы с целью адаптации детей к коллективу сверстников.
Понятие «аутизм» означает уход в себя, отрешение от реальной жизни, а также парадоксальность реакций на раздражители окружающей среды. Аутизм может сопровождать разнообразные психические расстройства. В отдельных случаях его проявления отмечаются в самом раннем возрасте (в первые годы или даже месяцы жизни ребёнка). Как правило, аутизм является наиболее заметным проявлением в клинической картине заболевания и оказывает неблагоприятное влияние на психофизиологическое развитие ребёнка [11, с. 116].
В подобных случаях следует говорить о синдроме раннего детского аутизма (РАС). Данный синдром считается клинической моделью искажённого варианта нарушения функций психики. При этом отдельные психические проявления заметно усиливаются, а другие снижаются. Например, развитие гнозиса заметно опережает праксис, что противоречит нормальному психическому развитию. Бывает так, что словарный запас аутиста значительно выше, чем это характерно в его возрасте, но при этом его коммуникативные возможности не развиты на достаточном уровне.
В некоторых случаях отмечаются не все клинические характеристики, требуемые для установления диагноза РАС, но при этом, бесспорно, психокоррекция должна быть основана на методах, принятых в работе с детьми-аутистами. В таких случаях отмечают аутистические черты личности ребёнка.
К настоящему времени разработаны критерии ВОЗ, характерные для аутистического расстройства личности:
1. Нарушения в качестве социального взаимодействия
2. Нарушения в способности к общению
3. Ограниченные и повторяющиеся модели поведения, видов деятельности и интересов [4, с. 50].
Аутизм можно встретить гораздо чаще, чем слепоту или глухоту. При этом статистические данные о частоте его встречаемости неоднозначны, что происходит по нескольким причинам:
1. Неопределённость критериев диагностики
2. Возрастные различия в оценке симптомов
3. Различия в понимании причин и механизмов РАС [7, с. 22].
Исследователи, которые занимаются изучением различных аспектов РАС, отмечают появление 10-15 аутистов на 10000 новорождённых. Следует отметить, что у мальчиков аутизм встречается в 4-4,5 р чаще, чем у девочек. Также отмечено, что частота встречаемости аутизма имеет тенденцию к росту. Она не зависит от географического, национального, расового и других факторов, что свидетельствует не о локальном, а о общечеловеческом значении данного расстройства психики [1, с. 87].
Основные причины появления детей-аутистов на сегодняшний день исследованы недостаточно. Первостепенное значение имеют наследственные факторы, о чём говорят работы учёных в данном направлении. Механизм наследования аутизма в настоящее время неясен. Однако установлено, что его развитие зависит не от одного гена, а от группы генов. Наиболее вероятным с точки зрения генетиков и микробиологов является мультифакториальный механизм. Согласно данной теории, особый комплекс генов передаёт не саму патологию, а предрасположенность к её развитию и реализуется только при наличии неспецифического провоцирующего фактора, который бывает как экзогенным (внешним – травма, инфекция, интоксикация, психотравма и т.д.), так и эндогенным (возрастной криз, конституциональные особенности и др.) [21, с. 36].
Это мнение очень привлекательно тем, что позволяет подробно объяснить огромное клиническое многообразие синдрома аутизма, особенно если принять во внимание гипотезу В. П. Эфроимсона, согласно которой реализация мультифакториального комплекса возможна при условии присутствия хотя бы одного патологического гена, а не всего генетического комплекса или отдельной его части. Данная гипотеза также позволяет понять, почему число людей с признаками аутизма растёт, хотя и не самовоспроизводится [4, с. 48].
Генетические механизмы наследования РАС к настоящему времени изучены крайне недостаточно.
Органическое поражение ЦНС рассматривается в качестве причины появления аутизма вот уже более 50 лет. На практике у многих детей с диагнозом РАС при внимательном обследовании проявляются признаки органического поражения ЦНС, однако их классификацию и причины установить очень непросто.
Попытки связать РАС с конкретной локализацией поражения проводились, однако для того чтобы сделать однозначные выводы, полученных сведений в настоящее время не хватает [6, с. 49].
Психогенный фактор анализируется в США и в государствах Европы в концепции психоаналитического подхода. В работах отечественных исследователей есть информация о том, что психогенный аутизм вероятен, но чётких критериев данных форм не обнаружено. Согласно проведённому нами анализу научной литературы, психогенные факторы могут: а) быть определяющими для любых форм РАС; б) вносить некоторый вклад в формирование отдельных образований РАС; в) быть причиной вторичного аутизма при некоторых вариантах депривационного психического развития.
Медико-психолого-педагогическая картина аутизма сложна, разнообразна и непредсказуема по сравнению с иными нарушениями в психическом развитии. Основным признаком синдрома РАС, согласно исследованию Л. Каннера, является триада симптомов:
1) аутизм с аутистическими переживаниями;
2) стереотипное, однообразное поведение с проявлениями одержимости;
3) специфические нарушения речевого развития [3, с. 82].
Аутизм характерно проявляется в возрасте 3–5 лет, и среди его основных проявлений следующие наблюдения:
1. ребёнок-аутист не фиксирует свой взгляд, особенно на лице других людей, не переносит зрительного контакта "глаза в глаза".
2. первая улыбка, несмотря на то что появляется вовремя, не адресуется какому-то человеку определённо, не провоцируется радостными эмоциями, смехом и другими аффективными реакциями окружающих.
3. к другим людям ребёнок-аутист относится индифферентно: нс просится на руки, часто желает находиться в кроватке, в коляске; на руках не приспосабливается, не выбирает удобную для себя позу, остаётся напряжённым, но при этом часто легко идёт на руки ко всем подряд.
4. своих близких ребёнок с аутизмом узнаёт, но вместе с тем нс проявляет насыщенной и продолжительной эмоциональной реакции.
5. к ласке ребёнок-аутист относится нестандартно: как правило, равнодушно или неприязненно.
6. ребёнок с аутизмом относится парадоксально к ситуациям дискомфорта: либо вовсе их нс переносит, либо не замечает.
7. потребность в контакте с окружающими (даже близкими) также нестандартны: в отдельных случаях ребёнок вообще не чувствует
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Алёхина, С.В. Дети с расстройствами аутистического спектра в образовании столицы / С.В. Алехина // Аутизм и нарушения развития : научно-практический журнал / Н. Г. Манелис. – 2014. – №3 (44) 2014. – С. 4-7.
2. Алёхина, С. В. Специальные образовательные условия как гарантия качества инклюзивного образования [Электронный ресурс] : в 3 ч. : Всероссийская научная школа, Новосибирск, 13-15 октября, 2014.
3. Аутизм и нарушения развития : научно-практический журнал / Н. Г. Манелис. – Москва : ГБОУ ВПО МГППУ : ЦПМССДиП, 2014. – № 4 (45) 2014. – 92 с
4. Бородина, Л.Г. Аутизм и творческая деятельность // Аутизм и нарушения развития. - 2014. - №3. С. 24 – 28.
5. Детский аутизм: Хрестоматия / Сост. Л.М. Шипицына. - СПб.: Дидактика плюс, 2011. - 422 с.
6. Дмитриева, Т.П. Инклюзивное образование. Выпуск 3. «Координатор деятельности в сфере инклюзивного образования» - М.: «Центр «Школьная книга», 2010. – 288 с.
7. Жуков Д.Е. Картина мира детей-аутистов // Психологические и социальные проблемы медицины, коррекционной педагогики и психологии, специальной психологии: Материалы III науч.-практ. конф. Курск, 20-23 октября 2003 г. - Курск, 2003. - 264 с.
8. Инклюзивное образование [методическое пособие / М. С. Староверова и др. ; под ред. М. С. Староверовой]. - Москва : Владос, 2014. - 167 с
9. Кожекина, Т. В. Инклюзивное образование: учебное пособие для студентов педагогических вузов / Т. В. Кожекина. - М : Перспектива, 2013. - 220 с.
10. Методические рекомендации по организации работы центров помощи детям с РАС. Письмо Министерство Образования РФ от 24 мая 2002 г. № 29/2141-6.
11. Микиртумов, Б. Е. Аутизм. История вопроса и современный взгляд / Б.Е. Микиртумов, П.Ю. Завитаев. - М.: Н-Л, 2012. - 282 c.
12. Морозова, С. С. Аутизм. Коррекционная работа при тяжёлых и осложнённых формах / С.С. Морозова. - М.: Владос, 2010. - 159 c.
13. Морозова, Н.Г. Формирование интересов у детей в условиях нормального и аномального развития / Н.Г. Морозова. - М.: Наука, 2017. - 278 с.
14. Никольская, О.С. Аффективная сфера человека. Взгляд сквозь призму детского аутизма. - М.: Центр лечебной педагогики, 2000.
15. Никольская, О.С. Аутизм лечится общением / О.С. Никольская // Аутизм и нарушения развития : научно-практический журнал / ред. С.В. Алехина. – 2016. – Т. 14, № 4 (53). – С. 35-38.
16. Никольская, О.С. Детский аутизм как системное нарушение психического развития ребенка / О.С. Никольская, Е.Р. Баенская // Вопросы психологии : научный журнал / Ред. Е.В. Щедрина. – 2017. – №2 март-апрель 2017. – С. 17-28.
17. Нуриева, Л.Г. Речевое развитие аутичных детей. - М, 2003. – 236 с.
18. Психолого-педагогическое сопровождение детей с РАС : методический сборник / [С. В. Алёехина и др.] ; Моск. городской психол.-пед. ун-т [и др.]. - Москва : МГППУ, 2012. - 156 с. : табл. - (Инклюзивное образование). - Библиогр.: с. 153-154. - ISBN 978-5-94051-121-3.
19. Рудик, О. С. Коррекционная работа с аутичным ребенком : книга для педагогов : методическое пособие. – Москва : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2015. – 190 с. – (Коррекционная педагогика) . – Режим доступа : http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=429759 .
20. Сериков, А.Е. Подражание и стереотипное поведение аутистов. // Вестник Самарской гуманитарной академии. - 2011. - Вып. 1. - С. 21 – 29
21. Сулейманов, Ю. А. Особенности подражания у младших школьников-аутистов / Ю. А. Сулейманов. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. - 136 c.
22. Хаустова В. Основные этапы и особенности развития игровой деятельности в норме и при аутистических нарушениях // Аутизм и нарушения развития. - 2004. - №3. С. 38 – 43.
23. Янушко Е.А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия. - М.: Теревинф, 2004