Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность курсовой работы объясняется следующими обстоятельствами: в современной России именно федеральное телевидение и ток-шоу обеспечивают массовое воспроизводство социально значимых образцов мышления и поведения граждан, стремятся объединить общество на основе единых ценностей.
Целью данной работы является рассмотрение эволюции жанра ток-шоу на российском телевидении.
Задачи:
- рассмотреть роль телевидения в жизни общества;
- проанализировать некоторые советские телешоу;
- изучить тематику современных ток-шоу на российском телевидении;
- проанализировать современные кулинарные ток-шоу.
Объект исследования – ток-шоу как формат российского телевещания. Предмет исследования - эволюция ток-шоу на российском телевидении.
Источниками исследуемого материалы российских исследователей (теоретиков журналистики и коммуникативистов). Формат телевизионного ток-шоу впервые концептуализировал Г.В. Кузнецов , системно рассмотрела возможности и манипулятивные эффекты ток-шоу Э.В. Могилевская , как разновидность публицистики трактовали ток-шоу Р.А. Борецкий и В.Л. Цвик, игровую составляющую формата изучал С.Н. Ильченко , создали типологию и проанализировали сущностные характеристики ток-шоу П.В. Гуленко и Ю.И. Долгова .
Хронологические рамки исследования ‒ 1934 год (начало истории российского телевидения) – настоящее время.
Методами исследования являются анализ, обобщение, сравнение.
Новизна работы состоит в материале исследования ‒ журналистских публикациях об изменении специфики жанра ток-шоу.
Практическая значимость работы состоит в использовании материалов исследования в практической деятельности журналистов, а также в том, что примененная методика исследования может быть использована при анализе журналистских публикаций разных жанров и тематической направленности.
Структура работы определяется поставленными в ней задачами и включает в себя введение, две главы, выводы по главам, заключение, список литературы, список источников.
ГЛАВА 1. История появления и развития жанра «телешоу» на российском телевидении
1.1 Роль телевидения в жизни общества. Появление формата ток-шоу на российском телевидении
История современного российского телевидения началась с 1934 года, когда началось регулярное телевещание – 12 раз в месяц по 1 часу. В 1939 году, телецентр на Шаболовке начал свое вещание. Вначале передачи были 4 раза в неделю по 2 часа.
Первый электронный телевизор «КВН-49», появился в СССР в 1949 году. В 1950 – изобретен пульт дистанционного управления, который был подключен кабелем к телевизору. В 1953 году, в США, началось цветное телевещание. Стремительное развитие телевидения во второй половине 20го века привело к тому, что уже выросло несколько поколений, не представляющих себе жизни без телевизора. Качество вещания значительно возросло и стало цифровым. Сами телевизоры уже перестали восприниматься как «ящики», ибо появились плоские LCD и плазменные модели. Размеры экрана перестали измеряться парой десятков сантиметров. Телевидение стало нормой. По сей день это СМИ занимает лидирующие место среди прочих средств коммуникаций.
Появление телевидение телевидения можно отнести к поколению бебибумеров. События, оказавшие наибольшее влияние на формирование ценностей людей данного поколения: конечно, победа в Великой Отечественной войне, советская «оттепель», покорение космоса, единые стандарты обучения в школах и гарантированность медицинского обслуживания. Сейчас представители этого поколения, «бумеры», достаточно активны, ходят в фитнесцентры, бассейны, осваивают новые гаджеты и интернет, ездят по другим странам в качестве туристов. Но для них все же привычнее телевидение, то самое средство массовой информации, которое появилось в их время и было основным высокотехнологичным средством передачи информации (не считая радио).
Людям этого и последующих поколений, не считая Поколение Z (мое поколение и поколение моих друзей), гораздо удобнее пользоваться телевизором, чтобы узнавать новейшую информацию. Если говорить о поколении Z, то это поколение, пользующееся огромным количеством продуктов научнотехнического бума, когда появился интернет, когда стало совершенствоваться телевидение и многие другие вещи. Как же влияет современное телевидение на это поколение, на поколение современной молодежи?
Молодёжное телевидение – это программы, в основном публицистического характера, направленные на молодёжь и подростков. Интернет источники гласят, что сегодня специализированных программ на ТВ для молодёжи мало, а рейтинги просмотров молодых людей составляет не более 23%. Молодёжь желает и стремится социализироваться. Для молодых людей характерно желание проявлять активность, стремиться к цели, добиться успешной карьеры. Также представители этого возраста чаще остальных экспериментируют и играют разные роли в социуме. Молодёжное телевидение начало развиваться с 1954 года, именно в это время вышел первый тележурнал «Фестивальный», а затем и «Молодость» в 1958 г. Это первые наработки, на основе которых строились базовые принципы телевизионной публицистики. В молодёжных программах позволено было больше, нежели в обычных, поэтому их считали более правдивыми .
Нельзя не отметить телепередачу «Горизонт» 1965 года. За годы её существования содержание программы изменилось: журналисты стали задевать более серьёзные вопросы, в том числе и философские. В «Горизонте» чётко прослеживались готовые оптимистичные установки. Исходя из этого, можно сделать вывод, что за 7 лет концепция телепередач изменилась: если раньше вопросы, интересующие молодёжь, носили больше информативный характер, то с 1965 года телевидение стало применять техники влияния на подростков, настраивать на оптимистичную волну. Эту теорию подтверждает создание легендарного Клуба Весёлых и Находчивых, который появился в 1961 году. Такая форма подачи не проявляла себя как традиционный жанр публицистики, но прочно осела на ТВ. На тот момент это была развлекательная программа, которая включала познавательные элементы, затрагивала будничные проблемы.
Некоторые аналитики считают, что КВН – это замаскированное политическое токшоу. Вначале своего зарождения, КВН выходил в прямом эфире и долгое время пользовался бешеной популярностью среди молодёжи и подростков. Можем предположить, что передача пользовалась популярностью у телесмотрителей благодаря юмору, ведь с ним всегда проще перенести тяготы жизни. На тот момент аналогу КВНа не было как на отечественном, так и зарубежном телевидении. Затем, в годы застоя телепублицистики, КВН стал выходить в записи.
Джой Моррисон видит дорогу к профессионализации российских журналистов через кооперацию с западными партнерами, которая предполагает как материальную, так и интеллектуальную поддержку .
Исследователь считает важным фактором, что начиная с 1991 года журналисты и преподаватели стран Западной Европы и Соединенных Штатов Америки имели возможность приезжать в Россию и с энтузиазмом проводить разные курсы, семинары, школы, знакомя российских журналистов и студентов со своими отечественными моделями теоретической и практической журналистики. Финансовая помощь была также немаловажной
С весны 1985 года ленинградское телевидение начинает выпускать программу «Телекурьер». Через 2 года эту программу смотрела вся страна.
Оранжевый «Рафик», который был расписан телефонами программы, весь день ездил по городу и искал новости для подачи их в вечерний выпуск. Живая обратная связь со зрителями, смешные зарисовки жизни города, отсутствие официальности и поздние выходы в эфир являлись уникальными в то время на телевидении СССР.
Рисунок 1 – Логотип программы «Телекурьер», 1985 год
Светлана Сорокина совершила свой телевизионный дебют именно в этой программе. Какие-то программы велись Александром Невзоровым. В основном программы вел Кирилл Набутов, Наталия Антонова и Светлана Сорокина.
Из программы исключали все намёки на осмысление шуток, похожих на публицистику. Передача не вынесла такие принципы, поэтому ушла из эфира. К 1983 г. молодёжь стала раскрепощаться, появилась провокационная программа «До 16ти и старше». Авторы передачи старались подбирать проблемные темы, которые затрагивали жизненные вопросы. В программу приглашались интересные личности для обсуждений, которые могли бы увлекательно и с точки зрения профессионализма ответить на близкие молодёжь вопросы. Например, в программе участвовал Виктор Цой.
Основной темой телепрограммы было взросление подростков, вступление во взрослую жизнь и самостоятельность. Очень много внимания было приковано к вопросам образования и школ. При этом большую роль играли педагоги, а не школьники, их мнение показывали больше всего. Также «До 16 и старше» выделяла выдающихся ребят, которые достигли хороших результатов в жизни ещё в юном возрасте.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1) Большаков В., Осторожно: ток-шоу // Молодая гвардия. — 2019. — № 11/12. — С. 154-174.
2) Василькова Н. Н, Бои без правил в политических ток-шоу // Русская речь. — 2018. — № 2. — С. 43-51.
3) Гуленко П.В., Долгова Ю.И. Проблемы классификации современных телепередач: сущностные характеристики формата «ток-шоу» // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2016. № 3. С. 102—110
4) Ильченко С.Н. Трансформация жанровой структуры современного отечественного теле-контента: актуализация игровой природы телевидения: дис. ... д-ра фил. наук. М., 2012. 364 с
5) Каверин Н., Современная "миссия" на телевизионных ток-шоу // Москва. — 2018. — № 1. — С. 229-231.
6) Корчагин П. П., Скворцов С.В. В СССР секс был! Как мы строили телемосты. М.: Инфомедиа Паблишерз, 2007.
7) Кузнецов Г.В. Так работают журналисты ТВ. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000. 224 с
8) Лепский Ю., Почему нельзя? : за что извинялся Константин Симонов и что никогда не придет в голову участникам современных ток-шоу // Родина. — 2020. — № 12. — С. 68-69
9) Малькова Л. Ю., Девальвация документальности: фильм и ток-шоу в общественно-политическом телевещании // Вестник Московского университета. Сер. 10, Журналистика. — 2019. — № 2. — С. 52-73
10) Марушкина Н. С. Концепт «еда» в контексте диалога культур: дис. …канд. культурологии: 24.00.01. Иваново, 2020. 154 с.
11) Мелешко Е. Д., Набилкина Л. Н. Феномен еды как культурный код // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. 2017. № 4(24). С. 26–31.
12) Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. М., 2020.
13) Могилевская Э.В. Ток-шоу как жанр ТВ: происхождение, разновидности, приемы манипулирования // Relga. URL: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/%20Main?textid=1114&level1=main&level2=articles (дата обращения: 22.10.2021).
14) Парканский А. Б., Телевидение в американском политическом процессе // США. Канада. Экономика - политика - культура. — 2017. — № 12. — С. 21-46
15) Пастухов А. Г. О границах медиа: новые медиа и новая медийная культура // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2021. № 1(64). С. 182–188.
16) Сохань И.В. Визуальные репрезентации гастрономической культуры // PRAXEMA. Проблемы визуальной семиотики. 2020. № 1. С. 96-100
17) Фергюсон П.П. Служение вкусу: Триумф французской кухни. Чикаго, 2004
18) Цвик В.Л. Телевизионная журналистика: теория, история, практика. М.: Аспект Пресс, 2004. С. 254—258.
19) Яковлева Е. Л. Фронтирность гастрономических повседневных практик // Журнал фронтирных исследований. 2018. № 1(9). С. 7–16.