Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. На данный момент управление организа-цией представляет собой сложный процесс, который, прежде всего, должен соответствовать объекту управления. В качестве объекта управления органи-зация выступает как сложная и открытая система, все составляющие которой нуждаются в постоянном изучении и управлении. При этом необходимо чет-ко понимать в чем сущность организации как открытой системы и каким об-разом реализуется принципы самоорганизации системы в современных условиях. Кроме того, наиболее важной характеристикой открытой системы является взаимодействие с внешней средой, а поскольку внешняя среда орга-низации постоянно изменяется и усложняется, то организация должна быть готова грамотно реагировать на эти изменения для успешного функциониро-вания на рынке. На данный момент разработка стратегических реакций на трансформацию внешней среды является одной из самых дискуссионных во-просов управления организацией, поэтому тема исследования очень акту-альна.
Объектом исследования является организация ООО «Центр развития технологий».
Предмет исследования взаимодействие ООО «Центр развития техноло-гий» с внешней средой.
Цель исследования анализ ООО «Центр развития технологий» в каче-стве открытой системы и разработка предложений по совершенствования взаимодействия организации с внешней средой.
Задачи исследования:
1) рассмотреть понятие и сущность организации как открытой системы;
2) изучить принципы самоорганизации системы;
3) дать общую характеристику ООО «Центр развития технологий»;
4) проанализировать внешнюю среду ООО «Центр развития техноло-гий»;
5) разработать предложения по совершенствования взаимоотношений ООО «Центр развития технологий» с внешней средой и оценить их эффек-тивность.
1. Теоретические основы организации как открытой системы
1.1. Понятие и сущность организации как открытой системы
В настоящий момент для того, чтобы управлять организацией необхо-димо использовать определенные подходы к определению ее сущности. Прежде всего, дадим определение организации, с точки зрения рассмотрения ее как объекта управления.
С точки зрения теории организации, организация представляет собой «группу людей, действия которой координируются для выполнения опреде-лённой цели или целей» . Сущность организации можно раскрывать с раз-ных сторон и аспектов, однако, наибольшее распространение в российской практике получил системный подход, поскольку он согласовывался с науч-ной практикой, принятой еще в советской научной школе. Он предполагает рассмотрение организации в качестве открытой и сложной системы, содер-жащей социотехнические компоненты. В последствии этот подход положил начало для формирования различных технологий управления, позволяющих эффективно управлять внутренней средой организации и контролировать воздействие внешней среды .
Итак, системный подход предполагает рассмотрение объекта управле-ния, т.е. в нашем случае коммерческой организации, в качестве открытой, сложной, социально-технической системы .
Система – это «совокупность элементов и связей между ними, при этом каждый элемент вносит свой вклад в характеристики целого» .
Открытость организации определяется ее взаимодействием с внешней средой (макро- и микроокружением), сложность – наличием делимых струк-турных элементов (отделов, подразделений, участков). Что касается послед-ней характеристики, то предполагается, что фирма в самом общем виде мо-жет быть разделена на две подсистемы: социальную (люди) и техническую (оборудование, инструменты и т.п.) (рис. 1).
Рисунок 1 – Системный подход к рассмотрению сущности оргнаизации
Все эти характеристики показывают направления управленческих воз-действий на организацию, например, зависимость от внешней среды означа-ет, что планы организации должны корректироваться в соответствии с изме-нениями во внешней среде, кроме того, миссия организации должна быть направлена во внешнюю среду, иначе организация не выживет на рынке.
Следовательно, основными характеристиками организации являются: ресурсы; разделение труда; взаимодействие с внешней средой;
Под ресурсами подразумеваются «различные запасы, средства, ценно-сти, возможности, которые необходимы для стабильного функционирования организации и достижения ее цели» . Это могут быть: сырье и материалы, энергия, информация, финансы, кадры.
Разделение труда происходит в рамках реализации организационной функции менеджмента, при этом различается горизонтальное и вертикальное разделение труда .
Внутренне устройство организации обуславливается двумя факторами:
1) в соответствии с целями и стратегиями организация делится на под-разделения;
2) распределение ответственности и полномочий.
Кроме этого, необходимо так подобрать сотрудников организации, чтобы они соответствовали своему месту работы и могли эффективно ис-пользовать свои знания и навыки. В организации должны применяться акту-альные формы организации труда, а именно: основанные на психологии и современных тенденциях управления.
Данная функция реализуется на предприятиях путем построения орга-низационной структуры управления. Она строится на основе совмещения уровней управления функциональных областей предприятия. Важным ин-струментом организации как функции управления является делегирование полномочий.
Делегирование – это «средство руководства осуществлять выполнение работы с помощью других лиц» .
Ответственность – это «обязательство выполнять имеющиеся задачи и отвечать за их удовлетворительное разрешение. Ответственность не может быть делегирована» .
Полномочия – это «ограниченное право использовать ресурсы органи-зации и направлять усилия некоторых её сотрудников на выполнение опре-делённых задач» .
Взаимодействие с внешней средой – это именно то, что определяет от-крытость организации. В научной и учебной литературе обычно выделяют два вида внешней среды организации:
1) среда прямого воздействия на организацию;
2) среда косвенного воздействия на организацию .
Среду прямого воздействия на организацию также называют микро-окружением, она представляет собой «совокупность факторов, которые непосредственно воздействуют на организацию и испытывают на себе ее прямое влияние» .
Среду косвенного воздействия на организацию также называют макро-окружением, она представляет собой «совокупность факторов, не оказыва-ющих непосредственное влияние на организацию, но, тем не менее, сказыва-ющихся на ней, т.е. обладающих опосредованным воздействием» . Она объ-единяет: экономические факторы, которые, в свою очередь, включают обще-экономический рост, инфляцию, уровень безработицы, доходы населения, курс той или иной валюты; политические факторы (политическая стабиль-ность, экономическая политика разных стран, характер взаимоотношения с другими странами, наличие международных санкций); социально-культурные факторы, которые влияют на вкусы и предпочтения потребите-лей, уровень заработной платы и условия труда; научно-технический про-гресс или в целом техническое окружение, которое определяет необходимый уровень технологий для конкурентоспособного предприятия; международ-ное окружение, определяет влияние глобализации на деятельность организа-ции.
Обычно факторы среды косвенного воздействия влияют на факторы микроокружения, заставляя их трансформироваться, и, в свою очередь, вли-ять на организацию (рис. 2) .
Рисунок 2 – Влияние разных видов внешней среды на предприятие
На рисунке 2 приняты следующие обозначения: П – политические фак-торы, Э – экономические факторы, С – социально-культурные факторы, ВС-взаимодействие с местными сообществами, НТП – научно-технический про-гресс, Кл – клиенты, Пс-поставщики, К - конкуренты, ГО - государственные органы, З – законодательство.
Далее необходимо рассмотреть принципы самоорганизации, которые помогают рассмотреть организацию в качестве открытой системы.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемых источников и литературы
1. Гапоненко, А.Л. Теория управления [Текст]: учебник и практикум для академического бакалавриата / А.Л. Гапоненко, М.В. Савельева. – М.: Юрайт, 2016. – 336 с.
2. Герчикова, И.Н.Менеджмент [Текст]: учебник / И. Н. Герчикова. - 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юнити-Дана, 2015. - 511 с.
3. Голубков, Е.П. Стратегический менеджмент [Текст]: учебник и практикум для академического бакалавриата / Е.П. Голубков. – М.: Юрайт, 2016. – 290 с.
4. Капинос, Д.Е. Системный подход в управлении: что такое архи-тектура предприятия и зачем она нужна [Электронный ресурс] //Стратегический менеджмент / Д.Е. Капинос. – 2016. – №1. – Режим доступа: http://grebennikon.ru/article-qauf.html
5. Козлова, А.С. К вопросу о стратегическом менеджменте [Элек-тронный ресурс] // Молодой ученый / А.С. Козлова – 2014. – №18. – С. 380-382
6. Котлер, Ф. Маркетинг, менеджмент [Текст]: учебник для бакалав-ров. / Ф. Котлер, К.Л. Келлер– 14-е изд. – СПб.: Питер, 2014. – 800 с.
7. Литвак, Б.Г. Стратегический менеджмент [Текст]: учебник для ба-калавров. / Б.Г. Литвак. – М.: Юрайт, 2016. – 507 с.
8. Малюк, В.И. Стратегический менеджмент. Организация стратегиче-ского развития [Текст]: учебник и практикум для бакалавриата и магистра-туры / В.И. Малюк. – М.: Юрайт, 2016. – 361 с.
9. Маркетинг-Менеджмент [Текст]: учебник и практикум для бака-лавриата и магистратуры / под ред. И.В. Липсица, О.К. Ойнера – М.: ЮРАЙТ, 2016. – 379 с.
10. Попов, С.А. Актуальный стратегический менеджмент. Видение – цели – измерения [Текст]: учебно-практ. пособие / С.А. Попов. – М.: Юрайт, 2016. – 448 с.
11. Портер, М. Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей и конкурентов [Текст] / М. Портер. – М.: Альпина Паблишер, 2016. – 456 с.
12. Рубчинский, А.А. Методы и модели принятия управленческих решений [Текст]: учебник и практикум для академического бакалавриата / А.А. Рубчинский. – М.: Юрайт, 2016. – 526 с.
13. Тебекин, А.В. Стратегический менеджмент [Текст]: учебник для СПО / А.В. Тебекин. – М.: Юрайт, 2016. – 333 с.
14. Теория управления [Текст]: учебник для академического бака-лавриата / под ред. Н.И. Астаховой, Г.И. Москвитина. – М.: Юрайт, 2016. – 375 с.
15. Трофимова, Л.А. Менеджмент. Методы принятия управленческих решений [Текст]: учебник и практикум для СПО / В.В. Трофимов, А.Л. Тро-фимова. – М.: Юрайт, 2016. – 335 с.
16. Shaphali Gupta, Anita Pansari, and V. Kumar (2018) Global Cus-tomer Engagement. Journal of International Marketing: March 2018, Vol. 26, No. 1, pp. 4-29.