Фрагмент для ознакомления
2
Введение
История показывает, что цвета издревле вызывали у людей восхищение и изумление.
Цвета всегда играли важную роль у всех народов, во всех странах, начиная с самых далеких времен, о которых нам рассказывает только история. «Цвета поражают душу, они могут вызывать мысли, которые поднимают или пробуждают наше настроение, заставляют нас грустить или поднимают настроение». [8;123]
С давних времен писатели и поэты использовали и применяют другую цветовую схему, позволяющую передать настроение, чувства, скрытый символический смысл. Л. Бельская отмечает: «Постоянный символизм цветов - особенность символической поэтики». Именно благодаря этим качествам многие поэты и писатели обратились в своих работах к цвету, свету или запаху.
У каждого автора свой подход к подбору цветов и освещения: все слова в его произведении имеют свое определенное место и свое значение. Часто писатели и поэты используют в своем творчестве цветные и световые метки для изображения пейзажных зарисовок, портретов героев. Но часто цвет и свет приобретают символическое значение.
Символика цвета является основным художественным приёмом у многих писателей, поэтов, таких как, Бунин, Есенин, Заболоцкий и др.
«И.А.Бунин был очень любящим и жизнерадостным человеком, жадно впитывал новые впечатления, наслаждался чудесными временами. Поэтому в своем творчестве он стремился отразить многообразие жизни во всех ее проявлениях.»[1].
Самым распространенным жанром был рассказ Боунина. Как пишет О. Лукьянченко: «Важнейшим свойством прозы Бунина является ее живописность и ее репрезентативность. Слово художник, такое как И.А.Бунин, обладает способностью передавать не только характеристики, доступные человеческому глазу, такие как цвет, форма, объем и т. Д. Созданные им образы также звуки, осязаемы и ароматны. Палитра Бунина богата и щедра. Но поэт не всегда так расточителен, он обходится двумя-тремя цветами. Он очень подробно представлял образы природы, передавая все характеристики цвета и света, запахов и звуков. Создавая портреты героев своих произведений, Бунин стремился передать выражение их лиц, глаз, улыбку или слезы, мелкие детали костюма. Это свидетельствует о серьезном и искреннем интересе к людям.
Накопив много жизненного опыта, познакомившись со многими странами и народами, Бунин научился ценить обычного человека с его увлечениями и переживаниями, сомнениями и убеждениями. В поэзии и прозе он стремился к тому, чтобы радость жизни, красота окружающего его мира проявлялись в его описаниях. Он настолько чувственно воссоздает картину мира, что его любовь к нему, скрытая в красках, звуках, запахах, передается читателю. Сам Бунин признался: «Я все чувствую физически. Я настоящий артистический склад. Я всегда воспринимал мир через запахи, цвета, свет, ветер, вино, еду - и насколько остро, Боже мой, насколько остро, даже болезненно. " [2;174]
Цвет в творчестве И.А. Бунин имеет большое значение, он помогает передать состояние окружающей среды, эмоциональные переживания персонажей. О творчестве И.А. Бунин. Многие вступительные статьи к редакциям произведений Бунина посвящены его жизни и творчеству. Наиболее важные из них - Самыми ценными произведениями являются «Воспоминания жены И. А. Бунина» - В. Н. Муромцева - Бунина, который более 45 лет был не только преданным другом писателя, но и его литературным секретарем. Три года я переписывался с Н.П. Смирнов, опубликовавший настоящие письма, дающие колоссальный материал о некоторых датах писателя, о его творчестве, об истории его творчества, о людях, окружавших Бунина. [3;107]
Актуальность работы состоит в том, что, несмотря на огромное количество критических статей о произведениях Бунина, например статья А.Никулина «И.А.Бунин», К.Паустовский «Иван Бунин», А.Тарасенкова «О жизни и творчестве И.А.Бунина», А.Саакянц «И.А.Бунин и его рассказы», А.Бобореко «И.А.Бунин». Материалы для биографии с 1907 по 1917», ни один исследователь, ни один критик не касались этой темы.
Объектом исследования в работе являются рассказы И.А.Бунина
Предмет - цвета в этих произведениях.
Цель работы: выделить цветовую гамму в рассказах Бунина и дать анализ наиболее часто упоминаемых цветов.
Задачи:
1. Проанализировать понятия художественного образа
2. Вывить роль цвета в создании художественного образа
2. Проанализировать наиболее значимые цвета.
Практическая значимость. Данная работа может быть использована на уроках литературы при изучении творчества И.А. Бунина.
Глава 1. Роль цвета в создании художественного образа
1.1 Анализ понятия художественного образа
Проблема специфики художественного образа привлекала внимание ученых на протяжении всей истории развития цивилизации. Поэтому сложилось достаточно развернутое представление об этом понятии, благодаря трудам Р. Барта, М. Бахтина, В. Белинского, Ю. Борева, М. Эпштейна, Г. Гачева,М. Гиршмана, Г. Гегеля, Н. Гея, К. Горанова,В. Кожинова, О. Лосева, П. Палиевского,О. Потебни, И. Роднянской, И. Физера, М. Храп-ченко, Ф. Шеллинга, Г. Шпета и многих др. Многие исследователи считают, что именно категория художественного образа отличает искусство от других сфер духовной жизни человека. Любое художественное произведение состоит из художественных образов, при этом их количество не поддается подсчету, поскольку образ возникает на каждом уровне художественного произведения. Так художественный образ в архитектуре статический, а в литературе динамичный, в живописи изобразительный, а в музыке интонационный; в одних жанрах образ художественный предстает в образе человека, в других – выступает как образ природы, в третьих – вещи, в четвертом – соединяет представление человеческого действия в среде, в которой оно разворачивается [6]. Билоус и Н. Ференц акцентируют свое внимание на том, что художественный образ является неотъемлемым звеном искусства. Но если Н. Ференц видит художественный образ как «клеточку» искусства, его «сердцевину» [13], то П. Белоус – как форму мышления в искусстве, художественное обобщение, которое в конкретно-чувственной форме раскрывает суть «изображенного» [2] , 89].Мнение о конкретно-чувственном характере художественного образа разделяет и В. Марко, заметив, что словесное выражение образа в литературе рассчитано писателем на чувственный опыт читателя. «Чем ярче будут впечатления от конкретных предметов и явлений, чем разнообразнее наше воображение, тем «живее», «ощутимее» будут образы» [7, 20]. Храпченко утверждает, что «художественный образ иногда сближают или даже смешивают с образом как непосредственным отражением предмета мира, процессов жизни в человеческом сознании. Однако явления эти не только не однозначны, но и неоднородны. Если образ в его первоначальном, обще гносеологическом понимании картиной окружающего, наблюдаемого человеком мира, художественный образ – результат сложной переработки жизненных впечатлений, наблюдений. Его сущность определяется прежде всего тем, что в нем содержится обобщение действительности, человеческого опыта» [16, 65]. искусства, фольклорного или профессионального творчества. В музыке, балете, лирической поэзии создаются художественные образы состояний человеческого духа, положений человека в мире, конфликтных и гармонических отношений к миру» [14, 5]. По П. Билоусу, «художественную литературу делает ее образность, т.е. Благодаря эстетической природе литературный образ способен превращать обыденную действительность в художественный мир, существующий по собственным законам и правилам» [2, 88]. Проблема художественного образа содержит множество вопросов, касающихся, прежде всего, его генезиса и функционирования в обществе.
Проблемы изучения художественного образа в литературном произведенииМ. Храпченко считает, что «в своем генезисе, историческом движении образное творчество тесно соприкасается с разными явлениями духовной жизни общества» [16, 92].
По мнению А. Мигунова, углубленному изучению художественного образа мешают две группы причин. Одни из них можно отнести к внутренним, связанным непосредственно с предметом исследования, другие – к внешним, выходящим за рамки изучения способа и связанным или с трудностями в исследовании искусства в целом, или зависимых от изучения фундаментальных философских проблем , таких как бытие и мышление, материальнее идеальное, рациональное и эмоциональное и т. д. Соответственно можно выделить два разных подхода к изучению художественного образа.
Первый подход – это выделение собственно эстетических и художественных проблем, таких как: особенности художественного отражения, типизация и условность художественного образа. Другой подход связан с обращением к материалу психологии, семиотики и других научных дисциплин, что несколько выводит изучение способа за пределы его художественной специфики. − отражать в специфической форме объективную действенность» [8, 3].
Однако, считает О. Мигунов, исследуемая категория настолько популярна в эстетике и искусствоведении еще и потому, что наряду с законами и логикой художественного отражения она воплощает в себе также и закономерности других внешних сторон искусства. В художественном образе отражены или выражены наиболее существенные особенности искусства в целом, что заставляет нередко рассматривать образ как «ядро» или неразлагаемый «первоэлемент» искусства. Такое рассмотрение ценно тем, что обеспечивает определенное удобство для исследования многих эстетических и художественных проблем на материале изучения.
Внутренние причины, препятствующие изучению художественного образа, вытекают прежде всего из многоплановости предмета исследования. Дело в том, что в «эстетике и искусствоведении под понятие «образное» подпадают как отдельные выразительные приемы, метафоры, сравнения, так и нечто целостное, увеличенное художественное образование – персонаж, мотив, даже художественная идея, то есть смысл всего произведения» [8, 4]. Художественный образ – необходимый конструктивный элемент любого произведения искусства. Функционирование художественного образа, его структурное наполнение тесно связано с эволюцией художественных систем. Представление об образах уходят своими корнями в глубокое прошлое. Термин «художественный образ» встречается в философских, христианских, литературных и эстетических учениях. В средневековой христианской теологии образ оказывается или нецентральной категорией учения об воплощении бога в образе человека и об образах-иконах, в которых запечатлевается вид богочеловека и других персонажей христианской мифологии. Однако в понятие «образ» не вкладывалось значение «художественный образ» , т.е. оно не определяло специфические черты