Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Основу эффективности и успешного развития любого вида деятельности составляет выносливость, являющаяся основным физическим качествам человека. В работах Ашмарина Б.А., Василькова А.А., Курамшина Ю.Ф., Ляха В.И., Матвеева Л.П., Холодова Ж.К. и др. показано, что выносливость служит основой для развития всех остальных физических качеств – ловкости, гибкости и координации.
Проблема воспитания и повышения выносливости на занятиях физкультурой является важной проблемой в физической культуре школьников. Это подтверждается новыми Федеральными государственными образовательными стандартами, в которых одним из приоритетных направлений является сохранение и укрепление здоровья обучающихся [6, 9]. Между тем, результаты научных исследований последних лет свидетельствуют о его значительном ухудшении [12]. Причиной, по мнению, большинства исследователей, является малоподвижный образ жизни детей школьного возраста, которые в ущерб подвижным играм на свежем воздухе большую часть свободного времени проводят за компьютером.
Выносливость создает уверенность и позволяет вам справляться с работой, которая требует значительных физических нагрузок, которые будут всегда в нашей жизни. В.П. Филин полагает, что повышение общей выносливости должно быть самой важной частью физической подготовки.
В настоящее время создано большое количество методик развития выносливости у школьников, которые нашли свое отражение в трудах А.П. Матвеева, Н.И. Волкова, В.И. Ляха, К.Ф. Шутова, М.С. Мальцевой, А.С. Земскова. Однако развитие выносливости у детей остается на довольно низком уровне. Проблема в снижении уровня физической подготовленности школьников, что свидетельствует о необходимости изменений подходов к организации и проведению уроков физической культуры. Особенно актуально решение данной задачи в среднем школьном возрасте, который является наиболее благоприятным для развития и совершенствования общей выносливости. Определяющей характеристикой метода тренировки на выносливость во время обучения в школе является постепенный переход воздействий, направленных в первую очередь на повышение аэробных возможностей организма, и тренировку специальной выносливости в упражнениях различного рода.
Целью работы является изучение применения скоростно-силовых упражнений как средства развития выносливости у школьников.
В рамках поставленной цели решаются следующие задачи:
− изучить виды выносливости и методы ее развития;
− проанализировать особенности развития выносливости у школьников;
− изучить применение скоростно-силовых упражнений для развития выносливости.
Объект исследования: силовые упражнения.
Предмет исследования: развитие выносливости у школьников.
Глава 1. Теоретические основы воспитания выносливости у детей среднего школьного возраста
1.1. Сущность понятия «выносливость» и ее виды
Одной из основных проблем обучения школьников, а также обучения высококвалифицированных спортсменов за последние годы является развитие двигательных навыков и, в частности, выносливости.
Выносливость, самое важное физическое качество как в повседневной жизни, так и в спорте. В некоторых видах физических упражнений она определяет спортивные результаты (ходьба, бег на короткие дистанции, бег на длинные дистанции, езда на велосипеде, езда на длинные дистанции и катание на беговых лыжах); в других случаях позволяет выполнять определенные высокоуровневые тактические действия (бокс, борьба, спортивные игры); в третьих видах она помогает при тяжелых нагрузках и обеспечивает быстрое восстановление после работы (спринт, тяжелая атлетика, прыжки, фехтование).
Физические упражнения, требующие проявления выносливости, включают в себя все циклические аэробные упражнения, особенно бег на дистанции 1500 м, ходьба, езда на велосипеде, катание на лыжах на различные дистанции, катание на коньках на 3000 м, плавание на 400 м и т.д.
Исследователи считают, что переносимость физических нагрузок является общим свойством человеческого организма, которое находит проявление в видовом разнообразии двигательной деятельности, в том числе и спортивной [7]. Но, к сожалению, специалисты пока так и не пришли к единому мнению, которое кроется в содержании понятия «выносливость». Поэтому в любой работе, где автор пытается проанализировать проблему выносливости, присутствуют определения авторов.
В общепринятой трактовке выносливость толкуется как «удлинение времени, сохранения человеком работоспособности и повышение сопротивляемости организма утомлению при работе или действию неблагоприятных факторов внешней среды» [2, 9].
Но выносливость следует отличать от работоспособности человека. Все авторы единогласно считают, что работоспособность - это тот максимум работы, который в состоянии выполнить человек, но ставить знак равенства между выносливостью и работоспособностью человека нельзя: первая является составной частью второй [10].
В спортивной физиологии выносливость характеризуется физическими упражнениями, которые требуют участия большого количества мышц (около половины или более мышечной массы) и непрерывно в течение 2-3 минут или более из-за постоянного потребления кислорода организмом. Это обеспечивает наличие энергии в работающих мышцах частично или полностью аэробно. Другими словами, в физиологии спорта выносливость интерпретируется как способность организма выполнять работу мышц преимущественно аэробно [3].
В концепции физического воспитания выносливость определяют способность человека долгое время выполнять работу без учета количества нагрузки [25] или как способность организма сопротивляться усталости [22].
Усталость - это состояние организма, возникающее в результате напряженной деятельности в течение долгого отрезка времени и характеризующееся снижением физических способностей организма [24].
Утомление возникает через какой-то промежуток времени после начала работы и проявляется в трудно выполнимости или невозможности продолжать занятие с прежней эффективностью.
В последние годы профессионалы в области исследования двигательных способностей (В.И. Лях) предлагают в определения двигательных качеств (быстроту, силу, выносливость и ловкость) включить такие понятия как группа качеств или группа показателей, их характеризующих. Следовательно, не «выносливость» вообще, а способности к выносливости или сумма показателей, характеризующих выносливость человека при различных условиях деятельности. В.И. Лях считает, что понятие «физические способности», в частности «способности к выносливости», более точно раскрывает смысл сложного состава компонентов, составляющих ту или иную группу способностей [19].
Внутренние признаки выносливости: изменения центральной нервной системы, сердечно-сосудистой, дыхательной, эндокринной и других систем и органов с усталостью.
Выносливость также зависит от уровня развития других физических способностей человека. Поэтому предлагают использовать два вида показателей:
− абсолютные - они не учитывают уровень развития силовых, скоростных и координационных возможностей.
− относительные - это те, которые учитывают развитие силовых, скоростных и координационных возможностей [16].
Выносливость как физическое качество человека обусловлено тем, что это свойство организма относится только к определенному виду деятельности. Другими словами, выносливость проявляется в каждом человеке, когда он выполняет определенную, установленную деятельность.
Степень выносливости - это период, в течение которого выполняется мышечная активность определенного характера и интенсивности. Например, в циклических видах физических упражнений (ходьба, бег, плавание и т.д.) измеряют минимальное время для преодоления определенного расстояния. В игровой деятельности и единоборствах измеряют время, в течение которого будет выполняться уровень установленной эффективности мотивационной активности. В сложных координационных действиях, связанных с выполнением точных движений (гимнастика, фигурное катание и т.д.), степень выносливости является неизменностью технически правильного выполнения действия.
Научные и методические источники подтверждают, что в теории и практике физического обучения нет консенсуса по систематизации видов выносливости.
Верхошанский Ю.В. выделяет до 18 видов выносливости организма, которые проявляются в определенных двигательных действиях (циклических, ациклических и др.). Основное внимание уделяется общей и специальной выносливости [8].
Мякинченко, Е.Б., Озолин Н.Г. [24, 26] наряду с общей и специальной выносливостью различают виды специальной выносливости: скоростную, скоростно-силовую, силовую, локальную, региональную, глобальную, а в некоторых случаях разностороннюю, длительную, кратковременную и выносливость к статическим усилиям.
Холодов Ж.К. рассматривает выносливость как способность человека обеспечивать долгосрочное, качественное исполнение в неспецифической работе, что оказывает положительное влияние на развитие определенных компонентов человеческой деятельности благодаря повышенной адаптации к стрессу и наличию явлений в обучении конкретных видов деятельности.
Общая выносливость - это сумма физических способностей организма, которая определяет его способность длительно выполнять работу с высокими
результатами средней интенсивности [22].
Состояние развития и проявления общей выносливости определяют:
− аэробные способности организма (физиологические основы общей
− выносливости);
− степень экономизации техники движения;
− состояние развития волевых качеств.
Иначе общую выносливость еще называют аэробной выносливостью. Существует мнение, утверждающее, что человек, проявивший отличительную выносливость в каком-либо виде деятельности, затрагивающим основные функциональные системы организма, как правило, может продемонстрировать ее и в других видах деятельности также мастерски. Например, человек, который долгое время может выдержать длинную дистанцию в умеренном темпе, может выполнять другие работы в том же темпе (плавание, езда на велосипеде, катание на лыжах), при условии, что он
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Ашмарин, Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании [Текст] / Б.А. Ашмарин. - М.: ФиС, 2008. - 332 с.
2. Богословский, В.П. Пособие для учителей по физическому воспитанию [Текст] / В.П. Богословский. - М.: Просвещение, 2010. - 188 с.
3. Васильков, А.А. Теория и методика физического воспитания [Текст]: учебник / А. А. Васильков. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 381 с.
4. Верхошанский, Ю.К. Физиологические основы и методические принципы тренировки в беге на выносливость [Текст] / Ю.К. Верхошанский. - М.: Советский спорт, 2014. - 80 с.
5. Германов, Г.Н. Новые подходы к организации двигательной деятельности на уроках физической культуры [Текст] / Г.Н. Германов, И.В. Машошина // Физическая культура в школе. - 2013. - № 5. - С.9-16.
6. Ефремова, Е.В. Выносливость и ее совершенствование на уроках физической культуры [Текст] / Е.В. Ефремова // Физическая культура в школе. - 2014. - № 1. - С. 27-28.
7. Зациорский, В.М. Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания. [Текст] / В.М. Зациорский. - 3-е изд. - М.: Советский спорт, 2009. - 300 с.
8. Курамшин, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры [Текст] / Ю.Ф. Курамшин. - М.: Советский спорт, 2010. - 464 с.
9. Лях, В.И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития [Текст] / В.И. Лях. - М.: Терра-спорт, 2000. - 198 с.
10. Лях, В.И. Программы общеобразовательных учреждений. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов [Текст] / В.И. Лях, А. А. Зданевич. - М.: Просвещение, 2012. - 171 с.
11. Лях, В.И. Физическая культура. 5-9 класс. Рабочие программы ФГОС [Текст] / В.И. Лях. - М.: Просвещение, 2014. - 104 с.
12. Лях, В.И. Физическая культура. 5-9 классы. Тестовый контроль [Текст]: пособие для учителей / В.И. Лях. - М.: Просвещение, 2012. - 144 с.
13. Лях, В.И. Физическая культура. Методические рекомендации. 8-9 класс. Пособие для учителей [Текст] / В.И. Лях. - М.: Просвещение, 2015. - 190 с.
14. Максименко, А.М. Теория и методика физической культуры [Текст]: учебник. - М.: Физическая культура, 2009. - 496 с.
15. Матвеев, Л.П. Теория и методика физ. культуры. Введение в предмет [Текст]: учебник для высших специальных физкультурных учебных заведений/ Л.П. Матвеев. - 5-е изд., стер. - М.: Физкультура и спорт, 2008. - 390 с.
16. Мякинченко, Е.Б. Развитие локальной мышечной выносливости в циклических видах спорта [Текст] / Е.Б. Мякинченко, В.Н. Селуянов. - М.: Дивизион, 2009. - 360 с.
17. Основы теории и методики физической культуры [Текст]: учеб. Для техн. Физ культ / под ред. А.А. Гужаловского. - М.: Физкультура и спорт, 2003. - 352 с.
18. Панова, Ю.А. Возрастные особенности развития двигательных способностей школьников / Ю.А. Панова, М.А. Родин [Электронный ресурс]. - Электрон.Текстовые, граф., зв. дан. и прикладная прогр. (29067 bytes). - Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2016/1372/23042
19. Попов, В.С. Теоретико-практические основы развития физических качеств [Текст]: учебное пособие к практическим занятиям по дисциплине «Физическая культура» / Сост. В.С. Попов; Шахтинский ин-т (филиал) ЮРГТУ (НПИ). - Новочеркасск: ЮРГТУ, 2009. - 82 с.
20. Примерные программы по учебным предметам. Физическая культура. 5- 9 классы [Текст]. - 5 изд. - М.: Просвещение, 2012. - 120 с.
21. Прокудин, Б.Ф. Адаптационные особенности реакции организма юных спортсменов 10-14 лет на беговые нагрузки на выносливость [Текст] / Б.Ф. Прокудин, Е.В. Грязнова, Л.Н. Бакланов // Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире: материалы XX международной научно-практической конференции. - 2010. - С. 355-358.
22. Прокудин, Б.Ф. Развитие выносливости юных спортсменов в различные возрастные периоды [Текст] / Б.Ф. Прокудин, Е.В. Грязнова // Наука и образование. - 2010. - № 6. - С. 152-155.
23. Солодков, А.С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная [Текст]: учебник / А.А. Солодков. - М: Советский спорт, 2012. - 624 с.
24. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Текст] / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2011. - 62 с.
25. Фомин, К.А. Возрастные аспекты физического воспитания [Текст] / К.А. Фомин, В.П. Филин. - М.: ФиС, 2009. - 521 с.
26. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж.К. Холодов, B.C. Кузнецов. - 11-е изд., испр. и доп. - М.: Академия, 2013. - 480 с.
27. Янсен, П. ЧСС, лактат и тренировки на выносливость [Текст] / П. Янсен. - Мурманск: Тулома, 2013. - 160 с.