Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Планета Земля является нашим общим домом. Каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства. Эффективным средством формирования нравственно-этических ценностей у детей является экологическое воспитание. Благодаря природе развивающийся организм постепенно накапливает здоровье и силы. Мир природы и мир движений, объединяясь, становятся мощным средством разностороннего развития ребенка в условиях психологического комфорта.
Дошкольное детство является ответственным периодом для формирования основ правильного отношения к окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Поэтому цель работы воспитателей детского сада по экологическому воспитанию – это формирование у детей основ экологической культуры.
Осознание важности бережного отношения к природе, формирование экологической культуры и экологического сознания закладывается в дошкольном возрасте. В связи с этим перед детскими образовательными учреждениями встает важная задача формирования экологического сознания подрастающего поколения. Согласно ФГОС ДО педагогического условия реализации экологического образования должны обеспечивать полноценное развитие личности детей в сфере экологии на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к природному окружению.
Прогулка в детском саду является одним из самых действенных методов экологического воспитания детей. Она обеспечивает непосредственное общение детей с природой в разные сезоны, предполагает активную деятельность детей.
Вопросами экологического воспитания дошкольников и формирования ценностного отношения к миру природы у детей дошкольного возраста занимались такие авторы, как Н.Н. Авдеева, В.С. Волгина, С.Д. Дерябо, Л.А. Каменева, Е.Н. Лазаренко, Е.В. Михеева, Т. А. Серебрякова, И.В. Цветкова и др.
Экологическое воспитание в системе образования не перестает быть актуальным и важным фактором современного образовательного процесса. Актуальность экологического образования трудно переоценить. Научить видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому, передать определенные знания в области экологии – главные задачи экологической работы в ДОО.
Исходя из вышесказанного, очевидным становится противоречие между необходимостью формирования экологически нравственного поведения у детей дошкольного возраста в процессе прогулки и недостаточным использованием методов работы по данному направлению в условиях ДОО.
Таким образом, возникает проблема: как обеспечить формирование экологически нравственного поведения у детей дошкольного возраста в процессе прогулки?
Объект исследования: процесс формирования экологически нравственного поведения детей дошкольного возраста в процессе прогулки.
Предмет исследования: прогулка как средство формирования экологически нравственного поведения у детей дошкольного возраста.
Цель исследования: изучение основ формирования экологически нравственного поведения у детей дошкольного возраста в процессе прогулки.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
1) изучить сущность понятия «экологически нравственное поведение» в современных психолого-педагогических исследованиях;
2) выявить особенности формирования экологически нравственного поведения у детей дошкольного возраста;
3) рассмотреть использование методов формирования экологически нравственного поведения у детей дошкольного возраста в процессе прогулки.
Теоретическую основу исследования составляют взгляды Б.Г. Ананьева, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Ж. Пиаже, Л.С. Выготского, Л.Ф. Обухова на идеи развивающего обучения детей, взгляды В.С. Волгина, С.Д. Дерябо, Е.Н. Лазаренко, С.Н. Николаевой, Т.А. Серебряковой, И.В. Цветкова на теоретические и методические положения о развитии ценностного отношения к живой природе у детей и экологического воспитания дошкольников.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы и интернет источников.
Новизна исследования заключается в разработке конспектов прогулок с детьми дошкольного возраста с целью формирования у них экологически нравственного поведения.
Практическая значимость: материалы будут полезны и могут использоваться педагогами для работы с детьми в ДОО.
Глава I. Теоретические основы формирования экологически нравственного поведения у детей дошкольного возраста
1.1 Сущность понятия «экологически нравственное поведение» в современных психолого-педагогических исследованиях
В процессе интенсификации разнообразной деятельности современного общества, изменения образа жизни самого человека, усиливается негативное воздействие на среду обитания. Поэтому закономерным считается обращение ученых к экологической проблематике, так как именно экология изучает взаимоотношения организмов, в том числе и человека, с окружающей средой.
В дошкольном возрасте дети накапливают первый опыт культуры поведения, у них формируются первые навыки положительных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, навыки самостоятельности, умение занять себя интересной и полезной деятельностью, поддерживать порядок и чистоту окружающей обстановки [5]. Все это может возникнуть, если окружающие ребенка взрослые целенаправленно занимаются нравственным воспитанием.
Сегодня интерес к нравственной сфере человека определяется необходимостью рассмотрения нравственности как детерминанты, которая определяет особенности становления и жизнедеятельности личности, а также специфики ее отношения к окружающему миру.
Современное толкование нравственности в словаре С.И. Ожегова таково: «Нравственность - правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение» [21].
Часто, люди далекие от педагогики, термин «нравственное воспитание» понимают как обучение нравственности. С нашей точки зрения, нравственное воспитание – это передача нравственных идеалов и принципов общества, накопленных опытом поколений, процесс влияния на формирование устойчивых нравственных качеств.
Уровень развития нравственной сферы личности определяется как позитивное единство компонентов нравственной сферы и поведения, которые формируются в поведении на основании одобрения со стороны окружающих взрослых.
В структуре нравственной сферы Л.Д. Столяренко выделяет три компонента: эмоциональный, когнитивный и поведенческий [15].
Когнитивный компонент нравственной сферы включает в себя нравственные знания и убеждения, представления, понятия и оценочные суждения.
Теснейшим образом с когнитивным компонентом нравственности выступает интеллектуальная сфера личности. Одной из наиболее актуальных проблем современной психологии является проблема интеллекта. Несмотря на наличие мощных теоретических разработок в этой области психологической науки, как в отечественной (Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, В. Н. Дружинин, В. Н. Шадриков, М. А. Холодная, Н. И. Чуприкова и др.), так и в зарубежной (Г. Айзенк, Д. Векслер, Дж. Гилфорд, Р. Кэттел, Ж. Пиаже, К. Спирмен, Л. Терстоун и др.), фундаментальные вопросы, связанные с раскрытием психологической сущности интеллекта, его детерминации и структуры, процесса и условий формирования по сей день не имеют однозначного решения. Однако единого мнения о том, что означает этот термин, среди специалистов до сих пор еще не выработано.
Чаще всего под интеллектом подразумевают некоторую совокупность отдельных способностей, к которым могут быть отнесены, в частности, способности комбинировать, планировать, анализировать, рассуждать и некоторые другие, имеющие отношение к сфере мышления человека.
Эмоциональный компонент нравственной сферы включает в себя нравственные чувства, особенности их происхождения и связь с моральным поведением.
Поведенческий компонент нравственной сферы обусловлен, в первую очередь, моральными нормами и ценностями, которые выступают в качестве совокупности поступков, имеющих нравственное значение.
Анализ научной литературы свидетельствует о высоком интересе исследователей и практических работников к проблеме развития нравственной сферы дошкольников. Целый ряд исследований посвящен изучению особенностей нравственного развития детей дошкольного возраста. Это работы А.М. Виноградовой, В.И. Долговой, Т.Р. Масюра, А.С. Самохиной, О.В. Суворовой и других ученых. Так, в исследовании В.И. Долговой и Р.В. Овчаровой показано, что системообразующим фактором нравственного развития дошкольника являются нравственные чувства, отношения и переживания, а основным механизмом развития нравственного поведения является усвоение дошкольником основных этических категорий. В работе О.В. Суворовой, А.А. Шалиной, Н.М. Подоплеловой указывается, что субъектные предпосылки духовно-нравственного развития старшего дошкольника выражаются в возможности морально-нравственного сознания, понимании нравственных категорий, социально-нравственной смысловой ориентировке поступка, отношении к другому как к ценности.
Большое внимание уделяется исследователями и проблеме целенаправленного развития нравственного поведения дошкольников. Об этом свидетельствуют работы Л.Л. Алексеевой, Е.С. Коноховой, С.М. Москалевой, А.А. Шалиной, Г.Р. Шафиковой, А.В. Шидловской, Н.А. Шинкаревой.
Усвоение ребенком нравственных норм и правил предполагает переход социальных, внешних по отношению к ребенку, нравственных требований в его внутренние этические инстанции. Такой переход обуславливается тремя моментами: 1) представление ребенку определенного нравственного содержания; 2) раскрытие нравственного смысла, подразумевающее умение выделять переживания другого человека и ориентироваться на них в своем поведении; 3) переход имеющихся у ребенка нравственных знаний в нравственные мотивы поведения путем выполнения нравственной нормы в конкретной личностно значимой ситуации [3].
Понятие «нравственное воспитание» пронизывает все стороны жизнедеятельности человека. Результатом целостного процесса является формирование нравственно цельной личности, в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения. Именно поэтому выдающийся педагог современности В.А. Сухомлинский, разработав воспитательную систему о всестороннем развитии
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Алексеева Л.Л., Никифорова Д.Н. Использование народного фольклора в работе с детьми старшего дошкольного возраста // Традиции и новации в дошкольном образовании. 2018. № 4(7). С. 25-27
2. Бородина, Е. Н. Теория и практика нравственно-патриотического воспитания детей в полихудожественной деятельности: монография / Е. Н. Бородина; ФГБОУ ВПО «УрГПУ». – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2015
3. Виноградова А.М. Нравственное воспитание дошкольника в системе психолого-педагогической антропологии // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. 2013. № 1. С. 4-10
4. Гришина, В. П. Значение прогулок в экологическом воспитании детей дошкольного возраста / В. П. Гришина // Молодежь XXI века: образование, наука, инновации : Материалы IX Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием. В 4-х частях, Новосибирск, 02–04 декабря 2020 года / Под редакцией Е.В. Шмаковой, Г.С. Чесноковой. – Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, 2020. – С. 76-78.
5. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996
6. Долгова В.И., Овчарова Р.В. Психологические детерминанты нравственного развития дошкольника // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2014. № 6. С. 40-48.
7. Косова, Е. В. Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольников / Е. В. Косова // Воспитание и обучение: теория, методика и практика : Сборник материалов XII Международной научно-практической конференции, Чебоксары, 19 февраля 2018 года / Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью "Центр научного сотрудничества "Интерактив плюс", 2018. – С. 168-170.
8. Левочкина А.М. Экологическая психология. - К.: Миллениум, 2015
9. Москалева С.М., Сидоренко В.Н. Нравственное развитие старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. 2020. № 5. С. 46-51.
10. Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду / С.Н.Николаева, И.А. Комарова – М.: Просвещение, 2014.
11. Петрова, Т. И. Роль ежедневных прогулок в экологическом воспитании дошкольников / Т. И. Петрова // Современный педагогический взгляд. – 2018. – № 8(21). – С. 74-76.
12. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н. Е. Вераксы. – Москва : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. - 161 с..
13. Ранеткина, Н. Х. Роль игры в экологическом воспитании дошкольников / Н. Х. Ранеткина // Наука и образование: отечественный и зарубежный опыт : Одиннадцатая международная научно-практическая конференция: сборник статей, Белгород, 06 апреля 2018 года. – Белгород: ООО ГиК, 2018. – С. 62-65.
14. Российская Федерация. Министерство образования и науки. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [Электронный ресурс] : приказ М-ва образования и науки Рос. Федерации от 17 окт. 2013 г. № 1155. – URL : http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/
15. Рыжова, Н.А. Экологическое образование в детском саду // Дошкольное образование — 2005. – № 21. – С. 54-62
16. Самохина А.И., Костюшина Е.В. Особенности развития нравственных чувств детей старшего дошкольного возраста // Наука и Образование. 2020. Т.3. № 2. С. 259-260
17. Соломенникова, О.А. Экологическое воспитание в детском саду. – М: Мозаика- Синтез, 2009.
18. Суворова О.В., Шалина А.А., Подплелова Н.М. Субъектные предпосылки духовно-нравственного развития старших дошкольников // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 5. С. 213- 218
19. Сухомлинский В. Сердце отдаю детям. - М.: ТЦ Сфера, 2008
20. Терехова, М. В. Прогулка как способ формирования экологических знаний детей 5-6 лет / М. В. Терехова // Дошкольное образование в современном изменяющемся мире: теория и практика : Материалы VI Международной научно-практической конференции. В 2-х частях, Чита, 26–27 ноября 2020 года. – Чита: Забайкальский государственный университет, 2020. – С. 166-170.
21. Толковый словарь С.И. Ожегова. URL: http://slovarozhegova.ru
22. Тропа в гармонии с природой. Сборник российского и зарубежного опыта по созданию экологических троп. – М.: Валент, 2007
23. Шалина А.А. Проблемно-игровые коммуникативно-познавательные ситуации – технология развития дошкольника как субъекта нравственного выбора // Мир науки, культуры, образования. 2017. № 1(62). С. 249-250
24. Шафикова Г.Р., Попова Э.А. Психолого-педагогические аспекты развития нравственных отношений дошкольников // Казанский педагогический журнал. 2020. № 2(139). С. 241-247