Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Процесс адаптации – это перестройка поведения и деятельности человека в зависимости от ситуации, в которой он оказался. Адаптироваться приходится и ребенку к началу школьного обучения, отличного от посещения дошкольного учреждения, и студенту к новым формам работы и организации, и взрослому человеку на новом месте работы.
Современный мир, неуклонно и стремительно изменяющийся, требует от каждого человека высокой адаптивности, умения перестроиться, переключиться, иначе распределить свои ресурсы, и сохранить работоспособность в новой среде. Нарушение процесса адаптации ведет к падению производительности, ухудшению самочувствия, возникновению чувства тревоги во время выполнения учебных или рабочих обязанностей. Чтобы предотвратить эти неприятные факторы в учебных заведениях ведется комплексная работа по содействию учащимся в адаптации.
Проблемы адаптации, дезадаптация – не являются каким-то новшеством в педагогике и психологии, работа в этой сфере идет давно и уверенно. Но одновременно адаптация – это проблема, которая существует и продолжит существовать, пока среда жизнедеятельности человека изменяется.
На данный момент адаптивный период измеряют месяцами – до полугода, в сложных случаях и до года. Поэтому можно сказать, что адаптационные мероприятия – не какие-то эпизодические мероприятия в работе социального педагога и психолога, а огромный и длительный комплекс работы. Часто так адаптация не воспринимается, ограничиваясь анкетированием в начале и конце полугодия, и мероприятиями по знакомству с педагогами и учебным заведением. Потому огромное значение обретает знание членами социально-педагогической службы учебного заведения теоретических основ адаптационного процесса и ориентиров в работе по содействию адаптации учащихся.
Актуальность исследования заключается в широком распространении проблемы адаптации при недостаточной слаженности работы педагогического состава и информированности в решении этой проблемы.
Объект исследования – процесс адаптации учащихся в образовательном учреждении.
Предмет исследования – социально-педагогические особенности адаптации человека в разные возрастные периоды.
Цель данной работы – всесторонне осветить теоретические аспекты исследования адаптации, как социально-педагогического процесса.
Задачи:
1. Выявить потенциальные проблемы адаптивного периода работы с учащимся,
2. Исследовать основные социально-психологические подходы к пониманию процесса адаптации,
3. Проанализировать сложности в работе педагогического состава с учащимися, находящимися в процессе адаптации,
4. Обосновать роль социального педагога в организации адаптации учащихся к учебному заведению.
Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Глава 1. Адаптация: как социально – педагогическое явление
1.1 Адаптация: трактовка понятия в социально – педагогической теории
Функционирование психики человека и его социальная активность зависят и от его внутреннего состояния, и от факторов среды, воздействующих на человека извне. В свою очередь, от степени социальной активности и психологического комфорта зависят и другие функции организма, часто психологические и социальные проблемы сказываются на физиологическом здоровье и самочувствии. Поэтому дискомфорт, испытываемый человеком во взаимодействии с внешним миром, обязательно сказывается на его здоровье.
Огромной проблемой современного общества стала адаптация. Мир требует от человека огромной гибкости в адаптации к среде: меняется техническое оснащение мира, меняется режим жизни (например, отмена перехода на другое время), меняются требования образования – часто за несколько лет обучения школьник или студент вынужден адаптироваться к неоднократному изменению образовательной системы.
В образовании вводятся новые системы оценивания (бально-рейтинговая и др.), что меняет схему построения урока и методы контроля, в школах введены единые государственные экзамены, что так же сказалось на методике преподавания предметов.
Образование требует от всех участников – и педагогов, и учащихся, и социально-психологической службы, большой чуткости и быстрой реакции на изменения. В этих условиях вопрос адаптации учащихся встает особенно остро.
Очень важно определиться с тем, что мы понимаем под адаптацией. Термин «адаптация» происходит от латинского ad – «к»; aptus – «пригодный, удобный», aptatio – «приглаживание», adaрtatio – «приспособление» [1, С.21].
Адаптация – результат (процесс) взаимодействия живых организмов и окружающей среды, который приводит к оптимальному их приспособлению к жизни и деятельности [20, С.27].
В концепции В.А. Петровского адаптация рассматривается как особый момент, фаза в «становлении» человека, от которого в значительной мере зависит характер его дальнейшего личностного развития [2, С.37].
Г.А. Балл даёт понятие адаптации исходя из универсального характера тенденции к установлению равновесия между компонентами реальных систем [8, С.42].
В изменившихся условиях внешней среды привычное поведение может не соответствовать ситуации, тогда и включаются адаптационные механизмы. Адаптация, таким образом, призвана организовать адекватное обстановке функционирование психики и организма человека.
Адаптация делится на два вида:
1. Физиологическая,
2. Социально-психологическая.
Принципы их во многом сходны и эти виды адаптации воздействуют друг на друга, но в дальнейшем исследовании мы сосредоточимся на социально-психологической адаптации.
Этот вид адаптации подразумевает, что человек обретает определенный статус в социуме или начинает выполнять новую ролевую функцию, что вызывает перестройку психики в соответствии с этой новой ролью.
Цель адаптации в данном случае – стремление гармонизировать внутренние преставления с изменившейся внешней обстановкой. В процессе адаптации мы говорим о степени адаптированности личности. Адаптированность – это уровень приспособленности психики к условиям среды.
Адаптированность личности может быть:
– внутренней, проявляющейся в форме перестройки функциональных структур и систем личности при определенной трансформации и среды ее жизни и деятельности (в этом случае и внешние формы поведения, и деятельность личности видоизменяются и приходят в соответствие с ожиданиями среды, с идущими извне требованиями – происходит полная, генерализованная адаптация личности);
– внешней (поведенческой, приспособительской), когда личность внутренне содержательно не перестраивается и сохраняет себя, свою самостоятельность (в результате имеет место так называемая инструментальная адаптация личности);
– смешанной, при которой личность частично перестраивается и подстраивается внутренне под среду, ее ценности, нормы и в то же время частично адаптируется инструментально, поведенчески, сохраняя и свое «Я», и свою самостоятельность.
Во время взаимодействия с новой или изменившейся внешней средой у человека возникает беспокойство, дестабилизация, он испытывает стресс, процесс же адаптации задействует ресурсы психики, чтобы стабилизировать состояние и уменьшить влияние травмирующих факторов [20, С.43].
В работе системы адаптации человека выделяется связанный комплекс отношений личность-среда. Умение достигнуть равновесия в этих отношениях определяет степень адаптивности человека.
Высокий уровень адаптации характеризуется:
1. Творчеством в овладении социальной ситуацией, умением действовать не по шаблону,
2. Социальной активностью по собственной инициативе, а не под давлением среды,
3. Способностью самостоятельно регулировать взаимодействие с обществом,
4. Ощущением эмоционального комфорта,
5. Способностью к рефлексии и саморефлексии,
6. Сохранением психического здоровья.
Высокий уровень адаптации говорит о благополучной адаптированности индивида, в свою очередь средний уровень о некоторой проблемности, а низкий уровень о дезадаптации.
Стоит иметь ввиду, что адаптация – это специфический процесс, где средний результат уже предполагает наличие некоторых нарушений, а среднестатистическую норму. Поэтому в адаптации мы всегда стремимся достигнуть наиболее высоких показателей из возможных.
Социально-психологическая адаптация характеризуется так же тем, что, установив оптимальные отношения между окружающей средой и личностью, позволяет человеку свободно осуществлять деятельность, реализовать свой творческий потенциал, достигать значимых целей.
Перенося этот тезис на проблемы адаптации в образовании, мы можем сделать вывод, что хорошо адаптированный учащийся способен свободно осуществлять учебную деятельность, реализуется в ней творчески и с успехом достигает поставленных совместно с педагогом образовательных целей. В то же время, его поведение не нарушает требований и установок социальной среды и не приносит дискомфорта его психике.
В современной психологической науке феномен адаптации рассматривается с позиции индивидуальных особенностей личности, поскольку образование все больше склоняется к личностно-ориентированному подходу в работе с учащимися.
В ряде работ понятие адаптации личности рассматривается через призму соотношения с понятием социализации и развития личности.
При этом одни авторы считают, что процесс адаптации постоянен, другие полагают, что личность «начинает осуществлять адаптивные процессы в тех случаях, когда оказывается в проблемных ситуациях», но не реализует их регулярно [27, С.29].
Наряду с термином адаптация, как уже было упомянуто выше, вводят так же термин дезадаптация, освещающий проблемное протекание адаптивных процессов, не позволяющее человеку достигнуть необходимого уровня адаптированности к среде.
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Абаленская, З. В. Соотношение учебной мотивации и адаптации к школе в младшем школьном возрасте / З. В. Абаленская // Известия Самарского научного центра РАН. – 2009г. – №4 – 4. – С. 903 – 908
2. Адаптация организма учащихся к учебным и физическим нагрузкам / под ред. А. Г. Хрипковой, М. В. Антроповой. – М., 1982. – С. 78
3. Арсентьева, О. Ю. Сущность и особенности социально-педагогической поддержки семьи / О. Ю. Арсентьева // КПЖ. – 2011г. – №3. – С. 129 - 135
4. Безруких, М. М. Знаете ли вы своего ученика? / М. М. Безруких, С. П. Ефимова // – М.: Просвещение, 1991г. – С. 176
5. Березин, Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. / Ф. Б. Березин // – Л.: ЛГУ, 1988г. – С. 256
6. Бирюкова, М. В. Соотношение понятий «Социализация», «Адаптация», «Воспитание», «Развитие» в современной педагогике / М. В. Бирюкова // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2008г. – №5. – С. 8 - 12
7. Божович, Л. И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности. / Л. И. Божович // - М.; Воронеж, 1995.
8. Бывшева, М. В. Социально-педагогическое партнерство в образовательном пространстве школы: модель события и содействия / М. В. Бывшева, А. Н. Шулика // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2012г. – №1. – С.41 - 45
9. Вагапова, Альфия Равилевна Социально-психологические аспекты сопровождения процессов направленной социализации молодежи / А. Р. Вагапова // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. – 2013г. – №2. – С. 146 - 151
10. Власова, Т. А. Социально-психологическая адаптация студентов младших курсов к условиям обучения в вузе / Т. А. Власова // Вестник ЧГПУ. – 2009г. – №1. – С. 13 - 22
11. Давыдова, Н. Н. Организационно-управленческая модель взаимодействия образовательных учреждений как фактор инновационного развития регионального образования / Н. Н. Давыдова. // Образование и наука. Известия УрО РАО, № 8 (76) 2010. С. 32 - 42
12. Дубровин, Д. Н. Психологическая адаптация как фактор личностного самоопределения: автореф. дис. канд. психол. наук : 19.00.07 / Д. Н. Дубровин // – М., 2006. – 23 с.
13. Елгина, Л. С. Социальная адаптация студентов в вузе / Л. С. Елгина // Вестник БГУ. 2010. №5. С. 162 - 166
14. Жданова, М. А. О роли социально-педагогической деятельности в условиях современного российского общества / М. А. Жданова // Universum: Вестник Герценовского университета. 2010. №12. С. 64 - 65
15. Журавлев, Д. Адаптация учащихся на переходных периодах / Журавлев Д. // Народное образование. -2008. -№2.- С. 31.
16. Зиновьева, Т. В. Основные социологические термины [Текст]: уч. пособие / Т. В. Зиновьева // – Челябинск: ЮУрГУ, 2006. – 66 с.
17. Карандашев, В. Н. Хрестоматия по педагогической психологии / В. Н. Карандашев, О. Н. Щеголева, Н. В. Носова // – СПб.: Питер, 2006. – 412 с.
18. Клецина, И. С. Гендерная психология. / И. С. Клецина // 2-е изд., испр. и доп. СПб.: Питер, 2009. – 496 с.
19. Колызаева, Н. Г. Формирование адаптивных характеристик личности у студентов в начальном периоде обучения : дисс. канд. психол. наук / Н. Г. Колызаева // – Л., 1989. – 243 с.
20. Крысько, В. Г. Словарь-справочник по социальной психологии. / В. Г. Крысько // – М.; СПб.: Питер, 2003. – 416 с.
21. Кулакова, А. Б. Адаптационный период школьников в учебном процессе научно-образовательного центра ИСЭРТ РАН / А. Б. Кулакова, И. А. Королева // Проблемы развития территории. 2014. №1 (69). С. 98 - 105
22. Лазарева, Л. И. Инфраструктура деятельности социального педагога как основа формирования содержания учебного плана / Л. И. Лазарева // Вестник КазГУКИ. 2012. №3-1. С. 101 - 107
23. Люленкова, О. Ю. Факторы адаптации детей к школе / О. Ю. Люленкова // Современная психология: материалы Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июнь 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 84 - 87.
24. Маловидченко, Т. А. Единство социально-педагогической и методической служб школы в повышении качества образования / Т. А. Маловидченко, И. В. Веселова // Ученые записки РГСУ. 2012. №7. С. 140 - 143
25. Маркова, А. К. и др. Формирование мотивации учения. / А. К. Маркова и др. // Книга для учителя. - М., 2008 г.
26. Мороденко, Е. В. Социально-психологическая адаптация и дезадаптация в процессе социализации личности / Е. В. Мороденко // Вестник ТГПУ. 2009. №8. С. 108 - 111
27. Налчаджан, А. А. Социально-психологическая адаптация личности (формы и стратегии). / А. А. Налчаджан // – Ереван: Изд-во АН АрмССР, 1988. – 264 с.
28. Петровский, В. А. Психология неадаптивной активности / В. А. Петровский; ред Э. Я. Альбрехт. // – М.: Горбунок, 1992. – 224 с.
29. Пиаже, Ж. Избранные психологические труды: пер. с франц. / Ж. Пиаже // М., 1994.- 483 с.
30. Позднякова, О. В. Социальная адаптация как стадия социализации личности / О. В. Позднякова // Социально-экономические явления и процессы. 2011. №5-6. С. 362 - 366
31. Попов, В. Г. К вопросу о соотношении понятий «Социальная адаптация» и «Социализация» / В. Г. Попов, В. В Карпов // Вестник ЧелГУ. 2013. №33 (324). С. 149 - 153
32. Сергеева, С. В. Основные направления педагогического сопровождения адаптации студентов-первокурсников к образовательному процессу вуза / С. В. Сергеева, О. А. Воскрекасенко // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2008. №3. С. 137 - 144
33. Тарасенко, Елена Петровна Социализирующее воздействие семьи на выработку адаптационных механизмов у современных подростков / Е. П. Тарасенко // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2007. №2. С. 74 - 77
34. Тарханова, И. Ю. Социально-педагогическая служба школы в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов / И. Ю. Тарханова // Ярославский педагогический вестник. 2016. №5. С. 62 - 67
35. Тюрина, Н. В. Понятие адаптации в современной психологии / Н. В. Тюрина // Вестник АГТУ. 2007. №5. С. 152 - 157
36. Толстых, Ю. И. Критерии оценки успешности адаптации студентов-первокурсников в вузе / Ю. И. Толстых // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2011. №4. С. 137 - 142
37. Харламенкова, Н. Е. Самоутверждение подростка. / Н. Е. Харламенкова // 2-ое., испр. и доп. М.: Издательство «Институт психологии РАН», 2007. - 384 с.
38. Хусаинова, Р. Р. Адаптация студентов к условиям образования в педагогическом вузе посредством группообразующей деятельности: дисс. канд. пед. наук / Р. Р. Хусаинова // – Киров, 2005. – 219 с.
39. Шамовская, Т. В. Условия и механизмы формирования и развития социальной идентичности личности / Т. В. Шамовская // Вестник КемГУ. 2010. №3. С. 133 - 138
40. Яковлев, Е. В. Виды адаптации личности в образовательном процессе / Е. В. Яковлев, Н. А. Яковлева // Вестник ЧГПУ. 2016. №6. С. 123 - 127