Фрагмент для ознакомления
1
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Анализ становления и характеристика письма у детей в условиях онто- и дизонтогенеза 7
1.1. Становление письма у детей в онтогенезе 7
1.2. Причины и виды нарушений письма у детей школьного возраста 9
1.3. Особенности и нарушения письма у умственно отсталых младших школьников 13
Глава 2. Взаимосвязь нарушений звукопроизношения и письма у умственно отсталых младших школьников 19
2.1. Характеристика звуковой стороны речи у умственно отсталых младших школьников 19
2.2. Дисграфические ошибки письма умственно отсталых младших школьников, связанные с нарушениями звукопроизношения 24
2.3. Логопедическая работа по предупреждению и коррекции нарушения звукопроизношения и письма 26
Заключение 29
Список литературы 32
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В настоящее время в России около полутора миллионов детей относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья. Все они нуждаются в специальном образовании. Умственно отсталые дети среди них составляют около 2 %, а дети с нарушениями речи более 3 %. Возникшая ситуация имеет множество причин - социальных, экономических, медицинских, демографических - но искать пути решения проблемы и исправления создавшегося положения призваны в первую очередь именно специалисты- логопеды.
В отечественной логопедии процесс формирования письма традиционно рассматривается в рамках единого процесса языкового развития ребенка. Специалисты этой сферы признают, что нарушения письма вторичны по отношению к расстройствам устной речи. Данный факт позволяет связывать специфику трудностей освоения письма в основном с нарушением фонетического принципа русского языка и несформированностью фонологического уровня письма. У обучающихся же младшего школьного возраста, страдающих нарушением письма, отмечается наличие более или менее глубоких отклонений в анализаторной деятельности (главным образом речедвигательной или речеслуховой). Вследствие этого школьники с трудом овладевают звуковым анализом в период первоначального обучения в школе.
Постоянно увеличивающееся количество детей с различными интеллектуальными проблемами оставляет открытой для общества проблему обучения и воспитания данной категории детей уже достаточно длительный период. Письменная речь является основой для всего школьного обучения. Ее нарушения вызывают значительные, а порой и непреодолимые затруднения у детей с интеллектуальными нарушениями. Ведь в формировании связной речи ребенка – речи последовательной, логичной, содержательной, образной – огромную роль играет уровень его интеллектуального развития. Пытаясь выстроить связный, логичный рассказ о чем-либо, школьнику необходимо четко представлять себе объект своего повествования, дифференцировать его качества, анализировать события согласно своему возрастному уровню, установить различные связи между предметами и явлениями. Кроме того, суметь подобрать наиболее подходящие слова, а потом «собрать» их в простые и сложные предложения, связывая их разнообразными способами.
Речевые проблемы у умственно отсталых школьников имеют стойкий характер и, к сожалению, крайне распространены. Различные речевые расстройства оказывают отрицательное влияние как на психическое развитие умственно отсталого ребенка, так и на эффективность его обучения. Поэтому своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи у умственно отсталых обучающихся способствует не только развитию их мыслительной деятельности, но и их социальной адаптации.
Однако следует отметить, что несмотря на важность стоящей перед обществом проблемы, в настоящее время имеющегося количества специальной логопедической литературы, отражающей именно современные представления о характере нарушений письменной речи и особенностях их коррекции у умственно отсталых детей, явно недостаточно. Этот факт обуславливает актуальность представленного в данной работе исследования. Также значимость проблемы влияния нарушений звукопроизношения на процесс овладения письмом младших школьников с умственной отсталостью связана с тем, что нарушения письма у данной категории детей отмечаются значительно чаще, чем у их нормотипичных сверстников. Симптоматика дисграфии серьезно затрудняет весь процесс школьного обучения у умственно отсталых младших школьников, т. к. отличается сложностью механизмов, значительным количеством и разнообразием ошибок в письме. Кроме того, она проявляется в сочетании различных форм.
В исследованиях, посвященных вопросам симптоматики, механизмов, видам дисграфии, разработаны общие методологические подходы, направления, содержание, а также методы коррекции различных видов нарушений письма. Основополагающими из них являются работы Л.В. Венедиктовой[1], А.Н. Корнева[2], Р.И. Лалаевой[3-6], И.Н. Садовниковой[7], М.Е. Хватцева [8] и других.
Значимость задачи совершенствования письменно-речевой деятельности во многом связана с тем, что в литературных источниках отмечается тенденция увеличения количества обучающихся, имеющих нарушения письменной речи и испытывающих трудности в ее формировании (О.Б.Иншакова[9]). Специфические нарушения письма и чтения также являются предметом изучения специалистов, относящихся к различным областям научных знаний (Т.В. Ахутина[10,11], А.Н. Корнев[12] и др.).
Цель исследования: на основе изучения состояния письма у умственно отсталых школьников проанализировать влияние нарушений звукопроизношения в происхождении имеющихся нарушений.
Объект исследования: процесс и состояние письма у младших школьников.
Предмет исследования: нарушения звукопроизношения как причина специфических ошибок письма у умственно отсталых школьников.
Для реализации поставленной цели в процессе исследования решались следующие задачи:
1. охарактеризовать становление письма у детей в условиях онто- и дизонтогенеза;
2. описать состояние звукопроизношения у умственно отсталых младших школьников;
3. установить влияние нарушений звукопроизношения на процесс овладения письмом умственно отсталыми младшими школьниками.
В курсовой работе применялись следующие методы:
- анализ литературы по проблемам дефектологии и логопедии;
- изучение и обобщение логопедического опыта;
- сравнительно – описательный метод.
Структура курсовой работы обусловлена целью и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1. Анализ становления и характеристика письма у детей в условиях онто- и дизонтогенеза
1.1. Становление письма у детей в онтогенезе
Начало обучения процессу письма – один из сложных этапов в жизни ребенка как в психологическом, так и физиологическом плане. Для формирования навыка письма требуется сформированность следующих компонентов: сформированность и развитие общей и мелкой моторики, координации движений, пространственно-временный представления, чувства ритма, зрительно-пространственных представлений, сформированность фонематической системы.
Важной предпосылкой овладения речью (как устной, так и письменной) является развитие моторики, как общей, так и мелкой моторики рук, речевой моторики. Высокий уровень развития мелкой моторики говорит о функциональной зрелости коры головного мозга, о психологической готовности ребенка к обучению. Игры и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики, являются средством поддержания тонуса и работоспособности коры головного мозга.
Каждая сознательная работа требует серьезного понимания соотношений пространства, времени и умения справляться с ним. Недостаточная сформированность пространственно-временных представлений будет сказываться на развитии процессов письма. Для овладения письмом ребенку необходимо научиться взаимно трансформировать пространственную последовательность – графических знаков и временную – звуковых комплексов. Поэтому временной и пространственный компоненты восприятия и воспроизведения речи не могут быть обособлены.
Еще одним компонентом, показывающий уровень подготовленности к формированию навыков письма, является чувство ритма, которое встречается в самых различных видах деятельности человека. По определению И.Н. Садовниковой [13], чувство ритма – это способность, проявляющаяся при воспроизведении ритмически организованных элементов временного ряда. Рассматривая проблему овладения графическими навыками, можно сделать вывод, что одним из компонентов четкого каллиграфического почерка является ритмичность движений пальцев руки в процессе письма. Также чувство ритма участвует и в процессе чтения, когда последовательно сменяются ударные и безударные слоги, гласные и согласные звуки.
Письмо начинающего опирается на зрительное представление букв. Но роль зрительных представлений не только в том, что именно они являются основной опорой в процессе письма начинающего, но и в том, что только посредством зрительных представлений и может устанавливаться характерная для сформированного письма ассоциация слухоречедвигательного представления с рукодвигательным. Задержка зрительной обратной связи ведет к ухудшению качества работы.
Для успешного овладения навыком письма необходим достаточный уровень сформированности фонематической системы. Она является основой устной и письменной речи. Недоразвитие одного из этих компонентов ведет к трудностям усвоения звуков речи, а также к затруднениям при овладении навыком письма.
Фонематическая система представляет собой систему фонем языка, в которой каждая единица характеризуется определенной совокупностью смыслоразличительных признаков. В нашем языке такими признаками являются твердость – мягкость, звонкость – глухость, способ образования, участие небной занавески.
Фонематическая система включает в себя следующие компоненты:
- фонематическое восприятие;
- фонематическое представление;
- фонематический анализ и синтез.
Координация движений является еще одной составляющей готовности к обучению письму. Это согласованная работа всех мышц тела, в результате чего движения становятся размеренными, пластичными, экономичными и при этом незаметно, что отдельные мышцы (антогонистические) действуют противоположно. Существенной характеристикой письма начинающих является неумение координировать движения звеньев пишущей руки – пальцев, кисти, предплечья и плеча. Неумение координировать движения различных звеньев руки может привести к остановкам, выходу штриха за строку, нечеткости движений или дрожанию руки в момент письма.
Общая ослабленность ребенка, различные заболевания, задержка функционального созревания ухудшают состояние центральной нервной системы, что является причиной низкой работоспособности, высокой утомляемости, снижением успешности обучения.
Навык письма - это речевой навык. Который формируется в неразрывном единстве с другими видами речевой деятельности - с устными высказываниями, со слушанием - слуховым восприятием чужой речи, с внутренней речью. Речевая деятельность человека невозможна и теряет всякий смысл без потребности (мотива); она невозможна без ясного понимания содержания речи говорящим или слушающим. Следовательно, развитие умений писать должно строиться так, чтобы деятельность детей была вызвана мотивами и потребностями, близкими и понятными им.
Всё выше перечисленное будет благоприятно влиять на овладение процессом письма, если целенаправленно подготавливать ребенка к этому. Но также необходимо отметить важность структур коры головного мозга, участвующих в формировании процессов чтения и письма.
В процессе письма участвуют следующие зоны больших полушарий:
- височная область (центр Вернике) левого полушария головного мозга (у правшей) связана со слуховым анализом;
- затылочная область связана со зрительной и пространственной организацией;
- теменная область является корковым аппаратом, анализирующим ощущения, идущие от поверхности кожи мышц;
- премоторная область отвечает за соблюдение чередования в нужной последовательности букв, звуков;
- лобные доли (моторный центр речи) больше всего связаны с сохранением замысла при письме.
Как мы видим процесс письма связан с деятельностью ни одной узколокализованной зоны, а с деятельностью всех участков коры головного мозга. К школьному возрасту у ребенка еще не все участки коры головного мозга морфологически и функционально развиты, особенно лобные, что затрудняет процесс обучения письму.
Владение письмом как видом речевой деятельности требует выполнения еще большего числа операций. Пишущий должен оформить свою мысль в виде предложения, точно подобрав для этой цели слова и спрогнозировать место каждого предложения среди других единиц текста, осуществить звуковой анализ отобранных слов, соотнести звук и букву, учитывая при этом правила графики и орфографии, выполнить двигательно-графические действия, четко соблюдая пространственную ориентировку (направление и размещение букв на строчке, их соединение и т.д.)
Психофизиологическая основа письма - взаимообусловленная и взаимосвязанная деятельность слухового, зрительного, моторного и речедвигательного анализаторов. Большое значение для успешности овладения письмом имеют такие познавательные процессы как мышление, речь, память, внимание, образное восприятие и др. Как отмечает Л.С. Цветкова [14], формирование этого навыка осуществляется тонкой и совершенной работе всех психофизиологических компонентов достаточной сформированности на дошкольном этапе опыта звуковых обощений и морфологического анализа.
Устная речь возникает у ребенка на втором году жизни, а письмо и чтение - на пятом - седьмом. Но обучение письму осложняется тем, что к этому возрасту все основные высшие психические функции, составляющие его основу, еще не закончили, а некоторые из них даже еще и не начали своего развития, и обучение опирается на незрелые психические процессы. Поэтому так необходимо знание генеза письма, их психологической сущности, структуры, функций, их места и роли в психической деятельности необходимы для правильного методического похода к формированию навыков письма.
Таким образом, успешное овладение ребенком навыкам письма может осуществляться на основе определенного уровня готовности, который предполагает не только общую психологическую и специальную подготовку, но и предполагает формирование у детей умственных, нравственных и физических качеств. Поэтому для обучения необходим достаточно высокий уровень общего развития ребенка, наличие мотива учения, адекватность и регуляция поведения, сформированность учебных и речевых навыков.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Лалаева, Р. И., Венедиктова Л. В. Дифференциальная диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников / Р. И. Лалаева, Л. В. Венедиктова. СПб.: Образование, 1997. 182 с.
2. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. М.: СПб.: МиМ, 1997. 286 с.
3. «Коррекционная педагогика в начальном образовании» под ред Кумариной, Москва, «Академия», 2003г. Лалаева, Р.И., Прищепова И.В.517 с.
4. «Выявление дизорфографии у младших школьников» / Р.И. Лалаева. М. 1999. 36 с.
5. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. «Нарушение речи и их коррекция у детей с ЗПР», Москва, «Владос», 2004г. 224 с.
6. Лалаева, Р. И., Венедиктова Л. В. Дифференциальная диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников / Р. И. Лалаева, Л. В. Венедиктова. СПб.: Образование, 1997. 182 с.
7. Садовникова, И. Н. Нарушения письменной речи у младших школьников / И. Н. Садовникова. М.: Просвещение, 1983. 256 с.
8. Хватцев, М.Е. Аграфия и дисграфия / М. Е. Хватцев // Хрестоматия по логопедии. – М.: Просвещение, 1997.356 с.
9. Иншакова О.Б., Белякова Л.И. Значение психосоматического фактора в динамике дисграфии // Специальное образование. 2016. №2. С. 51-63.
10. Ахутина, Т. В. Нейропсихологический подход к изучению трудностей письма и чтения / Т. В. Ахутина // Ранняя диагностика, профилактика и коррекция нарушений письма и чтения: Материалы II международной конференции Российской ассоциации дислексии. М.: 2006. 188 с.
11. Ахутина, Т. В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика / Т. В. Ахутина // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция: Учебное пособие / под общ. редакцией кандидата педагогических наук, доцента О. Б. Иншаковой. М.: Воронеж, 2001. 408с.
12. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. М.: СПб.: МиМ, 1997. 286 с.
13. Садовникова, И. Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма. Пособие для логопедов, учителей, психологов дошкольных учреждений и школ различных типов / И. Н. Садовникова. – М.: АРКТИ, 2005. — 400 с: ил
14. Цветкова Л.С. Афазия и восстановительное обучение. - М.: Просвещение, 1988.
15. Пятница, Т. В. Логопедия в таблицах и схемах / Т. В. Пятница. – Минск: Аверсэв, 2006. — (В помощь логопеду).
16. Соботович Е.Ф., Гопиченко Е.М. Фонетические ошибки в письме умственно отсталых учащихся младших классов. //Хрестоматия по логопедии. - М.: ВЛАДОС, 1997
17. Там же.
18. Левина, Р. Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи / Р. Е. Левина. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.
19. Спирова Л.Ф. Недостатки произношения, сопровождающиеся нарушениями письма. //Хрестоматия по логопедии. - М.: ВЛАДОС, 1997.
20. Корнев, А. Н. Нарушение чтения и письма у детей / А. Н. Корнев. – М.: просвещение, 1997. - 252с. 75
21. Ананьев, Б. Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом / Б. Г. Ананьев. – Известия АПН РСФСР. М., 1950, вып.70.
22. Беккер, К. П. Логопедия / К. П. Беккер, М. Совак. – М.,1981.
23. Лалаева, Р. И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) / Р. И. Лалаева, Н. В Серебрякова. – СПб.: СОЮЗ, 1999. — 160 с.
24. Пятница, Т. В. Логопедия в таблицах и схемах / Т. В. Пятница. – Минск: Аверсэв, 2006. — (В помощь логопеду).
25. Корнев, А. Н. Дислексия и дисграфия у детей / А. Н. Корнев. – Спб., - 1995. - 275с.
26. Хватцев, М.Е. Аграфия и дисграфия / М. Е. Хватцев // Хрестоматия по логопедии. – М.: Просвещение, 1997.356 с.
27. Воронкова В.В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. - М.: Школа - Пресс, 1994.
28. Там же.
29. Соботович Е.Ф., Гопиченко Е.М. Фонетические ошибки в письме умственно отсталых учащихся младших классов. //Хрестоматия по логопедии. - М.: ВЛАДОС, 1997.
30. Волкова, Л. С. Логопедия / Л. С. Волкова. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС. 2009
31. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. - М.: Просвещение, 1985.
32. Петрова В.Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы. - М.: Педагогика, 1977.
33. Хватцев, М.Е. Аграфия и дисграфия / М. Е. Хватцев // Хрестоматия по логопедии. – М.: Просвещение, 1997.356 с.
34. Левина, Р. Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи / Р. Е. Левина. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.
35. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. - М.: Просвещение, 1985.
36. Воронкова В.В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. - М.: Школа - Пресс, 1994.
37. Петрова В.Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы. - М.: Педагогика, 1977.
38. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. - М.: Просвещение, 1985.
39. Хватцев, М.Е. Аграфия и дисграфия / М. Е. Хватцев // Хрестоматия по логопедии. – М.: Просвещение, 1997.356 с.
40. Юрова, Е. В. 200 упражнений для развития письменной речи. Начальное обучение / Е. В. Юрова. – М.: Издательство "Аквариум", Издательство Астрель, Издательство АСТ, 2000.
41. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. - М.: Просвещение, 1985.
42. Там же.
43. Хватцев, М.Е. Аграфия и дисграфия / М. Е. Хватцев // Хрестоматия по логопедии. – М.: Просвещение, 1997.356 с.
44. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. - М.: Просвещение, 1985.
45. Левина, Р. Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи / Р. Е. Левина. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.
46. Юрова, Е. В. 200 упражнений для развития письменной речи. Начальное обучение / Е. В. Юрова. – М.: Издательство "Аквариум", Издательство Астрель, Издательство АСТ, 2000.
47. Немов Р.С. «Психология» в 3-х книгах, Москва», Владос», 1998г.
48. Юрова, Е. В. 200 упражнений для развития письменной речи. Начальное обучение / Е. В. Юрова. – М.: Издательство "Аквариум", Издательство Астрель, Издательство АСТ, 2000.
49. Хватцев, М.Е. Аграфия и дисграфия / М. Е. Хватцев // Хрестоматия по логопедии. – М.: Просвещение, 1997.356 с.
50. Воронкова В.В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. - М.: Школа - Пресс, 1994.
51. Там же.
52. Соботович Е.Ф., Гопиченко Е.М. Фонетические ошибки в письме умственно отсталых учащихся младших классов. //Хрестоматия по логопедии. - М.: ВЛАДОС, 1997.
53. Садовникова, И. Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма. Пособие для логопедов, учителей, психологов дошкольных учреждений и школ различных типов / И. Н. Садовникова. – М.: АРКТИ, 2005. — 400 с: ил.
54. Левина, Р. Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи / Р. Е. Левина. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.
55. Спирова Л.Ф. Недостатки произношения, сопровождающиеся нарушениями письма. //Хрестоматия по логопедии. - М.: ВЛАДОС, 1997.
56. Корнев, А. Н. Дислексия и дисграфия у детей / А. Н. Корнев. – Спб., - 1995. - 275с.
57. Садовникова, И. Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма. Пособие для логопедов, учителей, психологов дошкольных учреждений и школ различных типов / И. Н. Садовникова. – М.: АРКТИ, 2005. — 400 с: ил.
58. Корнев, А. Н. Дислексия и дисграфия у детей / А. Н. Корнев. – Спб., - 1995. - 275с.
59. Левина, Р. Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи / Р. Е. Левина. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.
60. Лалаева, Р. И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) / Р. И. Лалаева, Н. В Серебрякова. – СПб.: СОЮЗ, 1999. — 160 с.
61. Садовникова, И. Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма. Пособие для логопедов, учителей, психологов дошкольных учреждений и школ различных типов / И. Н. Садовникова. – М.: АРКТИ, 2005. — 400 с: ил.
62. Корнев, А. Н. Дислексия и дисграфия у детей / А. Н. Корнев. – Спб., - 1995. - 275с.
63. Левина, Р. Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи / Р. Е. Левина. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.
64. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. - М.: Просвещение, 1985.
65. Никашина, Н. А. Устранение недостатков произношения и письма у младших школьников / Н. А. Никашина
66. Спирова Л.Ф. Недостатки произношения, сопровождающиеся нарушениями письма. //Хрестоматия по логопедии. - М.: ВЛАДОС, 1997.
67. Чиркина Г.В., Филичева Т.Б. Нарушения речи у детей. - М., 1993.