Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы, которая рассматривается в данной курсовой работе, связана с тем, что современные школьники находятся в ситуации, когда качество обучения русскому языку является проблемой для образовательных учреждений, что связано с отсутствием расширенной и оригинальной программы обучения и недостатком выделенного ГОСТом учебного времени для качественного освоения материала.
Проблемное обучение, которое было популярно еще в 90-е годы XX века в рамках уроков русского языка, постепенно начало отходить на второй план, занятия проводятся точно по требованиям учебников, лишь немногие педагоги вносят в проведение уроков творческий компонент, что является недостаточным для повышения общей культуры школьников и полного погружения и интереса к русскому языку как культурному явлению.
Поэтому крайне важно применять творческие и комплексные методы изучения русского языка, например, во внеурочной деятельности в связи с рассмотрением теоретических вопросов на материале литературных произведений.
Внеурочная деятельность является важным и эффективным дополнением к основной программе изучения русского языка, поскольку в рамках ее реализации можно применить более творческий подход, который не будет ограничиваться строгими рамками учебной программы.
Степень изученности проблемы. Вопросами компетентностно-ориентированного обучения занимался ряд авторов (Н.А. Лызь, Г.Ю. Зимина, Д.А. Тагаева, А.Э. Федоров), однако не было обнаружено авторитетных источников, которые бы показывали стратегию изучения теоретических вопросов из программы внеурочной деятельности по русскому языку на материале литературных произведений.
Цель исследования – разработка методических аспектов реализации компетентностного подхода в обучении на основе анализа функционально-стилистических особенностей языковых средств в рассказах А. Аверченко на занятиях внеурочной деятельности.
Объект исследования – рассказы А. Аверченко.
Предмет исследования – функционально-стилистическая характеристика языковых средств в рассказах А. Аверченко как способ компетентностно-ориентированного обучения на занятиях внеурочной деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд теоретических и практических задач исследования:
1) описать сущность и формы компетентностно-ориентированного обучения;
2) охарактеризовать функционально-стилистическую дифференциацию языка;
3) рассмотреть работу с лексическими средствами на основе анализа художественных произведений как способ реализации компетентностного подхода;
4) проанализировать тематические особенности рассказов А. Аверченко;
5) провести анализ языковых средств в рассказах А. Аверченко «Двойник» и «Ложь» с учётом их функционально-стилистических особенностей;
6) определить основные направления внеурочной деятельности по русскому языку в старших классах;
7) разработать тематический план и содержание программы внеурочной деятельности по русскому языку для старших классов на материале рассказов А. Аверченко.
Материал исследования: рассказы А. Аверченко «Двойник» и «Ложь».
Методы исследования: анализ научной и художественной литературы, описательный, сравнительный, классификация, обобщение.
Теоретическая значимость исследования связана с анализом научных источников, которые посвящены основам компетентностно-ориентированного обучения, его роли в повышении качества образования в целом. Кроме того, собраны данные об основных формах внеурочной деятельности по русскому языку. Полученные в ходе написания курсовой работы теоретические материалы могут быть полезны для продолжения исследований в этом направлении.
Практическая значимость исследования обусловлена разработкой тематического плана и содержания программы внеурочной деятельности по русскому языку для старших классов на материале рассказов А. Аверченко, которая может быть использована в практике работы педагогов в современной школе.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ
1.1. Сущность и формы компетентностно-ориентированного обучения
Компетентностно-ориентированное образование считается приоритетной задачей образовательных учреждений на современном этапе.
Оно направлено на формирование у школьников ключевых компетенций, т.е. способов деятельности, приобретенных через жизненные ситуации, решение проблем, осмысление опыта, что позволит учащимся успешно адаптироваться в условиях современной экономики, смены технологий, динамичного развития общественных отношений. В процессе обучения и воспитания формирование ключевых компетенций должно происходить внутри и на основе активной деятельности .
Следует отметить, что все уровни системы образования поддерживают идею компетентностного подхода к формированию личности ребенка. Только в деятельности у детей развивается самостоятельность, активность мышления, творческое отношение к окружающей действительности, а это основные составляющие ключевых умений обучения.
Следовательно, необходимо организовать деятельность школьника таким образом, чтобы эти базовые компоненты формировались с максимальной эффективностью. Необходимо сформировать у детей :
– исследовательские навыки;
– исследовательский склад ума;
– умение быстро входить в новые предметные области;
– способность анализировать новые ситуации, ставить и решать нестандартные задачи, с которыми раньше не сталкивались;
– навык работы с информацией,
– успешную коммуникацию;
– возможность адаптироваться к динамичной картине мира.
Все эти навыки пригодятся школьнику в новой взрослой жизни, в которой они будут иметь немного другие функции, обязанности и потребности.
Овладение ключевыми компетентностями обеспечивает школьникам :
– ориентацию в многообразии окружающей действительности;
– понимание того факта, что мир богат и может быть осмыслен с разных сторон;
– успешное обучение в школе и в будущем на других ступенях образования.
Для формирования компетенций педагоги образовательных учреждений используют технологии, формы, методы обучения, имеющие интерактивный характер, обеспечивающие самостоятельную деятельность школьника.
Так, к технологиям, поддерживающим компетентностный подход в образовании относятся: проектный метод, развивающие игры и т.д.
В качестве результатов применения компетентностно-ориентированного подхода ученые выделяют :
– активный рост самостоятельности школьников;
– готовность школьников работать в слаженной команде, формирование позитивной коммуникации;
– устойчивая образовательная позиция школьников;
– способность к решению образовательных, а затем и профессиональных задач и проблем;
– стремление к самореализации и повышение уровня мотивации школьников;
– повышение самооценки и уверенности в собственных способностях к успешному обучению.
1.2. Функционально-стилистическая дифференциация языка
Под стилем в языкознании понимается разновидность языка, закрепленная в данном обществе традицией за одной из наиболее общих сфер социальной жизни и частично отличающаяся от других разновидностей того же языка по всем основным параметрам – лексикой, грамматикой, фонетикой. В современных развитых национальных языках существуют 3 наиболее крупных стиля языка в этом значении :
– нейтральный;
– более «высокий», книжный;
– более «низкий», разговорный (или фамильярно-разговорный, или разговорно-просторечный).
Функциональный стиль речи – исторически сложившаяся система речевых средств, используемых в той или иной сфере человеческого общения; разновидность литературного языка, выполняющая определенную функцию в общении.
В современном русском языке существует 5 функциональных стилей :
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Богданова, М. В. Проблема жанрового своеобразия литературного и публицистического творчества А. Т. Аверченко. Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. к. филолог. н. / М. В. Богданова. – Краснодар: Кубанский государственный университет, 2000. – 84 с.
2. Кочеткова, Е. А. Современные формы внеурочной деятельности по русскому языку в начальной школе / Е. А. Кочеткова // Таврический научный обозреватель. – 2016. – № 3(8). – С. 167–169.
3. Кузьмина, О. А. Рассказы А. Т. Аверченко: жанр, стиль, поэтика. Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. к. филолог. н. / О. А. Кузьмина. – Тверь: Тверской государственный университет, 2003. – 48 с.
4. Кучерявых, Ю. Н. Особенности реализации языковой игры в произведениях А. Т. Аверченко / Ю. Н. Кучерявых // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2017. – № 6(72). В 3-х ч. Ч. 1. – С. 121–124.
5. Кучерявых, Ю. Н. Языковая игра в художественных текстах А. Т. Аверченко: прагматические характеристики и структурно-семантические формы реализации. Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. к. филолог. н. \ Ю. Н. Кучерявых. – Краснодар: Кубанский государственный университет, 2019. – 26 с.
6. Петраков, И. А. Аркадий Аверченко как зеркало русской революции. Монография / И. А. Петраков. – Омск, 2021. – 342 с.
7. Соловьева, О. И. Фразеологические единицы как средство создания комического в произведениях А. Т. Аверченко и Н. А. Тэффи. Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. к. филолог. н. / О. И. Соловьева. – Магнитогорск: Магнитогорский государственный университет, 2001. – 180 с.
8. Федоров, А. Э. и др. Компетентностный подход в образовательном процессе. Монография / А. Э. Федоров. – Омск: Омскбланкиздат, 2012. – 210 с.
9. Тагаева, Д. А., Токтомамбетова, Ж. С. Компетентностно-ориентированный подход к обучению / Д. А. Тагаева, Ж. С. Токтомамбетова // Бюллетень науки и практики. – 2020. – Т. 6. № 8. – С. 260–263.
10. Трубинова, Е. А. Формирование языковой компетенции во внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС / Е. А. Трубинова // Молодой ученый. – 2013. – № 12 (59). – С. 454–456.
11. Химик, В. В. Русская разговорно-обиходная речь лексикографическом представлении / В. В. Химик // Филологический класс. – 2014. – №1 (35). – С. 58–64.
12. Аверченко, А. Рассказы / А. Аверченко // ЛИБ.РУ. – [Электронный ресурс] http://lib.ru/RUSSLIT/AWERCHENKO/rasskazy.txt (Дата обращения: 22.11.2021).
13. Зинина, Г. Ю. Компетентностно-ориентированное образование в современной школе / Г. Ю. Зинина // NSPortal. Образовательная социальная сеть. – [Электронный ресурс] https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2012/12/25/kompetentnostno-orientirovannoe-obrazovanie-v-sovremennoy-shkole (Дата обращения: 22.11.2021).
14. Идеи проведения урока русского языка // После уроков. Общероссийская образовательная газета. – [Электронный ресурс] https://после-уроков.рф/idei-provedenija-uroka-russkogo-jazyka/ (Дата обращения: 22.11.2021).
15. Карандаева, О. В. Организация внеклассной внеурочной деятельности по русскому языку с целью развития деятельностных способностей личности / О.В. Карандаева // Портал педагога. – [Электронный ресурс] https://portalpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=14042 (Дата обращения: 21.11.2021).
16. Клюшкина, М. П. Роль внеклассной работы по русскому языку в образовательном процессе / М. П. Клюшкина // NSPortal. Образовательная социальная сеть. – [Электронный ресурс] https://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2018/06/06/rol-vneklassnoy-raboty-po-russkomu-yazyku-v (Дата обращения: 23.11.2021).
17. Лызь, Н. А., Лызь, А. Е. Компетентностно-ориентированное обучение: опыт внедрения инноваций / Н. А. Лызь, А. Е. Лызь // Киберленинка. Научный портал. – [Электронный ресурс] https://cyberleninka.ru/article/n/kompetentnostno-orientirovannoe-obuchenie-opyt-vnedreniya-innovatsiy (Дата обращения: 06.12.2021).
18. Ракитова, Л. А. Фельетоны А. Т. Аверченко 1917–1918 годов: проблемно-тематические и художественные особенности / Л. А. Ракитова // Бесплатная электронная библиотека. – [Электронный ресурс] http://os.x-pdf.ru/20politologiya/377413-1-udk-8211611-rakitova-feletoni-at-averchenko-1917-1918-godov-pr.php (Дата обращения: 21.11.2021).
19. Соловьева, О. И. К вопросу о создании словаря языковой личности писателя: илиостиль А. Аверченко через фразеологическую призму / О. И. Соловьева // Проблемы истории, филологии, культуры. Научная электронная библиотека. – [Электронный ресурс] https://elibrary.ru/item.asp?id=16863144 (Дата обращения: 20.11.2021).
20. Стилистическая дифференциация языка // Языкознание. – [Электронный ресурс] https://www.sites.google.com/site/yazyk13/podgotovka-k-ekzamenu/23-stilisticeskaa-differenciacia-azyka (Дата обращения: 05.12.2021).
21. Таюпова, О. И. Стилевая дифференциация современного литературного языка \ О. И. Таюпова // Киберленинка. Научный портал. – [Электронный ресурс] https://cyberleninka.ru/article/n/stilevaya-differentsiatsiya-sovremennogo-literaturnogo-yazyka (Дата обращения: 04.12.2021).
22. Янилкина, Н. М. Внеурочная деятельность по русскому языку, ее роль и место в учебно-воспитательном процессе / Н. М. Янилкина // Образование сегодня. Новостной образовательный портал. – [Электронный ресурс] http://lomonpansion.com/articles_2_3399.html (Дата обращения: 21.11.2021).