Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Во все времена здоровье являлось наивысшей ценностью, а также важным основанием активной творческой жизни и общего благополучия человека. Однако, происходящие преобразования в современном, социокультурном обществе, глобализация мировых процессов и экологические проблемы привели к целому ряду нерешенных проблем и негативно отразились на здоровье человека. На сегодняшний день проблема реализации образовательной области «Физическое развитие» в малокомплектном дошкольном образовательном учреждении вызывает большой интерес современного общества и является актуальной по причине сложившихся неблагоприятных факторов, провоцирующих ухудшение состояния здоровья населения, включая дошкольников.
Дошкольное детство - это время активного роста и развития организма. Именно в этот период ребенок наиболее чутко реагирует на изменение природной и социальной среды, в том числе, на профилактические и оздоровительные мероприятия, организуемые в детском дошкольном образовательном учреждении. Эффективность этих мероприятий во многом зависит от того, насколько естественны и адекватны условия жизнедеятельности ребенка в детском саду закономерностям формирования его организма.
Физическая культура является залогом гармоничности развития организма детей дошкольного возраста, биологической потребностью любого человека. В современных ДОУ работают профессиональные специалисты по физической культуре, в обязанности которых входит изменение системы планирования и построения процесса занятий физической культурой, контроль за физическим состоянием детей.
Сегодня образовательная область «Физическое воспитание» является одной из основных в программах развития детских образовательных учреждений, так как многие современные дети страдают повышенной массой тела, нарушениями опорно-двигательного аппарата и другими отклонениями в состоянии здоровья. На организм детей недостаточная физическая подготовленность влияет крайне отрицательно: если физическая активность у ребенка отсутствует или она незначительна, то и объем информации, поступающей из рецепторов мышц, уменьшается, что негативно отражается на обменных процессах в тканях головного мозга и способствует развитию нарушений его регулирующей функции. В то же время регулярные физические упражнения положительно сказываются на настроении детей, улучшают их сон, повышают здоровье и работоспособность, что является основой нормального психического и физического развития детей.
Дополнительные программы позволяют более глубоко и дифференцированно строить образовательный процесс с учетом склонностей и предпочтений каждого ребенка, каждой семьи.
В процессе совершенствования двигательных умений и навыков, повышения объема двигательной активности, укрепления здоровья в современном дошкольном учреждении значительное место занимает работа физкультурных кружков и секций, которая позволяет ребенку и его родителям выбрать наиболее привлекательный вид двигательной деятельности. Программы дополнительного образования строятся с учетом программ основных занятий физической культурой в дошкольном учреждении.
Цель данного исследования состоит в изучении возможностей организации дополнительного образования в условиях ДОО на примере физического воспитания.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
• Рассмотреть вопросы физического воспитания как средства сохранения и укрепления здоровья детей;
• Определить влияние физической культуры на организм детей дошкольного возраста;
• Проанализировать дополнительные программы по физическому воспитанию дошкольников;
• Разработать и изучить эффективность дополнительной программы по физической культуре для профилактики плоскостопия и оздоровления детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: физическое воспитание детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: реализация образовательной области «Физическое воспитание» при работе с детьми дошкольного возраста в рамках дополнительного образования.
В качестве методов исследования использовались:
1. Анализ психолого-педагогической литературы.
2. Наблюдение.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава I. Теоретические основы исследования
1.1. Физическое воспитание как средство сохранения и укрепления здоровья детей
Основные гигиенические требования к занятиям физической культурой. Вопрос выполнения гигиенических требований к организации любых занятий с детьми – неразрывно связан с основной задачей ДОУ – задачей сохранения и укрепления здоровья детей и является одним из её структурных звеньев.
«Закон об образовании в РФ» перед образовательными учреждениями всех типов поставил задачи сохранения, укрепления и улучшения здоровья воспитанников и учащихся, формирования у них устойчивой потребности в физическом совершенствовании и здоровом образе жизни. Ведущая роль в реализации этих законодательных актов принадлежит преподавателю физической культуры.
Физическое воспитание – один из самых эффективных средств сохранения и укрепления здоровья детей. А знание и соблюдение основных гигиенических принципов, требований и рекомендаций по организации занятий физической культурой и спортом значительно повышают их оздоровительную эффективность.
Целью физического воспитания является высокий уровень здоровья дошкольника и формирование фундамента физической культуры будущего взрослого.
В процессе физического воспитания решаются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.
Оздоровительные задачи физического воспитания:
• укрепление здоровья;
• всестороннее совершенствование функций организма;
• повышение активности и общей работоспособности.
По определению Всемирной организации здравоохранения «Здоровье — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов». В отечественном здравоохранении принято более широкое определение здоровья, учитывающее функциональное состояние организма, степень его приспособленности к условиям биологической и социальной среды, дееспособность: «Здоровье – естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных состояний».
Здоровье современных детей и подростков формируется под воздействием комплекса факторов, важнейшими из которых являются:
• биологические (включая наследственность),
• экологические,
• социальные (образ жизни, условия воспитания и обучения, уровень медицинского обслуживания и так далее).
Важна роль, так называемых управляемых факторов – окружающей среды и санитарно-гигиенических условий. При этом необходимо подчеркнуть, что 20 процентов факторов приходится на условия среды образовательного учреждения, так как большую часть дня (более 70 процентов времени) дети проводят там. Поэтому необходимо, чтобы все то, что формирует эту среду, находилось в гармонии с детским организмом, соответствовало возрастным возможностям и особенностям детей и подростков.
Современное определение здоровья ребенка содержит пять признаков:
• адаптируемость – приспособляемость к окружающей среде;
• равновесие – способность организма функционировать во внешней среде, сохраняя гомеостаз (постоянство внутренней среды);
• благополучие – состояние душевного и физического покоя, вызванное благоприятным протеканием всех жизненных процессов ребенка;
• гармоничность – уравновешенность всех функций, обеспечивающих наиболее успешное протекание роста и развития организма;
• способность функционировать – главная составляющая практического понимания здоровья, отражающая степень согласованности всех вышеперечисленных признаков, обеспечивающих высокий уровень биологической, социальной, физической активности и трудоспособности человека.
Что же влияет на здоровье и физическое состояние детей в ДОУ? В качестве ведущих можно выделить следующие факторы здоровья:
• среда обитания, в том числе психологический микроклимат в детском дошкольном учреждении и дома. В понятие «среда обитания» вкладываются жилищно-бытовые условия пребывания в ДОУ (площадь на одного ребенка, набор помещений, коммунальные условия, тип застройки, степень озеленения участка и т. д.), квалификация обслуживающего персонала, определяющая морально-психологический климат в коллективе, влияние антропогенных факторов (экологические факторы, обусловленные различными формами влияния деятельности человека на природу – загрязнение окружающей среды и т. д.);
• питание в детском дошкольном учреждении, которое покрывает 90% суточной потребности ребенка в еде, определяется полноценностью, сбалансированностью суточного рациона, правильным распределением пищи в течение дня, обеспечивающим наиболее полное ее потребление и усвоение;
• двигательный режим, с которым связаны гипокинезия и гиподинамия.
Само состояние человека, физическое состояние (ребёнка в том числе) зависит от:
• уровня развития физических качеств (силы, быстроты, гибкости, ловкости);
• морфологических и функциональных особенностей физического развития; соответствия или несоответствия биологического возраста календарному;
• функциональных показателей отдельных систем организма, характеризующих физическую работоспособность организма; их резервных возможностей;
• состояния здоровья, определяемого уровнем неспецифической резистентности – иммунной защиты.
И именно на укрепление и развитие этих показателей направлена деятельность педагога по физическому воспитанию. И при правильной/должной организации этой деятельности он будет справляться с этой задачей, поскольку:
Оздоровительная роль физических упражнений заключается в:
• повышении неспецифической устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды, что способствует снижению заболеваемости,
• стимулировании процессов роста и развития, что благоприятно сказывается на созревании и функциональном совершенствовании ведущих систем организма,
• совершенствовании реакций терморегуляции, обеспечивающее устойчивость к простудным заболеваниям,
• своевременном формировании двигательного аппарата и стимулировании развития основных физических качеств (сила, быстрота, ловкость, выносливость, равновесие и координация), что обеспечивает оптимальную работоспособность организма.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Баранов, А. Состояние здоровья детей дошкольного возраста / А. Баранов // Здоровье дошкольника. – 2009. – № 4. – С. 4–8
2. Волошина Л. Будущий воспитатель и культура здоровья // Дошкольное воспитание. – 2006. – №3.
3. Голубева Г.Н. Формирование активного двигательного режима ребенка до 6 лет // Теория и практика физической культуры. 2008. № 2. С. 83-86.
4. Гуровец, Г.В. Возрастная анатомия и физиология. Основы профилактики и коррекции нарушений в развитии детей: Учебник для вузов / Г.В. Гуровец; Под ред. В.И. Селиверстова. – М.: Владос, 2013. – 431 c.
5. Дутикова Е.М. Кинезотерапия с использованием тренажеров у детей дошкольного возраста / // Детская и подростковая реабилитация. 2007. № 1 (8). С. 53-61.
6. Егорова С.А., Егоров Н.А. Дифференцированные методы физической реабилитации при плоскостопии у детей // Материалы Международной научно-практической конференции «Физическая культура и спорт: интеграция науки и практики». Ставрополь: СГУ, 2004. С. 258–262.
7. Егорова С.А., Шумакова Н.Ю. Интеграция музыки и лечебной физкультуры в комплексной реабилитации плоскостопия у детей // Адаптивная физическая культура. 2004. № 4.
8. Ильина, М.Н. Развитие ребёнка с первого дня жизни до шести лет. – СПб.: Дельта, 2001., С 33-38
9. Козырева, О.В. Оздоровительно-развивающие игры для дошкольников: пособие для воспитателей и инструкторов физкультуры дошк. образоват. учреждений /О.В.Козырева. – М.: Просвещение, 2007., С. 10-17
10. Назаренко, Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – 240 с.
11. Савченков, Ю.И. Возрастная физиология (физиологические особенности детей и подростков): Учебное пособие / Ю.И. Савченков, О.Г. Солдатова, С.Н. Шилов. – М.: ВЛАДОС, 2013. – 143 c.
12. Смирнов, В.М. Физиология физического воспитания и спорта / В.М. Смирнов, В.И. Дубровский. – М.: Владос, 2002. – 480 с.
13. Солодков, А.С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: Учебник / А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб. – М.: Советский спорт, 2012. – 620 c.
14. Физическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях ДОУ компенсирующего вида / Ф.Р. Зотова, В.А. Мартынова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2012. – №3. – 11 с.
15. Фирилева, Ж.Е., Сайкина, Е.Г. Лечебно-профилактический танец. «ФИТНЕС- ДАНС». Учебное пособие – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007., С 16-89.
16. Шебенко, В. Н. Физкультурные праздники в детском саду: Творчество в двигательной деятельности дошкольника: Кн. для воспитателей дет. сада / В. Н. Шебенко, Н.Н. Ермак. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2001., С 34-39
17. Шубина Н.Г. Легкая атлетика в детских дошкольных учреждениях / Н.Г. Шубина, М.С. Шубин // Материалы научной и научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава КГУФКСТ (15 – 27 мая 2014 г. Краснодар): материалы конференции. – Краснодар: КГУФКСТ, 2014. – С. 222-224.
18. Ясюк А.А. Средства воспитания детей дошкольного возраста // Материалы научной и научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава (Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма). – Краснодар, 2016. – №1. – С. 260-262.
19. Ясюк А.А. Физическое развитие детей дошкольного возраста // Материалы научной и научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава, посвященной 45-летию Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. – Краснодар, 2014. – №1. – С. 224-225.