Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Актуальность изучения педагогических основ развития математического мышления у дошкольников в настоящее время приобретает огромный интерес в дошкольной педагогике и психологии [2, С. 58]. Важность данного вопроса определяется тем, что в настоящее время, в связи с изменением системы возрастных ценностей и новообразований, характеризующих тот или иной период развития человека совершенствование его мыслительных операций приобретает особую значимость.
Не является исключением и период дошкольного детства с его основными психическими новообразованиями [4, С. 67]. Период дошкольного детства является сенситивным для развития личностного потенциала ребёнка [1, С. 14]. Именно на данном возрастном этапе всестороннего становления и развития ребёнка дошкольника возможно формирование тех или иных способностей, развитие определённых склонностей к разнонаправленным видам деятельности.
В связи с этим, особую значимость приобретает проблема формирования у детей дошкольного возраста математического мышления, являющегося важным в процессе дальнейшего обучения в школе. Учёными (Л.С. Выгодский, Н.С. Магомедова, В. В. Давыдов, Л. В. Куликов, Л. В. Занков) был отмечен тот факт, что в настоящее время, в связи с изменением жизненного уклада человека к детям дошкольного возраста предъявляются новые требования, связанные с овладением ими разнонаправленными умениями и навыками [9, С. 34]. При этом, всё более возрастающие требования в своей основе характеризуют единый механизм психолого-педагогического становления и развития детей дошкольного возраста, основным элементом которого является их подготовка к последующему обучению в школьной ситуации. Это объясняется тем, что большинство существующих образовательных программ ориентировано, прежде всего, на несколько основных моментов формирования мыслительных особенностей детей:
1.На возможность передачи общественно необходимой суммы знаний;
2.на их количественный прирост;
3.на отработку того, что ребенок уже умеет делать.
Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что важную роль в формировании основ психолого-педагогического становления и развития детей дошкольного возраста играет именно подходы к формированию математических представлений.
Эффективным средством развития математических знаний у дошкольников можно считать занимательные задания благодаря потребности ребенка в этом виде деятельности.
О значении занимательных заданий в развитии дошкольников говорили многие отечественные педагоги и психолога (Н.Н.Поддьяков, А.Н.Давидчук, З.В.Лиштван, Л.А.Парамонов, Л.В.Куцакова и др.).
Занимательная математика в качестве метода обучения дошкольников представляет собой индивидуальную или групповую работу с интересными для ребёнка заданиями, в которой происходит ознакомление ребёнка с различными математическими понятиями, а также развитие его логического мышления. Эффективность занимательной математики для развития математических представлений у старших дошкольников связана с тем, что в процессе решения различных задач ребёнок анализирует различные объекты и для этого активирует такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. При этом активно может формироваться пространственное мышление ребёнка. Также занимательная математика являются эффективным средством развития познавательного интереса к изучению математики, что особенно важно в старшем дошкольном возрасте: у ребёнка формируется положительная мотивация к началу обучения в школе.
С учетом указанной актуальности был сделан выбор темы исследования «Занимательная математика как средство формирования математических представлений старших дошкольников», проблема которого сформулирована следующим образом: каково содержание работы по математическому развитию детей старшего дошкольного возраста с использованием занимательного материала. Решение этой проблемы составляет цель исследования: проанализировать эффективность занимательной математики для развития математических представлений дошкольников.
Проблема исследования. Включение в процесс дошкольного обучения занимательной математики предполагает его соответствие возрастным и индивидуальным особенностям детей, их интересам и склонностям. Однако не всегда педагоги учитывают данные факторы, в связи с чем данный метод развития математических представлений теряет свою эффективность.
Объект исследования: занимательная математика.
Предмет исследования: формирование математических представлений детей средствами занимательной математики.
В соответствии с целью решались поставленные задачи исследования:
- провести обзор основных психолого-педагогических особенностей детей дошкольного возраста;
- охарактеризовать структуру математического развития;
- выявить особенности развития математических представлений у старших дошкольников;
-проанализировать сущность и классификацию обучающих приёмов в рамках занимательной математики.
- определить методические возможности применения занимательной математики с детьми дошкольного возраста в условиях ДОО.
Тема, цель, задачи исследования обусловили выбор системы методов исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы; педагогический эксперимент (констатирующий этап), количественный и качественный анализ полученных данных.
Опытно-экспериментальная база: Исследование проводилось на базе ДОО. Всего в эксперименте участвовало 30 детей старшего дошкольного возраста (старшая группа), 2 педагога.
Структура и объем работы. Данная курсовая работа содержит в себе введение, две главы основной части, заключение, список литературы.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗАНИМАТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА В МАТЕМАТИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Проблема математического развития детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе
Процессы формирования и развития математического мышления детей старшего дошкольного возраста — одна из наименее разработанных методиче¬ских проблем дошкольной педагогики. Значительная разносторонность взглядов на понятие «математическое мышление» обу-словливает отсутствие целостных теоретических методик, и это вызывает определённые трудности в педагогической работе.
Под развитием математического мышления понимают «преобразования в познавательной сфере личности, которые происходят в процессе формирования математических представлений и сопряжённых с ними логических операций (сравнения, обобщения, абстрагирования, конкретизации, анализа, синтеза, классификации, систематизации, аналогии, сериации)» [10, с. 29].
Математические представления относят к следующим категориям: «количество, форма, величина, пространство, время, их отношениям и качествам» [33, с. 46].
Формирование элементов математического мышления – это «организованный и целенаправленный процесс передачи и усвоения знаний, методов и приёмов интеллектуальных операций, обусловленных требованиями к образовательным программам, основной целью которого является не только подготовка к эффективному овладению математикой, но и гармоничное развитие личности ребёнка» [17, с. 26].
История педагогики формирования математических представлений дошкольников достаточно продолжительна. Мысль об обучении детей счету в процессе упражнений была высказана Иваном Федоровым - основателем книгопечатания на Руси, в созданной им первой печатной учебной книге – «Букварь». Книга не имеет никакого заглавия, поэтому ее называют еще азбукой и грамматикой (1574) [13, с.13].
В 16-19 веках педагоги под влиянием практики пришли к выводу о необходимости особенной подготовки детей к усвоению математики. Ими высказаны предложения о содержании и методах обучения детей в семье. Специальных пособий по математической подготовке не было, но они включали свои идеи в книги по воспитанию и обучению.
В 17 веке рассматривая проблему обучения дошкольников основам математики Я.А. Каменский в произведении «Материнская школа» предложил обучать детей 4-6 лет считать в пределах 20, сравнивать числа, применять меры измерения и знакомить детей с геометрическими фигурами [3, с.55].
В 18 веке значительно изменился подход к формированию математических представлений у дошкольников. Так И.Г. Песталоцци в произведении «Как Гертруда учит своих детей» предлагал учить счету конкретных предметов, учить осознавать арифметические действия и определять время. Особое внимание уделял наглядности. Разработал систему обучения счету, в основе которой лежали число, форма и слово.
В России в 18 веке Л.Ф. Магницкий издал первую печатную русскую книгу - «Арифметика», предлагал обучать детей нумерации, выполнять арифметические действия, решать примеры и задачи без пояснения.
В 19 веке можно отметить работы К.Д. Ушинского, который предлагал обучать детей дошкольников счёту отдельных предметов и групп, счёту десятками, выполнять арифметические действия. Л.Н. Толстой выпустил «Азбуку», в которой в разделе «Счёт» рекомендовал учить детей считать вперед и назад в пределах 100 и знакомить с цифрами. Обучение предлагал осуществлять через игру.
Ф. Фребель создал пособие «Дары», в котором предлагал обучение счету через усвоение ряда чисел, ознакомление с величиной, с геометрическими формами, ориентировкой в пространстве с помощью специальных дидактических пособий «Дары» (строительные детали).
В конце 19 века начале 20 века М. Монтессори в книге «Дом ребенка» предложила специальный дидактический материал, с помощью которого, формировалось представление о числах в пределах 1000, о цифрах, величинах и геометрических фигурах. В то время единой методики преподавания математики не было. Шла длительная борьба между двумя направлениями: с одним - метод изучения чисел, или монографический (Лай Грубе), а с другим - метод изучения действий, который называли вычислительным. Второй метод предполагает научить детей не только вычислять, но и понимать смысл этих действий. Этот метод предложили в конце 19 века: П.С. Гурьев в России, А. Дистервег в Германии «Руководство к преподаванию арифметики малолетним детям».
Становление методики формирования элементарных математических представлений в XIX начале XX в. происходило под непосредственным воздействием основных идей школьных методов обучения арифметике [13, с.15].
Активное развитие методик началось в 20 веке с 1910 г. В 1912 год существенно изменилось содержание математического образования дошкольников. В.А. Клейниц в своей работе «Математика в детском саду» изложила содержание и методы математического материала в форме игр, бесед и упражнений. В книге присутствуют все разделы современной программы.
В 1925 году вышла в свет работа Л.К. Шлегер «Особенности работы с детьми семилетками». В ней автор предлагала развивать в детях способность черпать знания из окружающей жизни самостоятельно. Она отрицала необходимость специально-организованного обучения и программы. Попытку в 1934 году систематизировать работу по развитию математических представлений предприняла Ф.Н. Блехер. Она создала первую в СССР программу и методическое пособие для воспитателей по дошкольной математике «Математика в детском саду и нулевой группе». Считала, что дети должны воспринимать количество в пределах 10 без счета (схватывать числа). Не подчеркивала отличие между отвлечённым понятием числа и конкретным множеством. В основе методики Л.В. Глаголевой лежал монографический метод. До 40-х годов детей обучали счёту по методике Глаголевой. В её пособиях раскрыты содержание, методы и приёмы формирования у детей первоначальных представлений о числах, величинах и их измерении, делении целого на равные части. Е.И. Тихеева считала, что развитие математических представлений у ребенка должно происходить из его практических потребностей в нормальной, естественной жизни. Но роль воспитателя при таком развитии очень велика и ответственна [3, с.56-58].
Начиная с 40-х годов А.М. Леушиной разрабатывались вопросы развития количественных представлений у детей дошкольного возраста. Благодаря ее работам методика получила теоретическое, научное и психолого-педагогическое обоснование, были раскрыты закономерности развития количественных представлений у детей в условиях целенаправленного обучения на занятиях в детском саду. А.М. Леушина заложила основы современной дидактической системы формирования элементарных математических представлений, разработав программу, содержание, методы и приемы работы с детьми 3-6-лет. Методическая концепция автора сложилась в результате многолетней экспериментальной и научно-теоретической работы. Разработанная А.М. Леушиной концепция формирования элементарных математических представлений у детей служит источником для многих современных исследований, а дидактическая система прошла испытания временем, успешно функционирует уже несколько десятков лет, показала свою эффективность в условиях общественного дошкольного воспитания, реализована в «Программе воспитания и обучения в детском саду» [15, с.160-165].
В 40-50 года исследования Т.Н. Яблокова, Г.С. Костюка, показали понятие числа возникает у ребенка в процессе понимания количественных отношений (узелки на ремне считаем, но не называем).
В 60-70 года исследованиями в области методики формирования элементарных математических понятий занимались Р.Л. Березина, Р.Л. Непомнящая, З.А. Михайлова – проблемы обучения детей измерениям. Формированием пространственно-временных представлений Б.В. Лихтерман, Л.А. Венгер, Р.К. Говорова, О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьева, А.М. Леушина, Т. А. Мусейбова, В.П. Новикова, М.А. Фидлер и др., формированием количественных представлений о числе В.В. Данилова, Е.А. Тарханова, Ермолаева и др.
Программные требования – требования, которые определяются ФГОС к воспитанию, образованию и развитию детей конкретной возрастной группы. Впервые Программа была разработана и издана Наркомпросом в 1932 г. Актуальная Программа дошкольного образования под редакцией М.А. Васильевой допущена Министерством образования и науки РФ [7, с. 19].
Основные элементы математического мышления, доступные ребёнку, он получает из жизненных процессов, в которых активно участвует, из наблюдений за окружающим его миром предметов и явлений. Такие поня-тия, как размеры и форма, время суток и направление движения, являются на¬глядными и легко усваиваются детьми, в то время как количественные пред¬ставления требуют серьёзного методичного обучения [35, с. 88].
Как правило, усвоение и накопление комплекса знаний математического характера у детей старшего дошкольного возраста связывают в первую очередь с формированием представлений о на-туральном числе и действиях с ним (счёт, арифметические действия, сравнение чисел, измерение ска¬лярных величин, т. е. тех величин, результат измерения которых выражается через целые неотрицательные числа и др.). Такими являются стандартные программы формирования математических представлений дошкольника в советский период (А.М. Леушина, Л.С. Метлина, Г.В. Тарунтаева);
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный государственный образовательный стандарт ДО [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://base.garant.ru (Дата обращения 24.10.2021).
2. Адонина Н.И., Гавриленко И.А., Агеева Е.С. Развитие у дошкольников математических способностей и логического мышления через занимательную математику //Вестник научных конференций. Актуальные вопросы образования и науки: по материалам международной научнопрактической конференции 31 января 2018 г. Часть 1. 2018. № 1-1(29). – С. 9-11.
3. Белошистая А. В. Развитие логического мышления у дошкольников. – М.: Изд. «Litres», 2018. – 168 с.
4. Бондаренко Д.А. Педагогические условия освоения математических представлений детьми дошкольного возраста//Теория и практика модернизации на научной деятельности. – Казань, 2019 . – С. 172-175.
5. Борисенко, М. Г. В помощь маленькому мыслителю. Развитие элементарных математических представлений. Для детей от 0 до 3 лет / М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина.- М.: Паритет, 2014. - 128 c.
6. Веракса Н.Е. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы в соответствии ФГОС. –Москва: Изд. «Мозаика-Синтез». - 4-е изд. -2019.- 368 с
7. Габийе, Анник Большая книга математических упражнений для дошкольников / АнникГабийе. - М.: Эксмо, 2016. - 499 c.
8. Габова, М. А. Математическое развитие детей дошкольного возраста: теория и технологии : учебное пособие / М. А. Габова. – 2-е изд., стер. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2019. – 535
9. 4. Гуц, А.К. Математическая логика и теория алгоритмов / А.К. Гуц. - М.: [не указано], 2016. - 581 c.
10. Деева Л.О. Роль логико-математических игр в математическом образовании детей старшего дошкольного возраста //Педагогический опыт: от теории к практике. Чебоксары, 2019. – С. 83-85.
11. Егорычев, Г.П. Интегральное представление и вычисление комбинаторных сумм / Г.П. Егорычев. - М.: [не указано], 2013. - 266 c.
12. Истомина, Н. Б. Готовимся к школе. Математическая подготовка детей старшего дошкольного возраста. Тетрадь для дошкольников. В 2 частях. Часть 1 / Н.Б. Истомина. - М.: Ассоциация XXI век, 2015. - 451 c.
13. Истомина, Н. Б. Готовимся к школе. Математическая подготовка детей старшего дошкольного возраста. Тетрадь для дошкольников. В 2 частях. Часть 2 / Н.Б. Истомина. - М.: Ассоциация XXI век, 2015. - 929 c.
14. Колесникова, Е. В. Математические ступеньки. Программа развития математических представлений у дошкольников / Е.В. Колесникова. - М.: Сфера, 2015.- 112 c.
15. Костина С.А. Развитие математических способностей в старшем дошкольном возрасте//Педагогика и психология как основа развития современного общества. Тюмень, 2020. – С. 63-64.
16. Михайлова, З.А. Логико-математическое развитие дошкольников / З.А. Михайлова. - М.: Детство-Пресс, 2015. - 574 c.
17. Помораева, И. А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада: моногр. / И.А. Помораева, В.А. Позина.- М.: Мозаика-Синтез, 2015. - 248 c.
18. Столяр А.А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников: Учеб. пособие. Москва: Изд. «Просвещение», 1988. – 152 с.
19. Теоретические основы дошкольного образования : учебник для СПО / Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева, Н. А. Виноградова ; под общ. ред. Н. В. Микляевой. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2015. — 496 с
20. Шматченко А. А. Реализация педагогических условий формирования основ логического мышления старших дошкольников в образовательной среде ДОУ .- М.: Изд. «Вестник». – 2019. – Т. 1. – С. 86
21. Щербакова Е. И. Теория и методика математического развития дошкольников: Учеб. пособие / Е. И. Щербакова. — М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. - 392 с