Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Константин Дмитриевич Бальмонт (1867-1942 гг.).
Русский поэт. Родился в деревне Гумнище, Владимирской губер-нии, в дворянской семье. Учился в гимназии в Шуе. В 1886 г. поступил на юридический факультет Московского университета, но был исключен за участие в студенческом движении.
Первый сборник стихотворений Бальмонта вышел в Ярославле в 1890 г., второй — «Под северным небом» — в 1894 г. В них преобладают мотивы гражданской скорби. Вскоре Бальмонт выступает как один из за-чинателей символизма.
В конце XIX — начале XX вв. поэт выпустил сборники «В без-брежности», «Тишина», «Будем как Солнце». В 1895—1905 гг. Бальмонт был едва ли не самым известным среди русских поэтов; позднее его попу-лярность падает. Его поэзии свойственна подчеркнутая экзотичность, некая манерность и самолюбование.
Бальмонт совершил несколько кругосветных путешествий, описав их в очерковых прозаических книгах. Был захвачен революционными со-бытиями 1905 г., выступал со стихами, славящими рабочих (книга «Песни мстителя»).
С конца того же года вследствие репрессий самодержавия жил за границей и получил возможность вернуться на родину по амнистии лишь в 1913 г. Много переводил из поэзии Запада и Востока. Первым осуществил пере-вод на русский язык поэмы классика грузинской литературы Шота Руста-вели «Витязь в тигровой шкуре». В 1921 г. эмигрировал, жил, сильно нуждаясь, во Франции. Создал там цикл ярких стихотворений, полных тоски по России.
Как поэт К. Бальмонт обрел известность, вскоре ставшую чрезвы-чайно широкой, в середине 90-х годов и в течение десятилетия, по словам В. Брюсова, «царил полновластно в нашей поэзии». Стихи Бальмонта, принадлежавшего к поколению «старших» символистов, привлекали вни-мание читателей страстной устремленностью к свету, к солнцу («Будем как Солнце!» – так называлась самая известная книга его стихов), удивитель-ной музыкальностью, богатством звукозаписи, яркостью красок
Секрет мастерства К. Бальмонта - в стремлении к красоте как выс-шему проявлению добра и света. По словам поэта, «мы живем в Голубом Замке Неба и не помним, как мы вошли в эту жизнь, и не знаем, как вый-дем. Но, если Кальдерон сказал верно, что «Жизнь есть сон», он очень мудро говорит устами старца в этой драме, что это хорошо и что нужно даже и во сне делать добро. И утолительное добро – творить Красоту».
Именно в этом заключается актуальность творчества К. Бальмонта в наши дни: в повседневных делах и заботах мы часто забываем о красоте, окружающей нас повсюду, забываем о том, что человек создан для добра и света. Поэзия – это музыка души, и чтобы услышать ее и понять серд-цем, вникнуть в тайны ее волшебства, надо вчитаться в поэтические строч-ки, почувствовав их непревзойденную силу.
Цель данной работы заключена в изучении образа звезды в лирике Константина Бальмонта.
Предметом изучения является поэзия Серебряного века.
Объектом изучения является лирика К, Д. Бальмонта.
В данной работе необходимо решить ряд задач:
- охарактеризовать Серебряный век русской поэзии;
- описать творчество Константина Бальмонта и символизм;
- изучить образ звезды в поэтическом языке К. Д. Бальмонта;
- изучить архетип Солнца и звезд в творчестве К.Д. Бальмонта.
В данной работе были использованы следующие методы исследо-вания: анализ литературы, синтез, обобщение.
Глава 1. Серебряный век русской поэзии
1.1 Константин Бальмонт и символизм
Серебряный век русской поэзии условно датируется с 1890 г. до рубежей 1920-1930-х годов, связанных с самоубийством Владимира Мая-ковского. Определение «серебряный» было основано на сопоставлении с пушкинской эпохой, которую называют «золотым веком» русской поэзии
Начало Серебряного века связано с появлением новых литератур-ных направлений и объединений. Одним из таких направлений является символизм. Оно явилось в результате порождения глубокого кризиса, охватившего европейскую культуру в конце XIX века. Кризис появился в негативной оценке прогрессивных общественных идей, в пересмотре мо-ральных ценностей, в утрате веры в силу научного сознания, в увлечении идеалистической философией. Русский символизм зарождался в годы крушения Народничества и широкого распространения пессимистических настроений. В силу этих факторов литература Серебряного века ставит не злобные социальные вопросы, а глобальные философские.
Основные черты символизма проявляются в индивидуализме, идеа-лизме, осознании трагичности мира и кризиса русской действительности, романтических поисках смысла, содержательном и структурном единстве поэзии, преобладании общего над частным, тематической циклизации творчества каждого автора, поэтически-философских мифологемах (например, образы Софии и Вечной Женственности у В. Соловьева), обра-зах-доминантах (например, образ метели, вьюги у А. Блока), игровом ха-рактере творчества и жизни [10].
К. Бальмонт в статье «Элементарные слова о символической поэ-зии» писал: «Как определить точнее символическую поэзию? Это поэзия, в которой органически, не насильственно, сливаются два содержания: скры-тая отвлеченность и очевидная красота сливаются также легко и естествен-но, как в летнее утро воды реки гармонически слиты с солнечным светом. Однако несмотря на скрытый смысл того или другого символического произведения, непосредственное конкретное содержание всегда закончено само по себе, оно имеет в символической поэзии самостоятельно существо-вание, богатое оттенками» [9]. Попробуем рассмотреть стихи поэта с точки зрения символизма.
В историю русской литературы К. Бальмонт вошел как один из виднейших представителей первого символистского поколения - так назы-ваемого «старшего символизма». Облик лирического героя Бальмонта определяется претензией личности на высшее место в иерархии ценностей. Всеохватность, космизм индивидуалистических дерзаний, жажда всего коснуться, все испытать - постоянные приметы поэтического мышления Бальмонта. Его лирический герой не устает любоваться своей «многогран-ностью», стремится приобщиться к культурам всех времен и народов, принести хвалы всем богам, пройти все дороги и переплыть все моря.
Лирическому сознанию Бальмонта присущ своеобразный культ мгновения: его поэзия - неустанная погоня за «мигами красоты». В высшей степени поэту была свойственна способность смешивать разнородные впе-чатления. Образы его поэзии, как правило, мимолетны и неустойчивы. По-эта всегда привлекал не предмет изображения, а острота ощущений и мно-гоцветье впечатлений, вызванных в его сознании той или иной гранью ре-альности. Бальмонт умел поэтически возвысить непостоянство, своеобраз-ную ветреность настроений и вкусов, дробность своего мироощущения.
Основой лирики он считал «магию слов», под которой понимал, прежде всего, музыкальность, завораживающий поток звуковых перекли-чек. Следствие такой позиции - неустойчивость, аморфность композиции стихотворения и отдельной строфы. В стихотворении как бы нет смысло-вого центра или эмоциональной кульминации; на первый взгляд случайное соединение отдельных фрагментов создает впечатление сиюминутной им-провизации. Фиксация прихотливых нюансов настроения составляет часто предмет лирического высказывания Бальмонта.
Внимание к переменчивым состояниям природы и внутреннего ми-ра человека сформировало импрессионистскую поэтику Бальмонта. Поэт внес серьезный вклад в техническое совершенствование русского стиха. Он умело, хотя и излишне часто использовал аллитерации, ассонансы и раз-нообразные типы словесных повторов. Стихотворения Бальмонта воздей-ствуют на слушателя не столько смыслом слов, сколько звуковой «ворож-бой». Ради нужных ему звуков поэт готов был пожертвовать ясностью смысла, синтаксическим разнообразием и даже лексической сочетаемостью слов (как, например, в строчке «чуждый чарам черный челн»). Поэт часто использовал однородные эпитеты, вообще тяготел к многократному по-вторению грамматически или синтаксически однотипных конструкций, что порой придавало его стихам монотонность.
Ранний литературный дебют и сравнительно быстро достигнутая поэтом известность обусловили заметное, хотя и кратковременное влияние, которое его поэзия оказала на многих поэтов серебряного века.
Размышляя о символизме, К.Бальмонт писал: «Символическая поэ-зия неразрывно связана с двумя другими разновидностями современного литературного творчества, известными под названием декадентства и им-прессионизма.
Я чувствую себя совершенно бессильным строго разграничить эти оттенки, и думаю, что в действительности это невозможно и что, строго говоря, символизм, импрессионизм, декадентство суть не что иное, как психологическая лирика, меняющаяся в составных частях, но всегда еди-ная в своей сущности. На самом деле, три эти течения то идут параллель-но, то расходятся, то сливаются в один поток, но, во всяком случае, они стремятся в одном направлении и между ними нет того различия, какое существует между водами рек и водами океана. Однако, если бы непре-менно нужно было давать определение, я сказал бы, что импрессионист — это художник, говорящий намёками, субъективно пережитыми, и частич-ными указаниями воссоздающий в других впечатление виденного им цело-го. Я сказал бы также, что декадент, в истинном