Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Юмор представляется, пожалуй, самым доступным инструментом хорошего настроения из всех ныне существующих, источником которого могут быть различные проявления окружающего мира. Юмор является универсальным средством переживания различных стрессовых ситуаций, жизненных проблем, поскольку позволяет адаптироваться к сложным жизненным реалиям и преодолеть их с минимальными потерями и безмедикаментозно. Наличие чувства юмора и частый искренний смех по достоинству оценены современными докторами и объективно признаны лучшим лекарством от старости и уныния.
Между тем, тема юмора и его медицинских аспектов является довольно новой и малоизученной в современной науке, что подтверждает своевременность и актуальность настоящего исследования. Сложности изучения юмора в данном контексте связаны с многообразием его связей с различными сторонами мышления, физиологии, чувствования, поведения, устремлений человека. Кроме того, юмор имеет непосредственное отношение к ряду психологических функций: помогает эффективно избавляться от напряжения и "переживать" неприятности; часто соотносится с положительными эмоциями (радостью, счастьем, весельем); является серьезным инструментом общения и воздействия.
Кроме того, до сих пор ученые не пришли к единому пониманию природы и сущности юмора, а также к однозначному определению термина юмор, поскольку ученые рассматривают данное понятие с различных ракурсов: как специфическая способность, присущая конкретной личности, как средство психологического воздействия, как способ общения, как средство эмоционального реагирования, наконец. Вопрос о факторах влияющих на появления юмора у того или иного человека также остается открытым, равно как и наличие у разных людей различных стилей юмора.
Объектом настоящего исследования являются отношения в области юмора, медицинские аспекты проявления юмора.
Предметом настоящей работы является юмор и его медицинские аспекты.
Цель данного исследования проявляется в анализе юмора, изучении его понятия и сущности, исследовании медицинских аспектов юмора, в том числе психологии и физиологии юмора.
Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:
- познакомиться с происхождением юмора;
- раскрыть понятие и сущность юмора;
- исследовать медицинские аспекты юмора (психологию и физиологию);
- ознакомиться с проявлением врачебного "черного юмора".
Методологическую основу исследования составляют общенаучные и специальные научные методы исследования, в частности: метод обобщения и анализа научной, специализированной и методической литературы, метод обобщения, сравнительно-правовой и логический методы, синтез, сравнение; обобщение результатов исследования.
В процессе работы изучен большой объем общетеоретической, нормативной и специализированной литературы, связанной с темой исследования.
Степень изученности темы. Происхождение юмора связано с античностью и работами таких авторов, как: Демокрит, Цицерон (ода "Об ораторе"), Квинтелиан, рассматривавшие юмор в контексте его комичности и уверенности в положительном воздействии юмора на тело и душу человека.
В средние века юмор и смех рассматривался, к примеру, в работах Лорана Жубера "Моральные причины смеха" и "Трактат о смехе", где рассказывалось о сущности смеха и утверждалось о его чудесных целительских свойствах.
Существенное влияние на современное понимание юмора оказала немецкая классическая эстетика, в частности труды Канта, Шопенгауэра, Фрейда, в которых юмор рассматривался как некий психический механизм, в результате которого продуцируется смех. Шеллинг и Гегель рассматривали юмор как результат взаимоотношений субъекта и объекта, субъективного восприятия объективного мира
Подобную точку зрения развили такие авторы, как А. Н. Лук, В. Я. Пропп, А. В. Дмитриев, М. С. Каган, так юмор в их понимании представляет собой результат взаимоотношений субъекта и объекта.
Интерес современной науки к вопросам юмора в контексте исследуемой темы выражается в большом количестве публикаций. К примеру: Баранцева О.А., Икова Ю.И. (Юмор в медицинском дискурсе // Проблемы романо-германской филологии, педагогики и методики преподавания иностранных языков. 2014. №10. С. 11-15); Вержинская И.В. (Юмор: история и классификация понятия // Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 11(226). С. 29-32); Губанов Н.Н., Рокотянская Л.О., Губанов Н.И. (Черный юмор: превращение трагедии в абстрактную идею // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. 2018. №3 (43). С. 328-340); Евстафьева М.А. (Тематическое поле черного юмора // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. 2017. №4. С. 24-31); Мешканова К.В. (Юмор как способ защиты от стресса // Скиф. 2019. №5-1 (33). С. 528-530); Мусийчук М.В. (Юмор в психотерапии и консультировании: проблемы и решения в современных парадигмах // Медицинская психология в России. 2017. №3. Т. 9. С.1-25); Мусийчук М.В., Мусийчук С.В. (Юмор как эффективная стратегия совладания на самоизоляции в период пандемии коронавируса // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. №5. Т. 8. С. 1-17); Фатеева, Ю. Г. (Специфика медицинского юмора (на материале прозы врачей) // Новая наука: От идеи к результату. 2016. № 3-2(72). С. 213 -216); Чемодакова Е.С. (Современные исследования юмора // Символ науки. 2019. №3. С. 96-99); Щавелёв С.П. (HOMO RIDENS / Человек смеющийся. Познавательное значение юмора у животных и человека // Наука. Искусство. Культура. 2020. №3 (27). С. 60-75).
В целях настоящего исследования нами также были рассмотрены такие понятия как чувство юмора и остроумие, в одноименном труде А.Н. Лука (Лук А.Н. О чувстве юмора и остроумии. Москва : Искусство. 1968. 191 с.), а также хитрость и остроумие в работе С.П. Щавелева "Духовная практика" (Щавелев С.П. Духовная практика. / Курский гос. мед. ун-т, каф. философии ; авт.- сост.: А.Ю. Бубнов., Е.Г. Гребенщикова, Д.П. Кузнецов, Е.Н. Немеров, О.А. Пыжова, А.В. Львов; под общ. ред. С.П. Щавелева. 2-е изд., испр. и доп. Курск : Изд-во КГМУ. 2017. 548 с.).
Структура работы состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографии.
1. Краткий исторический экскурс в происхождение юмора
Многие исследователи: философы, психологи, медики, лингвисты, другие ученые на протяжении долгого периода времени изучают этимологию определения юмора, его происхождение, психолого-физиологическое понятие и сущность.
Наличие множества трудов в этой области, дискуссии по вопросу единого определения понятия юмор, интерес к данному термину со стороны различных областей науки, все это подтверждает значимость и актуальность темы исследования.
Следует отметить, что юмор соседствует с человеком с незапамятных времен. Так, несмотря на тот факт, что "юмор" и "чувство юмора" как научные категории начали рассматриваться учеными только в XIX веке, принято считать, что основы зарождения юмора уходят еще к "архаическому обрядово-игровому смеху" .
Под архаическим смехом понимают такой смех, который берет начало от всеобщего понимания мира. По мнению Л. Карасева архаический смех – "смех тела" .
Греческое слово архаизм переводится как древний. В словарях Даля, Ефремовой и Ушаковой архаизм "имеет значение вышедшего из употребления слова, или оборота речи, или устаревшего явления, пережитка старины" . Следовательно, архаический смех можно смело считать пережитком старины.
Следует отметить, что доисторической эпохе развития, а именно примитивному первобытнообщинному строю, был свойственен, преимущественно, агрессивный юмор, который характеризовался издевками, насмешками, агрессией по отношению к провинившемуся, поскольку в тот период человек ассоциировался не как отдельный индивидуум, а как часть племени либо общины и жил в полной зависимости от установленных племенем порядков, когда любое отклонение от норм поведения, любой "шаг в сторону", любое непослушание, жестко каралось строгим наказанием, часто заканчиваясь изгнанием из племени, что означало верную смерть. Ряд ученых полагают, что именно таким образом зародился агрессивный юмор.
Причем, по мнению И.В. Вержинской, подобный юмор носит характер одностороннего и именуется агрессивным "в том смысле, что у того, на кого направлялась агрессия, ещё не было в то время потенциала нейтрализовать грубые негативные эмоции с помощью юмора" .
Известно, что в античности такое начальное проявление юмора, как смех использовали как своего рода дань для выражения благодарности божеству за плодородные земли, дождь в засуху, удачную охоту либо иное проявление "милости небес".
Причем считалось, что божество благоволило и "помогало" больше тем, кто в своих выражениях благодарности и восхвалении божественного начала смеялся более искренне и естественно, что проявилось в так называемых комедиях - паллиатах.
Таким образом, по мнению большинства исследователей, античный юмор характеризуется его "примитивным первичным видом - улыбкой" что находит свое подтверждение в дошедших до нас памятниках архитектуры, истории и искусства, датирующихся временами древней Греции.
Так, с VI веке до нашей эры на лицах древнегреческих скульптур, изображавших человека, впервые стали проявляться улыбки, а также слегка приподнятые вверх уголки бровей, что в целом передавало ореол некоего удивления и восторженности.
Следует отметить, что применительно к настоящей теме исследования, где мы рассматриваем юмор с точки зрения его медицинских аспектов, именно
Фрагмент для ознакомления
3
Библиография
1. Баранцева О.А., Икова Ю.И. Юмор в медицинском дискурсе // Проблемы романо-германской филологии, педагогики и методики преподавания иностранных языков. 2014. №10. С. 11-15.
2. Вержинская И.В. Юмор: история и классификация понятия // Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 11(226). С. 29-32.
3. Ветрова Т.В. Смеховая деятельность человека как значимый признак в процессе безынструментальной детекции лжи // The Scientific Heritage. 2021. №76-3. С. 47-54.
4. Гайнуллина Д.М. Смех как физиологическая, социальная и лингвистическая составляющая нашей жизни // Вестник ЧелГУ. 2013. №35 (326). С. 34-39.
5. Горбачева И.М., Гришанова Е.В. Роль смеховой коммуникации в социокультурном развитии общества в кризисные периоды // ЭСГИ. 2018. №2 (18). С. 85-90.
6. Губанов Н.Н., Рокотянская Л.О., Губанов Н.И. Черный юмор: превращение трагедии в абстрактную идею // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. 2018. №3 (43). С. 328-340.
7. Евстафьева М.А. Тематическое поле черного юмора // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. 2017. №4. С. 24-31.
8. Ершова Р.В., Шарапова Р.З. Представления о чувстве юмора в психологии // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2012. №3. С. 16-22.
9. Зулпукаров К.З., Сабиралиева З.М. О когнитивно-языковой сущности юмора и способах его создания // МНКО. 2020. №6 (85). С. 599-604.
10. Иванова Е. М. Идеи классических отечественных мыслителей о юморе и смехе и современная психология юмора / Е. М. Иванова // Studia Culturae. 2017. № 31. С. 57-74.
11. Лаврентьев А.И. Юмор в цифровую эпоху // Ученые записки НовГУ. 2020. №1 (26). С. 25.
12. Лук А.Н. О чувстве юмора и остроумии. Москва : Искусство. 1968. 191 с.
13. Мешканова К.В. Юмор как способ защиты от стресса // Скиф. 2019. №5-1 (33). С. 528-530.
14. Мусийчук М.В. Юмор в психотерапии и консультировании: проблемы и решения в современных парадигмах // Медицинская психология в России. 2017. №3. Т. 9. С.1-25.
15. Мусийчук М.В., Мусийчук С.В. Юмор как эффективная стратегия совладания на самоизоляции в период пандемии коронавируса // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. №5. Т. 8. С. 1-17.
16. Муталапов И.И. Позитивные и негативные функции юмора в образовании // Гуманитарный научный журнал. 2018. №1-2. С. 70-74.
17. Пономарева М.О., Федорова Д.В. Юмор как средство коммуникативного общение между представителями различных культур // International journal of professional science. 2020. №12. С. 36-43.
18. Ромах О.В., Редкозубова О.С. Смех и смеховая культура // Аналитика культурологии. 2016. №1 (34). С. 110-120.
19. Троцук И. В. Почему смеются люди — вот в чем вопрос. Glenn Ph. laughter in interaction. Cambridge: Cambridge University Press, 2003 // Социологический журнал. 2008. №3. С. 175-184.
20. Фатеева Ю.Г. Специфика медицинского юмора (на материале прозы врачей) // Новая наука: От идеи к результату. 2016. № 3-2(72). С. 213 -216.
21. Фурсов А.Л. Современная гелотология: Юмор в образовании, психологии, технологиях управления персоналом // Гуманитарный научный журнал. 2017. №1. С. 153-173.
22. Чемодакова Е.С., Современные исследования юмора // Символ науки. 2019. №3. С. 96-99.
23. Шабанова Т.Л., Кожевникова Н.А., Золотова А.А. Исследование стилей юмора как проявлений эмоционального интеллекта у сотрудников компании // Проблемы современного педагогического образования. 2020. №68-3. С. 394-397.
24. Щавелёв С.П. HOMO RIDENS / Человек смеющийся. Познавательное значение юмора у животных и человека // Наука. Искусство. Культура. 2020. №3 (27). С. 60-75.
25. Щавелев С.П. Духовная практика. / Курский гос. мед. ун-т, каф. философии ; авт.- сост.: А.Ю. Бубнов., Е.Г. Гребенщикова, Д.П. Кузнецов, Е.Н. Немеров, О.А. Пыжова, А.В. Львов; под общ. ред. С.П. Щавелева. 2-е изд., испр. и доп. Курск : Изд-во КГМУ. 2017. 548 с.
26. Якиманская И.С. Гендерные особенности чувства юмора как вида психологической защиты // АНИ: педагогика и психология. 2020. №3 (32). С. 418-421.