Фрагмент для ознакомления
2
В Российской Федерации в уголовном законодательстве закреплены нормы, предусматривающие ответственность за нарушение Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, в статье 264 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ).
В юридической литературе существует несколько спорных вопросов, возникающих при квалификации транспортных преступлений (вопрос установления причинной связи между деянием и наступившими последствиями; закрепления такого квалифицированного признака как состояния алкогольного опьянения), что в некоторых случаях ставит под сомнение вынесенные приговоры по транспортным преступлениям. Бланкетность нормы также вызывает дополнительные споры и разногласия в квалификации преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ.
Рост количества лиц, осужденных по статье 264 УК РФ, имеющиеся проблемы в правовом регулировании ответственности за совершение транспортных преступлений, неоднозначность понимания некоторых вопросов в специальной литературе, изменения ст. 264 УК РФ свидетельствуют об актуальности настоящего исследования.
Объектом исследования выступили общественные отношения, возникающие в связи с преступным нарушением, правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
Предметом исследования выступили положения отечественного уголовного законодательства об ответственности за преступное нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, практика их применения.
Цель исследования состоит в том, чтобы провести комплексный уголовно-правовой анализ положений об уголовной ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, рассмотреть проблемные вопросы квалификации данных деяний и предложить возможные пути их решения.
Достижение указанной цели вызвало необходимость постановки и решения таких задач, как:
1. проанализировать объективные признаки основного состава преступного нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств;
2. проанализировать субъективные элементы и признаки основного состава преступного нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств;
3. раскрыть содержание квалифицирующих признаков преступного нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств;
4. рассмотреть особенности разграничения преступлений, связанных с нарушением, правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств от смежных.
Теоретической основой исследования послужили научные труды в области уголовного права. Особое внимание уделялось научным работам ведущих ученых: Н.С. Алексеева, Ф.А. Гусейнова, Б.Л. Зотова, А.И. Коробеева, А.И. Чучаева и др.
Нормативную правовую базу исследования составили: Конституция Российской Федерации, Уголовный Кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Кодекс РФ об административных правонарушениях и другие нормативные акты, имеющие отношение к тематике исследования.
Методологическую основу курсовой работы составили методы научного познания, такие как анализ, синтез, дедукции, диалектический, сравнительно-правой, статистический, формально-юридический.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
1. Уголовно-правовая характеристика преступлений, связанных с нарушениями, правил дорожного движения и эксплуатацией транспортных средств
1.1. Объект и объективная сторона преступлений, направленных на нарушение, правил дорожного движения и эксплуатацию транспортных средств
К объективным признакам любого преступления в концепции уголовного права относят объект, предмет, объективную сторону деяния. Для правильной квалификации преступления нужно верно определить перечисленные признаки.
Если анализировать в целом объект преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ, то можно указать, что среди профессионалов сформировалось единое позиция и единое понимание такого элемента состава преступления. Объект преступного посягательства позволяет конкретно разграничить между собой преступные посягательства. В структуре уголовного права объект выступает основным аспектом построения структуры уголовного закона РФ. Особенная часть УК РФ построена законодателем исходя из особенностей именно объекта преступного посягательства.
Понимание объекта как общественного правоотношения, которое подлежит охране, представляется для российского уголовного права традиционным. Такое понятие объекта было характерно и дореволюционному уголовному закону. Объект подчеркивает социальную ценность определенного блага, общественного интереса. А.В. Наумов к объекту таких преступлений относит блага, на которые посягает преступное деяние и которое охраняется уголовным законом .
В качестве блага может выступать исключительно те, которым может быть причинен реальный ущерб. Если блага не подлежат уголовно-правовому регулированию, то они, соответственно, не могут выступать в качестве объекта.
Преступление, закрепленное в ст. 264 УК РФ, относится к так называемым транспортным преступлениям, исходя из чего, видовым объектом данного преступления следует рассматривать безопасность движения и эксплуатацию транспорта.
Безусловно, функционирование транспорта должно быть безопасным, что достигается четким соблюдением всеми участниками движения правил. В транспортном потоке поведение участников обязаны быть взаимосвязаны. Нарушение одним участником движения правил приводит к тому, что другие участники не имеют возможности реагировать на такие изменения в поведении, что влечет зачастую к дорожно-транспортным происшествиям, соответственно, к причинению не только материального вреда, но и вреда здоровью и жизни человека .
Законодатель не закрепил, что надлежит понимать под безопасностью. Исходя из этого, на страницах научной литературы ведется дискуссия касательно содержания предоставленного термина. Федотова приводит свое определение содержания общественной безопасности. Под общественной безопасностью, по ее мнению, надлежит понимать безопасность всех в совокупности общественных интересов и общественных отношений, в том числе тех, которые не являются правоотношениями. Цель обеспечения общественной безопасности, как указывает Ю. Федотова, заключается в выявлении, устранении и предотвращении угроз, способных нанести ущерб общественным интересам, соответствующим общественным отношениям во всех сферах .
Очень похожие дефиниции общественной безопасности доводятся на страницах академической литературы, посвященной темам транспортных преступлений в целом. Можно привести некоторые из них . Профессор А. И. Чучаев определял общественную безопасность как «состояние… общественных отношений, предупреждающее угрозу причинения им вреда и обеспечивающее тем самым нормальное их функционирование» .
Правовед В. С. Комиссаров понимает под общественной безопасностью «состояние защищенности безопасных условий функционирования общества и общественного порядка, здоровья населения и общественной нравственности, экологической безопасности, безопасности функционирования транспортных средств и безопасности компьютерной информации» .
Исследование других понятий , встречающихся на страницах особенной литературы, позволяет сделать вывод, что, невзирая на различия в формулировке данных определений, все они сходятся в том, что общественная безопасность – это такое состояние защищенности возникающих в различных сферах жизнедеятельности общественных отношений от различного вида угроз, способных причинить определенные вредные последствия, которое обеспечивает нормальное функционирование и формирование всех имеющихся в обществе институтов, нужное для прогрессивного развития всего общества в целом.
Рассматривая объект преступления, закрепленного в ст. 264 УК РФ, надлежит отметить, что отнесение к объекту предоставленного преступления общественной безопасности не совсем правильно, поскольку в данном случае ответственность начинается только в том случае, если человеку причинен вред здоровью или жизни. Таким образом, появляется вопрос о правильности понимания объекта рассматриваемого преступления. Возможно, отнесения данного преступления к преступлениям, совершаемым против здоровья и жизни человека.
Опираясь на вышеизложенное, можно сделать вывод, что безопасность движения и эксплуатации транспортных средств представляет собой положение защищенности интересов личности, общества, государства от угроз, которые
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1. Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 № 196-ФЗ (ред. от 02.07.2021)// Собрание законодательства РФ. 1995. № 50. Ст. 4873.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 01.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 22.08.2021) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
3. Федеральный закон «О транспортной безопасности» от 09.02.2007 № 16-ФЗ (ред. от от 11.06.2021 // Собрание законодательства РФ. 2007. № 7. Ст. 837.
4. Федеральный закон от 31.12.2014 № 528-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу усиления ответственности за совершение правонарушений в сфере безопасности дорожного движения» // Собрание законодательства РФ. 2015. № 1 (часть I). Ст. 81.
5. Федеральный закон от 23.04.2019 № 65-ФЗ «О внесении изменений в статьи 264 и 264.1 Уголовного кодекса Российской Федерации» // Российская газета, № 92, 25.04.2019.
6. Постановление Правительства РФ от 20.09.2012 № 950 «Об утверждении Правил определения момента смерти человека, в том числе критериев и процедуры установления смерти человека, Правил прекращения реанимационных мероприятий и формы протокола установления смерти человека» // Собрание законодательства РФ.2012, № 39, ст. 5289.
7. Постановление Правительства РФ от 22.03.2014 № 221 «О внесении изменений в постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090» // Собрание законодательства РФ. 2014. № 14. Ст. 1625.
8. Приказ Минздрава РФ от 25.12.2014 № 908н «О порядке установления диагноза» // [Электронный ресурс] Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, дата обращения 02.11.2021.
Научная и учебная литература
9. Баранчикова М.В. Проблемы квалификации нарушений правил дорожного движения пешеходами // [Электронный ресурс] Справочно-правовая система «КонсультантПлюс», дата обращения 02.11.2021.
10. Волков К.А. Состояние опьянения как отягчающее наказание обстоятельство [Электронный ресурс] Режим доступа URL: http://xn----7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai/article/9530, дата обращения 01.11.2021.
11. Жуков А.М. Нарушение правил дорожного движения лицом, ранее подвергнутым административному взысканию (ст. 264.1 УК РФ): уголовно-правовой анализ и проблемы применения // Вестник Московского университета МВД России. 2017. № 2. С. 145-148.
12. Звечаровский И. Э., Бимбинов А. А., Боженок С. А., Грачева Ю. В. Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть. Учебник. / под ред. Звечаровский И. Э. — М.: Проспект. 2020. 688 с.,Голубовский В. Ю. Уголовное право России. Общая и Особенная части. Учебник. — М.: Проспект. 2020. 736 с.
13. Звечаровский И. Э., Бимбинов А. А., Боженок С. А., Грачева Ю. В. Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть. Учебник. / под ред. Звечаровский И. Э. — М.: Проспект. 2020. 688 с.
14. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / К.А. Барышева, Ю.В. Грачева, Г.А. Есаков и др.; под ред. Г.А. Есакова. 7-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2017 // [Электронный ресурс] Справочно-правовая система «КонсультантПлюс», дата обращения 01.11.2021.
15. Моховая Т.А. Отдельные аспекты криминалистической характеристики преступлений, совершаемых против безопасности дорожного движения // Российская юстиция. 2015. № 9. С. 42 - 45
16. Наумов А.В. Российское уголовное право. Общая часть. Курс лекций.-6-е изд. — М.: Проспект. 2020. 784 с.
17. Петров С.А. Уголовно-правовая характеристика участников движения при нарушении правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта // Российский следователь. 2016. № 7. С. 36 - 39
18. Рарог А. И. Уголовное право России. Части общая и особенная. Учебник для бакалавров. — М.: Проспект. 2020. 624 с.
19. Российское уголовное право. Особенная часть: учебник для вузов / под ред. Л.В.Иногамовой-Хегай, В.С.Комиссарова, А.И. Рарога. М.: Проспект, 2015. С. 353-354.
20. Сверчков В. В. Курс уголовного права. Общая часть. Учебник. / под ред. Томин В. Т. — М.: Юрайт. 2016. 854 с.
21. Тарасов С.В. Проблемы определения понятия «транспортные преступления» в действующем уголовном законодательстве РФ [Электронный ресурс] Режим доступа - URL: http://www.gramota.net/materials/3/2014/9-1/45.html, дата обращения 02.11.2021.
2.21.1 Уголовное право России. Общая часть. Учебник для бакалавров. / под ред. Непомнящая Т. В., Гринберг М. С. — М.: Проспект. 2020. 448 с.
22. Чучаев А. И., Пожарский А.Ю. Транспортные преступления: понятие, виды, характеристики. М.: Проспект, 2018. С. 241.
Судебная практика
23. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.12.2010 № 31 «Об изменении и дополнении некоторых Постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по уголовным делам» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2011. №2.
24. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.05.2016 № 22 «О внесении изменений в постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации от 9 декабря 2008 г. № 25 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2016. № 7.
25. Апелляционное постановление Московского городского суда от 24.11.2016 по делу № 10-10682/2016 // [Электронный ресурс] Справочно-правовая система «КонсультантПлюс», дата обращения 03.11.2021.
26. Апелляционное постановление Свердловского областного суда от 19.07.2018 по делу № 22-5511/2018 // [Электронный ресурс] Справочно-правовая система «КонсультантПлюс», дата обращения 01.11.2021.
27. Апелляционное постановление Ульяновского областного суда от 07.07.2014 по делу № 22-1312/2014 // [Электронный ресурс] Справочно-правовая система «КонсультантПлюс», дата обращения 03.11.2021.
28. Кассационное определение Орловского областного суда по делу от 15.06.2012 № 22-1101/2012 [Электронный ресурс] Режим доступа URL: https://rospravosudie.com/court-orlovskij-oblastnoj-sud-orlovskaya-oblast-s/act-105193458, дата обращения 01.11.2021.
29. Приговор Новокубанского района Краснодарского края от 30.08.2011 по уголовному делу № 1-61/2011// http://msud183.krd.msudrf.ru/modules.php?name=info_pages&id=806, дата обращения 01.11.2021.
30. Приговор Собинского городского суда Владимирской области от 13.11.2010 по делу № 1-346/2010 // https://rospravosudie.com/court-sobinskij-gorodskoj-sud-vladimirskaya-oblast-s/act-100636429/, дата обращения 03.11.2021.
31. Справка Костромского областного суда от 10.04.2017 «О результатах обобщения апелляционно-кассационной практики Костромского областного суда за первый квартал 2017 года» // [Электронный ресурс] Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».