Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В современных экономических условиях успешность предприятия на рынке зависит, прежде всего, от рациональной организации системы производства его продукции, снижения издержек и необходимых на производство ресурсов. Наиболее важной сегодня является также проблема обеспечения гибкости и адаптации предприятий к постоянным изменениям условий внешней среды.
Эффективность функционирования и прибыльность деятельности любой организации в современных рыночных условиях тесно связаны с качеством предоставления услуг для своих посетителей.
Гарантия высокой стабильности и устойчивости системы качества имеют важное значение для фирм, обладающих сертифицированной системой менеджмента качества, поскольку от уровня предлагаемых качественных услуг зависит способность предприятия удерживать свои позиции на рынке благодаря разработанным конкурентным преимуществам.
Актуальность данной темы заключается в том, что конкуренция с каждым годом она становится все интенсивнее. Много американских, европейских и японских компаний организуют свое производство в странах, которые владеют недорогими ресурсами, рассчитывая на экспорт относительно дешевой продукции.
Предмет работы – конкурентоспособность предприятия.
Цель работы заключается в комплексном анализе и повышении конкурентоспособности предприятия.
В связи с этой целью ставится ряд задач:
изучить теоретические основы конкуренции,
проанализировать основы конкурентоспособности,
дать характеристику деятельности отеля «Гранат»,
разработать мероприятия повышения конкурентоспособности отеля в дальнейшем.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Для раскрытия темы были использованы исследования современных авторов в области гостиничного бизнеса и официальные данные отеля «Гранат», ресурсы Интернет.
1. Теоретические основы изучения конкурентоспособности организации
1.1.Понятие и факторы конкурентоспособности предприятия
Исследование экономической сущности конкурентоспособности предприятий требует определения причины ее возникновения, что в свою очередь, обусловливает необходимость ответа на следующие важные вопросы о деятельности предприятий:
что такое предприятие как носитель конкурентоспособности?
какие качественные черты предприятий обусловливают наличие способности эффективно функционировать?
что обусловливает возникновение конкуренции?
Предприятия в первую очередь являются целостными системами, сущность которых заключается не в особенностях составляющих их элементов, а в характере связей и взаимоотношений между ними. Характер данных связей позволяет определять потенциальные основы и критерии конкурентоспособности предприятий во внешней среде.
Установлено, что организация производственной, энергетической и информационной системы на предприятиях является фактором определения степени их конкурентоспособности. Необходимо учитывать, что обособление предприятий от внешней среды представляет собой процесс прерывания всех взаимоотношений между элементами предприятия и внешней средой.
Конкурентоспособность предприятия связана со стабильной способностью производить и продавать изготавливаемую в течение долго времени компанией продукцию, которая будет пользоваться из-за своих качественных характеристик (ценовая и товарная составляющая) большим спросом у населения страны или региона.
Исходя из вышесказанного, может быть определено, что конкурентоспособность как свойство предприятий является результатом обособления предприятий в результате их особого выделения из внешней среды.
Графическое изображение изложенного подхода к трактовке возможности выделения предприятий из внешней среды и осуществление их конкурентоспособности представлено на рисунке 1 [14]
Рисунок 1 - Понятие предприятия как целостной системы [14]
Предприятие как целостная система, стремящаяся к максимальному извлечению прибыли от своей деятельности, для достижения задач имеет способность изменить текущие стратегии функционирования.
Задачей функционирования компании тогда является улучшение ее положения во внешней среде путем:
а) сохранения существования предприятия как результат противодействия процессу повышения конкуренции в отрасли;
б) качественного изменения предприятий, приводящего к увеличению их потенциальных способностей, что фактически означает повышение конкурентных преимуществ.
Подходы к понятию конкурентоспособности компании изображены в Таблице 1.
Таблица 1 - Сравнительный анализ подходов к трактовке конкурентоспособности предприятия [5]
Отличительные черты подхода Выделяемые факторы уровня Следствия принятия подхода
1. Трактовка конкурентоспособности как характеристики факторов производства (потенциала), которыми располагает предприятие
Конкурентоспособность – это:
Ресурсы, методы организации деятельности и заключѐнные в них возможности, в совокупности формирующие потенциал предприятия Отказывает в существовании конкурентоспособности предприятия как самостоятельного свойства, отождествляя его с потенциалом предприятия
Не указывает на целевой характер существования конкурентоспособности
Использование в трактовке факторов конкурентоспособности товара, цены, каналов распределения и коммуникаций согласно модели «4Р», разработанной Маккарти Дж.
Оценка уровня конкурентоспособности осуществляется только в факторной форме ее выражения
Рассматриваются только внутренние факторы уровня конкурентоспособности
2. Трактовка конкурентоспособности предприятия как свойства (конкурентоспособности) его продукции
Конкурентоспособность – это:
Продукция с присущими ей качественными характеристиками и стоимостью Отказывает в существовании конкурентоспособности предприятия как самостоятельного свойства, отождествляя его с конкурентоспособностью продукции Качественные и стоимостные характеристики продукции предприятия в своей совокупности трактуемые как ее конкурентоспособность Оценка уровня конкурентоспособности осуществляется в факторной и результативной формах ее выражения
В результате данного анализа может быть установлено, что предприятие все же является открытой системой, достигающей своих целей путем взаимодействия с внешней средой, которое оно осуществляет в форме конкуренции.
Рисунок 2 - Составляющие конкурентоспособности [13, c.111]
Целью анализа существующих подходов к понятию конкурентоспособности предприятий является раскрытие сущности следующих ее основных аспектов [2]:
– каковы причины возникновения у предприятий свойства, выражаемого «конкурентоспособностью»;
– что является факторами, определяющими уровень конкурентоспособности предприятий;
– какова целевая направленность конкурентоспособности;
– какие качественные характеристики имеет конкурентоспособность предприятий;
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативные акты:
1. Конституция Российской Федерации [Текст]// Справочная служба «Консультант-Плюс»
2. Гражданский Кодекс РФ [Текст]// Справочная служба «Консультант-Плюс»
3. Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ [Текст]// Справочная служба «Консультант-Плюс»
4. Федеральный закон «О естественных монополиях» от 17.08.1995 № 147-ФЗ [Текст]// Справочная служба «Консультант-Плюс»
Книги, монографии, диссертации:
5. Базылев, Н.И. Экономическая теория [Текст]/ Н.И. Базылев. – М.: Инрфа-М, 2017. – 637 с.
6. Гальперин, В.М. Микроэкономика [Текст]/ В.М. Гальперин. – СПб.: Институт «Экономическая школа», 2018. – 520 с.
7. Голиков, М.Н. Микроэкономика [Текст]/ М.Н. Голиков. – М.: Юнити-Дана, 2016. – 382 с.
8. Фролова, Т.А. Экономическая теория [Текст]/ Т.А. Фролова. – Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2019. – 479 с.
Печатная периодика:
9. Агапова, М.А. Управление конкурентными преимуществами предприятия [Текст] / М.А. Агапова // Карельский научный журнал. – 2017. – Т. 6. – № 3 (20). – С. 81–84.
10. Габибова, М. Ш. Пути повышения конкурентоспособности предприятия [Текст]/ М.Ш. Габибова // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2018 г.). — М.: Буки–Веди, 2015. — С. 85–87.
11. Демцура, С.С. Ценообразование и экономическая основа ценовой конкуренции [Текст]/ С.С. Демцура// Экономические науки. – 2017. - №14. – С.123
12. Егоров, А.С. Конкуренция и конкурентоспособность [Текст]/ А.С. Егоров// Российский экономический барометр. – 2018. - №3. – С.201
13. Коновалова, Т.Л. Внутриотраслевая конкуренция: стратегии и методы [Текст] / Т.Л. Коновалова // Аграрный научный журнал. – 2018. – № 3. – С. 78–83.
Интернет-источники:
14. Гуляев, Г.Ю. Эволюция теории конкуренции [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/evolyutsiya-teorii-konkurentsii
15. федеральный образовательный портал [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/
16. экономический портал [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.economicportal.ru/
17. Федеральная антимонопольная служба РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.fas.gov.ru/
18. Отель «Гранат» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://granatnn.ru/