Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В ситуации рыночной экономики основной задачей каждого предприятия является удовлетворение потребностей жителей и субъектов народного хозяйствования при минимальных затратах и внесение вклада в ускорение экономического развития государства. Для этого предприятие должно обеспечить увеличение прибыли.
Прибыль считается ключевым источником формирования доходов предприятия и погашения долговых обязательств перед кредиторами.
Для предприятий Российской Федерации тематика прибыли и рентабельности является весьма острой, так как высокие налоги и платежи обесценивают получаемую прибыль. Также в условиях «свободного экономического плавания», организации все больше работает в обстановке самоокупаемости и самофинансирования и не могут рассчитывать на государственную поддержку.
В настоящее время источниками инвестирования реальным для предприятий остается акционирование и использование части прибыли.
Из всего вышесказанного определяется актуальность выбранной темы. Показатели прибыли и рентабельности являются ключевыми в системе оценки результативности и деловых качеств организации, степени ее надежности и финансового благополучия.
Анализ прибыли дает возможность обнаружить основополагающие факторы ее роста, эффективное применение ресурсов, потенциальные возможности организации, а также установить влияние внешних и внутренних факторов на объем прибыли, порядок ее распределения.
Предметом курсовой работы является анализ прибыли и рентабельности и их роль в финансовой устойчивости организации.
Объект курсовой работы – ООО «Метро Кеш энд Керри».
Цель курсовой работы – разработка мероприятий по увеличению прибыли и рентабельности на предприятии ООО «Метро Кеш энд Керри».
Для достижения поставленной цели нужно решить такие задачи, как:
- изучить экономическую сущность прибыли и рентабельности;
- изучить методику анализа прибыли и рентабельности и факторы, влияющие на их величину;
- дать организационно-экономическую характеристику ООО «Метро Кеш энд Керри»;
- проанализировать финансовое состояние предприятия ООО «Метро Кеш энд Керри»];
- предложить мероприятия по увеличению прибыли и рентабельности на предприятии ООО «Метро Кеш энд Керри».
В качестве методологии исследования применялись общенаучные и специальные методы: сравнительного анализа, группировки данных, системного подхода, расчетно-аналитические методы.
Теоретическую и методологическую основу курсовой работы составили научные труды таких авторов в области экономики, как Новашина Т.С., Шатаев О.В., Суслова Ю.Ю., Терещенко Н.Н., Баскова О.В., Сейко Л.Ф. и др., материалы справочно-консультационной системы «Консультант плюс».
Информационной базой для написания курсовой работы послужили данные бухгалтерской (финансовой) отчетности ООО «Метро Кеш энд Керри» за 2018 – 2020 гг.: бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников и приложений.
1 Теоретические аспекты анализа прибыли и рентабельности и их роль в финансовой устойчивости организации
1.1 Экономическая сущность прибыли и рентабельности
Понятие прибыли и сущность данной экономической категории волновали учёных с самых истоков возникновения экономики и начала деятельности отдельных, хозяйствующих субъектов [13, с. 91].
Поэтому существует множество трактовок и определений прибыли.
По мнению Карла Маркса – прибыль – это модифицированная прибавочная стоимость, источником эксплуатации которой является неоплаченный труд рабочих [2, с. 154].
Рикардо Д. целиком разграничил заработную плату и прибыль и говорил о том, что прибыль – это остаток, после вычета из стоимости товара, затрат на заработную плату [2, с. 155].
В Налоговом кодексе РФ, прибыль – это разность между полученными доходами и произведенными предприятием расходами, определяемыми в установленном порядке для различных категорий налогоплательщиков.
Г.Б. Поляк считает, что прибыль – это конечный финансовый результат предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов разницу между ценой продукции и ее себестоимостью [13, с. 53].
Г.Р. Ханова и А.Б. Михайлов считают, что прибыль характеризует абсолютную эффективность работы предприятия, и является определением финансового результата деятельности предприятия [2, с. 166].
По мнению Г.В. Савицкой, финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности, понимая под прибылью часть чистого дохода, который получают собственники после реализации произведённых товаров и предоставленных услуг [33, с. 284].
По данным исследований составлена классификация видов прибыли предприятия, она представлена на рисунке 1.
Рисунок 1 – Классификация прибыли организации
Величина прибыли организации зависит от эффективности управления организацией и организационного процесса управления финансовыми результатами организации. Процесс формирования финансовых результатов направлен на то, чтобы достичь нужного их размера, реализовать все резервы за счет финансовой операционной и инвестиционной деятельности [11, с. 32].
Оценить эффективность этого процесса можно отследив динамику соответствующих статей в отчете о финансовых результатах организации.
Отчет о финансовых результатах содержит информацию обо всех доходах, полученных организацией, и всех расходах, произведенных организацией за определенный период.
Финансовый результат организации в отчете о финансовых результатах рассчитывается поэтапно.
В отчете о прибылях и убытках выделяются следующие виды прибыли: валовая прибыль, прибыль (убыток) от продаж, прибыль (убыток) до налогообложения, чистая прибыль (убыток) отчетного периода, капитализированная (нераспределенная) прибыль (убыток).
Цель деловой активности - не только получение прибыли, но и обеспечение высокой рентабельности хозяйственной деятельности. В отличие от показателя абсолютной прибыли, рентабельность является относительным показателем и показывает, насколько прибыльным является бизнес. Прибыльность отражает уровень прибыльности на определенной основе. Бизнес является прибыльным, если сумма выручки от продажи продукции достаточна не только для покрытия затрат на производство и продажу, но и для получения прибыли.
Показатели рентабельности измеряют рентабельность компании по разным позициям и группируются по интересам участников экономического процесса. Это важные характеристики факторной среды для получения прибыли и выручки компаний. Таким образом, они представляют собой важные элементы анализа и сравнительной оценки финансового положения компании. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной и ценовой политики.
Основные показатели можно сгруппировать в следующие группы:
- показатели, рассчитываемые исходя из себестоимости проданных товаров;
- показатели, рассчитанные по производственным фондам;
- показатели, рассчитанные на основе денежных потоков.
Рентабельность продукта можно рассчитать как для всех проданных продуктов, так и для отдельных типов. В первом случае он определяется как процент прибыли от продажи продуктов над затратами на их производство и маркетинг. Рентабельность всех проданных продуктов может быть рассчитана как процент прибыли от продажи торгуемых продуктов по сравнению с продажными продуктами. Эти показатели дают представление о текущей экономической эффективности компании и рентабельности реализованной продукции.
Рентабельность отдельных видов продукции зависит от отпускной цены и общей стоимости. Он определяется как процент от продажной цены единицы данного продукта за вычетом общей стоимости к общей стоимости единицы данного продукта.
В этом смысле при планировании ассортимента продукции учитывается, как рентабельность отдельных типов повлияет на рентабельность всех продуктов. Поэтому важно формировать структуру продукта, чтобы повысить общую эффективность производства и получить дополнительные возможности увеличения прибыли.
Вторая группа показателей прибыльности формируется на основе расчета уровней доходности в соответствии с эволюцией размера и характера привлеченных средств.
Разница между уровнями рентабельности этих показателей характеризует, насколько компания использует финансовый рычаг для увеличения своей прибыльности: долгосрочные кредиты и заемные средства.
Эти индикаторы очень практичны, поскольку служат интересам участников.
Третья группа показателей формируется так же, как показатели первой и второй групп, но вместо прибыли учитываются чистые денежные поступления.
Эти показатели дают представление о степени способности компании предоставлять ликвидность кредиторам, заемщикам и акционерам. Концепция рентабельности, рассчитываемой на основе притока денежных средств, широко используется в странах с развитой рыночной экономикой. Он имеет более высокий приоритет, поскольку операции с денежными потоками являются признаком интенсивного производственного и финансового «здоровья» бизнеса. Переход к использованию этой концепции требует реструктуризации корпоративной отчетности. Эта работа все еще находится на начальной стадии.
Разнообразие показателей рентабельности определяет поиск альтернативных способов ее увеличения. Каждый из исходных показателей разбивается на систему более или менее детализированных факторов, которые устанавливают пределы для выявления и оценки резервов.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации». ПБУ 9/99. Утверждено приказом Минфина РФ № 32н от 06.05.99г. – СПС «Консультант- Плюс»
2. Абрютина М. С. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: учеб. пособие / М. С. Абрютина, А. В. Грачев. – Москва: Дело и Сервис, 2017. – 506 с.
3. Ветрова Н. В. Финансы предприятий: ответы на вопросы / Н. В. Ветрова. – Минск: Тетралит, 2018. – 159 с.
4. Войтоловский, Н. В. Экономический анализ: учебник для бакалавров / Н. В. Войтоловского, А. П. Калининой, И. И. Мазуровой. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юрайт, 2017. – 548 с.
5. Гинзбург А. И. Экономический анализ / А. И. Гинзбург. – Санкт-Петербург: Питер, 2017. – 208 с.
6. Ермолович Л. Л. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учеб. пособие / Л. Л. Ермолович. – Минск: Соврем. шк., 2019. – 736 с.
7. Маркарьян Э. А. Финансовый анализ / Э. А. Маркарьян, Г. П. Герасименко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2017. – 548 с.
8. Мирзаева Ф.Б. Современные проблемы анализ финансово-экономического состояния организаций различных сфер деятельности // Вопросы структуризации экономики. – 2019. - №1. – с. 261-263.
9. Морозов И.А. Значимость изучения финансового анализа для повышения результата финансово-хозяйственной деятельности организации // Форум молодых ученых. – 2017. - №5. – с. 1452-1454.
10. Обухова А.С. Разработка мероприятий по улучшению финансового состояния организации на основе корреляционно-регрессионного анализа // Известия Юго-Западного государственного университета. – 2017. - №3. –с. 104-113.
11. Павлова И.А. Методическое и информационное обеспечение анализа финансового состояния торговых организаций // Вестник Университет (Государственный университет управления). – 2018. - №21. – с. 167-171.
12. Финансовое планирование и прогнозирование: учеб. пособие / Е. А. Разумовская, М. С. Шуклин, В. И. Баженова, Е. С. Панфилова; под общ. ред. Е. А. Разумовской; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2017. – 284 с.
13. Юркова Е.В. Проблемы анализа финансового состояния организации на основе экономико-математического моделирования / Е.В.Юркова // Научный альманах. – 2017. - №9. – с. 96-99.
14. Ресурс БФО: https://bo.nalog.ru/organizations-card/7105412