Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Германия – один из ведущих игроков в мировой экономике и крупнейшая в экономическом отношении страна Европы. Трудно переоценить роль, которую играет Германия в мировой торговле, эта страна является вторым после Китая экспортёром (объем экспорта в 2017 г. составил 1 576 млрд долл.) и третьим после США и Китая импортёром (объем импорта – 1 104,6 млрд долл.)
Существует целый ряд факторов, оказывающих благоприятное воздействие на укрепление позиций Германии в мировой торговле. Прежде всего, экономико-географическое положение Германии чрезвычайно выгодное для развития внешней торговли. Страна расположена в центре наиболее развитого экономически района Европы, где сходятся крупнейшие торговые и транспортные артерии мирового значения.
Через Германию проходят все важнейшие торговые пути, соединяющие западную и восточную Европу. Страна имеет выход к Северному и Балтийскому морям, что также способствует укреплению торгово-экономических связей.
Как известно, Германия – высокоразвитая индустриальная страна. В то же время, государство не слишком богато запасами полезных ископаемых (можно отметить лишь каменный и бурый уголь, калийные соли). Однако именно скудость естественных ресурсов породила знаменитую немецкую бережливость и определила специализацию страны на промышленном производстве и развитии наукоемких отраслей экономики.
Промышленное производство в стране достигло очень высокого уровня развития, ФРГ причисляют к мировым технологическим лидерам. Она является главным производителем продукции машиностроения и ведущим экспортером машин и оборудования среди стран ЕС. Германию можно назвать несомненным лидером в мировом автомобилестроении. Говоря о внешнеэкономической деятельности Германии, нельзя не отметить, что страна была одним из инициаторов создания в 1957 году Европейского экономического сообщества (ныне – Европейский Союз) и в настоящее время выступает за углубление и расширение международной экономической интеграции на европейском континенте.[1]
Актуальность исследования обусловлена тем, что международная торговля - одна из наиболее развитых и традиционных форм международных экономических отношений. Анализ специфических проблем открытой экономики начинается обычно с внешней торговли как важнейшей формы международных отношений. В общем виде международная торговля является средством, с помощью которого страны могут развивать специализацию, повышать производительность своих ресурсов и таким образом увеличивать общий объем производства. Суверенные государства, как и отдельные лица и регионы страны, могут выиграть за счет специализации на изделиях, которые они могут производить с наибольшей относительной эффективностью, и последующего их обмена на товары, которые они не в состоянии сами эффективно производить.
Страны торгуют по нескольким причинам. Во-первых, экономические ресурсы - природные, человеческие, инвестиционные товары - распределяются между странами мира крайне неравномерно; страны существенно различаются по своей обеспеченности экономическими ресурсами. Во-вторых, эффективное производство различных товаров требует различных технологий или комбинации ресурсов.
Цель курсовой работы - проанализировать динамику внешней торговли Германии.
Задачи курсовой работы:
- рассмотреть международную торговлю в системе международных экономических отношений;
исследовать основные показатели внешней торговли;
охарактеризовать современную внешнеторговую политику Германии;
проанализировать динамику и структуру внешней торговли Германии;
1.1 Внешняя торговля и международная торговля
Международная торговля - одна из наиболее развитых и традиционных форм международных экономических отношений. Она зародилась в глубокой древности - собственно международная торговля начала осуществляться с формированием первых национальных государств в IV - III тысячелетиях до нашей эры (Египет, Месопотамия и др.), применительно к этим условиям уже правомерно рассматривать трансграничное движение товаров. Однако в тот период в международный обмен поступала лишь небольшая часть производимой в различных странах продукции, поскольку господствующей формой хозяйства было натуральное хозяйство.[2]
Становление рыночных отношений дало мощный импульс развитию международной торговли. Международная торговля претерпела существенные изменения, отражая переход к новым ступеням в развитии рыночного хозяйства. Поскольку в основе развития международной торговли лежит международное разделение труда, постоянно углубляющееся и развивающееся под воздействием НТП, то возможности развития международной торговли практически безграничны. В началеXXI в. воздействие НТП становится все более значительным, а связанные с ним изменения в международной торговле - все более динамичными. Фактором, способствующим динамичному развитию международной торговли, является вывоз капитала, уже более 100 лет определяющий важнейшие тенденции в развитии международных экономических отношений в целом. Все более активную роль в развитии международной торговли играют современные государства.
Начиная с 80-х гг. XX в. развитие международной торговли тесно связано с глобализацией экономики, когда происходит по существу «срастание» рынков отдельных стран. Наиболее интенсивно это происходит в рамках интеграционных группировок, таможенных, торговых и экономических союзов, где уменьшаются или вообще ликвидируются административные и экономические барьеры между странами.
Все более значительное место в современной международной торговле занимает электронная торговля (e-commerce, electroniccommerce). В основе электронной торговли лежит использование возможностей современных компьютерных систем для осуществления сделок по реализации товаров и услуг и перевода финансовых ресурсов.
Существенное воздействие на развитие международной торговли оказывает деятельность ТНК, которые формируют свои собственные внутренние («интернальные») рынки, определяют в их рамках конъюнктуру рынка, масштабы и направления товарных потоков, цены на товары (особое место здесь занимают трансфертные цены) и общую стратегию развития таких рынков. Поскольку в современной международной торговле участвует множество различных субъектов международных экономических отношений (от ТНК с глобальными стратегиями и глобальными масштабами торговли - до отдельных физических лиц («челноков»)), экономические интересы которых часто не совпадают, то в целом для нее характерна острейшая конкуренция.
Международные товарные потоки в целом приобретают огромные масштабы и охватывают все регионы мира. В 2003 г. международная торговля товарами (суммированный мировой экспорт товаров) уже превышала 7 трлн долл.[4]
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Авдушин Е.Ф. Международные экономические отношения: учебник //Е.Ф. Авдушин. М.: Экономисть, 2004. 304 с.
2. Буглай В.Б. Международные экономические отношения: учебник / В. Б. Буглай, Н.Н. Ливенцев; под ред. Н.Н. Ливенцева. М.: Финансы и статистика, 2004. 255 с.
3. Бюллетень иностранной коммерческой информации (БИКИ)// газета 7 марта 2012. №18.С.5
4. Международные экономические отношения: учеб. Пособие / А.И. Евдокимов [и др.]; под ред. А.И. Евдокимова. М.: Проспект, 2004. 548 с.
5. Международные экономические отношения: учебник / И.П. Фаминский [и др.]; под ред. И.П. Фаминского. М.: Экономисть, 2004. 336 с.
6. Мировая экономика: учебное пособие / Е.Г. Гужва, М.И. Лесная, А.В. Кондратьев, А.Н. Егоров; СПбГАСУ. - СПб., 2009. 116 с.
7. Прокушев Е.Ф. Внешнеэкономическая деятельность: Учебник / Прокушев Е.Ф . - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и КО", 2006. 448 с.
8. Фомичев В.И. Международная торговля: учебник/ В.И. Фомичев. М.: ОМЕГА-Л, 2005. 446 с.
9. https://www.destatis.de - Федеральное статистическое ведомство Германии
10. Зарицкий Б.Е. Немецкий автопром в эпоху глобализации // Мир новой экономики., 2016. №2.- С. 88-94.
11. Румянцева А. Е. Doing business in Russia and Germany // Молодой ученый. — 2017. — №51. — С. 178-180.