Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность выбранной темы заключается в том, что одним из важнейших показателей экономики той или иной страны является доля малого бизнеса. Ведь не секрет, что именно сектор малого предпринимательства обеспечивает большую часть ВВП любого развитого государства. В развитых странах 75-90 % ВВП обеспечивает малый бизнес (МБ); в России – лишь 20 %. 5,6 млн. субъектов среднего и малого бизнеса обеспечивают занятость 25 % населения РФ.
Развитие малого предпринимательства снижает негативное влияние экономических кризисов, повышает экономическую активность населения, создает новые рабочие места, привлекает инвестиции в отдельные отрасли народного хозяйства. В социальном плане малый бизнес формирует так называемый «средний класс» населения - основу демократического общества, а также способствует появлению нового предпринимательского мышления, основанного на созидании, активности, использовании новых инновационных технологий.
Однако сегодня малый и средний бизнес сталкивается с большим количеством угроз и рисков, в числе которых правовые, институциональные, экономические и др. Малый бизнес, как никакой другой, чувствует колебания рынка, изменения в общей экономической ситуации в стране, отвечая на это изменением численности предприятий, изменениями в структуре спроса и предложения. Малый бизнес - это лакмусовая бумажка экономики, и от того, в каких условиях он работает, зависит здоровье экономики.
Интенсификация функционирования малого предпринимательства обладает рядом преимуществ: увеличение числа собственников; рост доли экономически активного населения; создание дополнительных рабочих мест, стимулирование профессионального роста населения, селекция наиболее энергичных, дееспособных индивидуальностей, для которых малый бизнес становится первичной школой самореализации. Необходимо отметить, что активизация роста субъектов малого предпринимательства особенно актуальна для регионов, где основные отрасли экономики сконцентрированы в данном секторе экономики.
На сегодняшний день можно констатировать, что система поддержки предприятий не является адресной, а носит общий характер, вне зависимости от видов деятельности. Вследствие этого появляется дисбаланс между программами поддержки бизнеса и актуальной потребностью последнего в определенных видах целевых программ.
В вышеизложенном ключе важна роль органов местного самоуправления (муниципалитетов), так как именно они напрямую соприкасаются с бизнесом на местах и влияют на предпринимательский климат конкретной территории. Эффективность развития территории обеспечивается на муниципальном уровне как путем грамотного расходования бюджетных средств, так и правильностью мер поддержки малого бизнеса.
Степень разработанности проблемы в экономической литературе. Вопросам становления и развития предпринимательства посвящено большое число работ, в т. ч. таких экономистов, как Агеев С.В., Акимов С.Ю., Буров В.Ю., Крюков С.П. и др. Однако несмотря на довольно высокую степень разработанности проблемы, в связи с постоянно изменяющейся экономической ситуацией вопросы поддержки предпринимательства требуют дальнейшей проработки Работы этих и других экономистов использованы при написании данной работы.
Объектом исследования является малый бизнес.
Предметом исследования является роль малого бизнеса в развитии сферы услуг.
Цель работы – изучить роль малого бизнеса в развитии сферы услуг.
Основные задачи работы:
изучить понятие субъектов малого бизнеса;
раскрыть роль малого бизнеса в развитии экономики России;
рассмотреть роль малого предпринимательства сферы услуг;
выявить проблемы и перспективы формирования предпринимательской среды сферы услуг.
В работе использованы научные методы исследования: диалектический, формально-логический, методы анализа, индукции и дедукции, а также частные методы, в том числе: системно-структурный, системно-функциональный.
Структура работы обусловлена целями и задачами проведенного исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
1. Теоретические основы функционирования субъектов малого бизнеса
1.1. Понятие субъектов малого бизнеса
Все предприятия, являющиеся неотъемлемой частью национальной российской экономики, в соответствии с их размерами и общепринятой терминологией подразделяются на 3 группы: крупные, средние, малые.
У каждой группы есть свои специфические интересы, которые определяют стратегии их экономического поведения, то, как они относятся к политике, проводимой государством, к вопросам социального, экономического, политического и национального характера [17, с. 157].
Для сравнения — критерии малого среднего и крупного бизнеса в таблице:
Таблица 1 -Критерии малого среднего и крупного бизнеса
Критерий Малый Средний Крупный
Доход До 800 млн руб. До 2 млрд руб. Более 2 млрд рублей
Количество сотрудников 100 работников Среднесписочное количество сотрудников среднего бизнеса: 101—250 работников Более 250 работников
Доля участия третьих лиц в уставном капитале Совокупная доля участия РФ, субъектов РФ, государственных учреждений, общественных, религиозных организаций и фондов не более 25%. Для других юридических лиц (иностранных и тех, которые не являются субъектами МСП) максимальная доля — 49%. Если участники относятся к МСП, то их доля не ограничена.
Взаимодействие малых, средних и крупных предприятий в наше время является основой современной рыночной экономической системы. Каждая из этих форм предпринимательства относится к хозяйствующим субъектам экономики и выполняет определенную роль. Крупнейшие синдикаты в основном определяют экономическую и техническую мощь страны. Тенденция к монополизации экономики, вхождению и интеграции малых и крупных предприятий характерна для крупного предпринимательства.
Сферой деятельности средних предприятий, действующих на основе национальных интересов, является внутренний рынок. Средние предприятия создаются из малых предприятий. И они представляют собой сеть владельцев частных предприятий, которые оказывают непосредственное влияние на уровень развития государства. Они также являются важнейшим элементом экономики и показателем стабильности и экономического благополучия страны. Деятельность крупных и средних предприятий опирается на малые предприятия, что свидетельствует об их важности и высокой значимости для всей экономики [13, с. 6].
В мировой практике существуют различные подходы к классификации «предпринимательства» и критериям отнесения его к «малому бизнесу». Наиболее часто используемые критерии включают: численность персонала малого предприятия (средняя численность постоянных сотрудников и работников, занятых неполный рабочий день); размер уставного капитала; финансовые показатели малого предприятия (чистая прибыль, общий доход, оборот); вид деятельности предприятия.
Предпринимательство в России всегда вызывало противоречивые чувства, как со стороны государства, так и со стороны общества.
Предприниматель - это человек, у которого есть желание и возможность реализовать инновационную идею. Все предпринимательство основано на инновационном моменте и коммерческой жилке менеджеров. Но, такая ситуация была не всегда. Изначально предприниматели прошли сложный путь от периода становления до нынешней ситуации и доказали свое право на полноценное существование в социально–экономической системе. Давайте рассмотрим исторические этапы развития предпринимательства.
Этап становления предпринимательства определялся изменением политической системы. Старая система прекратила свое существование, а вместе с ней изменилась и коммерческая система. У нас еще не было времени создать новый, поэтому мы дали каждому возможность открыть свой собственный бизнес. Для предпринимателей этот этап оказался самым сложным. Поскольку не было законодательной базы, не было возможности отстаивать свои права. Многие торговцы были вынуждены решать проблемы самостоятельно. В это время появились первые деловые союзы и ассоциации.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993: с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1994. – № 32. – Ст. 3301.
3. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ // Российская газета. – 2007. – № 164.
4. Арустамян, Е.С. Перспективы развития малого бизнеса в РФ / Е.С. Арустамян // Экономические науки. – 2020. – № 2. – С. 7-13.
5. Арутюнян, К.Н. Понятие и содержание административно-правового регулирования в сфере малого предпринимательства / К.Н. Арутюнян // Право и жизнь. – 2018. - № 4. - С. 32-37.
6. Бабина, Н.В. Предпринимательская деятельность. Трастовые услуги населению. Учебное пособие / Н.В. Бабина. - М.: Альфа-М, Инфра-М, 2019. - 240 c.
7. Беспалов, М. В. Особенности развития предпринимательской деятельности в условиях современной России / М.В. Беспалов. - М.: ИНФРА-М, 2020. - 232 c.
8. Брижанина, Т.В. Малый бизнес: суть, преимущества, развитие / Т.В. Брижанина // Вестник Челябинского государственного университета. – 2018. – № 2. – С. 32-37.
9. Валиева, И.Л. Государственная поддержка малых предприятий / И.Л. Валиева, Е.Б. Гогицева, М.Р. Цомаева // Актуальные вопросы экономических наук. – 2018. – № 41. – С. 7-11.
10. Валигурский, Д. И. Организация предпринимательской деятельности / Д.И. Валигурский. - М.: Дашков и Ко, 2018. - 330 c.
11. Валигурский, Д.И. Организация предпринимательской деятельности: учебник / Д.И. Валигурский. – М.: Дашков и К, 2020. – 519 с.
12. Гиблова, Н.М. Как помочь малому и среднему бизнесу? / Н.М. Гиблова // Банковское кредитование. – 2018. – № 3. – С. 28-32.
13. Глинова, Т.А. Проблемы развития малых предприятий в России / Т.А. Глинова // Концепт. – 2020. – № 8. – С. 1-6.
14. Леликова, Н.А. История и современные тенденции развития малых предприятий в России / Н.А. Леликова, Е.В. Конвисарова // Успехи современного естествознания. – 2020. - № 1. – С. 496-498.
15. Ляшевич, И.А. Правовые проблемы регулирования малого и среднего бизнеса в России на современном этапе / И.А. Ляшевич // Журнал российского права. – 2020. – № 5. – С. 62-66.
16. Ходов, Л. О структуре малых предприятий и особенностях его мотивации / Л. Ходов // Вопросы экономики. – 2020. – №7. – С. 147-151.
17. Чеберко, Е.Ф. Основы предпринимательской деятельности. История предпринимательства: Учебник и практикум / Е.Ф. Чеберко. - Люберцы: Юрайт, 2019. - 420 c.
18. Череданова, Л.Н. Основы экономики и предпринимательства / Л.Н. Череданова. - М.: Academia, 2019. - 64 c.
19. Череданова, Л.Н. Основы экономики и предпринимательства / Л.Н. Череданова. - М.: Academia, 2018. - 352 c.
20. Череданова, Л.Н. Основы экономики и предпринимательства / Л.Н. Череданова. - М.: Academia, 2020. - 16 c.
21. Шедько, Ю.Н. Система государственного и муниципального управления: учебник / Ю.Н. Шедько. – М.: Юрайт, 2019. – 570 с.
22. Федеральная служба государственной статистики Российской Федерации. Официальный сайт. URL: http://www.gks.ru.