Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Происходящие, на данном этапе, перемены в российском образовании направлены развитие подрастающего поколения ключевых компетенций, которые, в дальнейшей жизни помогут им достичь уровня образованности, достаточного для самостоятельного решения мировоззренческих и исследовательских проблем теоретического или прикладного характера.
Основная работа в этом направлении лежится на педагогов. Учителя понимают, что одних знаний, умений, навыков для этого слишком мало, нужно осваивать другие, современные технологии, изменять содержание и методы преподавания. Современная наука об образовании подошла к тому моменту, когда возникла острая необходимость в создании педагогических технологий, которые обеспечивают самое основное в образовательном процессе – развитие личности каждого учащегося, его активности.
Школе и, в частности, учителям необходимо создать такие условия обучения, чтобы каждый ученик стремился получить новые результаты своей работы и в дальнейшей своей жизни смог успешно применить их в практической деятельности. Будущее от них потребует огромного запаса знаний не только по выбранной специальности, но в области современных технологий.
В условиях современных технологий и методов преподавания в последнее время выделяется обучение кейс – методом. Кейс – метод включает в себя такие прекрасно зарекомендовавшие себя приемы, как: метод проектов, ролевая игра, ситуативный анализ и многое другое.
При решении общей проблемы на уроках литературы действенным методом оказывается совместная деятельность, которая позволяет всем учащимся в полной мере осмыслить и усвоить учебный материал, дополнительную информацию, а главное – научиться работать в команде и самостоятельно.
Актуальность курсовой работы определяется потребностями человека к самоопределению и самовыражению в условиях современного, информационного общества.
Целью работы является обобщении опыта работы использования кейс – технологий как интерактивного метода при формировании главных образовательных компетенций, учащихся на уроках литературы.
Задачи, поставленные в данной курсовой работе, следующие:
- изучить историю развития кейс – технологий;
- охарактеризовать классификацию кейс – технологий;
- рассмотреть кейсовую технологию на уроках литературы как метод обучения;
- выявить методику преподавания литературы по кейс – методу;
- проанализировать использование кейс – технологий на уроках литературы.
Объект исследования: интерактивный метод обучения, кейс - технология, школьников литературе.
Предмет исследования: процесс осуществления развития учащихся через использование кейсов обучения литературе.
Методы исследования: изучение опыта, анализ научной и методической литературы, дедуктивный метод.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КЕЙС - ТЕХНОЛОГИИ КАК МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ
История развития кейс – технологии
Для российского образования кейс технологии или кейс методы обучения – в некоторой степени новое явление. Официальное распространение кейсы стали получать лишь в 90-ые годы XXв на базе нескольких московских вузов.
Первый чемпионат России по решению бизнес-кейсов был проведен в 2007г. К 2009г. популярность чемпионата возросла и в нем приняли участие 3500 студентов из 15 городов России.
Примерно в это время некоторые зарубежные фирмы, имеющие свои филиалы и представительства в нашей стране, при приеме на работу стали использовать кейс тестирование.
В целях внедрение бизнес кейсов в российскую систему образования была создана ассоциация бизнес-клубов РФ. Само происхождение термина одни исследователи связывают с английским словом case - портфель, небольшой чемодан [10, с. 15], другие – с латинским casus - сложный, запутанный случай [10, с. 15]. Думается, и те, и другие правы, т.к. суть метода состоит в том, что учащиеся получают пакет (кейс) заданий, которые не имеют точного ответа. Поэтому от участников требуется либо выявить проблему и пути ее решения, либо разработать варианты выхода из предложенной сложной ситуации, когда просто обозначена проблема.
Значительный вклад в разработку и внедрение этого метода в России внесли Г.А. Брянский, Ю.Ю. Екатеринославский, О.В. Козлова, Ю.Д. Красовский, В.Я. Платов, Д.А. Поспелов, О.А. Овсянников, В.С. Рапоппорт и др.
Тем не менее, развитие метода проходило в то время весьма непоследовательно. С одной стороны, использование метода анализа разных ситуаций привело к широкому распространению игровых и дискуссионных методов обучения, но с другой стороны, устоявшееся идеология, закостенелость системы образования постепенно вытесняли этот метод из учебных классов.
Так, например, в США учащиеся рассматривали сложные ситуации, в которых оказывались действующие организации, и разрабатывали способы выхода из них. Как практика показала в дальнейшем, что оказавшись в похожей реальной ситуации, выпускники легко находили пути решения. В 1920г, после выпуска первого сборника кейсов, вся система обучения менеджменту в Гарвардской школе была переведена на case study. С 50-х годов бизнес кейсы стали активно внедрятся в систему образования и в Западной Европе [5]
В России кейс технологии называют еще методом анализа конкретных ситуаций (АКС), ситуационными задачами [11, с. 67]. В последние годы АКС широко применяется при обучении в медицине, юриспруденции, экономике, политологии, в школах бизнеса, т.к. считается, что наиболее успешно кейс технологии можно использовать на занятиях экономики, права, обществознания, истории по темам, которые требуют анализа большого количества документов и первоисточников, в том числе решение подобных задач формируют знаний по тем дисциплинам, где несколько ответов на вопрос могут соперничать между собой по степени истинности [11, с. 72].
В последнее время все чаще используются кейс технологий в общеобразовательных школах. В более упрощенной форме проведения сетевых уроков. Но далеко не всегда кейс метод предполагает использование интернет информации, так в задании может содержаться вся необходимая для анализа информация. Часто, количество информации учащимся выдается в большем объеме, чем это необходимо. Цель избытка даваемой информации - чтобы учащиеся умели отделять нужную от ненужной, главное от второстепенного.
Кейсовая технология как метод обучения на уроках литературы
Использование в процессе обучения кейс–метода позволяет у учащихся сформировать межпредметные связи, подойти к учебному процессу индивидуально. Использование кейс–метода позволяет повысить потребность в новых знаниях, вызвать познавательный интерес к изучаемой теме, обеспечить возможность применения методов научного исследования, развивать познавательную самостоятельность и мыслительные творческие способности, развить эмоционально – волевые качества и сформировать познавательную мотивацию [15, с. 172].
Такие нетрадиционные методы обучения позволяют максимально задействовать коммуникативные и творческие способности детей. Кейс-технологии могут широко применятся на примерах не только художественной литературы, но и публицистической.
Художественные произведения русских литераторов лучше всего подходят для изучения их с помощью кейс - заданий, это связано с тем, что основаны они не на внешняя составляющей, а имеют глубокий внутренний мир героев, их искания, морально-этическая подоплека поступков. Все это – сфера жизни человека, не поддающаяся однозначной оценке, то есть подразумевается различная трактовка одного и того же характера или поступка, есть противоречия, внутренние и внешние проблемы. Это и дает базу для создания кейса [15, С. 174-176].
Цели кейс–метода:
• стимуляция познавательной деятельности учащихся, что, в свою очередь, повышает эффективность самого обучения;
• усиление мотивации к учебному процессу и предмету в целом;
• выработке умений работы с большим объемом информацией, отделять первостепенную и второстепенную информацию;
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Архипова, В. В. Взаимосвязь образовательных и информационных технологий / В. В. Архипова // Открытое образование. – 2006. - № 5. – С. 68 – 71.
2. Брюханова, Е. Н. Об особенностях применения кейс – технологии на уроках литературы [Электронный ресурс] / Е. Н. Брюханова. – Режим доступа: http://kampk.ucoz.ru (дата обращения: 25. 05. 2014)
3. Вылегжанина, И. В. Организация и апробация дистанционного обучения и дистанционной поддержки образовательного процесса в образовательном учреждении / И. В. Вылегжанина // Научно-методический журнал «Образование в Кировской области» – Киров, - 2007. - №4. - С. 54 – 58.
4. Дзатцеева, Т. С. Кейс - технологии и их применение в современной школе на уроках литературы [Электронный ресурс] / Т. С. Дзатцева. – Режим доступа: http://festival.1september.ru (дата обращения: 20. 05. 2014)
5. Добротина, И. Н. Развитие умений информационной переработки текста с использованием приемов современных образовательных технологий /И. Н. Добротина // Русский язык в школе. – 2013. – № 10.
6. Завгородняя, Е. Г. Кейс-метод на уроках литературы как средство формирования метапредметных компетенций [Электронный ресурс] / Е. Г. Завгородняя. – Режим доступа: http://festival.1september.ru (дата обращения: 22. 05. 2014)
7. Зырянов, Г. П. Опыт и ближайшие перспективы дистанционного повышения квалификации педагогов / Г. П. Зырянов // Вопросы интернет образования. – 2002. - № 10. - С. 74 – 82.
8. Казюлина, О. В. Использование кейс – метода на уроках литературы с целью повышения мотивации к обучению [Электронный ресурс] / О. В. Казюлина. – Режим доступа: http://www.uchportal.ru (дата обращения: 22. 05. 2014)
9. Пинчукова, М. В. Подготовка учителей – предметников к использованию дистанционных технологий в учебном процессе / М. В. Пинчукова // Информатика и образование. – 2013. – № 3. – С. 67 – 74.
10. Рейнгольд, Л. В. За пределами CASE — технологий / Л. В. Рейнгольд // Компьютерра.- , 2000. - №13. – 15 с.
11. Русских, Г. А. Дидактические основы современного урока: Учебно-практическое пособие / Г. А. Русских // – М., Ладога - 100, - 2001. – 67 с.
12. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии: учебное пособие/ Г. К. Селевко // – М.: Народное образование,- 1998. С. 17 - 24
13. Сурмина, Ю. П. Ситуационный анализ, или анатомия Кейс-метода / Ю. П. Сурмина // – Киев: Центр инноваций и развития. - 2002. С. 84 – 93.
14. Шабанов, А. Г. Формы, методы и средства в дистанционном обучении / А. Г. Шабанов // Инновация в образовании. – 2005. – №2 . – С. 102 – 116
15. Шимутина, Е. В. Кейс – технологии в учебном процессе / Е. В. Шимутина // Народное образование. – 2009. - №2 . – С. 172 - 179