Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Существование и успешное функционирование любого коммерческого банка связано с огромным количеством рисков. Появление проблемной задолженности также связано с большим спектром рисков в банковской деятельности. Её возникновение может быть обусловлено многочисленным количеством факторов, которые невозможно учесть в полной мере. Именно поэтому, очень важно выделять направление работы коммерческих банков с проблемными кредитами. Следовательно, управление рисками и существующей проблемной задолженностью клиентов должно проходить с учетом многих аспектов банковской деятельности в целом и отдельных подразделений кредитной организации в частности.
В работе затрагивается спектр проблемной задолженности, связанный непосредственно с сегментом кредитования физических лиц. Развивая традиционные классические активные операции с физическими лицами, кредитные организации применяют современные методики определения кредито- и платежеспособности клиентов. Но меняющаяся экономическая среда, накладывает свой отпечаток на применяемые методики и поведение экономических субъектов. Следовательно, риск возникновения проблемной задолженности будет существовать всегда, вопрос стоит только в его величине и способах управления. Коммерческим банкам в ходе своей деятельности постоянно приходится работать с «проблемными» клиентами, у которых возникают трудности при исполнении своих обязательств по заключенному кредитному договору.
В каждом коммерческом банке разработана собственная система работы с проблемной задолженностью, которая включает в себя множество регламентов, инструментов, способов и методов работы с ней. Соответственно, в каждом отдельном случае возникает задача рационального применения того или иного инструмента, снижающего массу проблемной задолженности или изменения качественного состояний кредитного портфеля в целом. Именно от наличия и эффективного применения всего набора инструментов будет зависеть, насколько быстро решается ситуация снижения проблемной кредитной задолженности, а от этого зависит и успешность функционирования самой кредитной организации. Проблема работы с просроченной задолженностью наиболее ярко проявляется в кризисные для экономики периоды. Разработка эффективной методики работы с просроченной задолженностью и применение инструментов в оптимальные сроки, позволяют улучшить качество кредитного портфеля и освободить средства, направленные на создание резервов по ссудам.
Поэтому проблемная задолженность и пути ее снижения является актуальной и важной для каждой кредитной организации и для банковского сектора в целом.
Основные направления и методы исследования предопределены научными разработками и публикациями отечественных ученых: М.В. Барсукова, Ю.Б. Бубнова, Е.О. Бякова, Н.Б. Глушкова, Т.Г. Грушко, Г.Б. Поляка, Е.Г. Машкина.
Целью работы является разработка практических рекомендаций по совершенствованию работы коммерческого банка с проблемной и просроченной задолженностью.
Достижение поставленной цели обусловило решение следующих задач:
изучить сущность, причины и признаки возникновения проблемной задолженности;
изучить основные методы работы с проблемной задолженностью физических лиц в отечественных кредитных организациях;
изучить зарубежный опыт работы банков с проблемной задолженностью физических лиц;
изучить состояние проблемной задолженности физических лиц на современном российском банковском рынке в целом;
выявить основные тенденции изменения проблемной задолженности физических лиц;
провести анализ проблемной задолженности физических лиц в ПАО Сбербанк;
разработать мероприятия для совершенствования работы с проблемной задолженностью физических лиц.
Предметом исследования являются экономические отношения, возникающие при работе кредитных организаций с проблемной задолженностью физических лиц.
Объектом исследования выступает деятельность – ПАО Сбербанк.
Теоретической и методологической основой для проведенного исследования являются законодательные акты РФ, методические рекомендации и инструктивные материалы ЦБ России, учебные издания, отечественные и зарубежные статьи, а так же финансовая отчетность ПАО Сбербанк, отражающие основную проблематику работы с просроченной задолженностью физических лиц.
При обработке информационного материала использованы методы монографический, сравнения, аналитического и статистического анализа.
Работа состоит из введения, двух глав, содержащих основные результаты исследования, заключения, списка литературы.
1. Теоретические и практические аспекты работы коммерческого банка с проблемными и просроченными кредитами
1.1. Проблемный и просроченные кредиты: понятие, причины, признаки
Одной из основных проблем, связанных с успешным существованием коммерческих банков, является рост проблемной задолженности. Суммы просроченных задолженностей носят различный характер. Причем, эти изменения, скорее, описывают отрицательную тенденцию, склонную к повышению такой задолженности. Прежде всего, стоит отметить понятие проблемной задолженности. Главное, что нужно уточнить, наш взгляд, в этом вопросе – это тождественность определений «проблемная» и «просроченная» задолженность. Как известно, просроченная задолженность связана с несвоевременным выполнением обязательств по кредитному договору, следовательно, можно говорить о том, что она приобретает проблемный характер. Поэтому её можно также сопоставить понятию проблемная задолженность. Таким образом, вышеуказанное допущение является вполне уместным, что позволяет далее в работе использовать термины «проблемная» и «просроченная» задолженность как равнозначные.
В отечественной экономической литературе отмечается, что «… просроченная задолженность — не погашенная в срок задолженность по основному долгу и/или плановым процентам за пользование ссудой, а также иным платежам по кредитному договору» [20, с. 240].
Также в экономической литературе можно встретить более структурированное определение проблемной задолженности. Согласно этому определению проблемная задолженность - это «непогашенная в сроки, установленные кредитным договором, ссудная задолженность, включающая основной долг, начисленные, но не уплаченные проценты, штрафы и пени».
Появление проблемной задолженности, в целом достаточно сложный процесс, который носит своего рода накопительный характер. Чаще всего её обострение происходит вместе с ухудшением финансового состояния клиента или отсутствием желания исполнять условия кредитного договора. Однако своевременное вмешательство кредитора на ранних стадиях появления просроченной задолженности может её предотвратить или частично демпфировать.
Отметим основные признаки, которые могут охарактеризовать наступление проблемной задолженности. В экономической литературе они делятся на несколько групп в зависимости от своей направленности. Одной из групп признаков возникновения проблемной задолженности является совокупность организационных признаков, таких как:
необоснованные задержки по платежам, либо их полное отсутствие;
отказ от названия причины отсутствия платежей и сложившейся финансовой ситуации;
отсутствие денежных средств у заемщика, связанные со сменой деятельности;
изменения в составе руководителей предприятия у заемщика;
неблагоприятные тенденции и изменения в развитии рынка, на котором предприятие заемщика осуществляет свою деятельность;
частое изменение заемщиком своего местонахождения и номеров телефонов;
просьбы со стороны заемщика по отсрочке выплат кредита;
нецелевое использование кредита [21, с. 142].
Следующая основная группа признаков, объясняющая появление проблемной задолженности – это экономические признаки. К таким признакам чаще всего относят данные, связанные с ухудшением финансового состояния заемщика, которые получают при анализе платежеспособности и кредитоспособности заемщика.
В современной экономической литературе, как правило,
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» // Российская газета. – 2002. – № 127.
2. Федеральный закон Российской Федерации от 02.12.1990 № 395 – 1 «О банках и банковской деятельности» // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 6.
3. Абрамова, М. А. Финансы, денежное обращение и кредит. / М. А. Абрамова, Л. С. Александрова. – М., 2020. – 410 с.
4. Ачкасов, А. И. Активные операции коммерческих банков / А. И. Ачкасов. - М.: АО Консалтбанкир, 2020. – 80 с.
5. Батраков, Л. Г. Экономический анализ деятельности коммерческого банка. Учебник для вузов. / Л. Г. Батраков. – М.: Логос, 2020. – 450 с.
6. Белотелова, Н. П. Деньги. Кредит. Банки: учебник / Н. П. Белотелова. – М.: «Дашков и К», 2020. – 400 с.
7. Бобылева, А. З. Финансовый менеджмент: учебник / А. З. Бобылева. — М.: «КНОРУС», 2020. — 656 с.
8. Ведев, А. Л. Российская банковская система. Кризис и перспективы развития. / А. Л. Ведев, И.С. Лаврентьева. - М.: Веди, 2020. - 235 с.
9. Гамидов, Г. М. Банковское и кредитное дело / Г. М. Гамидов. - М.: Банки и биржи. - 2020. – 94 с.
10. Герасимова, Е. Б. Анализ банковских ресурсов методом коэффициентов. Финансы и кредит / Е. Б. Герасимова. - 2020. – С. 23-30
11. Жуков, Е. Ф. Банки и банковские операции / Е. Ф. Жуков. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2020. – 196 с.
12. Иванов, А. Н. Анализ надежности банков / А. Н. Иванов. - М.: Русская деловая литература.- 2020. – 160 с.
13. Казак, А. Ю. Финансы и кредит / А. Ю. Казак. - М.: Капитал, 2020. – 184 с.
14. Мартыненко, Н. Н., Банковские операции Учебник / Н. Н. Мартыненко, О. М. Маркова, О. С. Рудакова. – М.: ЮРАЙТ, 2020. - 612 с.
15. Миловидов, В. Д. Современное банковское дело. Опыт США / В. Д. Миловидов. - М: Изд. Москов. универ. 2020. – С. 32.
16. Михайлов, А. Г. Коммерческие банки: методы оценки надежности / А. Г. Михайлов // Банковское дело. – Юрист, 2020. – 28 с.
17. Панова, Г. С. Кредитная политика коммерческого банка / Г. С. Панова. - М: ИКЦ «ДИС», 2020. - 328 с.
18. Полушкин, В. К. Анализ доходности коммерческого банка / В. К. Полушкин // Бухгалтерия и банки. - М.: - РАГС, 2020. – С. 25.
19. Поморина, М. А. Проблемы финансового менеджмента российских банков / М. А. Поморина // Банковское дело. – РАГС, 2020. - С. 26-28.
20. Проява, С. М. Финансово-кредитная система: учебное пособие / С. М. Проява, Н. М. Бобошко. – М.: «Юнити-Дана», 2020. – С. 240
21. Щегорцев, В. А. Деньги, кредит, банки: учебник для вузов / В. А. Щегорцев, В. А. Таран. – М. «Юнити-Дана», 2020. – 415 с.
22. Сайт Центрального банка Российской Федерации [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.cbr.ru