Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность настоящего исследования состоит в том, что тема совершенствования работы органов местного самоуправления до сих пор остается не разрешенной. Достаточно сказать, что вопросу развития и совершенствования работы местного самоуправления особое внимание уделяет президент России – В.В. Путин.
В этой связи нужно отметить, что и сегодня местное самоуправление не может в полной мере осуществлять возложенные на него задачи. К сожалению, местные органы власти недостаточно оперативно и четко реагируют на обращения граждан.
Так же местное самоуправление часто критикуют за то, что оно не в состоянии эффективно распоряжаться имеющимися финансовыми ресурсами и средствами, выделяемыми из городского бюджета. Кроме этого, можно констатировать и тот факт, что на местах часто не умеют прогнозировать возможные риски и потребности того или иного муниципального образования.
Одной из самых больших проблем муниципальных властей является их слабая подготовленность к работе с современными средствами связи и управления. В Интернете часто можно видеть обращения граждан к местным властям по проблемам конкретного адреса – не работающий лифт, развалившаяся дорога или требование граждан благоустроить территорию микрорайона.
Однако реакции местных властей на такие обращения нет. Дело в том, что в состав администрации районов часто не входят IT-специалисты или специалисты по работе с обращениями граждан. Точно так же дело обстоит и с обращением жителей муниципалитетов на сайт «Государственные услуги».
Здесь обращения фиксируются и отправляются в городскую администрацию. Город же вынужден терять несколько дней на то, чтобы донести полученное обращение до главы конкретного района города. Кроме этого, нужно учитывать, что до сих пор нет точного разграничения объема задач, которые должен решать мер – глава города и руководитель администрации района.
Такая ситуация ведет к тому, что район не всегда может быстро решить вопрос со строительством и запуском школы, ремонтом или строительством дороги и т.д. Точно так же не всегда местные власти могут свободно, по собственному усмотрению распоряжаться выделенными финансовыми ресурсами. Поскольку все финансовые потоки контролируют и распределяют городские власти, а не отдельно взятые муниципалитеты.
Цель исследования – рассмотреть особенности совершенствования структуры местной администрации (на примере администрации Индустриального района города Пермь).
Объект исследования – местная администрация.
Предмет исследования – структура местной администрации (на примере администрации Индустриального района города Пермь).
Задачи исследования:
1. Дать определение местному самоуправлению.
2. Рассмотреть особенности местного самоуправления в России.
3. Выявить проблемы местного самоуправления в России.
4. Выявить особенности структуры администрации Индустриального района г. Пермь.
5. Разработать проект улучшения структуры администрации Индустриального района г. Пермь.
6. Сделать выводы по итогам исследования.
1. Теоретическая часть
1.1. Местное самоуправление и его особенности
В Российской Федерации нет ни одного более или менее значимого вопроса экономического, социального, экологического или иного характера, который мог бы быть решен вне преломления через призму федеративных отношений и местного самоуправления, без учета специфики построения единой системы публичной власти в государстве федеративного типа. Это определяется не только обширным кругом вопросов, который отнесен Конституцией Российской Федерации (статья 72) к кругу полномочий по вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Значимость федеративных отношений диктуется также большим разнообразием в условиях и уровне развития субъектов федерации и муниципалитетов, высокой степенью зависимости большинства из них от различных финансово-бюджетных и иных взаимодействий с федеральным центром. В этом смысле постоянное совершенствование федеративных отношений и местного самоуправления – это необходимая предпосылка к практическому достижению всех целей развития Российской Федерации в целом, включая и приоритеты ее безопасности.
Применительно к решению данной задачи в современных условиях принципиально важным представляется, во-первых, переход к системе стратегического планирования на всех уровнях публичной власти (включая региональный и муниципальный), обозначенный принятием и последующей корректировкой Федерального закона от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации». Положения этого закона дают все основания полагать, что необходимым элементом долговременного стратегирования должно стать также и совершенствование экономико-правовых основ федеративных отношений, а также развитие муниципалитетов в стране.
Вторым важным обстоятельством является принятие новых ключевых документов по вопросам национальной безопасности Российской Федерации, что позволяет определить эффективность всех компонентов федеративных отношений и местного самоуправления как одно из главных условий такой безопасности во всех ее составляющих. Данные документы формируют институционально-правовую основу и содержательный вектор для дальнейшего развития и совершенствования законодательства в сфере федеративного устройства, федеративных отношений, регионального развития и местного самоуправления.
В настоящее время одними из ключевых моментов в указанной сфере являются утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. № 207-р Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, заключение на проект которой было представлено, среди прочих, и Комитетом Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, а также поручение Президента Российской Федерации о подготовке новой редакции Стратегии национальной безопасности Российской Федерации с уточненными формулировками национальных интересов Российской Федерации.
С позиций федеративных отношений и вопросов местного самоуправления полагаем, что к национальным интересам Российской Федерации на средне- и даже долгосрочную перспективу, среди прочего, могут быть отнесены:
- повышение устойчивости национальной системы расселения путем развития городов и сельских территорий, а в целом – сохранение и развитие поселенческого каркаса страны;
- развитие крупных городов и сопутствующих им городских агломераций, улучшения их инфраструктуры и дорожно-транспортной связанности населенных пунктов агломерации путем развития дорожной сети и повышения ее качества, развития общественного транспорта; ускорение экономического развития Российской Федерации за счет раскрытия имеющегося экономического потенциала крупнейших и крупных городских агломераций;
- улучшение условий жизни жителей малых городов и сельских поселений путем устойчивого сокращения доли непригодного для проживания жилищного фонда, повышения уровня благоустройства, обеспечения социальной и коммунальной инфраструктурой, в том числе школой, учреждением здравоохранения (как минимум, фельдшерско-акушерским пунктом для сельских поселений), чему особое внимание уделено и в обновленной редакции Конституции Российской Федерации, информационно-культурно-досуговым центром (современным клубом), многофункциональным центром предоставления услуг, почтой, отделением банка, участковым полицейским, а также водоснабжением и водоотведением, газо-, энергоснабжением; повышение транспортной доступности сельских территорий за счет развития и улучшения качества сети региональных и местных дорог, стимулирования развития общественного транспорта;
- развитие малых и средних городов, а также крупных сельских населенных пунктов как межмуниципальных обслуживающих центров для сельских территорий, обеспечивающих население и предпринимателей необходимыми видами услуг; повышение конкурентоспособности экономики малых городов и сельских территорий, в том числе путем продвижения уникальных локальных (местных) брендов; развитие потребительской, кредитной и иных форм кооперации, фермерства, повышения доступности для малых и средних товаропроизводителей рынков сбыта сельскохозяйственной продукции, как в малых, так и в больших городах;
- поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, самозанятых граждан, социально ориентированных некоммерческих организаций и социальных предприятий, с одновременным определением источников компенсации выпадающих доходов для муниципалитетов,