Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Экономическая система Российской Федерации развивается параллельно с изменениями в различных сферах общественного генезиса: политической, экономической и правовой. Согласно процессу развития возникают новые цели, разрабатываются новые методы и устанавливается новый социально-экономический вектор запросов российских субъектов хозяйствования, включая сферу налогообложения. В связи с этим исследование организации деятельности территориальных налоговых органов представляется актуальным.
Деятельность налоговых органов различного уровня взаимосвязана с уровнем развития демократии в государстве и его национальной экономической системе. Это способствовало исследованию природы процесса налогообложения в контексте исследовательской парадигмы образования и развития различных форм государства. Так, основоположник анархизма французский ученый-экономист Пьер Жозеф Прудон (1809-1865 гг.) подметил, что вопрос о налоге есть вопрос о государстве.
Не случайно в современной экономической системе правительства разрабатывают меры регулирования рыночных экономических процессов для обеспечения устойчивости национальной экономической системы. Суть, функции, и роль налогового органа, как института регулирования еще недостаточно исследована. Необходимость развития теории и практики налогообложения вытекает из острой потребности установления налоговых принципов, стимулирующих экономический рост и способствующих обеспечению устойчивости национальной рыночной системы.
Цель курсовой работы изучить структуру и организацию деятельности территориальных налоговых органов Российской Федерации, как важнейшего института налогового регулирования государства, а также классификацию налоговой службы и особенности деятельности территориальных налоговых органов на современном этапе развития российской налоговой системы.
В соответствии с целью исследования поставлены и решены следующие его задачи:
- рассмотреть развитие территориальных органов налогообложения;
- определить признаки территориальных органов налогообложения и критерии их отнесения к категории органов государственного регулирования;
- рассмотреть особенности регулирования деятельности органов территориального налогообложения в Российской Федерации;
- изучить проблемы и направления совершенствования работы органов территориального налогообложения.
Объект исследования – формирование и организация деятельности территориальных органов налогообложения Российской Федерации на примере Новосибирской области. Огромное внимание было уделено исследованию доктринального подхода к определению понятия, классификации российских органов налогообложения.
В курсовой работе использованы современные методики научного знания общественно-правовых закономерностей, конкретно-исторического, сравнительного, формального и юридического, статистического и системного анализа.
Основой теории и правовой основы исследования являются научные труды российских и иностранных экономистов по финансовым вопросам, нормы отрасли российского и зарубежного законодательств, юридические публикации, научно-практические издания по данной проблеме, а также материалы право применения.
Основной эмпирический материал в работе составили законодательные и подзаконные акты Российской Федерации в области финансового права, работы российских и зарубежных ученых-экономистов, статистический материал по Новосибирской области.
1. СИСТЕМА И ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ РФ
1.1. Система территориальных налоговых органов в РФ
С момента возникновения государства, как такового, налоги и сборы представляют собой необходимое звено в системе общественных отношений. Смена общественных формаций сопровождалась изменением системы налоговых отношений. Современная общественная система отличается тем, что налоги в ней представляют собой основную форму доходов в государстве. Наряду с этой финансовой функцией механизм налогов используется, как рычаг экономического государственного регулирования на динамику и структуру общественного производства, а также состояние научно-технического прогресса.
Налоговая систему можно определить, как совокупность налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей в бюджет, которые взимаются на условиях в рамках действующих правовых норм. В качестве отличительных особенностей налогов той или иной страны выступают: система налогов в соответствии с нормативно-правовой базой; принципы, формы и методы налогообложения; налоговые институты, формы и методы налогового контроля; права и ответственность субъектов налоговых отношений, условия и порядок налогового процесса.
Для любого индустриально развитого государства характерно то, что основная масса его общественных расходов покрывается за счет налогов. Это позволяет называть его налоговым государством. Политико-экономический строй Советского Союза представляет определенное исключение из этого правила. Однако, переход к рынку в Российской Федерации с начала 90-х гг. XX века, привел к коренному изменению общественного экономического уклада. На первом этапе рыночных преобразований возникла потребность создания новой налоговой системы, а также разработки принципиально новых подходов к регулированию налоговых отношений.
Было определено, что стратегические направления налоговой политики в условиях рынка базируются не только на главной функции налогов - пополнение государственного бюджета. Принято во внимание то, что налоги выступают важнейшим экономическим инструментом стимулирования и регулирования производства, а также обеспечения социальных гарантий. Посредством системы дифференцированных налоговых ставок для субъектов хозяйствования различных отраслей осуществляется перераспределение доходов, а также обеспечивается рациональная перестройка структуры производства в пользу отраслей, которые служат в первую очередь удовлетворению жизненных потребностей населения, а уже на той основе пополнению государственного бюджета.
Это побуждает правительство быть заинтересованным в равномерном поступлении денежных средств от налогов в государственный бюджет в соответствии с планом наполнения доходной части бюджета. Данное равномерное поступление денежных средств в государственный бюджет и внебюджетные фонды способствует бесперебойному расходованию денежных средств на целевые государственные программы, снижает риск несовпадения фактических сроков поступления платежей и выдачи бюджетных средств, обеспечивает своевременную выплату заработной платы.
Выше изложенное показывает, что эффективное развитие экономики связано с качеством налоговой системы. Для ее совершенствования в Российской Федерации предпринято немало усилий и получены следующие основные результаты: создана эффективная налоговая система, существенно снижена налоговая нагрузка, разработана плоская шкала налога на доходы физических лиц, стало более эффективным налоговое регулирование, снижено число малоэффективных налогов. Принимая во внимание тот факт, что в настоящее время в Российской Федерации совершается множество налоговых правонарушений, следует отметить, что предпринятые усилия не достаточны, и необходимо дальнейшее реформирование налоговой системы.
В теории налогообложения определение налоговой системы трактуется не однозначно. Во многих случаях ее отождествляют с родственными категориями такими, как «система налогообложения и сбора», «система налогообложения и сбора» и «система налогового законодательства», что не является абсолютно верным. Ситуация с определением категории «налоговая система» осложняется тем, что в Конституции и законодательстве Российской Федерации о налогах и сборах к настоящему времени нет нормативно определенного понятия «налоговая система». Так, п. 3 ст. 75 Конституции Российской Федерации гласит: «система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом»[6].
В качестве уполномоченного федерального органа исполнительной власти по налоговому регулированию выступает Федеральная налоговая служба России, которая осуществляет следующие функции:
проводит государственную регистрацию юридических и физических лиц (в качестве индивидуальных предпринимателей);
представляет интересы юридических и физических лиц в делах о банкротстве и в его процедурах относительно требований уплаты обязательных платежей государству по денежным обязательствам [7, c. 251].
В роли исполнительных налоговых органов в пределах субъектов Российской Федерации выступают их территориальные органы. Данные структуры реализуют контролирующие функции на местах и подчиняются вышестоящим органам.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Гусарова В.Н. Методические подходы к формированию региональной налоговой политики // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. 2009. Т. 2-2. № 75. С. 83–88.
2. Конципко Н.В. Исторические предпосылки развития концептуальных подходов к амортизационной политике как собственного источника финансирования корпорации // Вестник ТГУ. Экономика. 2017. № 1. С. 153–168.
3. Лях О.А., Гринкевич Л.С. Региональная налоговая политика России на современном этапе // Известия Томского политехнического университета. 2008. Т. 312. № 6. С. 16–18.
4. Сапрыкина Т.В. Региональная налоговая политика: факты и перспективы // Вестник АГУ. 2015. Вып. 1 (155). С. 213–221.
5. Закон Новосибирской области № 142-ОЗ от 16.10.2003 г. «О налогах и особенностях налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков в Новосибирской области». [Электронный ресурс] // Официальный сайт Федеральной налоговой службы НСО. URL:
https://www.nalog.ru/rn54/about_fts/docs/4473108/ (дата обращения:07.11.2021).
6. Конституция Российской Федерации [Текст]: офиц.текст. - М.: Маркетинг, 2001.-39с.-ISBN 5-94462-025-0.
7. Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение в России: Учебник для ВУЗов. - М.: БЕК, 2001, с.252.
8. Налоговый кодекс РФ (часть первая) от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ (ред. 18.07.2017). [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru/search/?q (дата обращения: 07.11.2021).
9. Налоговый кодекс РФ (часть вторая) от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ (ред. 29.07.2017). [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru/search/?q (дата обращения: 07.11.2021).
10. Постановление Правительства Новосибирской области № 318-п от 22.07.2013 «О критериях эффективности налоговых льгот, установленных иным категориям налогоплательщиков». [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/465702365 (дата обращения: 07.11.20).
11. Приказ министерства финансов и налоговой политики Новосибирской области № 15-НПА от 13.02.2014 «Об утверждении Порядка оценки эффективности предоставления налоговых льгот в Новосибирской области иным категориям налогоплательщиков и Методики оценки эффективности предоставления налоговых льгот в Новосибирской области иным категориям налогоплательщиков». [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru/regbase/cgi/ (дата обращения: 07.11.2021).
12. Приказ Министерства финансов Российской Федерации № 552 от 03.12.2010 (ред. 14.04.2016) «О порядке осуществления мониторинга и оценки качества управления региональными финансами». [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_126489/ (дата обращения: 07.11.2021).
13. Указ Президента РФ от 09.03.2004 № 314 (ред. от 28. 09. 2017) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_46892/ (дата обращения: 07.11.2021).
14. Федеральный закон № 401-ФЗ от 30.11.2016 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru/search/ (дата обращения: 07.11.2021).