Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. На сегодняшний день система государственных закупок выполняет важнейшую системообразующую роль в российском обществе, представляя собой ключевой механизм, обеспечивающий и отражающий качество реализации отношений между государством, бизнесом и обществом.
Важность создания эффективной контрактной системы диктуется современными экономическими потрясениями. Россия в последнее время очень часто подвергается экономической и финансовой блокаде со стороны мирового сообщества. В таких условиях государству приходится рассчитывать на свои силы, поднимать отрасли находящиеся в упадке, создавать новое производство и т.д. Естественно, что все эти реформы осуществляются через федеральную контрактную систему, и то на сколько эффективно данная система будет функционировать, зависит скорость создания независимого, экономически сильного государства.
Контракт является основным документом определяющим возникновение прав и обязанностей сторон, заключивших его. Контракт определяет порядок осуществления сторонами принятых обязательств, определяет правовые границы возможного (регламентированного) поведения. Он оформляет экономическое и правовое равенства сторон, закрепляет меры принуждения (санкции) на случай неисполнения или ненадлежащего исполнения сторонами своих обязательств.
В отечественной экономической науке присутствуют научные исследования, посвященные вопросам функционирования государственной контрактной системы. Так, особый интерес в контексте исследования представляют статьи Ю.М. Воронина, О.Г. Геймура, А.И. Дудочникова, Г.Ф. Миначевой, В.Н. Ерёмина, С.В. Лавренко, А.В. Романовой, А.В. Мандрюкова, Л.Н. Овсянникова и др.
Предметом исследования является государственная контрактная система.
Объектом исследования магистерской диссертации является процесс формирования эффективной государственной контрактной системы.
Цель исследования – рассмотреть обеспечение, заключение, исполнение, расторжение государственного контракта.
В соответствии с указанной целью поставлены перед собой следующие задачи:
рассмотреть понятие государственного контракта и порядок его заключения;
изучить законодательный регламент и заключение государственных контрактов;
охарактеризовать расторжение государственных контрактов;
рассмотреть оплату государственных контрактов;
изучить казначейское сопровождение государственного контракта.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
1 Теоретико-методологические аспекты государственного контракта
1.1 Понятие государственного контракта и порядок его заключения
Существует несколько определений понятия государственного контракта, которые дают различные нормативно-правовые источники.
Государственным контрактом в специализированных нормативных актах принято считать договор, заключаемый на поставку продукции, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения госпотребностей, заложенных в бюджете определенного уровня (федерального, муниципального, регионального или во внебюджетных фондах).
Государственный контракт – договор для государственных нужд, в соответствии с которым поставщик (исполнитель) обязуется передать производимые им товары государственному заказчику либо по его указанию иному лицу, а заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров. Государственный контракт заключается на основе государственного заказа, принятого поставщиком (исполнителем). Для государственного заказчика заключение контракта является обязательным всегда, а для исполнителя - лишь в случаях, установленных законом, и при условии, что заказчик возместит все убытки, которые могут быть причинены поставщику (исполнителю) в связи с выполнением контракта.
Государственный контракт – это договор, заключенный государственным заказчиком для обеспечения государственных нужд в продукции, работах, услугах. В 2020 году существуют государственные и муниципальные контракты. Госконтракт заключается от имени РФ или ее региона, муниципальный от имени муниципалитета .
Государственный контракт, муниципальный контракт – это контракты, которые оформляют соответственно:
госорганы, казенные учреждения, действующие от имени региона или РФ за счет бюджетных средств;
местные органы или казенные учреждения, действующие от имени муниципалитета за счет местного бюджета.
Исполнителем госконтракта может быть любое юрлицо (кроме оффшорных компаний) или физическое лицо. Однако существуют случаи, когда в тендере могут принять участие, а, следовательно, и заключить контракт могут компании или индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию за занятие определенным видом деятельности или какое-либо другое разрешение. Договор во исполнение государственного контракта заключается исполнителем госконтракта, его положения должны соответствовать госконтракту.
Данное положение существенно отличается от определения данного понятия п. 8 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» , а именно:
«Государственный контракт, муниципальный контракт - договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд».
При этом заключение контракта носит обязательный характер для сторон, в рамках проведения конкурентных процедур по определению Поставщика. Под гражданско-правовым договором бюджетного учреждения на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг понимается договор, заключаемый от имени бюджетного учреждения.
ГК РФ содержит несколько иное определение государственного или муниципального контракта, характеризующее его в большей степени с гражданско-правовой позиции.
Так, ст. 526 ГК РФ содержит положение, в соответствии с которым под государственным или муниципальным контрактом понимается контракт, по которому поставщик обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров .
Определение контракта, содержащееся в ГК, неполно отражает сущность понятия, поскольку предметом контракта, помимо товаров, в соответствии с ФЗ № 44 также выступают услуги и работы. Несмотря на существующие трактовки, ни одно из определений в полной мере не объясняет сущность контракта, только в совокупности они формируют полноценное понятие. Государственный контракт заключается на основе государственного заказа. Отличительной чертой госконтракта (договора) от иных видов договоров является его особая ориентированность (направленность) – закупка товаров (услуг, работ) для государственных или муниципальных нужд.
Потребности государства – это нужды в поставках определенных товаров, работ, услуг, требующихся державе для решения важных задач: жизнеобеспечение; оборона; госбезопасность; выполнение международных обязательств; целевые программы – муниципальные либо региональные. В государственном контракте, как и в любом другом, прописываются права и обязанности сторон – поставщика и заказчика, а также особенности их взаимоотношений в процессе выполнения заказа.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СЗ РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 01.07.2021) // Собрание законодательства Российской Федерации – 05.12.1994. – № 32. – Ст. 3301.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 26 01.1996 № 14 – ФЗ (ред. от 01.07.2021, с изм. от 08.07.2021) // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 5. – Ст. 410.
4. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 01.04.2019 № 50 – ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2019 г. – № 14. – Ст. 1463.
5. Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44 – ФЗ (в ред. от 02.07.2021) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2013 г. – № 14. – Ст. 1652.
6. Федеральный закон «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» от 13.12.1994 № 60 – ФЗ (ред. от 13.07.2015) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1994 г. – № 34. – Ст. 3540.
7. Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 № 223 – ФЗ (ред. от 01.07.2021) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2011 г. – № 30. – Ст. 4571.
8. Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № № 135 – ФЗ (ред. от 02.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2006 г. – № 31. – Ст. 3434.
9. Воронин Ю.М. Государственный финансовый контроль: вопросы теории и практики. / Ю.М. Воронин. – М.: Финансовый контроль, 2018. – 269с.
10. Геймур О.Г. Правовое регулирование финансового контроля в Российской Федерации на современном этапе / О.Г. Геймур // Вестник Тюменского государственного университета. – 2017. – №3. – С. 133-140.
11. Дудочников А. И. Анализ финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства в регионах России / А.И. Дудочников, Г.Ф. Миначева // Молодой ученый. – 2017. – №26. – С. 114-117.
12. Еремин В.Н. Маркетинг: основы и маркетинг информации : учебник / В.Н. Ерёмин. – М. : КНОРУС, 2019. – 648 с.
13. Косаренко Н.Н. Государственный финансовый контроль: публично-правовое регулирование: монография. / Н.Н. Косаренко. – М.: Русайнс, 2018. – 214 с.
14. Лавренко С.В. Финансовый контроль в системе обеспечения национальной безопасности: институциональный аспект/ С.В.Лавренко, А.В. Романова // Финансы и кредит. – 2020. – №26(410). – С.58-62.
15. Маковлева Е.Е. Инструменты и методы противодействия недобросовестному исполнению государственного контракта / Е.Е. Маковлева // Экономическая политика. – 2018. – Т. 13. – № 13. – С. 62 – 81
16. Мандрюков А.В. Изменение условий государственных (муниципальных) контрактов / А.В. Мандрюков // Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение. – 2017. – № 10. – С. 62 – 69.
17. Носуля Д.Е. Правовое регулирование государственного финансового контроля в РФ / Д.Е. Носуля // Аллея науки. 2018. Т. 3. № 1 (17). – С. 628-631.
18. Овсянников Л.Н. Становление государственного финансового контроля / Л.Н. Овсянников // Финансы. – 2019. – № 6. – С. 59-64.
19. Овчарова А.О., Игнатьева Ю. И. Правовые механизмы формирования эффективной контрактной системы в сфере государственных закупок / А.О. Овчарова // Актуальные проблемы российского права. – 2018. – № 3 (88). – С. 138–145.
20. Парамонова Т.Н. Маркетинг: Учебник. / Под ред. Проф. Т. Н. Парамоновой. – 5-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2019. – 360 с.
21. Подвальный И.О. Судебная практика по искам об оспаривании торгов (закупочных процедур) и контрактов, проведенных и заключенных в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44–ФЗ / И.О Подвальный // Информационно–аналитический журнал «Арбитражные споры». – 2019. – № 1. – С. 19 – 39. 133.
22. Подъяблонская Л.М. Государственные и муниципальные финансы. Структурированный учебник / Л.М. Подъяблонская // – Режим доступа: http://economy-ru.com/munitsipalnyie-finansyi-knigi/upravlenie-finansami-veduschih-zarubejnyih.html/
23. Пучкова А.П. Регулирование государственных закупок в праве Европейского союза: Дисс. … канд. юрид. наук. / А.П. Пучкова. – М.: 2018. – 194 с.
24. Степанова Е.Е. Специфика признания государственных (муниципальных) контрактов недействительными / Е.Е. Степанова // Юрист. – 2018. – № 10. – С. 51 – 56.
25. Финансы: учебник / Под ред. Е.В. Маркиной. – М.: КноРус, 2017. – 424 с.
26. Химичева Н.И. Финансовое право: Учеб. 3-е изд., перераб. и доп. / Н.И. Химичева, О.Н. Горбунова, Е.Ю. Грачева и др. / Отв. ред. Е.Ю. Грачева, Г.П. Толстопятенко. – М.: ТК «Велби»; Изд-во «Проспект», 2019 – 451с.
27. Globfin / Мировая экономика, финансы, инвестиции // – Режим доступа: http://www.globfin.ru/articles/finance/gosfin.htm