Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 6
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДУЕМОЙ ТЕМЫ 6
1.1. Понятие артериальной гипертензии, факторы риска, клиника 6
1.2. Школа здоровья, цель, задачи, роль медицинской сестры 12
ГЛАВА 2 15
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ 15
2.1. Методы исследования 15
2.2.Результаты исследования 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 25
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………….….27
Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность. В пoследнее время бoльшое значение в улучшении качества жизни и достижении активного дoлгoлетия придается не тoлькo мерoприятиям лечебного характера, нo и пoвышению урoвня знаний пациентов o свoем забoлевании. Это помогает пациентам узнавать наиболее опасные факторы риска для развития их заболевания; предполагаемые осложнения, которые могут привести к тяжелым последствиям (вплоть до смерти); и оказанию необходимой помощи себе и другим людям с таким же заболеванием.
Если между пациентами и медработниками не будет сотрудничества, то невозможно будет реализовать теоретические знания на практике. И мы получим тяжелые и необратимые последствия в организме человека. Каждый пациент в праве знать всю необходимую информацию о своем заболевании чтобы предотвратить нежелательные состояния; он сам решает следовать рекомендациям медработника или слушать свой внутренний голос.
В более молодом возрасте люди не задумываются, что через некоторое время им придется столкнуться с заболеваниями в разных стадиях развития. А когда это происходит, то изо всех сил они пытаются все изменить в лучшую сторону. Причина тому – человек хочет продлить свою жизнь, радоваться каждому дню, ведь у большинства есть родные, близкие и друзья с которыми хочется проводить больше времени без проблем и забот.
Время не стоит на месте, цивилизация развивается для более качественной и легкой жизни; плохая экология; некачественное и неполноценное питание; рост вредных привычек; профессиональные вредности; гиподинамия (пониженная подвижность) и многие другие факторы. Все это приводит к низкому уровню здоровья, то есть росту числа различных хронических заболеваний, а они в свою очередь к низкому качеству жизни и уменьшению продолжительности жизни.
Актуальность данной курсовой работы определяется тем, что население недостаточно информировано о «школах здоровья», как о современной профилактической технологии. Люди имеют низкий уровень медицинских знаний, касающихся своего заболевания. «Школы здоровья» новое направление в России.
Хорошо спланированные и организованные мероприятия по формированию здорового образа жизни среди населения в Школах здоровья способствует снижению заболеваемости и смертности. Сохраняется высокая потребность в обучении пациентов с артериальной гипертензией, сахарным диабетом, бронхиальной астмой, пациентов, желающих отказаться от курения, а также будущих родителей.
Нами были рассмотрены школы здоровья для людей с артериальной гипертензией, так как данное заболевание на сегодняшний день является одним из наиболее распространённых заболеваний, причем развитые страны по статистике должны быть менее уязвимыми для подобных заболеваний, однако и они страдают от него не в меньшей мере. По данным крупномасштабных обследований частота АГ у лиц в возрасте 50-59 лет встречалась в 44% случаев, в возрасте 60-69 лет — в 54%, а у лиц старше 70 лет — в 65% случаев. Все это делает проблему АГ чрезвычайно актуальной. [5]
Школа здоровья для больных с артериальной гипертонией (Школа АГ) – регулярная форма занятий с больными, которые в течение определенного периода времени изучают ряд тем согласно своему заболеванию. Школа АГ позволяет повысить информированность пациентов и улучшить их практически навыки по рациональному лечению заболевания, профилактике осложнений и повышению качества жизни. В Школу АГ для обучения направляются больные с артериальной гипертонией 1 - 3 степени с низким, средним и высоким риском сердечно-сосудистых осложнений.
Цель: Изучить организацию сестринской деятельности в школах здоровья для лиц с факторами риска и пациентов на примере артериальной гипертензии.
Задачи:
1. Рассмотреть факторы риска и клинику артериальной гипертензии;
2. Изучить цели, задачи и роль медицинской сестры в школе здоровья;
3. Провести исследование на предмет выявления факторов риска у пациентов.
Объект: Школы здоровья артериальной гипертензии.
Предмет: Сестринская деятельность в школах здоровья для лиц с факторами риска и пациентов с артериальной гипертензией.
База исследования: Городская поликлиника.
Методы исследования:
1.Анализ научной литературы;
2.Анкетирование;
3.Математические методы обработки информации.
Практическая значимость: Данную работу могут использовать студенты медицинских СУЗов для подготовки к семинарам по теме работы.
ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДУЕМОЙ ТЕМЫ
1.1. Понятие артериальной гипертензии, факторы риска, клиника
Артериальная гипертензия — самая распространенная болезнь сердечно-сосудистой системы, связанная со стойким повышением систолического давления до 140 и выше мм рт. ст., а диастолического — до 90 и выше. Систолическое давление — это давление крови в крупных сосудах в момент сокращения левого желудочка сердца, а диастолическое — давление, поддерживаемое тонусом стенок сосудов во время расслабления желудочка.
Синдром повышенного давления ставится на основании трех произведенных в спокойной обстановке измерений. Главное условие — чтобы человек не принимал накануне никаких препаратов, влияющих на давление. Для постановки диагноза, особенно при обследовании пожилых людей, достаточно, чтобы было постоянно повышенным только систолическое давление (его ещё называют «сердечным»). [5]
По данным ВОЗ, артериальная гипертензия — самое распространенное в мире заболевание кардиологического профиля, им страдают 30-45% населения. На уровень заболеваемости не влияют ни доход, ни климат, ни общее социально-экономическое положение страны.
Патология чаще диагностируется у мужчин, после 60 лет она отмечается у 60% людей. Специалисты ВОЗ прогнозируют дальнейший рост показателя распространенности артериальной гипертензии в связи с увеличением продолжительности жизни и старением населения всех стран. По прогнозам, число людей, страдающих от повышенного давления, достигнет к 2025 году 1,5 млрд. ссылки.
По причинам развития заболевания различают первичную и вторичную артериальную гипертензию. Первичная АГ называется также эссенциальной гипертензией или гипертонической болезнью. Среди всех случаев АГ на долю этого вида приходится 95% диагностированных случаев.
При вторичной (симптоматической) АГ повышение артериального давления — это следствие патологии других органов и систем организма, например, заболеваний почек, эндокринных нарушений или проблем с центральной нервной системой (ЦНС).
Причины развития артериальной гипертензии до сих пор до конца не ясны. Основная теория ее происхождения предполагает, что на сердечно-сосудистую систему влияет нарушение регуляторной деятельности высших отделов ЦНС. Артериальная гипертензия (АГ) классифицируется по различным признакам:
• степень повышения давления;
• тяжесть поражения органов-мишеней, т.е. органов и систем, максимально страдающих от повышенного давления;
• причина появления и развития патологии.
Классификация по уровню артериального давления (АД) выделяет несколько стадий артериальной гипертензии:
Таблица 1
Классификация показателей АД и определение степени АГ (мм.рт.ст.)
Категории АД САД ДАД
Оптимальное < 120 И < 80
Нормальное 120 - 129 и/или 80 - 84
Высокое нормальное 130-139 и/или 85 - 89
АГ 1 степени 140 - 159 и/или 90 - 99
АГ 2 степени 160 - 179 и/или 100 - 109
АГ 3 степени ≥ 180 и/или ≥ 110
Изолированная систолическая АГ ≥ 140 и/или < 90
Также, для постановки диагноза используют еще одну классификацию (табл.2).
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон «Об охране здоровья граждан в РФ» № 323-ФЗ от 21.11.2011
2. Методические рекомендации «Организация проведения диспансеризации и профилактических медицинских осмотров взрослого населения» Утв. Министерством здравоохранения РФ, 18. 03. 2013 г
3. Приказ МЗСР РФ от 15 мая 2012 г. № 543н «Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению»
4. Приказ МЗСР РФ № 597н от 19.08.2009г. «Об организации деятельности центров здоровья по формированию здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака»
5. Аверьянов, А. Гипертония. Диагностика, профилактика и методы лечения / А. Аверьянов, Е. Романова, О. Чапова. - М.: Центрполиграф, 2019. - 191 c.
6. Артериальная гипертония: принципы профилактики [Текст] // Справочник фельдшера и акушерки. - 2016. - № 10. - С. 65-78.
7. Васильева, Л. П. Гипертоническая болезнь / Л.П. Васильева. - М.: ИГ "Весь", 2018. - 160 c.
8. Глезер, Г. А. Артериальная гипертония / Г.А. Глезер, М.Г. Глезер. - М.: Медицина, 2019. - 661 c.
9. Горбунова, И.В. Опыт работы Школы ухода за пациентом в районной больнице / И.В. Горбунова // Главная медицинская сестра. - 2016. - №4. - С. 17-25
10. Гуков, А. Г. Лечение артериальной гипертензии [Текст] / А. Г. Гуков // Справочник врача общей практики. - 2017. - № 2. - С. 63-75
11. Кельцев, В.А. Артериальная гипертензия у детей и подростков (клиника, диагностика, лечение): Монография / В.А. Кельцев. - М.: Инфра-М, 2016. - 197 c.
12. Коррекция артериальной гипертензии при ожирении у лиц молодого возраста [Текст] / В. Ф. Лукьянов [и др.] // Физиотерапия, бальнеология и реабилитация. - 2016. - № 3. - С. 146- 150.
13. Морозова, Т. Е. Фармакогенетические подходы к прогнозированию эффективности и безопасности фармакотерапии артериальной гипертензии [Текст] / Т. Е. Морозова, Д. А. Сычев, Н. В. Ших // Лечащий врач. - 2016. - № 3. - С. 77-81.
14. Сидоров, Е. П. Образ жизни, снижающий артериальное давление при гипертонической болезни (пилотное исследование) [Текст] / Е. П. Сидоров // Справочник врача общей практики. - 2016. - № 5. - С. 26-32.
15. Школы здоровья для пациентов - одна из мер вторичной и первичной профилактики / О.В. Васильев [и др.] // Медицинская сестра. - 2013. - №4. - С. 8-12.