Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы курсовой работы обусловлена тем, что уже более четверти века прошло с того момента, как Конституция Российской Федерации определила значимость охраны окружающей среды и направления деятельности государства в сфере экологического развития страны на длительную перспективу. Конституционные принципы экологического развития совместно с другими направлениями социально-экономического, политического развития закреплены в гл. 1 Основного Закона, именуются основами конституционного строя и должны рассматриваться в качестве стратегических целей развития страны.
Уже стало вполне очевидным, что развитие мировой цивилизации сопровождается тенденцией увеличения опасностей и угроз экологического характера для человека и общества в целом. Состояние окружающей среды на территории Российской Федерации, где сосредоточены большая часть населения страны, производственных мощностей и наиболее продуктивные сельскохозяйственные угодья (составляет около 15% территории страны), оценивается как неблагополучное по экологическим параметрам.
Природные комплексы России на протяжении длительного времени испытывают сильное антропогенное воздействие. Среди них преобладают промышленно-городские агломерации; сюда входят также сельскохозяйственные и рекреационные территории. Анализируя экологическую ситуацию в России, необходимо иметь в виду, что окружающая среда все в большей степени испытывает последствия неупорядоченной урбанизации, деградации ландшафтов, глобальных изменений климата и других причин. Самыми неблагополучными с точки зрения экологии являются города Абакан (Хакасия), Новокузнецк (Кемеровская область), Ангарск (Иркутская область), Норильск (Красноярский край), Петровск-Забайкальский (Забайкальский край), Братск (Иркутская область) и др. Среди них преобладают центры черной и цветной металлургии, химической и целлюлозно-бумажной промышленности.
Жители этих городов и регионов проживают в экологически неблагоприятных условиях. Но не их в этом вина. Так сложилось исторически, на протяжении десятилетий.
Объектом и предметом исследования выступают правоотношения в сфере обеспечения устойчивого развития страны в области решения современных экологических проблем, а именно проводимая политика.
Цель курсовой работы – проанализировать понятие устойчивого развития, исследовать правовое регулирование в указанной области и рассмотреть основные экологические проблемы и пути их решения.
Поставленная цель может быть решена путем решения следующих задач:
- рассмотрение понятие устойчивого развития в области экологии;
- проанализировать нормативно-правовые акты, закрепляющие принципы экологической политики;
- исследовать проблемы экологической миграции и пути их решения;
- проанализировать
Структура работы. Курсовая работа структурирована введением, двумя главами, четырьмя параграфами, заключением, списком литературы.
ГЛАВА 1. Теоретические вопросы устойчивого развития Российской Федерации
1.1. Понятие устойчивого развития
Существует целый ряд угроз устойчивому развитию. Например, серьезной угрозой для лесного хозяйства являются лесные пожары. По причинам возникновения лесных пожаров статистика значительна в последние годы. В 70% случаи возгорания связаны с антропогенным воздействием человека и обусловлены несоблюдением правил пожарной безопасности в лесах при использовании лесов. Главной причиной возникновения лесных пожаров остается неосторожное обращение граждан с огнем в лесу - 50,8%, сюда же следует отнести переход огня с земель иных категорий - 14%, а также пожары при выжигании сухой травянистой растительности - 2,9% .
В 1987 году на очередной сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций был представлен Доклад, посвященный важнейшим вопросам сохранения окружающей среды и гармоничному развитию экономики и социума. Доклад назывался "Наше общее будущее", а Всемирная комиссия (WCED), его подготовившая и представившая, позже стала называться по имени ее руководителя, норвежского политика Гру Харлем Брунтланд (Gro Harlem Brundtland) - Комиссией Брунтланд.
Тогда же было положено начало международного движения по обеспечению качества человеческой жизни, главный посыл которого заключался в том, что делать это в настоящее время надо так, чтобы это не отражалось негативно в будущем для последующих поколений. Именно эта ключевая идея лежит в основе концепции "устойчивого развития" - термина, впервые введенного упомянутым Докладом и означающего необходимость стремиться к обеспечению баланса между поколениями .
Англоязычный устоявшийся термин "sustainable development" в русскоязычном варианте звучит как "устойчивое развитие", однако семантика слова "устойчивое" здесь предполагается более глубокая, нежели мы привыкли его понимать. В научном плане под устойчивым развитием подразумевается такое течение социологических и экономических процессов, удовлетворяющих человеческие стремления и потребности, которое обязательно соответствует принципам гармонии, баланса и очевидного благоразумия в отношении последствий для будущих поколений. Результаты текущей жизнедеятельности человечества ни в коем случае не должны ухудшать среду обитания и каким-либо образом мешать жизнедеятельности будущих поколений. И это осуществимо лишь при соблюдении двух взаимосвязанных ключевых условий:
а) при определении потребностей в числе приоритетных должны учитываться и нужды наиболее бедствующих слоев населения, то есть условие удовлетворения потребностей и стремления к улучшению жизни должно выполняться в равной степени для всех;
б) соблюдение разумных ограничений - при удовлетворении потребностей обязателен к исполнению принцип рациональности, бережливости и разумных ограничений в отношении использования природных объектов с учетом последних достижений науки и техники .
Профессор Е.И. Левина в своем труде о концепции устойчивого развития выделяет пять принципов, которые являются основополагающими в данном вопросе:
1) последующие поколения не должны получать негативные последствия в части возможностей удовлетворять свои нужды и воплощать чаяния вследствие бездумного и нерационального развития поколения ныне живущего;
2) эксплуатация природных ресурсов несомненно должна быть ограничена, но ограничение это сопряжено с современным техническим прогрессом и существует только в рамках возможностей планеты исправлять негативные последствия жизнедеятельности человека;
3) при осуществлении действий, способствующих экономическому прогрессу, необходимо в первую очередь руководствоваться принципами равенства и предоставлять возможность достижения лучших условий жизни для всех социальных слов населения, а особенно для тех из них, кто находится за гранью или на пороге нищеты;
4) люди экономических (финансовых и материальных) возможностей должны руководствоваться принципом разумности в отношении пользования энергией и другими ресурсами и возможностями планеты;
5) необходимо осуществлять контроль над демографической ситуацией, считаясь с совокупностью всех имеющихся и прогнозируемых возможностей нашей планеты.
По отношению к природным богатствам - провозглашенный принцип "устойчивое управление" впоследствии стал общеупотребимым в специальной литературе.
1.2. Правовые основы и политика государства устойчивого развития в области экологии
Фундаментальные принципы экологического развития страны, иными словами - государственной экологической политики, закреплены в ч. 1 ст. 9 Конституции России, в соответствии с которой земля и другие природные ресурсы используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ // СЗ РФ. 2006. N 50. Ст. 5278.
2. Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 305-ФЗ) // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. N 21. Ст. 699.
3. Федеральный закон от 28.12.2010 N 390-ФЗ "О безопасности" (в ред. Федерального закона от 05.10.2015 N 285-ФЗ) // СЗ РФ. 2011. N 1. Ст. 2.
4. Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (в ред. Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ).
5. Конвенция о биологическом разнообразии: заключена в г. Рио-де-Жанейро 5 июня 1992 г. // СЗ РФ. 1996. N 19. Ст. 2254.
6. Декларация Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию: принята в г. Рио-де-Жанейро 14 июня 1992 г. // Международное публичное право: Сборник документов. М.: БЕК, 1996. Т. 2. С. 135 - 138.
7. Декларация тысячелетия Организации Объединенных Наций: принята в г. Нью-Йорке 8 сентября 2000 г. Резолюцией 55/2 на 8-м пленарном заседании 55-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН // СПС "КонсультантПлюс".
8. Программа действий. Принята в г. Женева, Швейцария, Международной конференцией по проблемам беженцев и мигрантов в странах СНГ 31 мая 1996 г. // Дипломатический вестник. 1996. N 9. С. 44 - 59; N 10. С. 23 - 32.
9. Указ Президента РФ от 01.04.1996 N 440 "О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию" // СЗ РФ. 1996. N 15. Ст. 1572.
10. Указ Президента Российской Федерации от 19 апреля 2017 г. N 176 "О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года" // СЗ РФ. 2017. N 17. Ст. 2546.
11. Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" // СЗ РФ. 2016. N 1 (часть 2). Ст. 212. (утратил силу)
12. Постановление Правительства РФ от 29.12.2004 N 869 (в ред. Постановления Правительства РФ от 17.10.2017 N 1259) "Об утверждении Правил предоставления гражданам единовременной денежной компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" // СЗ РФ. 2005. N 1 (ч. II). Ст. 114.
13. Постановление Правительства РФ от 25.12.1992 N 1008 "О режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в ред. Постановления Правительства РФ от 21.03.1996 N 313) // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. N 5. Ст. 387.
14. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 г. N 1225-р "Об Экологической доктрине Российской Федерации" // СЗ РФ. 2002. N 36. Ст. 3510.
15. Распоряжение Правительства РФ от 11.02.2021 N 312-р <Об утверждении Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года> // "Собрание законодательства РФ", 22.02.2021, N 8 (часть II), ст. 1398
16. Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утв. Президентом Российской Федерации 30 апреля 2012 г. // СПС "КонсультантПлюс".
17. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30 марта 2018 г. N 14-П "По делу о проверке конституционности части 3 статьи 43 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в связи с жалобой некоммерческого партнерства "Спортивно-охотничий клуб "Румелко-Спортинг" // СЗ РФ. 2018. N 15. Ст. 2238.
18. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1421-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Кулаковой Натальи Анатольевны и Лисицыной Наталии Александровны на нарушение их конституционных прав статьей 11 Федерального закона "Об экологической экспертизе" // ВКС РФ. 2011. N 2.
19. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 9 января 1998 г. N 1-П "По делу о проверке конституционности Лесного кодекса Российской Федерации" // СЗ РФ. 1998. N 3. Ст. 429.
20. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 7 июня 2000 г. N 10-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" // СЗ РФ. 2000. N 25. Ст. 2728.
21. Боголюбов С.А. Признание и обоснование суверенитета России на ее природные ресурсы // Журнал российского права. 2016. N 11. С. 141 - 152.
22. Быковский В.К. Понятие устойчивого развития в соответствии с лесным законодательством // Актуальные проблемы российского права. 2021. N 8. С. 173 - 181.
23. Жаворонкова Н.Г., Выпханова Г.В. Правовые проблемы и направления совершенствования государственного управления в области лесных отношений // Lex russica. 2018. N 2. С. 79 - 80.
24. Колесник В.Г., Синятуллина Л.Х. Система государственного управления лесным комплексом: текущая ситуация и основные проблемы // Вопросы государственного и муниципального управления. 2017. N 1. С. 130.
25. Марков И. Устойчивое развитие: как победить бедность и сохранить природные ресурсы // URL: https://postnauka.ru/faq/72761 (дата обращения: 21.11.2021).
26. Оленина Т.Ю. Особенности обеспечения экологической безопасности сфере устойчивого управления лесами // Российская правовая система в условиях четвертой промышленной революции: XVI Международная научно-практическая конференция (Кутафинские чтения): материалы конференции: в 3 ч. М.: РГ-Пресс, 2019. Ч. 2. С. 179.
27. Сидорова Е.В. Формирование комплексных правовых образований в системе права: дань моде или необходимость? // Журнал российского права. 2016. N 5. С. 28.
28. Шпаковский Ю.Г. Современные проблемы правового регулирования охраны лесов от пожаров // Lex russica. 2018. N 1. С. 44.
29. Шпаковский Ю.Г., Евтушенко В.И. Современные проблемы экологической миграции: правовой анализ // Актуальные проблемы российского права. 2020. N 10. С. 168 - 175.
30. Шуплецова Ю.И. Правовое регулирование лесных отношений в Российской Федерации: монография. М.: ИЗиСП; Контракт, 2018. С. 54.
31. Харьков В.Н. Обеспечение экологической безопасности и устойчивое развитие как конституционные принципы экологической политики Российской Федерации // Экологическое право. 2019. N 4. С. 3 - 6.