Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность настоящего исследования состоит в том, что сегодня научным сообществом совместно с театральным миром предпринимаются шаги по восстановлению театральной педагогики. Здесь нужно заметить, что театральная педагогика активно развивалась до 80-90-х годов ХХ века. Однако массовое внедрение в жизнь людей интернета, персональных компьютеров, смартфонов и т.д. заставил данное направление сначала сократиться, а затем и совсем закрыться.
Однако сегодня в профессиональной педагогической и театральной сферах происходит все более четкое понимание, что без восстановления театральной педагогики не возможно не только воспитание и формирование режиссёрских и актёрских кадров. Так же невозможно формирование научно обоснованной школы воздействия театра на юных зрителей.
В этом отношении следует еще раз напомнить, что театр – это не просто увлекательное зрелище, но это еще и хорошая школа жизни. Юный зритель имеет возможность за время спектакля увидеть образцы правильного и хорошего поведения. С другой стороны зритель видит отъявленных злодеев, которые ведут себя соответствующим образом и совершают самые разнообразные поступки.
При этом ребенок имеет возможность задуматься о значении таких категорий как «добро» и «зло». Он может увидеть, что «зло» чаще всего приводит к потерям и поражениям. «Зло» так же происходит из эгоизма, лицемерия, зазнайства, лживости и т.д.
«Добро» чаще всего бывает открытым, честным, порядочным, верным и т.д. Однако в то же время важно, чтобы зритель, уходя, захотел проанализировать себя. Важно что бы юный зритель захотел разобраться, что он делает хорошего, плохого или вообще ничего не делает.
Это особенно важно, поскольку сегодня перед обществом и наукой стоит задача постепенного оздоровления современного общества. Тяжелые годы оставили свой след в людях. Поэтому сегодня важно проводить работу по оздоровлению общества. Важно «выбивать» из детей эгоизм, лень, пофигизм и т.д.
Цель исследования – выявить роль театральной педагогики в развитии теории и практики музыкально-эстетического воспитания детей.
Объект исследования – музыкально-эстетическое воспитание детей.
Предмет исследования – роль театральной педагогики в развитии теории и практики музыкально-эстетического воспитания детей.
Задачи исследования:
1. Дать определение музыкально-эстетическому воспитанию детей.
2. Дать определение театральной педагогике.
3. Выявить особенности музыкально-эстетического воспитания детей.
4. Установить роль театральной педагогики в развитии теории и практики музыкально-эстетического воспитания детей.
5. Сделать выводы по итогам исследования.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МУЗЫКИ И ТЕАТРА В ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ
1.1. Философско-эстетические аспекты взаимодействия музыки и театра в системе художественной культуры
Современная теория художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста рассматривается как целостная структурированная система знаний, которая в своем историческом развитии аккумулировала разные виды искусства, общую культуру человечества. Искусство, как главное средство художественно-эстетического воспитания детей связано с образным познанием жизни.
В процессе освоения материальной и духовной культуры происходит не простое накопление фактов, а развитие разнообразных, в том числе художественных способностей личности. Приобретение опыта связано с активной деятельностью, что обеспечивает разностороннее развитие ребенка.
В настоящее время для развития теории и практики художественного образования дошкольника характерны две тенденции [11]:
1) Интеграция наук позволит рассматривать теорию художественно-эстетического воспитания ребенка с различных сторон.
2) Дифференциация исследований направлена на углубленное изучение определенного направления деятельности.
Одним из видов художественно – эстетического воспитания детей дошкольного возраста является театрализованная деятельность. Театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно. Потому что она связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия [7].
Входя в образ, ребенок играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что, его заинтересовало и, получая огромное эмоциональное наслаждение. Все, что окружает детей, во многом определяет их настроение, формирует то или иное отношение к предметам, действиям и даже к самим себе. Ребенок знакомится с окружающим миром с помощью зрения, слуха и движений. Значит, все, что окружает ребенка должно развивать эти органы чувств и обеспечивать необходимый психологический комфорт.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погрузиться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие поступки, становятся более раскрепощенными и общительными. Занятия театрализованной деятельностью требуют от ребенка решительности, трудолюбия, систематичности в работе.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение всегда имеет нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость). Участвуя в ней, ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Занятия театрализованной деятельностью с детьми развивают не только психические функции личности ребенка, художественные способности, творческий потенциал, но и общечеловеческую способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области, помогает адаптироваться в обществе, почувствовать себя успешным [6].
Взрослый призван помогать ребенку, отыгрывать черты прекрасного в окружающем мире, приобщать его к достойным видам художественно-эстетической деятельности.
Содержание театрализованных занятий включает в себя [1]:
- Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
- Игры – драматизации;
- Разыгрывание сказок и инсценировок;
- Упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальный и невербальный);
- Упражнения по социально-эмоциональному развитию детей;
- Вокально-хоровая работа;
- Танцевальное творчество;
- Художественно-эстетическое творчество.
В основе театрализованной деятельности лежит художественное творчество.
Интеграция выразительных средств музыки и изобразительного искусства организующая впечатления детей в систему художественных образов, будет способствовать формированию у них целостного взгляда на мир, вести к пониманию знаков мироздания в процессе творческой деятельности.
Руководители театральных кружков, используют так называемый способ горизонтальной интеграции: сначала знакомят с русской народной сказкой, затем проводят беседу по данному произведению народного творчества. На следующем этапе театрализованной деятельности происходит знакомство со сценарным вариантом этой сказки, идет работа над ролями, образами героев, продумываются костюмы, атрибуты, декорации к спектаклю, где дети принимают самое активное участие, затем проходит представление. Далее, завершающим этапом является работа, которая направлена на отражение полученных детьми впечатлений об этой сказке в рисунках или других творческих работах [2].
Таким образом происходит создание одного и того же образа средствами различных видов искусств. При этом отчетливо выявляются интересы и способности детей. В течение учебного года в среднем можно поставить 3 – 4 музыкальных сказки, занятия проводятся 2 раза в неделю, важно в спектакле задействовать как можно больше детей, потому, что все дети хотят участвовать в спектакле. Родителям очень нравятся такие
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреева В.С., Смирнова А.О. Театральная педагогика. История отечественного и иностранного театра. – Казань: Меридиан, 2018. – 474 с.
2. Владимиров Н.С., Корнеев Е.М. Музыкально-эстетическое воспитание детей. Вопросы и ответы. – Воронеж: Альянс, 2017. – 522 с.
3. Дмитриев П.И., Тимофеев Г.С. Театральная педагогика. Исследователи и их подходы. – Мурманск: Полярные зори, 2017. – 389 с.
4. Жилина Е.Ю. Театральная педагогика. Развитие и совершенствование. – Волгоград: Пламя, 2019. – 477 с.
5. Лебедев О.М., Носов М.С. Музыкально-эстетическое воспитание детей. Достоинства и недостатки. – Екатеринбург: Капитолий, 2017. – 476 с.
6. Медведева Н.А. Петрова М.С. Музыкально-эстетическое воспитание детей. Методы. Эффективность. – Казань: Пальмира, 2018. – 432 с.
7. Пономарева Л.В., Васильева О.В. Музыкально-эстетическое воспитание детей. – Новосибирск: Азимут, 2019. – 687 с.
8. Семенов О.В. Борисов А.В. Театральная педагогика. Актуальные проблемы. – Воронеж: ИД Ярус, 2019. – 531 с.
9. Смирнова А.О., Федорова Г.В., Алексеева Т.В. Театральная педагогика в вопросах и ответах. – Чебоксары: Вершина, 2018. – 558 с.
10. Тихонова Е.Е. Теория и практика музыкально-эстетического воспитания детей. Справочник специалиста. – Екатеринбург: Полис, 2017. – 1289 с.
11. Утина И.В., Проводина Г.П. Современные методы музыкально-эстетического воспитания детей. Плюсы и минусы. – Нижний Новгород: Фара, 2018. – 623 с.
12. Фадеева А.Ю. Театральная педагогика. Вчера. Сегодня. Завтра. – Омск: СпецЛит, 2018. – 588 с.
13. Фомина О.Н., Георгиева А.В. Театральная педагогика в России и зарубежных странах. – Н. Новгород: Вектор, 2020 – 528 с.