Фрагмент для ознакомления
2
Образовательные учреждения РФ поставлено современным обществом перед целым спектром задач. Федеральный образовательный стандарт предъявляет четкие требования к выпускнику каждой ступени образования. Начальная школа — очень важный этап в системе oбщего и среднего образования. И одной из самых сложных учебных дисциплин по праву считается математика.
Каждый урок нацелен на прохождение программного материала и развитие универсальных учебных действий. Обеспечить полноценное развитие различных способностей, в том числе и математических в процессе урока – задача сложная. Любой урок имеет временные рамки и, по признанию педагогов-практиков, они явно не достаточны для полноценного развития математических способностей. Кроме того, даже самый удачный урок часто не допускает отвлечений, даже в тех случаях, когда класс остро интересуется каким-либо вопросом. В подобных ситуациях удачным решением становится внеурочная деятельность. Федеральный образовательный стандарт рссматривает внеурочную деятельность, как форму дополнительного образования в рамках общего образования для формирования гармоничной личности ребенка. Она является продолжением целенаправленной работы на уроках и способствует развитию способностей школьника.
Федеральный государственный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) распределяет внеурочную деятельность по следующим направлениям: спортивно-оздоровительные, духовно-нравственные, социальные, общеинтеллектуальные, общекультурные. Внеурочная деятельность подразумевает прохождение дополнительных образовательных программ, а также организацию и проведение мероприятий разного уровня для определения результата деятельности.
Внеурочная деятельность, несмотря на связь с деятельностью учебной, основывается на принципе добровольности, поэтому должна отвечать личным интересам школьника. Именно такой подход дает возможность всесторонне учитывать их запросы, индивидуальные наклонности, дифференцировать тематику занятий. В этой связи проверенные многолетней практикой формы внеурочной работы - кружки, секции, клубы, мастерские и т. д. – приносят неоценимую пользу.
Организация внеурочной деятельности - сложный и динамичный процесс, требующий от педагогов умений взаимодействовать с обучающимися применительно к конкретным условиям и особенностям коллектива школьников. Внеурочная деятельность - организованные и целенаправленные занятия учащихся, проводимые школой во внеурочное время для расширения и углубления знаний, умений и навыков, развития самостоятельности, индивидуальных особенностей, а также удовлетворения их интересов.
Изучением внеурочной деятельности занимались такие учёные и педагоги прошлого и современности как Н.А. Бердяев, Д. Б. Григорьев, В. И. Казаренков, А. С. Макаренко, В. Н. Сорока-Росинский, В.А. Сластенин, С. Т. Шацкий, Н. А. Щукина и др.
В научных трудах В. А. Крутецкого непосредственно исследована проблема математических способностей. Результаты исследования сыграли огромную роль в понимании самой природы способностей и их роли в процессе формирования учебной деятельности школьников. В понятие математических способностей и разработкой форм, методов их развития весомый вклад внесли непосредственно педагоги математики Н.Б. Истомина, Л. Г. Рудницкая, М.И. Моро, Л.Г. Петерсон, А.Л. Чекин, Г. И. Щукина, М. Н. Скаткин, И. Я. Лернер. и многие другие.
После внедрения ФГОС издается достаточно много учебно-методической литературы по вопросам внеурочной деятельности. Чаще всего она содержит общие соображения, относящиеся к методике ведения кружковых занятий, организации игр, вечеров, викторин и прочее» [6]. Однако для внеклассных занятий материал должен подбираться с учетом особенностей учеников каждого конкретного класса. Поэтому-то и трудно давать конкретные методические указания по внеклассной работе, обязательные для всех. Вероятно, с этим и связано отсутствие методических пособий по внеклассной работе по математике в начальной школе.
Между тем, развитие математических способностей и математического мышления становится актуальной задачей современного образования. Ведь в процессе развития математических способностей формируется память, мышление, смекалка, логика, пространственное мышление, те психологические качества, которые в дальнейшем станут основой для изучения более сложных учебных предметов и успешному освоению школьного курса. Таким образом, актуальность проблемы обусловила выбор темы исследования.
Объект исследования: процесс внеурочной деятельности по математике в начальной школе.
Предмет исследования: развитие математических способностей у обучающихся 4 класса начальной школы во внеурочной деятельности.
Цель исследования: на основе изучения теоретических источников разработать программу внеурочной деятельности (кружок «Занимательная математика» для 4 класса), способствующей развитию математических способностей обучающихся 4 класса для реализации ее в процессе обучения в начальной школе.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научную, психолого-педагогическую литературу и Федеральный государственный образовательный стандарт, с целью раскрытия сущности, классификации, особенностей организации внеурочной деятельности в начальной школе;
2. На основе анализа теоретических источников рассмотреть понятия и подходы к исследованию математической компетентности в аспекте внеурочной деятельности;
3. Дать психолого-педагогическую характеристику обучающимся 4го класса;
4. Выявить особенности структуры и содержания образовательных программ по внеурочной деятельности, направленных на развитие математических компетенций;
5. Разработать проект рабочей программы кружка «Занимательная математика» для 4 класса.
Для решения поставленных задач будут использоваться следующие методы исследования:
- методы теоретического исследования (теоретический анализ и синтез)
- методы сбора информации (изучение нормативных актов, психолого–педагогической и учебной литературы)
- обсервационные методы (наблюдение за внеучебным процессом в начальной школе)
Структура исследования: курсовая работа состоит из из введения, двух глав, заключения, списка литературы (50), приложения.
Глава 1 Научно - теоретические основы проектирования программы кружка «Занимательная математика» для 4 класса
1.1.Внеурочная деятельность в начальной школе: сущность, классификация, особенности организации
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.
Цель организации внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО - создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время; создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность.
Внеурочная деятельность учащихся - деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного учебного (образовательного) плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения.
Искренне заинтересовавшая ребенка внеурочная деятельность превращается в полноценное пространство воспитания и образования. Здесь каждый реализует себя в своих интересах, увлечениях, проявляет свое «я». Главное, что здесь ребёнок сам делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Именно внеурочная деятельность готовит будущих специалистов в различных областях спорта, искусства, науки,
Фрагмент для ознакомления
3
Ананьев, Б.Г. О взаимосвязях в развитии способностей и характера – М.: Изд-во АПН, 2016. – 293 с.
2.Анелаускене, А.А. Типы математических способностей и индивидуальное обучение математике – М.: Ленанд, 2015 – 201 с.
3.Артемьева, Т.И. Способности и условия их развития – М.: Либроком, 2017. – 180 с. Афанасьева, А. А. Дистанционные факультативные занятия по математике для учащихся 3-6 классов / А. А. Афанасьева // Концепт. – 2015. - №2.- С. 1-6.
4.Белошистая, А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. – М. Владос, 2013. - 400 с.
5.Белошистая, А. В. Методика обучения математики в начальной школе. – М.: ВЛАДОС, 2015. - 456 с.
6.Васильева, М. В. Формирование УУД у учащихся во внеклассной работе по математике / М. В. Васильева // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2013. - № 3.- С. 18-21.
7.Валеева И.А. Особенности умственных действий младших школьников при решении эвристических задач//Начальная школа. – 1996. - №3. – с.37-44.
8.Волина В.В. Мир математики. – Ростов-на-Дону: изд-во «Феникс», 1999. – 512с.
9.Горбатенкова, Г.А Развитие математических cпособностей младших школьников [Электронный ресурс] // [Офиц. сайт] ULR: http://festival.1september.ru/articles/516903 /.(дата обращения: 12.06.2020).
10.Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. – М. Просвещение, 2014. - 223 с.
11.Диагностика познавательных способностей/Под ред. Шадрикова В.Д. – Ярославль: ЯГПИ, 1986. – 150с.
12.Демидова, С.И. Самостоятельность учащихся при обучении математике / С.И. Демидова, Л.О. Денищева - М.: Просвещение, 2005. – с. 74.
13.Дендеберя, Н. Г. Формирование готовности будущих учителей к развитию математических способностей школьников / Н. Г. Дендеберя // Российский психологический журнал. -2009.- № 2. - С. 47-50.
14.Дьячкова, Г. Т. Математика внеклассные занятия в начальной школе. – Волгоград: Учитель, 2017. - 173 с.
15.Еланская З.А. Активизация познавательной деятельности// Начальная школа. – 2001. - №6. – с.52-53.
16.Зак А.З. Методы развития интеллектуальных способностей у детей. – М.: Интерпракс, 1994. – 352с.
17.Занков, Л. В. Программа. Математика 1- 4 класс [Электронный ресурс] // [Офиц. сайт]. ULR http://www.zankov.ru/
18.Игракова, О. В. О повышении эффективности использования устного счета в аспекте формирования вычислительных навыков у учащихся начальных классов / О. В. Игракова, В. И. Цубера // Инновационная наука. – 2015.- №11. - С. 233-235.
19.Истомина, Н.Б. Методика обучения математике в начальной школе.Учебное пособие для студентов факультета начальных классов и учащихся педагогических училищ / Н. Б. Истомина - М.: Просвещение, 2002. - 253с.
20.Истомина, Н.Б. Методика преподавания математики в начальных классах / Н. Б. Истомина— Смоленск: Ассоциация XXI век, 2009. – с. 148.
21.Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебной деятельности [Текст] / Г.И. Щукина. - М: Просвещение, 1979. – 190с.
22.Щукина, Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательного интереса учащихся [Текст] / Г.И. Щукина. - М: Просвещение, 1995. – 160с.
23.Коваленко, В.Г. Дидактические игры на уроках математики: книга для учителя / В.Г. Коваленко. – М: Просвещение, 1990. – 96с.
24.Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников. М.: Просвещение, 1968. – 431с.
25.Левитас Г.Г. Нестандартные задачи в курсе математики начальной школы//Начальная школа. – 2001. - №5. – с.61-66.
26.Леонтьев А.Н. О формировании способностей//Вопросы психологии. – 1960. - №1. – с.8.
27.Логинова, И. В. Реализация методики ТИКо-моделирования в начальной школе: практическая работа с конструктором «ТИКО» на уроках и во внеурочной деятельности. Великий Новгород МАОУ ПКС «ИОМКР», 2013. - с.72.
28.Метельский, Н.В. Дидактика математики / Н. В. Метельский – Минск: БГУ, 2000. – 202 с.
29.Мордухай-Болтовский, Д. Д. Философия. Специалисты я. Математика. – М.: Серебряные нити, 2018. - 560 с.
30.Мордухай-Болтовский, Д.Д. Философия, психология, математика / Д.Д. Мордухай-Болтовский - М.: Серебряные нити, 1998. – С. 491-498.
31.Образовательная система «Гармония» [Электронный ресурс] // [Офиц. сайт]. ULR http://umk-garmoniya.ru/ ooprogrammy.
32.Перелыгина, О. Н. Внеклассные занятия по математике. – М.: Либроком, 2007. - 31 с.
33.Петрова, Е.С. Теория и методика обучения математике: Учебно-методическое пособие для студентов математических специальностей / Е.С. Петрова. – Саратов: Издательство саратовского университета, 2004. – 84с.
34.Планкина, Д. Ю. Математические квадраты как средство развития умения вычислять и рассуждать / Д.Ю. Планкина // Начальная школа. – 2013. – № 1. - С.66-70.
35.Проблема развития познавательных способностей/Под ред. Раева А.И. – Л.: Ленингр. пед. ин-т, 1983. – 148с.
36.Программа. УМК «Начальная школа XXI века». [Электронный ресурс] // ULR: http://schoolguide.ru/index.php/ progs/21vek-2011.html/. (дата обращения: 10.06.2020).
37.Программа УМК «Перспективная начальная школа» [Электронный ресурс] //https://schoolguide.ru/index.php/progs/perspekt-fgos/ucheb/4class.html//
38.Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 1996. – 529с.
39.Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн — СПб.: Питер, 2015. — 176 с.
40.Сборник дополнительных заданий по математике для начальной школы/Сост. Гордеев Э.В. – Тула: Арктоуз, 1997. – 182с.
41.Степанов, В.Д. Активизация внеурочной работы по математике в средней школе [Текст]: книга для учителя / В.Д. Степанов. – М: Просвещение, 1991. – 80с.
42.Стоименова, Я. Я. Структура математических способностей учащихся начальной школы / Я. Я. Стоименова // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. – 2013. - № 4.- С. 30-47.
43.Тимашова Л.С. Развитие логического мышления школьников на уроках математики// Начальная школа. – 2000. - №10. – с.69-73.
44.Тихонова Н.В. Задачи в развивающем обучении математике// Начальная школа. – 1998. - №7. – с.51-54.
45.Теплов, Б. М. Психология и психофизиология индивидуальных различий: Избранные психологические труды / Б. М. Теплов — Воронеж: НПО «МОДЭК», 2009. – С. 96-127.
46.Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. – М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961. – 536с.
47.Тестов, В. А. Математическая одаренность и ее развитие / В. А. Тестов // Перспективы науки и образования. -2014.-№6. - С. 60-66.
48.Труднев, В. П. Считай, смекай, отгадывай / В. П. Труднев — М.: Просвещение, 1970. — 128 с.
49.Шадриков, В.Д. Развитие способностей / В. Д. Шадриков // Начальная школа. -2004.-№5.- С. 139-141.
50.Шатилова, А. Занимательная математика. КВНы, викторины / А. Шатилова, Л. Шмидтова. – М: Айрис-пресс, 2004.- 128с.