Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Человечество вступило в информационную (цифровую) эру. В настоящее время об этом можно говорить не как о процессе будущего или настоящего, но как о свершившемся факте. Исследователи отмечают, что переход в информационный мир был настоящей революцией, которая изменила социально-экономическое существование людей.
Действительно, информационная революция имела характерные для такого процесса предпосылки и приметы. Одна из главных – постепенно нарастающий мировой кризис конца 90-х годов ХХ века. Мир подспудно готовился к тотальным преобразованиям, и они начались с потрясений. Так, в падающее пике ушли экономики многих стран, бумажные деньги стремительно утрачивали номинал, отмирали привычные профессии, сворачивались целые сектора экономики. Почему такое стало возможно? Потому что в дело вступила не только цифровизация, но и всеобщая коммуникация «всех со всеми»: мир готовился стать «глобальной деревней», в которой налаживалось массовое и очень плотное взаимодействие.
Нужно отметить, что на рубеже тысячелетий изменился сам характер информации. Интернет превратился в небывалую гибридную среду, в которой соединились как материальные носители, обеспечивающие его существование, так и цифровой информационный язык (что мы привыкли понимать под информационно-коммуникационными технологиями), но всё это было нужно не только для промышленных или экономических нужд, а для цифровизации общества в целом, всех сфер жизни.
Такая тотальная, нарастающая с каждым днём цифровизация, открыла для человечества новую вселенную - электронные деньги, пластиковые карточки, универсальные гаджеты, облачные сервисы, всегда доступные личные документы, государственные услуги, газеты, телевидение - онлайн, умные дома и «умную городскую среду». По сути, всё, с чем человек сталкивался до начала новой цифровой эпохи, нашло свою проекцию в новой реальности. Кстати, и сама реальность поделилась на «офлайн» и «онлайн», а также начала своё движение к перевоплощению в реальность виртуальную.
Сейчас Интернет знает о человеке абсолютно всё - с каких адресов он входит в виртуальную реальность, какие социальные пособия получает, заплатил ли он за квартиру, кто его друзья, какова его геолокация, что он любит смотреть на видеохостингах, каких блогеров предпочитает, читает ли он электронные газеты и книги, а может быть смотрит любимые фильмы на большом домашнем телевизоре, подключённом к единой Сети. Это значит, что цифровая система следит за тем, какая информация востребована человеком и готова поддержать его выбор своим предложением. В то же время и сами сетевые алгоритмы могут манипулировать сознанием, определять выбор пользователя. Однако в любом случае, за формированием данной коммуникации стоят разработчики – не только IT-специалисты, но и журналисты, пиарщики, специалисты по рекламе и т.д. Эти профессии оказались на «информационном пике» и первыми встретили те глобальные изменения, которые потрясли весь мир.
Одна из «древнейших профессий», как называют журналистику, за последние два десятилетия не просто пережила глубинную перестройку, но и стала совершенно другой. Эволюционный процесс развития и становления её целей, задач и методов никогда не был настолько быстрым. Произошел качественный скачок.
Вместе с тем, начало информационной эры дало начало новой профессии «специалиста по связям с общественностью»: мировая сеть оказалась прекрасной площадкой для продвижения как персоналий, так и услуг и товаров. Здесь стали разыгрываться порой сложные сценарии за удержание внимания аудитории, за формирование имиджа и даже создания легенд и мифов – о людях, событиях, перспективах; прошлом и будущем.
Исследования, проведённые Московским государственным университетом, показывают, что под влиянием новых информационных и коммуникационных технологий изменились практически все аспекты работы как масс-медиа, так и пресс-служб – от поиска информации, ньюсмейкеров, требований к навыкам и компетенциям до коммуникации между коллегами, жанров медиатекстов, оценки качества работы, профессионального уровня сотрудников.
По сути, сменилась сама среда для поиска информации: из реального мира события переместились в цифровую реальность. Сейчас большинство новостей рождается там. Кроме того, именно в информационной среде происходит и первая публикация новостей, их многократное дублирование-распространение, а также общение журналиста с ньюсмейкерами и коллегами.
Кроме прочего, журналистика столкнулась с жесточайшей конкуренцией. Сейчас производить и публиковать контент может любой человек, у которого есть доступ в Интернет. Он также может собирать, обрабатывать и распространять информацию. Кроме того, его деятельность может становиться инфоповодом для возникновения новости. Данная ситуация рождает новые формы борьбы за внимание аудитории. Отметим, что упомянутые аспекты коммуникационных и информационных технологий регулярно освещаются на страницах «Вестника Московского университета», в серии «Журналистика», данное издание имеет свою электронную версию, размещенную на сайте МГУ .
При написании своего исследования мы обобщили работы по теории информации и журналистики А.В. Колисниченко, Л. Е. Кройчика, E. П. Прохорова, А. А Тертычного. Отметим, что системе СМИ в пространстве интернета уделяется большое внимание в трудах М.М. Лукиной и И.Д. Фомичевой. Они же рассматривали и новые методы работы журналиста, форматы создания материалов в условиях эпохи информации. Чрезвычайно значимы исследования о новой медийной реальности Е.А. Барановой, Е.В.Выровцевой, О.В. Дьяченко и других. Одним из базовых при написании работы стало учебное пособие «Информационно-коммуникационные технологии», изданное в Казахстане. Над его созданием работали Шыныбеков Д.А., Ускенбаева Р.К., Сербин В.В., Дузбаев Н.Т., Молдагулова А.Н., Дуйсебекова К.С., Сатыбалдиева Р.Ж., Хасенова Г.И., Б. Урмашев .
Цель нашей работы - охарактеризовать основные элементы, приемы, методы и правила разработки коммуникационных и информационных технологий.
Объект исследования – коммуникационные и информационные технологии.
Предмет исследования – условия формирования и использования основных элементов, приёмов и методов коммуникационных и информационных технологий.
Гипотеза исследований основывалась на ряде взаимосвязанных предположений:
- коммуникационно-информационные технологии можно считать стратегической базой нового «информационного мира», они влияют на все социально-экономические сферы современного общества;
- коммуникационные и информационные технологии являются системой, обладающие собственными составными элементами, приёмами и методами работы;
- коммуникационные и информационные технологии являются основным инструментом в работе сотрудников масс-медиа.
Перед собой мы ставили следующие задачи:
1. Проанализировать функционирование и использование коммуникационных и информационных технологий в современном мире;
2. Охарактеризовать основные элементы, приемы, методы и правила разработки коммуникационных и информационных технологий
3. Рассмотреть использование коммуникационных и информационных технологий в работе сотрудников масс-медиа.
Методы исследования:
1. Теоретические методы: анализ научной и публицистической литературы по проблеме исследования, обобщение, анализ, сравнение, синтез;
2. Эмпирические методы: анализ документов, электронных и бумажных СМИ, анкетирование, интервью.
Практическую значимость работы мы видим в возможности использования полученных данных в дальнейшем обучении студентов по дисциплине «Теория и практика масс-медиа».
Структура работы подчинена содержанию темы. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы.
1.1. Понятие термина «информация» в научной литературе
Понятие информации, методов работы с ней является одним из базовых для нашего исследования.
Отметим, что исследованием феномена информации занимаются сразу несколько научных дисциплин, включая «Теорию и практику масс-медиа». Причём методы из-за единого объекта исследования у них достаточно схожи. Так, как мы убедились, теория информации и кодирования рассматривает информацию и с точки зрения её феномена, как одного из явлений окружающего мира, и с точки зрения формирования «автоматизированных систем и комплексов, решающих задачи её хранения, передачи и преобразования» . В этом видно сходство с основными задачами деятельности журналиста, которые заключаются в поиске, обработке и дальнейшем распространении информации.
Что же такое информация? Наиболее распространенное определение таково: «Информация — это совокупность сведений, подлежащих хранению, передаче, обработке и использованию в человеческой деятельности» .
Исследователи теории информации дают ещё более глубокое определение данному феномену: «Информация — это основная характеристика связей между элементами, атрибут материи, отражающий взаимосвязь и взаимозависимость явлений и существующее во Вселенной разнообразие» .