Фрагмент для ознакомления
2
В условиях изменчивости и периодически кризисной ситуации в Российской Федерации, вопросы, связанные с оптимизацией налогообложения хозяйствующих субъектов, приобретают всю большую популярность и актуальность.
Для качественного и особенно эффективного выполнения государством своих функций необходимы финансовые ресурсы.
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Они представляют собой основную статью бюджетных доходов государства. Взимаемые в виде налогов средства составляют главную экономическую силу государства. На пути к рыночной экономике налоги становятся наиболее действенным инструментом регулирования экономических отношений. Они также являются объективной необходимостью, обусловленных потребностей поступательного развития общества. Государство формирует соответствующую налоговую систему, совершенствует ее структуру и механизм функционирования. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. С помощью налоговой системы государство реализует свои функции по управлению финансовыми потоками в государстве.
В условиях рыночных отношениях налоговая система является одним из главных экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государства. Структура и организация налоговой системы страны характеризует уровень ее государственного и экономического развития.
Поэтому проблемам налоговой системы Российской Федерации уделяется сегодня пристальное внимание, так как, успешно решая их, государство через налоги сможет успешно решать экономические, социальные и многие другие общественные проблемы.
Цель данной работы изучить особенности оценки эффективности налоговой системы и анализ фискальной политики Российской Федерации в условия коронокризиса.
В соответствии с поставленной целью выявлены следующие задачи исследования:
Изучить теоретические аспекты оценки налоговой политики государства;
Провести оценку и анализ эффективности налоговой политики Российской Федерации;
Рассмотреть совершенствование государственной политики в области налогообложения
Объектом исследования выступает налоговая политика государства.
Предмет исследования – оценка эффективности налоговой политики в Российской Федерации и способы ее совершенствовании в условиях пандемии.
Основными методами исследования, использованными в данной работе, были монографический метод (анализ научной и учебной литературы), метод анализа (анализ и обобщение данных СМИ и официальных отчетов), логика (информация, полученная из формулировок выводов) и другие методы.
Теоретической и методологической основой для написания работы стали труды отечественных и зарубежных экономистов, материалы из научных журналов, интернет.
Структурно работа представлена введением, тремя главами, заключением и списком использованной литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА
1.1 Налоговая система РФ. Структура, роль в экономике и законодательная база
Налоговая система России как современного демократического государства складывалось под воздействием множества факторов: исторических, политических, экономических и социальных. Переход к рыночной экономике и появление новых реформ собственности потребовали создания новой налоговой системы. В истории развития налоговой политики современно России можно выделить шесть этапов [7, с.140].
1) Начало 90-х годов (с 1990 – 1993 г.) государство, на период резкого перехода к новым экономическим, политическим и социальным условиями жизни общества, вело фискальную политику по принципу «взять все, что можно взять». При этом государство практически попала в «налоговую ловушку», когда повышение налоговой нагрузки вело к снижению государственных доходов.
2) Второй этап (с 1994 – по 1998) снизил ставки налога на прибыль и НДС с 28% до 20% и 10% и характеризуется глубокими кризисами в экономике и в бюджетно-финансовой системе, падением собираемости налогов, нарастанием огромной задолженности. За период с 1991 – 1999 г.г. в России было принято множество нормативных правовых документов, в которых содержались некие противоречия. В связи с этим необходимо было принять единый кодифицированный акт – Налоговый кодекс РФ.
3) Третий этап формируется налоговой политики России (с января 199 по 2001 годы) принял первую часть НК РФ, которая характеризуется периодом осознания обществом необходимости и неизбежности налогообложения и принятия со стороны государства ряда практических мер по формированию устойчивой, долговременной и понятной налоговой системы.
4) Четвертый этап 2002 – 2006 г.г., характеризуется усилением сложности и разно стильности налоговой системы, связанной с экономическим кризисом: упрощен режим налогообложения малого бизнеса; снижены налоговые ставки по НДФЛ и усовершенствована система налоговых вычетов по нему; удалось обеспечить более – менее равномерное распределение налоговой нагрузки среди налогоплательщиков, в том числе за счет отмены неэффективных налоговых льгот.
5) Пятый этап 2007 – 2015 гг. еще более усилил негативную тенденцию предыдущего периода. На этом этапе налоговая политика государства связана с международными экономическими кризисами.
6) Шестой этап, начиная с 2015 года по настоящее время, принятое новое налоговое законодательство, учитывает: пресечение налогового произвола властей, особенно на местных; упорядочение количества налогов; понижение ставок подоходных налогов физических и юридических лиц, совершенствование системы налогового администрирования, воспитание налогового правосознания граждан и укрепления гарантий соблюдения налоговой законности. [13, с. 7-12]
Наиболее значительное обратное влияние на законодательную базу оказывает налоговое администрирование, которое в процессе функционирования выявляет несоответствия и нестыковки налогового законодательства. Налоговая система подвержена постоянному изменению под действием как внутри, так и внешне системных факторов (воздействий), т. е., она является не статической, а динамической системой. Налоговая система РФ строится по территориальному принципу и состоит из трех уровней в зависимости от уровня управления процессом налогообложения: федеральный (на уровне РФ), региональный (на уровне республик в составе РФ, краев, областей, городов федерального значения) и местный (на уровне муниципальных образований).По своей общей структуре, принципам построения и перечню налоговых платежей российская налоговая система в основном соответствует системам налогообложения юридических и физических лиц, действующим в странах с рыночной экономикой.
В существующих сегодня экономических системах роль налогов значительно велика. Они являются основным каналом доходной части бюджета и, кроме этого, включены во все звенья финансовой системы государства с юридическими и физическими лицами. От продуманности и адекватности налоговой системы современным экономическим условиям, принципами национальной экономики; зависит эффективность деятельности главных звеньев экономики, развитие предпринимательской инициативы и удовлетворение основных потребностей государства. Поэтому закономерно: в российских условиях налоговая политика стала важнейшим объектом и направлением рыночных реформ. В настоящих условиях рыночной экономики значимость налогов и налоговой системы особенно возрастает в связи с тем, что это один из немногих рычагов регулирования экономических и социальны процессов, которыми располагает государство. Налоговая политика – это совокупность принятых управленческих решений и мероприятий, осуществляемых органами государственной власти и органами управления в области налогообложения, с учетом интересов и целей государства на определенном историческом этапе его развития [22, с.54].
Налоговая политика относиться к сфере государственного управления, в которой, объективно существуют конфликт и государственные интересы, в виду «вторжения» в частную собственность с целью изъятия и дальнейшего перераспределения ее части. На сегодняшний день налоговая политика, являясь неотъемлемой частью финансовой политики государства, представляет собой совокупность экономических, правовых, организационных мероприятий в налоговой сфере, которые направлены на достижение обеспечения ресурсами выполнения общегосударственных задач. Она содержит стратегические и тактические цели. Налоговая политика должна проводиться в рамках единой согласованной финансовой политики, т.к. оказывают весомое влияние на экономику. При этом налоговую стратегию государства можно определить, как совокупность ключевых целей и основных способов их достижения на перспективу, а налоговая тактика государства в свою очередь позволяет своевременно решать конкретные текущие задачи и детализирует стратегию.
От налоговой стратегии тактика отличается гибкостью, оперативностью, незамедлительной реакцией на изменение, происходящие в стране и во всем мире. Отсюда следует, что с помощью налоговой политики, государство:
Проводит протекционистские или ограничивающие меры по отношению к отдельным сферам деятельности, регионам, отраслям;
Осуществляет антиинфляционные меры;
Противодействует сговорам монополий;
Способствует повышению устойчивости и эффективности деятельности предприятий, по средствам совершенствования законодательной базы в сфере налогообложения [13, с.87].
Как показывают сегодняшние реалии, очень серьезной проблемой России является общая неопределенность налоговой политики, что подтверждается постоянными изменениями, вносимыми в ключевые нормативные акты в этой сфере. Таким образом, количество изменений в НК РФ за год в среднем составляет от 20 до 40. Данные поправки не могут отразиться на состоянии предпринимательской деятельности, являющейся одним из основных направлений, которые обеспечивает поступательный характер налоговых доходов бюджета Российской Федерации. Частичный предварительный анализ современной налоговой политики позволяет сделать вывод о ее противоречивости и неустойчивости. Нестабильность налоговой политики в ее незащищенности, высокой зависимости от субъективных и конъюнктурных факторов. Именно поэтому различные этапы налоговой политики и их критическая оценка остаются в поле зрения ученых экономистов на протяжении длительного времени и особенно актуальны на современном этапе развития современной России. Сущность налоговой политики на государственном уровне достаточно изучена. В то же время вопрос о возможности проведения налоговой политики на иных уровнях до сих пор остается открытым. В целом разделение налоговой политики по уровням невозможно без выделения признаков, по которым это разделение будет производиться. Наиболее целесообразным и верным представляется выделение следующих признаков:
Основная цель;
Субъект налоговой политики;
Объект налоговой политики.
Прогрессивная западная наука уже давно использует налоги в качестве инструмента регулирования целого комплекса вопросов: от проблем экологии и загрязнения окружающей среды до вопросов внешней политики и давления на соседствующие государства либо государства, имеющие в данной стране экономические интересы. Формирование оптимальной модели налоговой политики – главная и первостепенная задача любого государства с развитой и развивающейся экономикой. Практика определения эффективности с точки зрения оценки «затраты – результаты» имеет и положительные, и отрицательные последствия. Из положительных следует выделить [9, с.55]:
Сокращение общего количества налогов;
Упрощение процедуры налоговой отчетности;
Уменьшение количества отчетных форм.
В сфере современного российского налогообложения в последние годы приняты комплекс мер, предполагающих планомерное снижение налоговых ставок, а также отмену неэффективных налогов. Одновременно вносились изменения, направленные на усиление налогового контроля. Происходящим изменениям в экономической литературе дается разная оценка. Одни считают принудительное перераспределение финансовых ресурсов и, как следствие, говорят о дальнейшем снижении уровня налогообложения. Другие рассуждают о целесообразности аккумулирования финансов в руках государства с целью их дальнейшего использования для направленного воздействия из бюджета кредитов, дотаций, субсидий. Кроме этого, органами государственной власти принимаются существенные меры по упрощению налоговой системы. Все это позволяет значительно снизить налоговую нагрузку на сельхоз товаропроизводителей и субъектов малого предпринимательства, что способствует развитию их инвестиционной деятельности и расширению производства.
1.2 Критерии оценки эффективности и справедливости налоговой политики государства
1.2.1 Критерии эффективности налоговой политики
Важнейшим требованием, предъявляемым к налоговой политике государства, является ее соответствие двум фундаментальным принципам, которым она должна руководствоваться: эффективность и справедливость. При этом подходы ученых и практиков к пониманию этих принципов до сих пор существенно различаются и становятся предметом споров как с точки зрения их содержания, так и соотношения. На практике под эффективностью налоговой политики понимают достижение максимальных поступлений налоговых доходов, т.е. максимальную реализацию фискальной цели часто в ущерб выполнению других целей. Представляется, что такой подход к оценке налоговой политики не является оптимальным. По нашему мнению, оценка эффективности налоговой политики должна осуществляться на многоплановой основе исходя из экономического, организационного, управленческого, социального, инновационного, административного, экологического подходов [11, с.150].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аганбегян А.Г. Налоговая система России не выполняет стимулирующую функцию и перестает выполнять фискаль-ную // Абалкинские чтения на тему: «умная налоговая система» vs «бездефицитный бюджет, здесь и сейчас». - 2018. - 55-62
2. Азрилияна А.Н. Большой экономический словарь/ под ред. А. Н. Азрилияна. – М.: Институт новой экономики, 2019
3. Алексеев М,В, Перспективы налоговой политики. Существует ли «идеальная налоговая система» для России? / М. В. Алексеев, С. Г. Белев, В. В. Громов, А. Н. Д ерюгин, С. М. Дробышевский, А. С. Каукин, А. Ю. Кнобель, А. В. Корытин, Е. А. Леонов, Т. А. Малинина, Н. С. Милоголов, С. Г. Синельников-Мурылев. — М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2019. — 126 с. — (Научные доклады: налоги).
4. Алексеев, В.В. Формирование современной налоговой системы России: истоки и уроки / Алексеев В.В., Алексеев А.В. // Вестн. Рос. Акад. наук. 2018. Т. 74. № 9. 771–780 с.
5. Афонина, А.А. Современная налоговая система РФ — // Молодой ученый. — 2018. — №6. — С. 54-63. http://sibac.info/10891.
6. Баташева Ф. А. Проблемы современной налоговой системы РФ и предложения по ее совершенствованию // Молодой ученый. — 2015. — №17. — С. 436-438. — URL https://moluch.ru/archive/97/21802/
7. Булатова Ю. И. Теория и история налогообложения: учебное пособие/ И. Ю. Булатова; Оренбургский гос. Ун-т. – Оренбург: ОГУ, 2017. – 147 с
8. Бюджетная политика во время пандемии. URL : https://econs.online/articles/opinions/byudzhet naya-politika-vo-vremya-pandemii
9. Вайсберг, В. // Коммерсант «Об основных направлениях налоговой реформы»— 2017. — № 9/П.— С.39–45
10. Глазьев С.Ю. Диспропорции налоговой системы и пути их преодоления // Абалкинские чтения на тему: «умная налоговая система» vs «бездефицитный бюджет, здесь и сейчас». - 2018. - 62-69
11. Гончаренко Л.И., Вишневский В.П., Гурнак А.В. Особенности налогового регулирования в контексте четвертой про-мышленной революции // Экономика. Налоги. Право. - 2020. - № 13. - с. 114-122.
12. Грибань М.К. COVID-19: влияние на национальную экономику. // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: эко-номика и право. 2020. № 8. С. 19-23.
13. Дубровская, Т. Н. Налоговая система России и перспективы ее развития / Т. Н. Дубровская, А. Р. Леденева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 46 (284). — С. 332-335. — URL: https://moluch.ru/archive/284/64068/
14. Зотиков Н.З. Особенности формирования доходов федерального бюджета / Н.З. Зотиков, М.В. Львова, О.И. Арланова // Вестник евразийской науки. 2019. № 1. Т. 11. С. 1-19.
15. Исполнение федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за 2010-2020 год. - [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://minfin.gov.ru/common/upload/library/2020/09/main/Ispolnenie_federalnogo_budzheta_2010-2020_god.pdf
16. Исходные положения для разработки проекта основных направлений денежно-кредитной политики исходя из целей роста и модернизации экономики. URL: http://www.glazev.ru/econom_ polit/497/
17. Кочеткова А.А. Экономическая теория: Учебник для бакалавров/ Под общ. Ред. А. А. Кочеткова. – 5-е изд., перераб. И доп. – М.: Издательско – торговая корпорация, 2016. – 696 с
18. Крымская О.Н. Фискальная политика РФ: основные приоритеты и эффективность // COLLOQUIUM-JOURNAL. - 2019. - №6-11 (30). - С. 38-40.
19. Кучеров, И.И. Налоговое право России: Курс лекций. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2018.
20. Майбуров И.А. Налоги и налогообложение [Электронный ресурс] : учебник для студентов вузов, обучающихся по направлениям «Экономика» и «Менеджмент», специальностям «Экономическая безопасность», «Таможенное дело» / И. А. Майбуров, Е. В. Ядренникова, Е. Б. Мишина [и др.] ; под ред. И. А. Майбурова. - 6-е изд. - Электрон. текстовые данные. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2020. С. 19.
21. Майбурова И.А. Налоги и налогообложения. Под ред. И. А. Майбурова. – 4-е изд. – М.: 2018. – 558 с.
22. Малис Н.И. Налоговая политика государства : учебник и практикум для академического бакалавриата / Н. И. Малис [и др.] ; под редакцией Н. И. Малис. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. С. 92
23. Налоговые последствия пандемии COVID-19 для бизнеса. URL : https://www.law.ru/article/22 746-nalogovye-posledstviya-pandemii-covid-19- dlya-biznesa
24. Пансков В.Г. Налоги и налоговая система РФ: учебник – М.: Финансы и статистика, 2019. – с. 46
25. Промежуточный доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2025 года [Электронный ресурс] - режим доступа: http://2020strategy.ru/2020
26. Семенюк Д.В. Условия эффективности фискальной политики // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». - 2020. - №3.
27. Федеральная налоговая служба РФ. Официальный сайт. URL : https://www.nalog.ru