Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. АТР - экономическо-политический регион, включающий в себя около 50-ти государств: объединенными и торговыми отношениями. Эти страны имеют выход к Тихому океану и используют его водное пространство для транспортного сообщения. Важными промышленно-торговыми центрами в составе АТР является развитые индустриальные и аграрно-индустриальные страны. Это Россия, Китай, Япония, Канада и США. Общая численность населения АТР достигает 3,5 млдр. человек.
Высокий уровень развития ведущих тихоокеанских стран служит главной причиной возрастания роли этого экономического союза в мировом хозяйстве. АТР занимает лидирующее положение в международных торговых отношениях. На его долю приходится 40% от объема мировой торговли и внешнеэкономических операций. Столь существенная доля участия в международных торговых операциях поддерживает интенсивность промышленное производство в странах АТР насчитывает 60% от мировой индустрии.
Развитие мировой экономики и торговли все в большей степени зависит от положения дел в Азиатско-Тихоокеанском регионе, где в последние годы происходят хозяйственные сдвиги планетарного масштаба. Развитие транспортных сетей этих стран с одной стороны представляет возможности интеграции в международный рынок транспортных услуг для Дальнего Востока России; с другой стороны – создает высококонкурентное окружение при обслуживании потоков (грузов и пассажиров), географически тяготеющих к данному региону мировой хозяйственной системы.
Цель исследования – изучить и проанализировать принципы, факторы, закономерности формирования транспортных систем, а также взаимодействие отдельных видов транспорта.
Задачи исследования:
1) дать общую характеристику Азиатско-тихоокеанского региона;
2) проанализировать принципы, факторы, закономерности формирования транспортных систем;
3) рассмотреть взаимодействие отдельных видов транспорта Азиатско-тихоокеанского региона.
Предмет исследования – транспортная система.
Объект - Азиатско-тихоокеанский регион.
Работа по структуре состоит из введения, двух глав основного текста, заключения и списка литературы.
1 Принципы, факторы, закономерности формирования транспортных систем Азиатско-тихоокеанского региона
1.1 Общая характеристика Азиатско-тихоокеанского региона
Глобальный финансово-экономический и воспроизводственный кризис 2008 ‒ 2009 гг. придал дополнительную динамику хозяйственным процессам, развивавшимся на азиатско-тихоокеанском экономическом пространстве, ускорил его превращение в крупнейший центр мировой экономики и торговли. Это и не удивительно, поскольку к этому району планеты примыкает свыше 50 государств и территорий, включая крупнейшие экономические державы: Индию, КНР, США, Японию, Канаду, Россию, Южную Корею, Тайвань, Сингапур, Индонезию, Мексику, Австралию, Вьетнам, Таиланд и т.д. Именно АТР уверенно лидирует по темпам прироста ВВП и объема внешнеторгового оборота, интенсивно наращивает промышленное производство, демонстрирует выдающиеся достижения в эффективном коммерческом использовании результатов научно-технического прогресса, активно внедряет инновации. В основе общепризнанных хозяйственных успехов многих стран АТР лежат их конкурентные преимущества, обеспеченные высоким уровнем накоплений, сравнительно низкой (в большинстве случаев) стоимостью рабочей силы, курсом на форсированную индустриализацию, четко выраженной экспортной ориентацией национальных экономик.
По данным Всемирного банка на 2015 г., в числе 30 крупнейших мировых экономик (топ-30) фигурировали 11 ведущих азиатско-тихоокеанских стран (АТР-11), на долю которых приходилось около 59% мирового ВВП (табл. 1.1).
Таблица 1.1
Топ-30 стран по размеру ВВП в 2015 г. (текущие цены, млрд долл.)
№ Страна ВВП № Страна ВВП
1 США 18037 18 Турция 718
2 КНР 11008 19 Швейцария 671
3 Япония 4383 20 Саудовская Аравия 646
4 Германия 3364 21 Аргентина 583
5 Великобритания 2858 22 Швеция 496
6 Франция 2419 23 Нигерия 481
7 Индия 2095 24 Польша 477
8 Италия 1822 25 Бельгия 455
9 Бразилия 1775 26 Иран 425
10 Канада 1551 27 Таиланд 395
11 Южная Корея 1378 28 Норвегия 387
12 Австралия 1339 29 Австрия 377
13 Россия 1331 30 ОАЭ 370
14 Испания 1199 Мировой ВВП 74153
15 Мексика 1144 ВВП стран топ-30 63796
16 Индонезия 862 Доля АТР-11 в мировом ВВП 58,7%
17 Нидерланды 750 Доля АТР-11 в ВВП топ-30 68,2%
Разумеется, среди очень разных азиатско-тихоокеанских государств имеются свои лидеры и аутсайдеры. В решающей степени своим геоэкономическим возвышением АТР обязан КНР, ставшей второй экономикой мира и крупнейшим мировым экспортером товаров, прежде всего промышленных.
В 1980 ‒ 2015 гг., за три с половиной десятилетия, ВВП Китая в текущих ценах вырос со 191 млрд до 11 трлн долл. (почти в 58 раз!), что является беспрецедентным явлением в мировой экономической истории, изменившим соотношение сил в системе мирохозяйственных связей (рис. 1).
Рис. 1. Динамика ВВП Китая (млрд долл.)
Но если по объему ВВП, рассчитанному по официальному обменному курсу национальных валют, Китай еще уступает Соединенным Штатам (хотя и «наступает им на пятки»), то по размеру товарного экспорта Поднебесная уже ряд лет не знает себе равных и уверенно занимает первое место в глобальной табели о рангах, далеко опережая все другие государства-экспортеры, включая традиционных «чемпионов» международной торговли: США, Германию и Японию. Доля Китая в мировом товарном вывозе повысилась с 1,2% в 1983 г. до 14% в 2015 г. (рис. 2). Подобного экспортного спурта не было никогда.
Рис. 2. Доля КНР в мировом товарном экспорте (%)
Что касается других стран АТР, они представляют значительное разнообразие национальных экономических систем и природных ресурсов. В том числе: высокие технологии Японии, Южной Кореи, Сингапура, Тайваня и западного побережья США, индустриальные хабы Мексики, Вьетнама и Малайзии, энергетическое сырье России, Канады и Индонезии, полезные ископаемые Австралии, Перу, Чили и Филиппин, продовольствие Новой Зеландии, Колумбии, Таиланда, Эквадора и центральноамериканских стран, неисчерпаемые людские ресурсы Индии и т.д. Такого рода «единство в многообразии» является существенным фактором дальнейшего укрепления конкурентных позиций АТР в мировом хозяйстве и международной торговле.
Несмотря на впечатляющий прогресс в хозяйственном развитии и наращивании внешнеторгового оборота, важной геоэкономической и геополитической характеристикой этого обширнейшего региона остается «феномен чистого листа». Другими словами, на пространстве АТР (во многом в силу его гигантских масштабов) до настоящего времени не создана сеть устойчивых стратегических интересов и прочных взаимных обязательств ведущих мировых держав, отсутствуют торгово-экономические объединения интеграционного типа с участием если не всех, то, по крайней мере, основных региональных игроков. По сути, здесь только формируются многосторонние механизмы взаимодействия, без которых невозможно эффективно задействовать весь совокупный потенциал региона. Опыт других районов мира (прежде всего Европы) да и