Фрагмент для ознакомления
2
Одной из перспективных линий в развитии и совершенствовании общественного питания на сегодняшний день является увеличение сети специализированных предприятий питания быстрого обслуживания. Это обусловлено целым рядом факторов, как специальных, так и экономических, в том числе возрастанием спроса населения на организацию общественного питания с минимальными затратами времени.
Предприятие быстрого обслуживания - предприятие общественного питания, реализующее узкий ассортимент блюд, изделий, напитков несложного изготовления, как правило, из полуфабрикатов высокой степени готовности, и обеспечивающее минимальные затраты времени на обслуживание потребителей. Особенность организации таких предприятий - это практически полное самообслуживание, минимализм и свободные формы в оформлении интерьера.
Отличительными чертами предприятий питания быстрого обслуживания (ПБО) являются: в производственно-технологическом плане - стабильность ассортимента предлагаемых блюд (преимущественно свежеприготовленных), широкое использование полуфабрикатов высокий степени готовности, высокий уровень механизации технологических процессов, эффективное использование материально-технической базы и т.д.
Зарубежные ПБО предлагают потребителю богатый ассортимент блюд - от обеденной продукции (первые и вторые блюда) до самого узкого, излюбленного ассортимента (горячие бутерброды, гамбургеры и пр.).
В нашей стране подобные типы предприятий стали получать внедрение лишь в последнее десятилетие. Вместе с тем, с учетом преимуществ ПБО, проводится целенаправленная работа по расширению их сети.
В целом предприятия общественного питания быстрого обслуживания для отечественной отрасли являются новыми типами и формами обслуживания, т.к. возникли они достаточно стихийно и без научно- обоснованных четких рекомендаций, что и послужило проявленного нами интереса к исследованию данной проблематике и её актуальности на современном этапе.
Актуальность курсовой работы заключается в том, что в современном обществе на прием пищи у людей остается все меньше времени, поэтому и повышается популярность предприятия быстрого питания.
Проблему организации обслуживания на предприятиях быстрого питания исследуют такие авторы, как Радченко Л.А., Панова Л.А., Дубинина Н.А., Кондратьев К.П., Кучер Л.С.
Целью представленной работы является изучение организация работы предприятия быстрого питания.
Для достижения данной цели необходимо решить ряд задач:
изучить современные тенденции развития и специфику деятельности предприятий общественного питания;
рассмотреть организационные аспекты обслуживания на предприятиях быстрого питания;
провести анализ общей характеристики предприятия общественного питания;
разработать предложения по улучшению организации обслуживания на предприятиях быстрого питания.
Объектом исследования являются предприятия общественного питания.
Предмет исследования: организация обслуживания на предприятиях быстрого питания.
Методы исследования: теоретический анализ, сравнительные анализ, системный анализ и синтез изученной информации.
Средства исследования: информационные, логические, языковые, математические.
Практическое значение данной курсовой работы заключается в разработке рекомендаций по улучшению организации обслуживания на предприятиях быстрого питания.
Данная работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка литературы.
1. Теоретические основы организации работы предприятия быстрого питания
1.1. Появление и развитие предприятий быстрого питания
В настоящее время сфера общественного питания является одной из наиболее перспективных отраслей российской экономики. Развитие рынка фаст-фуда в России идет интенсивными темпами начиная с 1989 года, когда в Москве открылся первый McDonald's. В последующие 25 лет на российский рынок вышло абсолютное большинство мировых лидеров данной отрасли. Первыми на отечественный рынок вышли Pizza Hut (1990), Subway (1994) и Sbarro (1997). Конкуренцию им составил ряд местных игроков. Национальная кампания за здоровое питание в США в начале 2000 годов способствовала всё большему смещению сетей фаст-фуда на иностранные рынки .
В последующие годы сектор быстрого питания продолжал свой рост вплоть до экономического кризиса 2008–2009 годов, когда объем продаж в ресторанах быстрого обслуживания снизился на 20–25 %, а стоимость среднего чека – примерно на 15 %. Но данный сегмент оказался более устойчивым, нежели дорогие рестораны, где этот показатель снизился на 30–40 %. Кризисные явления повлекли за собой изменения в аудитории потребителей фаст-фуда. Наименее обеспеченные потребители (около 20 %) отказались от посещения заведений данного типа, однако это компенсировалось перемещением посетителей из более дорогих заведений. В настоящее время на рынке общественного питания России выделяются заведения трех основных форматов, различающихся формой обслуживания, принадлежностью кухни и ценовым позиционированием:
1. сегмент «quick service» (включает кофейни, сегмент «fast-casual», а также рестораны быстрого обслуживания), представленный, как правило, сетевыми ресторанами со стоимостью среднего чека до 500 рублей;
2. сегмент «casual dining», представленный ресторанами со стоимостью среднего чека от 500 до 2000 рублей, как правило, с традиционной кухней; сегмент является наиболее динамичным в плане качественного роста (появление новых операторов, концепций, блюд);
3. сегмент «fine dining» – образован ресторанами высокой кухни со стоимостью среднего чека более 2000 рублей. Самым развитым сегментом рынка общественного питания сетевого формата является фаст-фуд, который охватывает около 30 % всех ресторанных сетей России. Рост фаст-фуд сегмента и замедление развития сетевых проектов более дорогих форматов является реакцией на негативные макро- и микроэкономические процессы.
Такая ситуация, в свою очередь, влияет на поведение потребителей, укрепляя их стремление к экономии. В настоящее время рынок быстрого питания представлен в разных форматах. Сети реализуют услуги по двум основным каналам, открывая заведения стационарного типа и точки в ресторанных двориках (фуд–кортах). Кроме того, в последнее время акцент переместился с «быстрой еды» на «быстрое обслуживание». Наиболее высокие темпы роста на российском рынке демонстрируют международные сети. Так, 4 из 5 наиболее динамично развивающихся игроков имеют статус международных .
Среди них Subway, McDonald’s, Burger King и Baskin Robbins. Лидером рынка стационарного фаст-фуда является сеть Subway. На втором месте в рейтинге – экс-лидер рынка (по количеству сетевых заведений) – сеть McDonald’s, имеющая в России более 440 ресторанов быстрого питания. Третью позицию занимает томская сеть кафе-мороженых «33 пингвина». Четвёртое место за – сетью Baskin Robbins, владеющей 325 заведениями и также специализирующийся на производстве мороженного. Замыкает пятёрку сеть KFS, под управлением которой находится 265 ресторанов.
Российский сетевой рынок быстрого питания, несмотря на динамичность развития, демонстрируемого в последние 3 года, не исчерпал
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеева, Д. А. Состояние и тенденции развития общественного питания в России / Д.А. Алексеева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – Т. 6. – С. 151– 155.
2. Бездноздрева, Н. В. Нормативные аспекты регулирования функционирования предприятий общественного питания / Бездноздрева Н. В. // Экономика, государство, общество. – 2020. – Выпуск 22.
3. Васюкова, А.Т. Организация производства и обслуживания на предприятиях общественного питания: Учебник для бакалавров / А.Т. Васюкова, Т.Р. Любецкая. - М.: Дашков и К, 2021. - 416 c.
4. Карманова, А. Е. Инновационные технологии в общественном питании / Карманова А. Е. // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. – 2017. – № 1 (19). – С. 134-141.
5. Касаткина, Н. Ю. Роль предприятий общественного питания в области здорового питания населения России / Касаткина Н. Ю., Касаткин В. В. // В сборнике: Инновации в создании и управлении бизнесом материалы VIII Международной научной конференции преподавателей, сотрудников и аспирантов. – 2019. – С. 41-48.
6. Косян, С. Б. Нормативно-правовое обеспечение деятельности предприятий общественного питания / Косян С. Б. // В сборнике: Научные основы стратегии развития АПК и сельских территорий в условиях ВТО. Материалы Международной научно-практической конференции, посвящённой 70-летию образования ВолГАУ. – 2018. – С. 392-395.
7. Липатова, Л. Н. О подходах к регулированию сферы общественного питания в регионе / Липатова Л. Н., Киселева К. Г. // Никоновские чтения. – 2018. – № 19. – С. 275-277.
8. Могильный, М.П. Организация производства и обслуживания на предприятиях общественного питания (культура питания: правила, рекомендации): Учебное пособие / М.П. Могильный. - М.: ДеЛи плюс, 2021. - 155 c.
9. Пшецукова, К. Х. Правовое обеспечение предприятий общественного питания / Пшецукова К. Х. // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. – 2020. – № 23. – С. 186-190.
10. Радченко, Л.А. Организация производства и обслуживания на предприятиях общественного питания: Учебное пособие / Л.А. Радченко. - Рн/Д: Феникс, 2019. - 24 c.
11. Радченко, Л.А. Организация производства и обслуживания на предприятиях общественного питания (для спо и нпо) / Л.А. Радченко. - М.: КноРус, 2018. - 64 c.
12. Токарева, К. Г. Проблемы правового регулирования услуг в сфере торговли и общественного питания / Токарева К. Г. // Евразийский союз ученых. – 2020. – № 6-5 (15). – С. 43-45.
13. Усов, В.В. Организация производства и обслуживания на предприятиях общественного питания: Учебное пособие / В.В. Усов. - М.: Academia, 2019. - 351 c.
14. Усов, В.В. Организация производства и обслуживания на предприятиях общественного питания: Учебное пособие / В.В. Усов. - М.: Academia, 2021. - 280 c.
15. Усов, В.В. Организация производства и обслуживания на предприятиях общественного питания. / В.В. Усов. - М.: Academia, 2021. - 24 c.
16. Усов, В.В. Организация производства и обслуживания на предприятиях общественного питания / В.В. Усов. - М.: Academia, 2020. - 672 c.
17. Усов, В.В. Организация производства и обслуживания на предприятиях общественного питания / В.В. Усов. - М.: Academia, 2020. - 288 c.