Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы курсовой работы. Малый бизнес — важный сектор экономики современной России. В настоящее время Правительство нашей страны делает ставку именно на развитие этого вида бизнеса, существует множество государственных программ по его поддержке и развитию. Дан-ный курс объясняется тем, что малый бизнес принимает большое участие в формировании бюджета — это один из основных источников налоговых по-ступлений. Давно известен факт, что предпринимательство выполняет реша-ющую роль в экономике любого государства. Оно обеспечивает взаимодей-ствие производителей и потребителей, удовлетворяя потребности каждой из сторон, предоставляет инновационные решения, регулирует рынок труда. Субъекты малого и среднего предпринимательства выступают ориентирами, отражающими степень экономического развития региона (страны в целом), и помогают определить альтернативные пути развития. Социальная значи-мость данных субъектов заключается в обеспечении занятости и улучшении социальных и экономических взаимосвязей.
Отличительной чертой малых предприятий, можно сказать, является отсутствие финансовых ресурсов не только в период зарождения, но и в пе-риоды развития и роста. Компании нуждаются в разных формах капитала на разных этапах своей жизни. Таким образом, анализ финансирования пред-приятий малого бизнеса в условиях современной экономики является акту-альным.
Цель работы – раскрыть направления улучшения финансирования предприятия малого бизнеса.
Задачи работы:
- раскрыть сущность малого бизнеса и его роль в экономике страны;
- определить основы финансирования предприятий малого бизнеса;
- представить организационно-экономическую характеристика деятель-ности малого предприятия;
- рассмотреть состав и структуру источников финансирования пред-приятия малого бизнеса;
- представить проблемы и направления улучшения финансирования предприятия малого бизнеса.
Объект исследования – ООО «Автогрупп-Логистик» г. Колпино Ленин-градской области, основным направлением деятельности которого является деятельность вспомогательная прочая, связанная с перевозками.
Предмет исследования – формирование и использование финансовых ресурсов малого предприятия.
В качестве источников проведения исследования выступили норматив-но-правовые акты функционирования малого предприятия, труды отече-ственных авторов, материалы сети интернет, а также внутренняя отчетность малого предприятия.
В качестве методологической и теоретической основы выпускной ква-лификационной работы выступили методы познания общенаучные и науч-ные подходы к исследованию объектов и явлений. В работе были использо-ваны научные подходы исследования: системный, традиционный и пр. Вме-сте с тем использовались методы и принципы статистического анализа, структурно-логического анализа, способы изучения эффективности исполь-зования финансовых ресурсов предприятий.
Глава 1. Теоретические аспекты финансирования
малых предприятий
1.1. Сущность малого бизнеса и его роль
в финансово-экономической системе страны
Малым бизнесом чаще всего называют предприятия с незначительными объемами производства и с низкой численностью рабочих кадров. Законода-тельства разных стран устанавливают свои ограничения на ресурсы, что же касается России, то ограничения по выручке тут составляют до 800 миллио-нов рублей и работать там должно до 100 чел.
Для сравнения, в Украине данного рода критерии равны соответствен-но 10 млн. евро и 50 чел.
Важнейшие критерии отнесения организаций к субъектам малого биз-неса, в том числе в 2018 году, устанавливаются государством. Важнейшие требования, при условии соблюдения которых возможным является отнесе-ние организации к субъектам малого бизнеса, затрагивают показатели чис-ленности персонала и величины получаемого организацией дохода. Кто вы-ступает в качестве субъекта МСП, т.е. кого относят к субъектам малого пред-принимательства, определяется законом от 24.07.2007 №09-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства» в ст. 4. Представим данного рода критерии с учётом принятых нововведений.
На основе поправок, которые были приняты к закону № 209-ФЗ, большее количество организаций и индивидуальных предпринимателей те-перь могут причисляться к субъектам малого бизнеса :
- величина максимально допустимой суммы годовой выручки без НДС за предыдущий год для микропредприятий стала больше с 60 до 120 млн. руб. (рис. 1), а для малых предприятий - с 400 до 800 млн. руб.;
- стал выше размер разрешённой доли участия в уставном капита-ле малого предприятия иных коммерческих организаций, которые не явля-ются субъектами малого и среднего бизнеса – с 25% до 49%.
Рисунок 1. Критерии отнесения субъектов экономики к малому и сред-нему бизнесу
При этом размер допустимой среднесписочной численности работни-ков осталась неизменной: не выше 15 человек для микропредприятий и не выше 100 человек для малого предприятия.
Малый бизнес, как и любая форма предпринимательства, имеет свои достоинства и недостатки.
К преимуществам малого бизнеса можно отнести низкий размер стар-тового капитала, быстрота принятия решений, гибкость структуры, мобиль-ность и многое другое.
К недостаткам следует отнести ограниченность финансов, операцион-ные издержки, угроза во время кризиса, недоверие банков. Что касается до-стоинств малого бизнеса, то одним из самых важных пунктов является отно-сительно низкий размер стартового капитала. Для стартового капитала мо-жет быть достаточно незначительных личных сбережений, государственного гранта или небольшого кредита.
Кроме того, государство как правило поддерживает инициативу мало-го бизнеса и проводит различные программы стимулирования. Простота в управлении – немаловажный фактор, ибо именно из-за небольших размеров предприятия бизнесом легко и просто управлять. Вести учет товаров, движе-ние финансовых потоков, отчетность перед государством – все это не так сложно держать под контролем владельцу малого предпринимательства. Го-воря о быстром процессе приятия решений, стоит сказать, что к малому биз-несу это относится на сто процентов .
В малом бизнесе контроль над компанией чаще всего на сто процентов принадлежит его владельцу. Хозяин фирмы вправе принимать самостоятель-но все стратегически важные решения и вносить какие-либо изменения в ра-бочий процесс.
Благодаря гибкости структуры малые предприятия могут быстро реа-гировать на изменения рыночной ситуации, переориентировать свое произ-водство, изменить объемы и технику производства, внести необходимые корректировки. Малый бизнес более гибок, чем крупные компании с их бю-рократическими процедурами. Что касается государственной поддержки, то в развитых странах правительство всячески помогает и поощряет малый бизнес, поскольку он является фундаментом экономики.
Малый бизнес уменьшает уровень безработицы, пополняет бюджет налоговыми отчислениями, вносит вклад в развитие общественности. В раз-ных странах существуют различные программы стимулирования малого бизнеса – налоговые каникулы, гранты, льготное кредитование. Благодаря мобильности малые предпринимательства в любой форс-мажорный момент могут сменить свое месторасположение.
У малого предпринимательства есть и свои недостатки. Ограничен-ность финансовых средств – один из них. Низкий размер капитала сдержива-ет расширение малых фирм. Так же малому бизнесу под час сложнее полу-чить от государства лицензии, патенты и разрешения на определенные виды деятельности, чем крупным фирмам .
Еще одним недостатком малого бизнеса является угроза со стороны крупных фирм. Другая сторона медали малых фирм заключается в том, что солидные клиенты скорее всего предпочтут иметь дело с крупным поставщи-ком товаров или услуг, чем с малым. Крупные торговые корпорации имеют раскрученный бренд, торговую марку, рекламу широкого спектра, что вну-шает больше доверия у клиента. Если малый бизнес производит товары, то его операционные издержки выше, чем у крупных компаний, использующих эффект от масштаба производства.
Во время кризиса малому предпринимательству значительно сложнее выжить, нежели крупному бизнесу. Последние могут добиться от государ-ства налоговых поблажек или каких-либо бонусов, когда малым фирмам по-лучить это гораздо сложнее.
В период кризисов экономического характера как раз субъекты малого бизнеса становятся банкротами в первую очередь. К сожалению, субъектам малого бизнеса несколько сложнее получить кредит в банковском учрежде-нии, чем более крупным компаниям.
Компании малого бизнеса могут вызвать у банковского учреждения определенное недоверие по поводу их уровня платежеспособности и или их
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемых источников
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 26.10.2021) // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994. № 32.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 №146-ФЗ (ред. от 08.07.2021) // Собрание законодательства РФ, 03.08.1998. №31.
3. О развитии малого и среднего предпринимательства: Федераль-ный закон от 24.07.2007 №209-ФЗ (ред. от 02.07.2021) // «Российская газе-та». № 164. 31.07.2007.
4. Беспалов М.В. Особенности развития предпринимательской дея-тельности в условиях современной России: учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2019. – 232с.
5. Бушунц К.С., Рольбина Д.Д. Основные проблемы развития мало-го бизнеса в Российской Федерации // Проблемы современного социума гла-зами молодых исследователей – XII: материалы XII Всероссийской науч.-практ. конференции преподавателей, студентов, магистрантов и аспирантов. - Волгоград: Волгоградский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2020. – С.146-149.
6. Вирабян Н.М. К вопросу о выборе источников финансирования деятельности субъектов малого и среднего бизнеса // Молодой ученый. – 2020. - №2. – С.239-242.
7. Гайнутдинова А.И., Бурганов Р.А. Проблемы формирования фи-нансовых ресурсов малых и средних предприятий // Инновационные науч-ные достижения. – 2021. - №1-2. – С.196-201.
8. Галимарданова Н.М. Финансы предприятий малого бизнеса и их особенности // Научно-методический электронный журнал Концепт. – 2017. – Т. 11. - №1. – С.18-33.
9. Зима А.В., Гатиятулин Ш.Н. Организация финансов малого предприятия // Экономика и управление: вызовы, проблемы, перспективы: сборник научных статей по материалам науч.-практ. конференции. – М.: МФЮА, 2020. – С.376-378.
10. Иванов Р.В. Анализ источников формирования финансовых ре-сурсов предприятий малого бизнеса // Научное сообщество студентов. Меж-дисциплинарные исследования: сборник статей по материалам CXV студен-ческой междун. науч.-практ. конференции. – Новосибирск: Сибирская акаде-мическая книга, 2021. – С.72-76.
11. Критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства. – Режим доступа: https://www.regberry.ru/malyy-biznes/subekty-malogo-predprinimatelstva-kriterii-otneseniya.
12. Лактионова О.Е., Терещенко Э.Ю., Десятский С.П. Трансформа-ция организации и управления финансами малого и среднего бизнеса // Фи-нансовая аналитика: проблемы и решения. – 2017. – Т.10. - №7. – С.767-789.
13. Мальцева Д.А. Формы и методы финансового управления на предприятиях малого и среднего бизнеса // Вестник магистратуры. – 2017. - №1-2. - С.106-108.
14. Моисеева Ю.А. Источники финансовых ресурсов предприятий малого бизнеса: особенности и проблемы // Новая наука: теоретический и практический взгляд: материалы Междун. (заочной) науч.-практ. конферен-ции. – Нефтекамск: Мир науки, 2020. – С.155-163.
15. Морозко Н.И., Диденко В.Ю. Финансовый менеджмент в малом бизнесе: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 347с.
16. Новикова И.Н. Малый бизнес: особенности финансового менедж-мента // NovaInfo.Ru. – 2017. – Т. 1. - №62. – С.93-97.
17. Пилюгина С.Ю. К вопросу выявления проблемных аспектов дея-тельности института малого и среднего бизнеса в России // Актуальные во-просы права, экономики и управления: Сборник статей VIII Международной научно-практической конференции. – Пенза: Наука и Просвещение, 2017. – С.52-57.
18. Планидко Ю.И., Куманеева М.К. Современные аспекты финанси-рования малого бизнеса в Российской Федерации // Приоритеты мировой науки: новые подходы и актуальные исследования: сборник научных трудов по материалам V Междун. науч.-практ. конференции. – Анапа: НИЦ эконо-мических и социальных процессов, 2020. – С.28-34.
19. Подольских Т.С. Оценка эффективности финансового менеджмен-та на предприятии // стратегия устойчивого развития регионов России. – 2017. – 337. – С.11-16.
20. Симонова Е.В. Соотношение конкурентных преимуществ малого и крупного бизнеса // Вестник ОрелГИЭТ. – 2017. - №2. – С.23-27.