Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования. Конфликт на востоке Украины находится в центре внимания мирового сообщества. В условиях происходящей трансформации системы международных отношений события в этой стране выходят далеко за ее пределы. Вовлеченность в ситуацию региональных и внерегиональных центров силы создает запутанное и многоуровневое переплетение интересов. В этой связи от того, каким образом развернутся события на Украине, зависит баланс сил не только в этой стране или на Ближнем Востоке, но и отчасти во всем мире.
Внешняя политика Украины находится фактически «в тисках» глобализационных процессов. С относительно недавнего времени она стоит перед устойчивой дилеммой – Россия или Запад. Выбор политического руководства страны, идентификация им национальных интересов, выстраивание системы двусторонних и многосторонних связей представляют особый интерес для исследователя.
Также, представляется актуальным анализ видения и попыток руководства Украины разрешения конфликта на востоке страны и перспектив выстраивания отношений с Россией в контексте суверенитета над Крымом и в урегулирования ситуации с Донецкой и Луганской народными республиками.
Представляет интерес анализ позиции России в ходе кризиса на Украине, тенденций и перспектив развития ситуации. В этой связи крайне актуальным представляется изучение того, каким образом происходит интернационализация конфликта, какие факторы способствовали этому, в каких формах происходило вмешательство.
Объект исследования – международный военно-политический конфликт.
Предмет исследования – Особенности гибридной войны на юго-востоке Украины 2014 – 2021 гг.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 2014 года, когда начался конфликт на Украине, и до 2021 года, то есть фактически до настоящего времени.
Цель работы – изучить характер и особенности военных конфликтов, принципы их урегулирования.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать международные военно-политические конфликты.
2. Раскрыть особенности гибридных войн.
3. Урегулирование и предотвращение международных конфликтов.
4. Проанализировать начальные причины международного конфликта.
5. Исследовать характер конфликта.
6. Анализ политических последствия и перспектива урегулирования конфликта.
Основная идея работы. Основная идея работы заключается в понятии основных причин раскола государства, изучение политических проблем внутри современной Украины, что в последствии приведет к гражданской войне. И рассмотрения последствий для мировой арены. Внутри государственный переворот и в последствии гражданская война на Украине переросла в нечто большие и намного масштабное событие последнего десятилетия. На почве этого произошло множество международных процессов которые несомненно повлияли на политико-экономические сферы государств.
Методологическая основа и методы исследования. Методологической основой исследования послужили положения концепция политического реализма.
Исследование основано на использовании исторического метода, системного подхода, сравнительного анализа, структурно-функционального метода.
Структура работы обусловлена ее целью и задачами и включает в себя введение, основную часть, две главы и шесть параграфов, заключение и список использованной литературы.
Глава 1. Теоретико-методологические обоснования международных конфликтов
1.1. Международные военно-политические конфликты
В современной теории международных отношений использование силы является фундаментальным вопросом. Из этого критерия исходит традиционное деление на политический реализм и политический либерализм (идеализм).
Политический реализм восходит к идеям Фукидида, Макиавелли, Гоббса, де Ваттеля, Клаузевица. Основоположник современного политического реализма Г. Моргентау отмечал , что в основе международных отношений лежат конфликты и противоборство ведущих государств мира, поскольку такова вечная и неизменная природа человека. Государства руководствуются стремлением к увеличению своей власти. Власть включает в себя военную и экономическую компоненты, которые гарантируют безопасность государства и обеспечивают его процветание. Мир возможен только благодаря установлению баланса сил. Убеждение в способности и желании государств опираться на систему международных организаций, международное право или мораль является ошибочной трактовкой и на практике могут приводить к масштабным трагедиям, например, ко Второй мировой войне.
Однако абсолютизация фактора силы ограничивает понимание поведения государств в современном мире . Сами международные отношения претерпевают трансформации, например, рост международных и региональных организаций, рост взаимозависимости, глобализационные процессы . По мнению К. Уолца , любое государство, стоящее перед дилеммой сила или безопасность, должно выбрать безопасность. Так возникают предпосылки для международного сотрудничества в рамках международной системы, которая накладывает ограничения на агрессивное поведение государств. Считая баланс сил главным сдерживающим фактором, К. Уолц полагал, что гарантия взаимного уничтожения удержала США и СССР от Третьей мировой войны. На уровне регионов в Южной Азии Индия и Пакистан воздерживаются от полномасштабного конфликта прежде всего из-за наличия у обеих стран ядерного оружия .
Политическому реализму напрямую оппонирует политический либерализм (идеализм). Его истоки восходят к идеям Витториа, Гроция, Канта, а в 20 веке отразился в идеях таких политический деятелей, как В. Вильсон. Основной идеей политического либерализма являются стремление «навсегда» покончить с любыми вооруженными конфликтами между государствами. По мнению сторонников политического либерализма, по мере своего развития мировое общественное мнение способно влиять и формировать позицию мирового сообщества, которое должно опираться на международное право, содействовать возрастанию численности и роли международных и региональных организаций, расширять взаимовыгодное сотрудничество. Одним из главных инструментов обеспечения мира является система коллективной безопасности. Это нашло отражение в создании Лиги Наций, а затем ООН. Под руководством ООН могло бы существовать «мировое правительство», действующее в интересах всего человечества. Можно отметить рост международных и региональных организаций, например, на постсоветском пространстве это СНГ, ОДКБ, ЕАЭС, а также ШОС.
На наш взгляд, политический реализм, основанный на понимании таких факторов, как национальный интерес, сила, конфликты, баланс сил и т.д., наиболее полно, в сравнении с политическим либерализмом, отражает сущность современных международных отношений, в целом, и конфликт на Украине, в частности.
Конфликты находятся в центре внимания мировой политики. За всю историю существования государств насчитывается свыше пяти тысяч вооруженных конфликтов . Основные парадигмы международных отношений во многом концентрируются вокруг проблемы конфликтов и сотрудничества.
В самом общем виде конфликт определяют как столкновение интересов. В свою очередь, “политический конфликт - это столкновение, противоборство политических субъектов, обусловленное противоположностью их политических интересов, ценностей и взглядов» .
В конфликтах особую роль играют кризисы. Они традиционно связаны с внутригосударственными проблемами, однако в настоящее время все чаще увязываются с международными и межгосударственными отношениями. Все чаще поводами для международных кризисов выступают и внутригосударственные процессы.
В частности, конфликт на Украине послужил причиной крупнейшего современного вооруженного противостояния в регионе, непосредственно повлиявший не только на отношения Украины с другими странами, но и коренным образом изменив их характер и баланс сил в Европе.
Конфликт обычно начинается в скрытой, или латентной форме. На этой стадии происходит формирование противоречий между сторонами и постепенное их нарастание.
Затем стороны конфликта осознают существующие противоречия, обозначают свои позиции и наступает стадия открытого конфликта. На этом этапе может происходить эскалация конфликта, когда стороны пытаются добиться своей цели усилением разных форм давления друг на друга, или же участники конфликта могут попытаться урегулировать его посредством переговоров, достигнув компромиссного решения .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Василик М.А. Политология. Москва, издательство Гардарики, 2006 г. С. 86.
2. Данилов Д. Стратегия национальной безопасности Украины: возможные последствия для российско-украинских отношений. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/v/strategiya-natsionalnoy-bezopasnosti-ukrainy-vozmozhnye-posledstviya-dlya-rossiysko-ukrainskih-otnosheniy (дата обращения: 01.11.2019)
3. Панова В. Современные западные исследования международного конфликта. Ж. Международные процессы. Том 13, № 1 (40). Январь–март 2015 - http://www.intertrends.ru/seven/005.htm (дата обращения: 15.11.2021)
4. О решении Совета национальной безопасности и обороны Украины от 6 мая 2015 года "О Стратегии национальной безопасности Украины". Указ Президента Украины, Решение от 26.05.2015 № 287/2015 [Электронный ресурс] URL: http://search.ligazakon.ua/l_doc2.nsf/link1/U287_15.html (дата обращения: 01.11.2019)
5. Стратегия национальной безопасности Украины. [Электронный ресурс] URL: https://www.sq.com.ua/rus/news/obschestvo/27.05.2015/strategiya_nacionalnoj_bezopasnosti_ukrainy/ (дата обращения: 01.11.2019)
6. Соглашение об ассоциации между Украиной и ЕС. [Электронный ресурс] URL: https://www.docme.ru/doc/784919/polnyj-tekst-soglasheniya-es---ukraina (дата обращения: 15.11.2021)
7. Deterring hybrid warfare: a chance for NATO and the EU to work together? [Электронный ресурс]. //- NATO Review, 2014. - https://www.nato.int/docu/review/2014/Also-in-2014/Deterring-hybrid-warfare/EN/index.htm (дата обращения 15.11.2021)
8. Experts made proposals for expanding sanctions against Russian Federation. [Электронный ресурс] URL: http://www.icps.com.ua/en/studies-icps/foreign-policy/experts-made-proposals-for-expanding-sanctions-against-russian-federation/ (дата обращения: 01.11.2019)
9. Frank G. Hoffman. Conflict in the 21st Century: The Rise of Hybrid Wars. [Электронный ресурс]. //Potomac Institute for Policy Studies, Arlington, Virginia.December 2007. http://www.projectwhitehorse.com/pdfs/HybridWar_0108.pdf (дата обращения 15.11.2021)
10. Handbook of Peace and Conflict Studies. Edited by C.Webel and J.Galtung, Routledge, 2007. P.227-248.
11. Hans Morgenthau and Kenneth Thompson, Politics Among Nations, 6th edition, New York: McGraw-Hill, 1985
12. Rational Theory of International Politics: The Logic of Competition and Cooperation, Charles L. Glaser, Princeton University Press, 2010Waltz K. Theory of International Politics. New-York. McGraw-Hill. 1979.
13. Sridharan E. International Relations Theory and South Asia: Security, Political Economy, Domestic Politics, Identities, and Images, Oxford University Press, 2015
14. Scott D. Sagan and Kenneth N. Waltz. The Spread of Nuclear Weapons: A Debate Renewed. – New-York: W.W. Norton, 2003.
15. The Handbook of Conflict Resolution: Theory and Practice. Edited by M. Deutsch, P. Coleman, E. Marcus. Jossey-Bass 2 edition, 2006.P. 44-48.
16. The Handbook of Conflict Resolution. Edited by J.Bercovitch, V. Kremenyuk and W.Zartman.SAGE Publications, 2005 .367 p.
17. Waltz K. Theory of International Politics. New-York. McGraw-Hill. 1979.