Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования. Заболевания органов дыхательной системы у детей имеет большой коэффициент заболеваемости, что обусловлено анатомо-физиологическими особенностями органов дыхания и функциональным недоразвитием защитных механизмов детей дошкольного возраста. Они в значительной степени устанавливают уровень детской заболеваемости, что определяет актуальность и социальную значимость совершенствования реабилитационно-восстановительных мероприятий. Однако, заболевания органов дыхательной системы, чаще острые воспалительные заболевания дыхательных путей, остаются главной из причин смертности у детей, но чаще эти заболевания возможно предотвратить и вылечить.
Дыхание – это жизнь. Справедливость такого утверждения вряд ли у кого-нибудь вызовет возражение. Действительно, если без твердой пищи организм может обходиться несколько месяцев, без воды – несколько дней, то без воздуха – всего несколько минут.
Развитие детей и создание условий, препятствующих ухудшению их здоровья в процессе обучения в дошкольном учреждении – одна из самых актуальных задач современной педагогики.
В настоящее время выявлена тенденция ухудшения состояния здоровья детей. Острые респираторные заболевания занимают ведущее место в структуре общей заболеваемости дошкольников. Это связано как с анатомо-физиологическими особенностями, так и с низким уровнем общей сопротивляемости организма ребенка, его иммунобиологических свойств. Поэтому целесообразно с раннего возраста уделять особое внимание формированию, развитию и укреплению респираторной системы и на этом фоне общему оздоровлению организма. Важную роль в развитии органов дыхания играет дыхательная гимнастика.
Дыхательная гимнастика – это комплекс специализированных дыхательных упражнений, направленных на укрепление физического здоровья ребенка.
Она служит для развития у ребенка органов дыхания, постановки различных видов дыхания, а также профилактики заболеваний верхних дыхательных путей.
Ключевая цель дыхательной гимнастики – научить дошкольника правильно дышать, а значит, укрепить его здоровье.
Цель данного исследования: изучить особенности и возможности дыхательной гимнастики для работы с дошкольниками.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
• Рассмотреть дыхательную гимнастику как систему специальных упражнений;
• Провести анализ существующих методик дыхательной гимнастики для детей дошкольного возраста;
• Изучить цели и польза дыхательной гимнастики;
• Рассмотреть дыхательные упражнения для детей разного возраста;
• Разработать комплекс дыхательных и общеукрепляющих упражнений для детей дошкольного возраста.
Объект исследования: здоровьесберегающие технологии в ДОО.
Предмет исследования: дыхательная гимнастика.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ДЫХАТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ
1.1. Дыхательная гимнастика как система специальных упражнений
Дети более склонны к заболеваниям бронхов и легких, чем взрослые. Главной причиной являются строение дыхательной путей ребенка, из-за этого способность организма сопротивляться инфекциям у детей уменьшается [6, С.160].
Данные различных исследований, которые проводятся по единой методике с применением критериев диагностики, говорит о том, что реальная распространенность хронических заболеваний органов дыхательной системы часто превышает официальные данные во много раз [3, С. 158-162]. Негативная динамика темпов роста общей заболеваемости детей в последние годы обусловлена рядом причин. Установлено, что темп роста заболеваемости органов дыхания детей превосходит над темпом роста первичной заболеваемости в целом [2, С. 120-124].
Средства лечения, используемые в лечебно-профилактическом учреждении, не доставляют детям радости, сопровождаются страхом перед любыми медицинскими манипуляциями. Тогда, как занятия дыхательной гимнастикой создают психологический комфорт на весь период восстановления детей, помогают разнообразить досуг, настроиться на благоприятный прогноз заболевания, формируют положительное и активное отношение к физическим упражнениям [7, С. 386].
Одним из основных средств физической реабилитации детей с хроническими заболеваниями органов дыхания является дыхательная гимнастика. Дыхательная гимнастика – система специально подобранных физических упражнений для дыхательной мускулатуры, которые обеспечивают совершенствование биомеханики дыхания и газообмена [5, С. 24].
Общеизвестно, что под влиянием любых физических упражнений у обучающихся возрастают функциональные резервы дыхательной системы. Это происходит прежде всего вследствие увеличения легочного объема, в частности увеличение жизненного объема легких, повышение функционального состояния дыхательной мускулатуры и улучшение регуляторных механизмов дыхания. При систематической мышечной работе формируется рациональный, физиологически совершенный тип дыхания.
Согласно В. С. Фарфелю, у систем управления дыханием существует такая особенность, как дыхательная автоматия – непрекращающаяся ритмическая деятельность дыхательного центра, на фоне которой происходит сознательное управление дыхательными движениями и действуют выработанные до автоматизма навыки дыхания [23].
На основании ряда исследований можно считать, что на дыхательные движения ведущее влияние оказывает кора головного мозга (А. Н. Крестовников, М. Е. Маршак), что выражается в возможности произвольно задерживать дыхание, изменять его ритм и глубину. Кора головного мозга оказывает не только пусковое, но и корригирующее действие, поскольку она в течение всей работы обеспечивает соответствующую легочную вентиляцию, темп и ритм дыхания. При этом устанавливается условно-рефлекторная связь между привычными видами мышечной деятельности и дыханием [11].
При мышечной работе новые механизмы регуляции обеспечивают адекватное дыхание, которое способствует установлению эффективности между воздухообменом и кровоснабжением легких. В результате систематического и частого выполнения дыхательных упражнений они становятся условным раздражителем для коры головного мозга и могут изменить характер дыхания. Динамические дыхательные упражнения сопровождаются определенными движениями рук, туловища, ног. Эти движения всегда должны соответствовать определенным фазам дыхания.
Физиологами установлено, что вдох и выдох оказывают противоположное воздействие на функциональное состояние коры головного мозга. Вдох вызывает небольшой сдвиг в сторону возбуждения, а выдох – сдвиг в сторону торможения, т. е. вдох является возбуждающим фактором, выдох – успокаивающим. При равной длительности вдоха и выдоха эти влияния в целом нейтрализуют друг друга [16].
Дыхательные упражнения по характеру воздействия на организм и их выполнению делятся на динамические и статические. К статическим относят дыхательные упражнения, не сочетаемые с движениями туловища и конечностей: изменение частоты и типа дыхания, фаз дыхательного цикла (различные соотношения вдоха и выдоха по времени, кратковременные паузы и задержки дыхания, сочетание дыхания с произнесением отдельных звуков), понижение уровня дыхания.
Динамические дыхательные упражнения – это упражнения, при которых дыхание сочетается с различными движениями. При этом движение облегчает выполнение различных фаз дыхательного цикла или целиком всего цикла. К ним относят упражнения, обеспечивающие избирательное увеличение подвижности и вентиляции отдельных участков легкого, увеличение подвижности ребер и диафрагмы, формирующие навыки рационального сочетания дыхания и движения. При выполнении динамических дыхательных упражнений очень важно амплитуду и темп упражнения согласовывать с глубиной и ритмом дыхания.
Значительное количество исследований посвящено изучению влияния дыхания на движение (Е. В. Кудрявцев, И. М. Серопегин, В. С. Фарфель и др.). Анализ научно-методической литературы показал, что любые виды физической культуры, в которых стимулируется дыхательная функция, можно считать дыхательной гимнастикой.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеева Я.А. Оценка эффективности использования дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой со старшими школьниками/ Я.А. Алексеева, Н.В.Минникаева//Наука-2020. –2017. –С. 136-141.
2. Белякова Л.И. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушением речи / Л.И. Белякова, Н.Н. Гончарова, Т.Г. Шишкова. - М.: Книголюб, 2004. - 56 с.
3. Выгодская И.Г. Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях: Кн. для логопеда / И.Г. Выгодская, Е.Л. Пеллингер, Л.П. Успенская. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвящение, 1993. - 223 с.
4. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
5. Диагностика здоровья : сб. науч. тр. / отв. ред. Н. В. Судаков. – Воронеж : Изд-во Воронеж. ун-та, 1990. – 176 с.
6. Дубровский, В. И. Валеология. Здоровый образ жизни / В. И. Дубровский. – М. : RETORIKA-A : Флинта, 1999. – 560 с.
7. Евсеев, Ю. И. Физическая культура / Ю. И. Евсеев. – Ростов н/Д : Феникс, 2003. – 384 с.
8. Зайцев, Г. К. Твое здоровье: Регуляция психики / Г. К. Зайцев, А. Г. Зайцев. – СПб. : Детство-пресс, 2000. – 96 с.
9. Иванова, Н. Н. Лучшие методики дыхания по Стрельниковой, Бутейко, Цигун / Н. Н. Иванова. – Ростов н/Д : Феникс, 2004. – 320 с.
10. Казьмин, В. Д. Дыхательная гимнастика / В. Д. Казьмин. – Ростов н/Д : Феникс, 2000. – 224 с.
11. Крестовников, А. Н. Очерки по физиологии физических упражнений / А. Н. Крестовников. – М., 1951.
12. Кудрявцев, Е. В. О кортикальных связях между дыханием и мышечной деятельностью : автореф. дис. … канд. пед. наук / Е. В. Кудрявцев. – М., 1953. – 20 с.
13. Маршак, М. Е. Анализ явлений врабатываемости центральной нервной системы / М. Е. Маршак // Учен. зап. ГЦОЛИФК. – 1947. – Вып. 2.
14. Меньшикова Г.В. Лучшие дыхательные гимнастики для вашего здоровья. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2007.
15. Милюкова, И. В. Лечебная гимнастика при заболеваниях органов дыхания / И. В. Милюкова, Т. А. Евдокимова. – М. : Эксмо ; СПб. : Сова, 2004. – 112 с.
16. Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений: Учебное пособие для учителя физической культуры. М., 2013. 239 с.
17. Овсянников, В. Д. Дыхательная гимнастика. / В. Д. Овсянников. – М. : Знание, 1986. – 64 с.
18. Орлова Л. Большая энциклопедия дыхательных гимнастик / Л. Орлова. – Минск: Харвест, 2007.
19. Пантелеева Е.В. Дыхательная гимнастика для детей. – М.: Человек, 2012. – 160 c.
20. Программа воспитания студенческой молодежи в учреждении образования «Брестский государственный университет имени А. С. Пушкина» на 2016–2020 гг. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.brsu.by.
21. Серопегин, И. М. Взаимное влияние рабочих и дыхательных движений при циклической и ациклической мышечной деятельности : автореф. дис. … д-ра биол. наук / И. М. Серопегин. – М., 1968. – 40 с.
22. Суржененко,Я. Дыхание по методу Бутейко. Уникальная дыхательная гимнастика от 118 болезней! / Я.Суржененко. –М.:АСТ,2015. –168 с.
23. Фарфель, В. С. Физиология спорта / В. С. Фарфель. – М. : Физкультура и спорт, 1960. – 384 с.
24. Щетинин, М. Н. Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой / М. Н. Щетинин. – М. : Метафора, 2002. – 128 с.
25. Яковлева Л.В. Физическое развитие и здоровье детей 3–7 лет: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М., 2014. 315 с.