Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В системе дошкольного образования в связи с принятием ФГОС ДО, а также меняющихся нормативно-правовых, административных, экономических, социокультурных условий, дошкольные организации могут вполне реально осуществлять реформу своей деятельности. Это касается и совершенствования развивающей среды ребёнка. Здесь крайне необходимо произвести изменения при сохранении лучших традиций системы.
В дошкольном учреждении исключительно важным является создание безопасной образовательной среды. Данное направление работы в дошкольном учреждении затрагивает многие стороны жизнедеятельности детей и педагогического коллектива, имеет разносторонний и многоплановый характер.
Актуальность проблемы формирования безопасного образовательного пространства обусловлена растущей динамикой опасных ситуаций в образовательных учреждениях и детским травматизмом. Анализ происшествий даёт основания утверждать, что любая деятельность воспитанников и персонала потенциально опасна. В то же время любая деятельность может быть защищена, может быть уменьшен риск её опасных воздействий и последствий. Это возможно благодаря усилиям коллектива образовательного учреждения и родителей.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования наряду с требованиями к структуре основной образовательной программы дошкольного образования предусматривает требования к условиям её реализации (психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым), а также требования к развивающей предметно-пространственной среде. Все это касается и оборудования площадок для групп детей дошкольного возраста.
Цель исследования: рассмотреть методические требования к оборудованию площадки группы для детей дошкольного возраста..
Задачи исследования:
1. Провести анализ научных взглядов на понятие предметно-развивающей среды в ДОО.
2. Раскрыть вопросы создания современной предметно-развивающей среды на игровых площадках ДОО в соответствии с ФГОС.
3. Осветить основные требования к оборудованию детских площадок в ДОО.
4. Представить основные требования к оборудованию спортивных площадок в ДОО.
Методы исследования: анализ научно–теоретической и психолого–педагогической литературы.
Структурные компоненты курсовой работы: ведение, две главы, заключение и список используемой литературы.
1. Теоретические основы организации безопасной образовательной среды в ДОО
1.1. Анализ научных взглядов на понятие предметно-развивающей среды в ДОО
Задачей любой дошкольной образовательной организации выступает конструирование условий для развития и воспитания детей, сберегая их здоровье в безопасной и благоприятной среде. Важная часть этой задачи - конструирование предметно-пространственной среды, которая соответствует структурным элементам процессов воспитания и развития. Л. А. Абузярова термин «развивающая среда» трактует как «сопряжение материально-технических, санитарно-гигиенических, эстетических, психолого-педагогических характерностей, которые обеспечивают создание жизни детей и взрослых». Цель конструирования развивающей среды – предоставить обеспечение потребностей, значимых для жизни растущей личности: биологические, социальные, душевные [1, с. 30].
Сегодня в дошкольной педагогике установились две теории развивающей среды авторов: В. А. Петровского и С. Л. Новоселовой.
В теории В. А. Петровского, изучаются подходы к ее конструированию на фундаменте модели взаимодействия взрослого и ребенка, которая ориентирована на личность. Это показано в принципах конструирования развивающей среды: расстояния, взглядов на сопряжение; активности, самостоятельности, креативности; статики - движения; наполнения и пластичного зонирования; обеспечения индивидуального благополучия и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого; сопряжения традиционных и новых элементов в эстетической конструировании среды; открытости – замкнутости; учета гендерных и возрастных различий детей [13, с. 70].
Теория С.Л. Новоселовой, базируется на деятельностно-возрастном подходе в системе и стоит на современных взглядах о предметном характере деятельности. В фундаменте этих указаний – анализ сути предметной деятельности, ее характерностей и значения развития личности и психики.
Наполнения воспитательно-образовательного процесса конструируется в прямой зависимости от сути воспитания, возраста, опыта и степени развития детей и их деятельности [11, с. 64]. Обе концепции дополняют друг друга. В одной больше раскрыт аспект цели, а в другой – сути.
Требования ФГОС к предметно — развивающей среде:
1. Предметно-развивающая среда гарантия более полного проведения образовательных возможностей.
2. Все помещения детского сада, где проходит образовательный процесс, должны быть доступны для детей.
3. Дети должны свободно допускаться к играм, игрушкам, материалам, пособиям, которые обеспечивают все основные виды деятельности [16].
Предметно-развивающая среда конструируется так, чтобы каждый ребенок мог свободно делать, то, что ему нравится. Раскладка предметов по зонам (центрам развития) позволяет детям сочетаться по общим интересам: делать поделки, рисовать, театр, эксперимент. Обязательным в структуре предметно – развивающей среды должны присутствовать материалы, стимулирующие активность познания: развивающие игры, технические предметы и игрушки, модели, предметы для опытов и поиска- магниты, лупы, пружинки, весы, пробирки и др.; большой выбор бросового материала для исследования, экспериментов, сбор коллекций [5, с. 88].
В составе предметно – развивающей среды должны быть материалы, которые учитывают гендерные различия, как в труде, так и в игре. Мальчикам нужны материалы для создания поделок из дерева, девочкам для работы с шитьем, бисером. Для творчества в игре девочкам потребуются детали женского костюма, украшения, кружева, банты, и т. п.; мальчикам — элементы военной формы, детали доспехов и вооружения рыцарей, богатырей, техника [8, с. 64]. Развивающая предметная среда выступает главным средством конструирования личности ребенка и источником его знаний и жизненного опыта [6, c. 107].
В последнее время применяется принцип сопряжения образовательных областей при помощи предметно - развивающей среды групп и детского сада в целом, содействующий конструированию единой предметно - пространственной среды. Это значит, что для более полного развития ребенка конструируются несколько предметно — развивающих «сред»: для развития речи, математических способностей, эстетического, физического развития, которые могут трансформироваться в одну при необходимости или несколько многофункциональных сред. При этом очень важно, чтобы предметы и игрушки, с которыми будут осуществляться манипуляции, и играть дети, на первом этапе знакомства с данной средой были не просто объектами их внимания, а средством общения с взрослыми [5, с. 76].
Конструируя предметно-развивающую среду нужно помнить:
1. Среда признана исполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое важное - она это средство развития самостоятельности и самодеятельности ребенка.
2. Нужно гибко и вариативно использовать пространство. Среда служит удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
3. Форма и дизайн компонентов среды ориентированы на безопасность и возраст детей.
4. Элементы декора должны быть с легкостью заменяемые.
5. В каждой группе нужно определить место для детского экспериментирования.
6. Конструируя предметную среду в группе нужно учитывать закономерности развития психики, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень развития речи, а также показатели эмоционально — потребностной сферы.
7. Тоны цветов оборудования предметно – развивающей среды должны быть тёплыми и пастельными.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1. Абузярова Л. А. Предметно-развивающая среда ДОУ // Ребенок в детском саду. – 2017. - № 6. - С. 30-32.
2. Агаджанова С.Н. Физическое развитие детей / С.Н. Агаджанова. – М.: Детство-Пресс, 2012. – 444 c.
3. Артамонова О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности // Дошкольное воспитание. - 2015. - №4. – С. 24 – 33.
4. Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика. учебное пособие / Л.Р. Болотина, Т.С. Комарова, С.П. Баранов. – М., 2006.
5. Виноградова Н.А., Микляева Н.В. Интерактивная предметно-развивающая и игровая среда детского сада: Пособие для воспитателей детского сада. - М.: Просвещение, 2017. - 197с.
6. Глушкова Г. Устройство вариативной предметно-пространственной среды в групповых помещениях. // Ребёнок в детском саду. – 2018.-№ 5. – c. 76 – 84.
7. Глушкова, Г. Предметная среда действительно развивающая? // Дошкольное воспитание. – 2018. - №2. – С. 107-112.
8. Гогоберидзе А. Г. Проектирование развивающей предметно-пространственной среды современного детского сада // Справочник руководителя дошкольного учреждения. - 2019. - №4. - С. 64-70.
9. Комментарии к ФГОС дошкольного образования /Письмо Минобрнауки России от 28 февраля 2014 г. № 08-249.
10. Кузнецова С. В. Обновление предметно - развивающей среды // Ребенок в детском саду. – 2016. - № 4. - С. 58-62.
11. Новоселова С.Л. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн – проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах Л.Н. Павлова. 2-е изд. – М.: Айресс Пресс, 2017. — 119 с.
12. Пензулаева Л.И. Растем здоровыми и крепкими. 5–6 лет / Л.И. Пензулаева. – М.: Дрофа, 2007. – 832 c.
13. Петровский В.А., Кларина Л.М., Смывина Л.А., Стрелкова Л.П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении: Учебное пособие. - М.: Владос, 2017. – 200 с.
14. Полянская Е.В. Создание доброжелательного образовательного пространства в ДОУ / Е.В. Полянская, Л.Д. Тарасова // Молодой ученый. – 2021. – №29 (371). – С. 53–55.
15. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384) - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru
16. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки. М.: ТЦ Сфера, 2015. 96 с.